Оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия



 

Термин «оборотный капитал» или оборотные средства относится к текущим активам предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса.

По источникам формирования оборотный капитал делится на собственный и заемный оборотный капитал. Величина собственных оборотных средств определяется как разность между итогом 3 раздела баланса «Капитал и резервы» и 1 раздела «Внеоборотные активы».

Заемные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов незавершенного производства, и следовательно, ведет к снижению уровня затрат на их хранение, что способствует в конечном счете повышению рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия.

Замедление времени оборота приводит к увеличению необходимого количества оборотных средств и дополнительным затратам, значит, к ухудшению финансового состояния предприятия.

Скорость оборота средств - это комплексный показатель организационно-технического уровня ПХД. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства. На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы:

– внешнего характера: сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования;

– внутреннего характера: ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.

Анализ использования оборотных средств начнем с изучения динамики и структуры собственных оборотных средств, которые равны разности между 3 разделом пассива баланса и 1 разделом актива. Величину СОС рассчитаем с помощью таблицы:

 

Таблица 2.6 – Анализ наличия и движения СОС

Показатели

код строки

2017 год

2018 год

изменения

Уставной капитал

410

6441

6441

0

добавочный капитал

420

905875

979257

73382

Резервный капитал

430

1610

1610

0

Фонд социальной сферы

440

109680

 

-109680

Целевые финансирования и поступления

450

 

 

 

нераспределенная прибыль

460

122652

157615

34963

Итого источников СОС

490

1146258

1144923

-1335

Исключаются:

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

829

240

-589

Основные средства

120

844779

917670

72891

Незавершенное строительство

130

149522

164281

14759

Долгосрочные финансовые вложения

140

8008

7742

-266

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

 

Убыток

465+475

96979

119907

22928

Итого исключаются

190+390

1100117

1209840

109723

СОС

 

46141

-64917

-111058

 

Величина СОС в 2018 году на ЗАО «ВПЗ» равна -64917 тыс. руб., что говорит о том, что на предприятии существенная нехватка денежных средств по сравнению с предыдущим годом. Можно предположить, что это произошло за счет уменьшения источников формирования СОС на -1335 тыс. руб., среди которых наиболее существенную роль сыграло отсутствие денежных средств фонда социальной сферы (-109680 тыс. руб.), которое не могло перекрыть увеличение фонда добавочного капитала и нераспределенной прибыли. В результате увеличения объема основных средств на 72891 тыс. руб. (этот показатель наиболее сильно изменился по сравнению с другими, входящими в оборотные активы), а также роста величины убытка на 22928 тыс. руб. и величины незавершенного производства на 14759 тыс. руб. значительно вырос объем внеоборотных активов, что и повлияло в конечном счете на величину изменения собственных оборотных средств.

Для обобщающей характеристики оборотных средств применяется показатель оборачиваемости, который можно рассчитать исходя из кругооборота по реализации продукции. Следующая таблица поможет провести анализ эффективности использования на предприятии оборотных средств.

 

Таблица 2.7 – Анализ эффективности использования оборотных средств

Показатели Формула расчета, исходные данные 2017 год 2018 год Отклонение (+, -)
 Выручка от реализации без НДС и акцизов, тыс. руб. N, ф2 1304825 1369979 65154
Количество дней анализируемого периода   360 360  
 Однодневная выручка, тыс. руб. n=N = N t 360 3624,52 3805,49 180,97
 Средние остатки всех оборотных средств, тыс. руб. О 213555 169584 -43971
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (число оборотов) Ко=N/ОЕ 6,110 8,078 1,968
 Продолжительность одного оборота, в днях m = 360/Ко или m = O/n 58,920 44,563 -14,357
 Коэффициент закрепления средств в обороте Кз=О/N 0,164 0,124 -0,040

Из данной таблицы видно, что оборачиваемость оборотных средств ускорилась на 1,968 оборота за год (на 14,357 дня), что говорит о том, что на предприятии улучшилась эффективность использования оборотные средств, что может быть хорошим фактором для улучшения финансового состояния в связи с нехваткой оборотных средств, которая сложилась на предприятии в 2018 году. Величина оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции уменьшилась на 4 копейки.

Можно рассчитать величину абсолютной экономии (привлечения) оборотных средств:

 

О2-1=(О21) *Крв,                                           (2.1)

 

где О2-1– величина экономии оборотных средств;

О2, О1 – средние остатки оборотных средств за 2002 и 2001 год;

Крв - коэффициент роста выручки от реализации продукции N2/ N1

 

О2-1=-43971*(1369979/1304825) = - 46166,6098 (тыс. руб.)

 

Тот же результат можно получить используя формулу:

 

О2-1= (m2- m1)* n1=(-14,357)*3805,49= -46166,6098 (тыс. руб.),

 

То есть на данном предприятии в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств было высвобождено 46166,6098 тыс. рублей, за счет чего увеличился бы объем продукции (при прочих равных условиях) на 420372,34 тыс. руб.

 

N2-1=(Ко2-Ко1)*О2=1,968*169584=420372,34.

 


2.3 Организация плановой работы на предприятии

 

Система планирования и стимулирования. Основные функции:

- организация и планирование экономической деятельности предприятия, выработка экономической политики, прогноз, экономический анализ, контроль за деятельностью функциональных служб, производств;

- планирование эффективной хозяйственной деятельности;

- разработка и внедрение систем управления предприятием, подразделениями, новых форм производственно-хозяйственной деятельности, экономического стимулирования;

- проведение анализа плановых и фактических затрат по статьям и элементам в разрезе производств и заводу в целом, видов деятельности, выявление резервов снижения затрат, источников необоснованных потерь и непроизводственных расходов;

- расчет смет затрат на производство в разрезе подразделений завода по статьям и элементам затрат;

- проведение анализа цен на материалы и услуги по элементам затрат;

- разработка и внедрение нормативов запаса ТМЦ с корректировкой расходования средств внутренних договоров по подразделениям;

- контроль договоров со сторонними организациями в части: смет на строительные работы, рыночных коэффициентов, цен на энергоресурсы, обоснованности закупки материалов на ремонтно-эксплутационные нужды, плана капитального ремонта;

- проведение анализа выполненных работ (услуг) по подразделениям завода в соответствии с заключенными договорами;

- контроль использования лимитов по элементам затрат в целом по предприятию и в разрезе подразделений;

- расчет цен на продукцию вспомогательных и обслуживающих производств внутри завода и для стороннего потребителя;

- контроль правильности расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, освоения новых типов подшипников, мероприятий бизнес-плана развития акционерного общества;

- оценка эффективности технических решений по изменению технологии;

- контроль за эффективностью и обоснованностью объемов вспомогательных и обслуживающих производств, необходимых для обеспечения плана производства подшипников;

- проведение проверок во вспомогательных и обслуживающих производствах правильности применения цен;

- составление справки о выполнении показателя себестоимости на балансовую комиссию;

- участие в обеспечение финансовой устойчивости предприятия, совершенствование экономического планирования, повышение эффективности деятельности;

- организация работы по расчету учетных цен на подшипники, детали, цены на брак и на незавершенное производство;

- разработка и внедрение нормативов запаса НЗП с корректировкой расходования средств внутренних договоров по подразделениям;

- расчет цен, себестоимости на подшипники и детали в фактических ценах;

- ведение ценников на подшипники и комплектующие детали;

- планирование общезаводских расходов и анализ их использования;

- свод планового и фактического внутризаводского оборота;

- анализ фактической себестоимости подшипников и деталей по производствам и заводу в целом;

- представление прогнозов по выполнению текущих и перспективных планов экономического и социального развития (по запросу);

- своевременное внесение изменений в плановые показатели работы завода и доведение их до структурных подразделений;

- подготовка сводных форм по технико-экономическим показателям производств и подразделений завода;

- составление техпромфинплана и расчетов по ожидаемой прибыли;

- осуществление комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- учет, анализ, оценка материальных и трудовых затрат на качество;

- разработка и актуализация нормативных документов по системе качества в части экономики качества;

- анализ системы качества управления;

- работа с внутренним аудитом;

- расчет оценки качества труда по УЭиН (Управление экономики и нормативов);

- подготовка расчета заработной платы по УЭиН;

- контроль за ходом выполнения плановых заданий по подразделениям завода;

- контроль фактического бюджета;

- контроль плана технического развития завода;

- контроль договоров и анализ их выполнения;

- анализ цен на материалы и услуги по поставщикам;

- анализ коэффициентов роста цен на материалы и услуги;

- контроль заключения договоров в части контроля цен на ТМЦ;

- ведение реестра потребителей продукции, работ и услуг;

- ведение реестра поставщиков ЗАО «ВПЗ»;

- разработка, внедрение и контроль материальных затрат в обществе;

- разработка норм расхода металла, материалов, исходя из технологической документации и технически обоснованных нормативов отходов и потерь, образовавшихся в процессе изготовления деталей и подшипников;

- систематический пересмотр норм на основе достижений науки и техники, внедрения передового производственного опыта;

- нормоконтроль подетальных норм расхода материалов;

- согласование технологических процессов изготовления деталей;

- заполнение норм по технологическим отходам для вторсырья;

- участие в разработке инструкций, текущих и перспективных планов;

- контроль за своевременным доведением до рабочих новых норм и расценок;

- разработка перечня нормативных документов, обязательных для применения при нормировании труда;

- кедение контрольных экземпляров расчетной трудоемкости и изменение трудоемкости в подразделениях;

- ведение учета и контроль входящей, исходящей и внутренней корреспонденции в соответствии со стандартом предприятия по организации документооборота и номенклатурой делопроизводства УЭиН;

- ведение перечня должностных инструкций и поддержание его в рабочем состоянии в соответствии со схемой организационной структуры УЭиН;

- требовать от подразделений предприятия сдачи проектов планов, отчетов, информации в установленные сроки;

- привлекать к участию в разработке планов, отдельных заданий, анализе показателей другие подразделения завода по принадлежности и экономистов производств и служб;

- проводить обследования производств и служб завода по вопросам, относящимся к компетенции управления;

- на общем собрании вносить и обсуждать предложения по проекту бизнес-плана развития ЗАО, по организации работы экономической службы и управления, положению о распределении фонда оплаты труда управления и другим вопросам;

- вносить предложения дирекции ЗАО о наложении взысканий на работников подразделений завода, нарушающих требования нормативных, организационно-распорядительных документов по вопросам своей деятельности;

- участвовать в совещаниях, созываемых руководством ЗАО, при обсуждении на них вопросов, связанных с деятельностью УЭиН;

- вносить дирекции ЗАО предложения о перспективе развития и совершенствования организации, по оптимизации структуры управления ЗАО;

- реализовывать в полном объеме права, определенные им в должностных инструкциях;

- готовить проекты приказов и распоряжений по вопросам, касающихся деятельности управления и т.д.

 


РАЗДЕЛ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.062 с.)