Общая характеристика логистики и факторы её развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика логистики и факторы её развития



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

 

Логистика- (от греческого слова «logistie»)- искусство вычислять, рассуждать. История возникновения логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; оно занимались распределением продуктов питания.

По мнению ряда ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально оно оформилась как теория управления товарно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики:

Первый этап- 60-е гг.- характеризуется использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения. Для этого периода важно понимать два ключевых положения:

1. Отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке могут быть увязаны единой системой управления.

2. Такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт, перегрузочный терминал, склад стали работать по единому графику, единой технологии, на один экономический результат.

Логистическая интеграция

производитель погрузка ж/д Прегрузочный комплекс Морской транспорт выгрузка покупатель

Первый этап.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. В этот период логистика распространилась также и на производственный процесс.

Характеризуется:

· Централизацией физического распределения

· Долгосрочным планированием в области логистики

· Резким сокращением запасов в материалопроводящих цепях

· Четким определением издержек распределения

· Определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров.

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Логистическая интеграция

производитель погрузка ж/д Прегрузочный комплекс Морской транспорт выгрузка покупатель

Второй этап.

Третий этап реализуется в настоящее время и характеризуется полной интеграцией всех элементов логистического материального потока.

Важным фактором, позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных сетей.

В настоящее время развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики.

Логистическая интеграция

Добыча сырья перевозка переработка перевозка Оптовый склад магазины покупатель

Третий этап.

Система управления запасами с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами.

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения производства. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

· Учет текущего уровня запаса на складах

· Определение размера страхового запаса

· Расчет размера заказа

· Определение интервала времени между заказами

 

Задача 1

План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 рублей, цена единицы комплектующего изделия на складе-480 рублей, а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15 % его цены.

Определить: оптимальный размер заказа на комплектующее изделие КИ-1.

Решение.

Затраты на содержание запасов в определенный период складываются из следующих элементов:

1) Суммарная стоимость подачи заказов

2) Цена заказываемого комплектующего изделия

3) Стоимость хранения запаса.

Оптимальный размер заказа соответствует минимальной величине совокупных издержек. Исходя из этого, для расчета оптимального размера заказа используется формула Вилсона:

Q= √ 2АS

          W

Где Q- оптимальный размер заказа, шт;

А- затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

S- потребность в заказываемом продукте за определенный период, шт;

W- затраты на хранение единицы запаса, руб/шт.

 

Используя формулу, определяем оптимальный размер заказа по имеющимся данным:

Q= 2*200*1600 =94,28 (шт)

  0,15*480      

Округление оптимального размера заказа в большую сторону помогает избежать дефицита комплектующего изделия. Таким образом, оптимальный размер заказа составляет 95 шт.

Для самостоятельного решения

№ п/п План выпуска изделий, Шт /год Количество комплектующих на одно изделие, шт Стоимость подачи заказа, руб Цена единицы комплектующего изделия, руб Стоимость содержания на складе, % от цены
1 750 2 250 600 10
2 600 3 300 350 15
3 360 5 400 400 20
4 400 4 200 380 12
5 520 3 500 450 15
6 240 6 200 200 10
7 340 4 350 160 14
8 280 5 250 650 20
9 220 7 300 300 25
10 540 3 450 280 30
11 780 2 400 430 18
12 330 5 200 300 20

 

Задача 2

Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа для производственного предприятия.

План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 рублей, цена единицы комплектующего изделия на складе-480 рублей, а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15 % его цены.

 Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 10 дней, возможная задержка поставки- 2 дня. Число рабочих дней в году- 226 дней.

Определить: Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.

Решение.

Построение кривой АВС

7. Разделение множество анализирующих объектов на три группы: А,В,С.

В результате выявляются три подмножества анализируемого множества объектов, требующие разного подхода к управлению.

 

 

Задача 3

Руководство компанией ЗАО «Зорька», занимающейся оптовой торговлей товарами народного потребления, приняло решение расширить торговый ассортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиций на рынке. Однако свободных финансовых средств, а также складских площадей недостаточно.

Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения складских площадей, а также денежных средств, «замороженных» в излишних запасах.

Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представлены в таблице 1:

№ позиции

Решение.

Цель АВС- анализа- распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, «омертвленных» в запасах по этим позициям. То есть необходимо определить:

- незначительное количество позиций ассортимента, запасы по которым занимают значительную долю в общей стоимости запасов (группа А);

- несколько большее количество позиций, запасы по которым занимают гораздо меньшую, но тоже значительную долю в общей стоимости запасов (группа В);

- оставшиеся позиции (около половины от общего количества) запасы по которым занимают незначительную долю в общей стоимости запасов (группа С).

Исходя из этого, объект анализа- объем товарных запасов по ассортиментным позициям, а признак анализа – доля запаса (в %) отдельных позиций ассортимента а общем объеме запаса.

Следовательно, для проведения анализа рассчитаем долю отдельных позиций в общем объеме запаса (графа 3 табл. 2). Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов. Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Упорядочный список разместить в графах 4-7 табл. 2., разделить ассортиментные позиции на соответствующие группы.

группа Интервал, %
А 0≥υ<81
В 81≥υ<96
С 96≥υ≤100

 

Таблица 2

Исходные данные

Упорядоченный список

Группа

№ позиции Средний запас по позиции тыс. руб. Доля запаса по позиции в общем запасе, % № позиции Средний запас по позиции тыс. руб. Доля запаса по позиции в общем запасе, % Доля нарастающим итогом
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2280 Итого/ на каждую позицию 27 23470 25 25

 

2 720          
3 3550          
4 850          
5 90          
6 1580          
7 220          
8 16750          
9 310          
10 5280          
11 8750          
12 1950          
13 930          
14 480          
15 400          
16 290          
17 190          
18 130          
19 770          
20 80          
21 250          
22 800          
23 30          
24 170          
25 3000          
26 110          
27 23470          
28 40          
29 280          
30 960          
31 20          
32 70          
33 370          
34 13590          
35 630          
36 50          
37 520          
38 6050          
39 140          
40 9870          
41 450          
42 990          
43 1310          
44 580          
45 690          
46 890          
47 1700          
48 60          
49 7270          
50 1170          
Итого           100%  

 

 

Анализ АВС позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак. Для разделения товаров на группы с учетом степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции используется другой тип анализа- XYZ- анализ.

Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемости (вариации) спроса.

Порядок проведения XYZ- анализа следующий:

1. Формулировка цели анализа

2. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества

3. Группировка объектов множества в порядке возрастания коэффициента вариации.

4.  Разделение множества анализируемых объектов на три группы: XYZ.

Предлагается разделять ассортимент товаров на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции.

Таблица 3

группа Интервал, %
X 0≤υ<10
Y 10≤υ<25
Z 25≤υ<∞

 

В решаемой задаче цель XYZ- анализа- распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо определить:

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым практически неизменны во времени (группа X)

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предсказуемо (группа Y)

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).

Следовательно, для проведения анализа рассчитаем коэффициент вариации для каждой позиции ассортимента (графа 6табл.4).

Для определения коэффициента вариации применяется следующая формула:

 

Среднеквадратичное отклонение позволяет определить разброс данных. Для его определения выбирают среднюю цену и меру разброса. Вычислить среднеквадратичное отклонение удается по следующей формуле:

Пример расчета

Предположим, что государственное учреждение проводит закупку принтеров для собственных нужд. Потенциальным поставщикам были отправлены соответствующие запросы. Было получено четыре коммерческих предложения цен: 2500 рублей, 2800 рублей, 2450 рублей и 2600 рублей.

 

В первую очередь необходимо рассчитать среднеарифметическое значение цены

 

Следующим шагом становится расчет среднеквадратичного отклонения

 

 

Осталось только рассчитать коэффициент вариации

 

Полученное значение коэффициента меньше 33%, следовательно, все собранные данные подходят для расчета стартовой цены контракта. Расчет НМЦК и коэффициента вариации оформляются в форме отчета, который становится обязательной частью закупочной документации.

Коэффициент вариации – важный инструмент, позволяющий оценить правильность ценовых предложений, полученных от поставщиков. Поэтому при составлении документации заказчикам необходимо учитывать правила расчета этого показателя и особенности его применения.

 

 

Исходные данные

Коэффициент вариации,%

Упорядоченный список

группа

Позиции

Реализация за

Коэффициент вариации,%

Позиции

1 кв 2 кв 3кв 4кв
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 590 610 690 670 1)590+610+690+670/4=640   2)(590-640)2+(610-640)2+(690-640)2+(670-640)2=6800/4-1=2266.66=47.60 3) 47.60/640*100= 7.4%    

 

2 200 130 180 120 1) 200+130+180+120/4=157.5 2) (200-157.5)2+ (130-157.5)2+ (180-157.5)2+ (120-157.5)2=1806.25+756.25+506.25+1406.25=4475/4-1= 12.87 3) 12.87/157.5*100= 8.17    
3 500 1300 400 690      
4 170 190 200 190      
5 20 0 50 40      
6 520 540 410 430      
7 40 50 50 70      
8 4400 4500 4300 4200      
9 50 60 110 40      
10 1010 1030 1060 960      
11 2210 2180 2280 2240      
12 520 550 530 560      
13 240 270 280 250      
14 70 110 80 60      
15 100 80 60 80      
16 90 60 80 50      
17 60 30 60 50      
18 60 20 40 10      
19 190 100 130 50      
20 30 50 0 30      
21 60 50 50 70      
22 190 200 200 180      
23 0 40 5 10      
24 40 60 40 70      
25 590 700 660 800      
26 40 40 50 30      
27 5180 5500 5490 5850      
28 10 0 20 10      
29 50 30 70 50      
30 240 320 420 240      
31 5 10 15 10      
32 10 70 20 20      
33 80 40 50 70      
34 2900 3140 3300 3200      
35 90 130 170 140      
36 15 30 30 15      
37 90 80 100 90      
38 1770 850 560 2280      
39 20 30 80 40      
40 2600 2500 2700 2350      
41 90 80 60 90      
42 310 330 300 320      
43 300 550 390 570      
44 100 110 90 100      
45 130 180 150 190      
46 150 240 240 210      
47 530 580 420 470      
48 25 25 40 20      
49 1500 2200 1600 1800      
50 290 340 350 390      

 

Согласно предложенному алгоритму (табл. 3) распределите позиции по соответствующим группам.

По итогам анализа АВС и анализа XYZ строится матрица АВС- XYZ (таблица 5), после чего выделяются товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами.

Матрица АВС- XYZ

  X Y Z
А      
В      
С      

 

ВЫВОД ПО ЗАДАЧЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

 

Логистика- (от греческого слова «logistie»)- искусство вычислять, рассуждать. История возникновения логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; оно занимались распределением продуктов питания.

По мнению ряда ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально оно оформилась как теория управления товарно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики:

Первый этап- 60-е гг.- характеризуется использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения. Для этого периода важно понимать два ключевых положения:

1. Отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке могут быть увязаны единой системой управления.

2. Такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт, перегрузочный терминал, склад стали работать по единому графику, единой технологии, на один экономический результат.

Логистическая интеграция

производитель погрузка ж/д Прегрузочный комплекс Морской транспорт выгрузка покупатель

Первый этап.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. В этот период логистика распространилась также и на производственный процесс.

Характеризуется:

· Централизацией физического распределения

· Долгосрочным планированием в области логистики

· Резким сокращением запасов в материалопроводящих цепях

· Четким определением издержек распределения

· Определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров.

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Логистическая интеграция

производитель погрузка ж/д Прегрузочный комплекс Морской транспорт выгрузка покупатель

Второй этап.

Третий этап реализуется в настоящее время и характеризуется полной интеграцией всех элементов логистического материального потока.

Важным фактором, позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных сетей.

В настоящее время развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики.

Логистическая интеграция

Добыча сырья перевозка переработка перевозка Оптовый склад магазины покупатель

Третий этап.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.074 с.)