Техника чтения в начальных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника чтения в начальных классах



Упражнения для развития техники чтения

 

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

 

                            Для начинающих читателей

Артикуляционная гимнастика

а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.

 

б) упражнения для развития четкости произношения
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

 

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.

 

г) чтение тихо и умерено
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа

 

д) чтение громко и быстро
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь

 

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

 

ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
з) чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Буксир

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Бросок – засечка

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Молния

Это упражнение применяется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения.
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Спринт

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение перевернутого текста

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Игра в прятки

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Мнимое слово

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Расширение поля зрения

Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79


Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Предложите такое упражнение ребенку.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.

Отслеживание техники чтения

Индивидуальное отслеживание техники чтения

При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.

Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и школе в целом следует вести отслеживание техники чтения по двум уровням – учитель, администратор – и следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.

Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом.

Учителю это поможет разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы. Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы.

Подобная работа может проводиться уже в первом классе: следует выявить первоклассников, умеющих читать, детей, знакомых с буквами и пробующих читать по слогам, и учащихся, на которых следует обратить дополнительное внимание для создания успешности обучения тех, кто не знаком с грамотой.

Определив состояние техники чтения на начало учебного года, педагог вычерчивает график, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту (приложение 1).

Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимся, цветом отмечается выразительность чтения. Для этого кружок закрашивается каким-либо цветом (например: красный – чтение выразительное, синий – требует работы над выразительностью). Знаком плюс (минус) отмечаются осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывается о прочитанном.

Работа с индивидуальным графиком

Индивидуальный график техники чтения (приложение 1) показывает, что ученик Иванов Максим относится к числу сильных учащихся. Его чтение на начало учебного года по темпу соответствует нормативным требованиям первого полугодия. Чтение выразительно и осознанно. Ученик может отвечать на вопросы учителя, выделять главную мысль, просто пересказывать. На нашем графике это отмечено знаком "плюс". Однако Максим допустил четыре ошибки при чтении.

Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником необходимо определить и зафиксировать качество ошибок (ошибки в окончании слов, повторы, постановка ударения и пр.). Это можно сделать в индивидуальной тетрадке или на обороте того же графика.

Анализируя предложенный график, можно сделать вывод, что скорость чтения мальчика повышалась ежемесячно и в декабре соответствовала требованиям конца учебного года, ученик читал выразительно, осмысленно, число допускаемых ошибок снизилось до двух.

В январе отмечалось снижение скорости чтения и увеличение числа ошибок. Возможно, на зимних каникулах ребенок читал мало. (Если вообще читал!) Следовательно, педагогу надо было предусмотреть индивидуальные интересы учащегося и предложить для чтения на каникулах другую литературу.

Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения, но и улучшает ее.

Примерно так строится индивидуальное отслеживание качества техники чтения учащихся начальных классов.

Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей от учителя колоссальных временных затрат. Однако время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета для каждого учебного года.

Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции.

На первых порах, когда на графике отражено только одно или два измерения, он не дает полной картины состояния дел. Однако систематическое фиксирование результатов на подобных графиках, коррекционная, индивидуальная работа с учеником всегда принесет положительные результаты.

А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он стремительно идет ввысь! Как они довольны, если уменьшилось число допущенных ими ошибок! Ведь это показатель их труда.

Да, успешные в учебе ребята будут видеть плоды своего прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На помощь придет тот же график, только в этом случае учитель заложит другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти или даже десяти словам, как на нашем графике. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит свой график, на котором цена деления будет равняться одному слову.

В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнивать его с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.

А теперь рассмотрим вариант, в котором темп чтения не растет. Чем учитель сможет поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Да изменением цвета в кружке, характеризующем осмысленность чтения! Ведь если красный цвет показывает выразительность чтения, а синий – ее отсутствие, то голубой цвет может обозначать: "Читает невыразительно, но очень старается". Это незначительное изменение в графике, отмечающее стабилизацию, и будет являться маленьким поощрением.

Итак, вооружившись графиком как показателем изменения качества техники чтения конкретного ученика учитель может намечать соответствующую работу с каждым учеником, стимулировать его продуктивную деятельность, подбирать методы и приемы, адекватные его потребностям, проводить беседы с родителями, привлекать их тем самым к проблемам ребенка.

Групповой график отслеживания техники чтения

Определив уровень чтения каждого ученика и разделив класс на группы, учитель дает задания. Например, учащиеся, объединенные в группу, которой необходимо работать над осмысленностью чтения, могут получить на уроке задание прочитать абзац и выделить главную мысль или озаглавить текст. В это время дети, допускающие ошибки в окончаниях слов при чтении, будут работать над увеличением поля зрения и т.п.

Я не ставлю задачу конкретизировать методическую деятельность учителя. Каждый педагог лучше знает свой класс, его возможности и потребности. Обладая арсеналом методических средств и приемов, учитель сможет дифференцировать работу с учащимися и, имея на руках наглядный материал, планировать урок.

Разделив класс на условные группы, учитель начальных классов может использовать в своей работе групповой график отслеживания техники чтения, который объединяет учеников, читающих в одном темпе. Вычерчивается график (приложение 2).

В зависимости от уровня чтения группы определяется цена деления вертикальной шкалы. При вычерчивании графика необходимо применять различные цвета, фиксирующие данные отдельного ученика, но можно использовать и различные виды линий, как на предложенном графике.

Определив группы учащихся, читающих в одном темпе, учитель может устроить между ними самое настоящее соревнование. Кто прочитает вслух больше страниц за неделю? Кто нашел в тексте ответы на вопросы? Кто нашел в тексте синонимы, однокоренные слова?..

Дети, стараясь прочитать больше страниц, чем одноклассники, постоянно отрабатывают навык чтения. При этом желательно, чтобы ребенок ежедневно фиксировал число страниц, прочитанных вслух самостоятельно.

Однако учитель должен помнить, что нельзя сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого, так как человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь развития. Необходимо научить детей радоваться самому малому продвижению вперед каждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку.

Отслеживание техники чтения класса в целом

Мы рассмотрели варианты отслеживания техники чтения индивидуально каждого учащегося класса и группы детей, читающих в одном темпе. Их цель – дифференциация и индивидуализация работы на уроке.

О работе учителя в целом администрация может судить по обобщенному графику состояния техники чтения класса (приложение 3). На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала.

Фиксацию данных может проводить как учитель, так и член администрации, курирующий начальные классы. Контрольную проверку техники чтения администрацией не следует проводить чаще одного-двух раз в год.

Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в каждом классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно сигнализирует руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей.

Ведя отслеживание техники чтения учащихся одной параллели, завуч имеет представление о состоянии техники чтения всей начальной школы, о качестве работы педагогов, что помогает планировать работу школы, школьного методического объединения, творческих групп учителей.

Приложение 1

Приложение 2

Го класса (1–4)

Иванова Максима __________________________________________________
Максимова Ивана — — — — — — — — — — — — — — — — —
Петрова Петра .........................

График отражает темп чтения учеников одной условной подгруппы

Приложение 3

Динамика техники чтения

Учитель (ф.и.о.)____________________________________
Число учащихся в классе 18

График отражает динамику скорости, выразительности и правильности чтения (в 4-м классе все читают осмысленно).

Актуальность.

В современных условиях основной тенденцией развития системы образования становится индивидуальность и дифференциация обучения. Данные принципы предлагают реформирование методологической системы обучения, т.е. целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Поэтому актуальной задачей современной дидактики является обновление методов системы обучения. Требуются новые методики и педагогические технологии, направленные на компетентный подход, ориентированные на индивидуальность ученика, методики дающие возможность раскрыть личные качества обучаемых, побуждающие на позитивную мотивацию к усвоению знаний, к выбору жизненного пути, интересов, перспектив. Перед учителем стоит задача: надо создать условия, чтобы ребёнок смог раскрыть свои индивидуальные способности, условия для творческой деятельности, направленные на получение глубоких прочных знаний и умений. На начальном этапе обучения одной из важных задач становится научить учащихся читать, совершенствовать технику беглого и осознанного чтения.

Проблема.

Проблема заключается в низкой технике чтения учащихся, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».

Цель.

Основная цель становится разработка методики повышения техники чтения учащихся в начальных классах, развивать интерес к чтению, развивать у ребят чувство соревнования.

Задачи:

1. Проанализировать необходимые условия активизации процесса обучения чтению учащихся.

2. Разработать методику повышения и стимулирования техники чтения.

3. Провести педагогический эксперимент на уроках чтения.

Методы исследования.

1. Метод наблюдения. Из моих наблюдений я сделала такие выводы: низкая техника чтения у учащихся связана с тем, что многие ребята не хотят читать, т.к. это для них большой труд, чтение становится элементом наказания дома. Позиция родителей такова «не хочешь что-либо делать, садись читай».Также желание посмотреть в телевизоре фильм, становится выше, чем прочитать книгу на эту же тему. Наши учебники мало иллюстрированы, картинки тусклые и неинтересные. На уроке чтения в общей сложности для самого чтения отводится примерно двадцать пять минут. Я считаю, что для повышения техники чтения это очень мало. Дети с низкой техникой чтения имеют низкие результаты и по другим предметам. По математике, например, нужно решить задачу, но прежде чем решить надо прочитать, осознать, о чём идёт речь.

2. Метод анализа. Мною был произведён анализ педагогической технологий обучение чтению по методике Зайцева, методики «жужжащего чтения», методики зрительных диктантов Федоренко, анализ результатов учащихся.

3. Метод эксперимента. На своих уроках мною были опробированны элементы методики Зайцева «обучение чтению по кубикам», «жужжащее чтение», методика зрительных диктантов Федоренко, ведение индивидуальных графиков техники чтения, ведение экрана успеваемости техники чтения.

Научная новизна.

В ходе моего эксперимента было доказано, что учащиеся с низкой техникой чтения, которые имели низкое качество знаний по другим предметам, подтянулись, повысился процент качества знаний, были устранены пробелы знаний, которые не давали активно включаться в познавательную деятельность. Проблема была решена за счёт введения элементов «жужжащего чтения», обучение чтению по методике Зайцева, применение зрительных диктантов Федоренко,ведение индивидуального графика учёта техники чтения по месяцам(с помощью родителей), ведение экрана успеваемости по технике чтения учителем.

Практическая значимость.

Практическая значимость заключается в том, что предложенная мною методика очень проста, но результативна и может применяться в школе.

 

II

Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить? Чтение-это превращение знаков в звуки. Методика обучения чтению – одна из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов.

Задача состоит в том, чтобы вооружить учителя теми теоретическими (лингвистическими, дидактическими и психолого-педагогическими) положениями, на которых базируется современная методика обучения чтению, вооружив его методическим богатством урока чтения. Учитель должен досконально владеть методикой организации учебно-воспитательного процесса на уроке, способами применения поисковых и репродуктивных методов, формами стимулирования активности, организации аналитико-синтетической деятельности, подбором эффективных методов и приёмов с учётом характера учебного материала и степени усвоения его, системой контроля знаний, умений и навыков.

Учитель должен знать:

Содержание и требования программ по чтению, а также содержание и методические особенности учебного материала для учащихся начальных классов, представленного в учебниках и дидактических пособиях. Основные методы и приёмы обучения младших школьников чтению, формирования самостоятельного читателя.

Учитель должен уметь:

Соотносить и связывать материал по формированию навыков чтения младших школьников со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, теории, литературы. Диагностировать педагогическое воздействие тех или иных приёмов на обучение, развитие и воспитание детей. Планировать, моделировать, разрабатывать и фрагменты уроков, позволяющие решать задачи самообразования, развития и общего воспитания учащихся средствами художественного слова. Самостоятельно подбирать для этой цели дополнительный материал и уметь объяснять его необходимость для учебно-воспитательного процесса в классе по изучению родного языка. Определять уровни сформированности навыков чтения и умений работать с книгой в соответствии с программными требованиями, а также с использованием существующих критериев оценивания, организовывать работу по предупреждению и коррекции искажений, ошибок при чтении.

Правильная организация учебного процесса и верная тактика педагога могут помочь самому «неготовому» к школе ребенку успешно учиться и, наоборот, школьные факторы могут стать причиной очень глубоких проблем формирования письма и чтения даже у очень способных и подготовленных к школе детей. Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребёнок не в силах изменить или исключить. Тут на помощь должен прийти грамотный учитель.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Развивающая система Зайцева

Петербургский педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать, не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков-складов. Отвергается и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит. Названия букв нужны для быстрого проговаривания алфавита про себя, при поиске слова в словаре или списке слов, расположенных по алфавиту; для прочитывания аббревиатур. Учиться читать названия букв только мешают. «Тэ-Ё-Тэ-Я. Тойота!» — «догадывается» ребенок, озвучив буквы. Когда есть картинки, догадываться о прочитанном легче, но можно попасть и впросак. «Ше-У — Шу, Бэ-А - Ба. — Что получилось? — Тулуп!», «Рэ-А - Ра, Мэ-А — Ма. — Что получилось? – Сарай». Последние два слова ребёнок отгадывает по изображениям предмета меховой верхней одежды и рамы, прислонённой к углу сарая.

В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонки, но навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках. Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое слово, равно сорока. Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым иностранцам сразу все, сразу всеми кубиками и начинается оперирование, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Из кубиков слова составлять, указкой писать по таблице, смотреть, как пишет учительница (мама, папа) большими буквами на доске, заказанное тобой или товарищем слово — всегда интересно. Интересно (в четыре, пять лет) печатать разные слова на машинке, компьютере. На компьютере можно печатать крупными буквами, легко исправлять ошибки. «Чтение — это труд, надо сделать так, чтобы ребенок недаром потрудился, а узнал что-то новое, интересное, меткое, веселое». Можно предложить ребятам для закрепления навыков и повышения скорости чтения такие интересные для них вещи, как СКОРОГОВОРКИ и ЧИСТОГОВОРКИ? По много раз прочитаешь, заучишь, другим передашь, технику чтения улучшишь, речь обогатишь, и произношение каких - то звуков подчистишь. Начинать надо с каких попроще, добавляя постепенно более сложные. Ребятам нравится соревноваться в быстрочтении скороговорок и чистоговорок. Тут они не против секундомера, а только за. Можно воспользоваться этим для укрепления техники чтения, чистоты, четкости речи. Помогут укрепить навыки чтения и другие произведения народного творчества: колыбельные песенки, считалки, небылицы.

Ребята, овладевающие чтением, готовы хоть по двадцать раз прочитывать, демонстрируя умение, знакомые тексты? Зачем-то им это, значит, нужно. Во-первых, все мечтали научиться читать, и вот теперь, вроде бы, умеют. Дайте им насладиться, похвалы послушать. Не омрачайте радости, говоря, что этот текст-де, уже в школе (садике) проходили. Во-вторых. При неоднократном прочитывании знакомого текста ребёнок закрепляет навыки, которые пригодятся для озвучивания текста незнакомого. А навыки многие нужны: водить глазами по строчкам; добравшись до конца строчки, перебрасывать глаза вниз и влево, не сбившись строчкой; целиком, не спотыкаясь, прочитывать слово; сливать, ударять, интонировать, вправо глазами по строчке забегать, ловя следующие слова, догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучить; не орать, но и не произносить слова слишком тихо; читать плавно, с выражением, быстро, но не тараторить.

Методика «жужжащего чтения»

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – «Тает снег» и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают, молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.081 с.)