Динамические процессы в малой группе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамические процессы в малой группе.



Структура малой группы:

· формальная/неформальная

· социометрическая

· коммуникативная

· ролевая

· структура соц.власти и влияния

Образование малых групп:

1. Формальные: Через вхождение индивида в формирующуюся или уже существующую группу

Механизм: привлекательность данной группы для индивида.

2. Неформальные: Образуются на основе потребностей в общении, участии, принадлежности

Механизм: эмоциональная привлекательность, психологическая совместимость.

В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.

Развитие группы по Л.Уманскому: [ Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. ]

1. Номинальная группа (характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач)

2. группа-ассоциация (отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений)

3. группа-кооперация (характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений)

4. группа-автономия (высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений)

5.а) группа-корпорация (Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях)

5.б) коллектив – реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством, организованностью, подготовленностью. (интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели; группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.)

Развитие группы по А.Петровскому:

· По степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности (от диффузной до высокоорганизованной)

· По ее общественной значимости (группы с положительной и отрицательной соц.направленностью)

Механизмы развития малой группы:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий (между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.)

2. «психологический обмен» ( предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. )

3. «идиосинкразический кредит» ( предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. )

Социальная фасилитация. Социальная “леность”.

Социальная фасилитация

Это мотивация, источником которой является присутствие исполнителя или аудитории. Эффект может быть как положительный, так и отрицательный. То есть, в присутствии других людей, человеку свойственно решать быстрее легкие задачки, но не так успешно справляться с более трудными. Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. К этому пришел социальный психолог Роберт Зайонц.

Однако в присутствии посторонних люди, переживающие стресс, больше потеют, у них учащаются дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы и заметнее поднимается артериальное давление. Чем больше вокруг человека людей, тем заметнее их влияние на него. Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции

Пребывание в толпе усиливает возбуждение, которое благоприятствует доминирующим реакциям.

По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все равно, как они нас оценивают. Смущение, которое мы испытываем, когда нас оценивают, тоже может помешать нам справиться с тем, что мы лучше всего делаем автоматически, не задумываясь.

Другая причина возбуждения в присутствии других – рассеянность внимания. То есть, при наличии наблюдателей, человек начинает заботиться о том, как он выглядит со стороны, как реагирует аудитория, как работают его соисполнители, их внимание рассеивается.

Тем не менее Зайонц полагает, что и без боязни оценки, и без отвлечения внимания сам факт присутствия наблюдателя способен стать причиной возбуждения.

Социальная леность

Было экспериментально доказано, что люди, действующие в группе прикладывали меньше усилий для достижения опр. Цели. Причем, они сами не замечают этого, и не могут назвать себя ленивыми.

Возникновение соц. Лености может быть связано с:

· Коллективные действия уменьшают боязнь оценки

· Возникает соблазн стать «халявщиком»

Социальная леность проявляется в том случае, когда работающие в группах люди не несут личной ответственности за результаты своего труда. Исключения составляют группы, которые либо выполняют чрезвычайно трудную, привлекательную или интересную работу, либо объединяют людей, связанных дружескими отношениями}

Деиндивидуация в группе.

В некоторых групповых ситуация, люди совершают такие поступки, которые они никогда бы не совершили в одиночку в повседневной жизни. Они утрачивают собственное Я, и становятся восприимчивыми к нормам толпы. Такой процесс наз-ся деинд-ией.

Ч ем многочисленнее толпа, тем заметнее утрата её членами чувства самосознания и их готовность совершать такие зверства, как сожжение, растерзание или расчленение жертвы.

Групповая поляризация.

После группового обсуждения мнения дискутировавших (обычно) сближаются, особенно потому, что принято сперва обсуждать вопросы в кругу единомышленников.

Имеет место тенденция группового обсуждения усиливать первоначальные мнения индивидуумов, даже больше, чем среднее арифметическое их индивидуальных суждений – это и есть «феномен групповой поляризации».

Объяснение: информационное влияние (в обсуждении закладывается банк идей с доминирующей точкой зрения) и нормативное влияние (желание быть принятым и одобренным остальными членами группы)

Интенсифицируются ли мнения в группе?

Поляризация помогает объяснить постоянно повторяющийся эффект: группы сильнее конкурируют и меньше сотрудничают друг с другом, чем отдельные индивидуумы между собой.

Пример результата «естественной поляризации»: если студенты колледжа X изначально более интеллектуальны, чем студенты колледжа Y, то к концу срока обучения этот разрыв увеличится. =)

Объяснение поляризации

- желание быть принятым и одобренным в группе

- соотнесение своей позиции с позицией других людей укрепляет веру в её объективность или переубеждает («большинство вряд ли может ошибаться» - такой ход мысли)

Активиое участие в дискуссии вызывает большие изменения установок, чем пассивное восприятие.

Социальное сравнение - оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими.

Плюралистическое неведение - ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.009 с.)