Экологический контроль. Виды экологического контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контроль. Виды экологического контроля



Закон об охране окружающей среды определяет контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологический контроль - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Необходимым элементом организации работы по экологическому контролю является определение основных объектов контроля. По действующему законодательству, к ним относятся в частности:

- сырье, материалы, реагенты, препараты;

- природные ресурсы, используемые на производстве;

- источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

- источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;

- источники физических воздействий;

- системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки;

- системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки;

- склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

- системы повторного и оборотного водоснабжения;

- системы рециклирования сырья, реагентов и материалов;

- системы размещения и удаления отходов;

- объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно- защитной зоны, зоны влияния предприятия;

- готовая продукция;

- системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

 

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

 

Производственный экологический контроль осуществляется в целях:

- обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов,

- соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль (Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ).

 

Целями общественного экологического контроля являются:

- реализация права каждого на благоприятную окружающую среду,

- предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Порядок учета устанавливается законодательством.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Бельдеева Л. Н., Бушмина Н. В., Усынина Л. Г. Экологический контроль: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. - 139 с.

 

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:

- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее - природоохранных мероприятий);

- обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

 

4.2 Основные задачи ПЭК:

- контроль за соблюдением природоохранных требований;

- контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

- контроль за обращением с опасными отходами;

- контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

- контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

- контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

- контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

- контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

- контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

- контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

- контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

- контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

- контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

 

- контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

- контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

- контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

- контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

 

4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

 

4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

- ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

- ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

- ПЭК за охраной водных объектов;

- ПЭК в области обращения с отходами;

- ПЭК за охраной земель и почв.

В определенных случаях ПЭК может включать в себя:

- ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;

- ПЭК за охраной лесов и иной растительности;

- ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

 

4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

- источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;

- организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- установок очистки газов;

 

- атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

 

4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;

- мест водозабора и учета используемой воды;

- выпусков сточных вод, в том числе очищенных;

- сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;

- систем водопотребления и водоотведения;

- гидротехнических сооружений;

- подводных переходов;

- поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

 

4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;

- систем удаления отходов;

- объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;

- систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.

 

4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:

- земель водного фонда в районах выпусков сточных вод в водные объекты и переходов трубопроводов через водные объекты;

- земель лесного фонда в районах расположения производственных объектов;

- земель сельскохозяйственного назначения с установленными нормами плодородия и степени загрязненности пестицидами и иными химическими веществами;

- земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены производственные объекты (включая санитарно-защитную зону) и/или проводятся строительные, геологоразведочные, испытательные, эксплуатационные и иные работы;

- земельных участков, используемых для складирования, хранения, захоронения и/или подготовки к переработке промышленных и бытовых отходов;

 

- земельных участков (земель транспорта и земель иных категорий), по которым проходят продуктопроводы;

- земельных участков, загрязненных в результате аварийных ситуаций;

- земельных участков, подлежащих рекультивации, и работы по рекультивации земель;

- земельных участков, находящихся в водоохраной зоне водного объекта.

 

4.9 При осуществлении ПЭК за охраной объектов животного и растительного мира и среды их обитания регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:

- воздействием на места обитания редких и эндемичных видов растений и животных, расположенные в зоне потенциального негативного воздействия производственных объектов;

- эксплуатацией технических устройств, служащих для обеспечения доступности путей миграции животных;

- обеспечением безопасности водных переходов трубопроводов и гидротехнических сооружений, действующих в местах обитания водных биологических ресурсов;

- реализацией защитных мероприятий на производственных объектах и на линиях электропередач.

 

4.10 При осуществлении ПЭК за охраной лесов и иной растительности регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:

- использованием и охраной лесного фонда, кустарниковой и иной растительности, произрастающей в зоне расположения строящихся и эксплуатируемых производственных объектов;

- проведением работ на землях лесного фонда.

 

4.11 При осуществлении ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с потенциальным негативным воздействием производственных объектов на:

- особо охраняемые природные объекты;

- охранные зоны ООПТ.

 

4.12 Перечень конкретных объектов контроля, параметры и характеристики которых подлежат ПЭК по каждому направлению, определяется с учетом видов оказываемых организацией воздействий на окружающую среду согласно установленным нормативам и разрешительной документации.

 

4.13 ПЭК проводят в форме:

 

- инспекционного контроля;

- ПЭАК;

- ПЭМ.

 

4.14 Инспекционный контроль осуществляют в виде плановых или внеплановых инспекционных проверок.

Внеплановые инспекционные проверки проводят в случае:

- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений природоохранных требований, невыполнения природоохранных мероприятий;

- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведений о нарушениях природоохранных требований, негативном воздействии на окружающую среду, невыполнении природоохранных мероприятий;

- получения результатов ПЭАК и ПЭМ, свидетельствующих о фактах нарушения природоохранных требований, установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, невыполнения природоохранных мероприятий;

- возникновения неблагоприятных метеорологических условий;

- поступления из подразделений организации информации о возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций, сопровождающихся негативным воздействием на окружающую среду;

- распоряжения руководства организации.

 

4.15 Основная задача ПЭАК - инструментальный контроль соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и эффективности работы природоохранного оборудования.

ПЭАК проводят:

- в соответствии с планами-графиками ПЭАК;

- при проведении инспекционной проверки.

В целях обеспечения достоверной информации об объемах и уровнях воздействия на окружающую среду при проведении ПЭАК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ применяют автоматизированные системы инструментального контроля.

 

4.16 Основная задача ПЭМ - контроль состояния компонентов окружающей среды, расположенных в пределах негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду в соответствии с ГОСТ Р 56061.

 

4.17 Для осуществления ПЭК назначают ответственное должностное лицо (лица) или формируют соответствующее подразделение (подразделения).

При наличии у организации территориально обособленных подразделений или филиалов в них для осуществления ПЭК назначают ответственных должностных лиц или формируют соответствующие подразделения.

 

Должностные лица, осуществляющие ПЭК, должны иметь соответствующую подготовку [1], [2].

Если осуществление ПЭК собственными силами невозможно или нецелесообразно, возможно привлечение специализированных организаций. Организации, привлекаемые для осуществления ПЭК (включая ПЭАК и ПЭМ), должны обладать компетентными специалистами [1], [2], необходимым техническим и методическим обеспечением, позволяющим решать задачи ПЭК (п.4.2).

 

4.18 Организация и осуществление ПЭАК и ПЭМ в части проведения эколого-аналитических (инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений [3], ГОСТ Р 8.589-2001.

В связи с этим лаборатории, осуществляющие ПЭАК и ПЭМ (в том числе привлекаемые), должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений.

 

4.19 Организациями разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие ПЭК:

- положение о ПЭК;

- программа ПЭК;

- планы-графики ПЭАК;

- программа ПЭМ;

- инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

 

4.20 Положение о ПЭК - документ, регламентирующий общие вопросы осуществления ПЭК, содержит в том числе:

- общую информацию об организации;

- перечень задач ПЭК;

- описание структуры ПЭК (направления контроля, соответствующие оказываемым видам негативного воздействия, п.4.4);

- сведения об ответственных подразделениях и/или должностных лицах, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;

- сведения о наличии соответствующей подготовки у должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;

- сведения о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных лабораториях с указанием области аккредитации;

- перечень документов, регламентирующих проведение ПЭК в организации, в том числе ПЭАК и ПЭМ.

 

4.21 Результаты ПЭК должны быть оформлены в соответствии с документами, регламентирующими ПЭК, и доведены до руководства организации и должностных лиц, отвечающих за охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

 

При выявлении в ходе проведения ПЭК, включая ПЭАК и ПЭМ, нарушений природоохранных требований, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации руководство организации должно немедленно проинформировать орган государственного экологического надзора.

 

4.22 При организации и осуществлении ПЭК должностные лица организации руководствуются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами органов государственной власти, приказами и распоряжениями организации, проектной документацией, иными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами в области охраны окружающей среды.

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения (Переиздание)

 

13.   Оценка воздействия предприятия энергетики на окружающую среду.

 

Источники загрязнения окружающей среды на теплоэнергетических

объектах. Оценка влияния теплоэнергетических систем на окружающую

среду

Основным

элементарным

актом

получения

энергии

на

теплоэнергетических объектах является процесс горения. Он реализуется

преимущественно в котлах, предназначенных для выработки тепловой

энергии в виде пара и горячей воды. Также процессы горения реализуются в

так называемых огнетехнических установках, например, в печах.

Источником тепловой энергии в таких установках является топливо.

Состав органических видов топлива: углерод, водород, кислород, азот и сера.

Количество выделяемого при горении тепла характеризуется теплотой

сгорания топлива. Основная теплота образуется при горении углерода (34,4

МДж/кг) и водорода (10,8 МДж/кг). Теплота сгорания серы 9,3 МДж/кг.

В органическом топливе присутствуют также минеральные примеси

кремнезем Si02, глинозем Аl203, сульфиды FeS2, карбонаты CaC03, MgC03,

FeC03, сульфаты CaS04, MgS04, оксиды металлов, фосфатов, хлоридов, соли

щелочных металлов.

В процессе горения образуются вредные соединения.

При выходе в атмосферу выбросы теплоэнергетических систем в своем

составе содержат газообразную, жидкую и твердую фазы. При выходе в

атмосферу состав выбросов может изменяться за счет процессов осаждения,

распада компонентов по массе, химическим реакциям с компонентами

воздуха, взаимодействуя с воздушными потоками, атмосферными осадками,

солнечной энергией. В результате токсичность, реакционная способность

выбросов могут отличаться от первоначальных параметров.

В зоне горения образуются:

1 Оксиды азота N0X.

Оксиды азота образуются в основном в результате окисления азота

воздуха в зоне высоких температур. Поэтому выбросы этого вещества

значительны при сжигании всех видов топлива.

Большая часть выбросов оксидов (90%) – NO. Однако в воздухе он

превращается в гораздо более опасный газ — диоксид азота (диоксид азота в

семь раз токсичнее оксида азота). Роль монооксида и диоксида оценивается

совместно, так как в атмосфере эти газы встречаются только вместе.

Диоксид азота NO2 может связываться с гемоглобином, вызывать

болезни дыхательных путей за счет превращения диоксида азота в азотную

кислоту при контакте со слизистыми оболочками.

Кислородсодержащие соединения азота приводят к образованию

азотной кислоты. Живучесть N02 в атмосфере до 100 часов.

2 Серный ангидрид S03.

При температурах, близких к 1000 °C, сульфаты разлагаются с

образованием серного ангидрида:

Является одним из наиболее токсичных газообразных выбросов. Он

составляет до 99% выбросов сернистых соединений. Удельная масса

сернистого ангидрида 2,93 кг/м3, температура кипения 195°С.

Время жизни сернистого ангидрида зависит от чистоты атмосферы и

длится от нескольких часов до 15-20 суток. Взаимодействуя с водой он

образует серную кислоту, что является причиной кислотных дождей. 43%

конечных продуктов реакции сернистого ангидрида выпадает на литосферу,

32% на гидросферу, растения поглощают 12%, поверхность гидросферы 13%.

3 Оксиды углерода.

Присутствие оксидов углерода СО (угарный газ) в продуктах сгорания

является следствием недостаточного поступления кислорода воздуха, при

наличии достаточного количества свободного кислорода оксид углерода

доокисляется до С02. При низких концентрациях СО (до 0,013%) у человека

снижается способность воспринимать сигналы, появляются головные боли,

ослабляется зрение, возможна временная потеря сознания. При достижении

концентрации 0,066% возможна полная потеря сознания, паралич. При

концентрации СО до 0,075% в течение часа наступает летальный исход.

СО2 (углекислый газ) является причиной развития парникового

эффекта на планете, который может обусловить глобальное потепление при

повышении содержания СO2 в атмосфере.

Практически не взаимодействуют с другими веществами в атмосфере.

Двуокиси углерода свойственно интенсивное поглощение в инфракрасной

области спектра.

4 Бензпирены. Образуются в ходе пиролитических реакций при температуре

700-800°С. Несмотря на то, что канцерогенных веществ при сгорании

топлива образуется мало, их обнаружению уделено особое внимание.

5

Зола.

Силикатная

основа

примесей

при

высоких

температурах

взаимодействует с другими оксидами, образуя золу. Несгораемый остаток,

образующийся при полном сгорании топлива. Зола может содержать в своем

составе в зависимости от исходного топлива мышьяк, окись кальция,

двуокись кремния.

6 Сажа. Токсичный порошок, на 90-95% состоящий из частиц углерода.

Образуется при неполном сгорании или термическом разложении углерода.

Обладает большой адсорбционной способностью по отношению к тяжелым

углеводородам, в том числе к бенз(а)пирену, что делает сажу опасной для

человека.

7 Аэрозоли (двухфазная дисперсная система, содержащая взвешенные

вещества; в данном случае под аэрозолями подразумевается пыль) в

зависимости от размеров могут находиться в атмосфере от нескольких минут

до месяцев.

Схема взаимодействия объектов энергетики с окружающей средой на

примере ТЭС

Рассмотрев

элементарные

процессы,

протекающие

в

теплоэнергетических

установках,

можно

построить

типовую

схему

взаимодействия ТЭС со всеми компонентами окружающей среды.

1 Ископаемое топливо извлекается из недр земли;

2 топливо обогащается и перерабатывается;

3 топливо поступает в топку парогенератора. Для обеспечения процесса

сжигания в топку подается воздух из атмосферы;

4 основная часть образующегося тепла идет на работу энергетических

установок, часть рассеивается в окружающуюся среду, часть уносится с

продуктами сгорания в атмосферу.

В атмосферу выбрасываются окислы азота, окислы углерода, окислы

серы, углеводороды, пары воды и другие вещества в жидком, твердом и

газообразном

состоянии.

Из

топок

удаляется

шлак

и

зола,

образуя

золошлакоотвалы.

ТЭС потребляют для охлаждения, промывок воду.

Количественные показатели использования различных видов топлива и

отходов, образующихся при этом, приведены в таблице 1

Виды и объемы загрязнений атмосферы, методика расчета

При

проектировании

промышленных

предприятий

все

виды

загрязнений

атмосферы

рассчитываются

на

основании

нормативных

документов.

Наибольшая концентрация вредных веществ См, мг/м

3

, в приземном

слое атмосферы не должна превышать предельно допустимую концентрацию

(ПДК) данного вредного вещества в атмосфере воздуха

Если в атмосфере присутствую несколько веществ, обладающих

суммацией действия (к примеру, диоксид азота, оксид азота, зола и диоксид

серы, диоксид серы и серная кислота, диоксид серы и диоксид азота), их

безразмерная суммарная концентрация не должна превышать 1

где C1, С2,.....Сn - концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе в

одной и той же точки местности;

ПДК1,

ПДК2,.....ПДКn

-

соответствующие

максимальные

предельно

допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере.

Для всех источников выбросов, природных условий есть научно-

обоснованные и экспериментально проверенные эмпирические формулы

расчета рассеивания выбросов.

Для

примера

рассмотрим

рассеивание

нагретых

выбросов

от

одиночного источника.

Данный метод является одним из методов снижения загрязнения

окружающей среды на промышленных предприятиях (достоинства и

недостатки метода см. в лк. 3).

Максимальная

приземная

концентрация

См

для

нагретой

газовоздушной смеси от одиночного источника с круглым устьем при

неблагоприятных метеорологических условиях на расстоянии Хм, м, от

источника определяется по формуле (формула показывает зависимость См от

параметров, влияющих на максимальную приземную концентрацию):

где

А

-

коэффициент,

зависящий

от

температурной

стратификации

атмосферы (распределение воздуха по вертикали, определяющее равновесие

в атмосфере);

М - количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу;

F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных

веществ в атмосфере воздуха;

m и n - безразмерные коэффициенты, учитывающие условия выхода

газовоздушной смеси из устья источника выброса;

ΔТ - разность между температурами выбрасываемой газовоздушной смеси Тг

и температурой окружающего атмосферного воздуха ТВ;

V1 - объем газовоздушной смеси, м

3/с, определяемый по формуле:

где D - диаметр устья, ω - средняя скорость выхода газовой смеси из устья

источника выброса.

Коэффициент

А

отражает

влияние

географического

положения

источника вредных выбросов и принимается равным:

240 - для субтропической зоны Средней Азии (или территории, лежащие

южнее 40°),

200 - для Нижнего Поволжья, Кавказа, Сибири, Дальнего востока, остальных

районов Средней Азии,

160 - для Севера и Северо-Запада европейской территории РФ, Среднего

Поволжья и Урала,

120 - для Центральной части европейской территории РФ.

Для территорий, не упомянутых в списке, принимается коэффициент

территории с близкими климатическими условиями.

Величины М и V1 рассчитываются на основании технологической

части проекта предприятия, нормативов, действующих на предприятии.

Величина ΔT, °C, рассчитывается как разность средней температуры

наружного воздуха Тв в 13 ч наиболее жаркого месяца года и температуры

выбрасываемой в атмосферу газовой смеси Тг (по данным технологическим

нормативам).

Безразмерный коэффициент F:

1 - для газообразных веществ и мелкодисперсной аэрозоли (золы, пыли);

2 - для пыли и золы с очисткой не менее 90%;

2,5 - для пыли и золы с очисткой от 75 до 90 %;

3 - для пыли и золы с очисткой менее 75%; также в случае присутствия в

выбросах пыли водяного пара, способного к конденсации на выходе в

атмосферу, коэффициент F = 3 Коэффициент m определяется по формуле:

 

https://docviewer.yandex.ru/view/309550258

1 Сазанов Б.В., Ситас В.И. Теплоэнергетические системы промышленных

предприятий. – М.: Энергоатомиздат, 1990 – 304 с.

 

 

Экологический паспорт

 

Что такое энергетический паспорт предприятия? (http://fb.ru/article/278289/chto-takoe-energeticheskiy-pasport-predpriyatiya)

Энергетический паспорт предприятия — документ, который составляется компетентными специалистами по итогам энергоаудита того или иного объекта, используемого в бизнесе.

В соответствии с требованиями федерального законодательства он должен включать сведения:

- об уровне оснащенности объекта приборами, посредством которых ведется учет потребляемых энергетических ресурсов;

- о количестве используемых энергоресурсов, а также о динамике их потребления;

- о показателях, характеризующих энергоэффективность объекта;

- о размерах потерь энергоресурсов — если организация занимается их передачей;

- о потенциале для реализации мер энергосбережения;

- о типовых мероприятиях, направленных на оптимизацию энергосбережения.

Рассматриваемый документ обычно составляется для объектов, формирующих промышленную инфраструктуру, административных, а также жилых зданий. В энергетическом паспорте отражается баланс энергоресурсов, которые потребляет организация, а также фиксируются сведения о производительности данной инфраструктуры. Кроме того, энергетический паспорт предприятия может содержать сведения о плане мероприятий, направленных на оптимизацию энергоэффективности соответствующего хозяйствующего субъекта.

Для кого обязательно составление энергетического паспорта?

Законодательством России определены перечни лиц, для которых составление рассматриваемого документа обязательно по той причине, что они должны проходить энергоаудит.

Составление данного документа обязательно:

 - для органов власти;

 - для юридических лиц, которые учреждены при участии органа власти; - для организаций, которые осуществляют виды деятельности, относящиеся к регулируемым;

- для юридических лиц, которые осуществляют производство или же перевозку воды, газа, электричества, теплоэнергии, добывают газ, нефть, уголь, выпускают нефтепродукты и осуществляют переработку соответствующих полезных ископаемых;

- для фирм, расходы которых на потребление энергии превышают установленные законодательством значения;

- для организаций, которые реализуют мероприятия, направленные на оптимизацию энергоэффективности и финансируемые за счет средств бюджета.

Периодичность оформления энергопаспортов

Указанные категории лиц должны проводить энергоаудит не реже чем 1 раз в 5 лет. По итогам каждого мероприятия составляется энергетический паспорт предприятия. Таким образом, срок действия рассматриваемого документа — 5 лет. При этом оформляется он для юридического лица в целом, а не для отдельных объектов.

Санкции за отсутствие энергетического паспорта

В случае если энергоаудит не будет проведен организацией, которая обязана осуществлять данную процедуру по закону, и, соответственно, энергетический паспорт не будет получен фирмой, то она может быть оштрафована. Величина санкций при этом определяется статусом лица, совершившего правонарушение в виде неосуществления соответствующего аудита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.333 с.)