Три индекса ресурсных доноров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три индекса ресурсных доноров



Страны ИГК ВЭФ ГИИ ВОИС ИЧИ ПРООН
Венесуэла 130 71
Саудовская Аравия 29 61 39

 
В соответствии с индексами выбранные нами на основании эк- спертного опроса ресурсные доноры можно разделить на две услов- ные группы. В первую группу вошла Саудовская Аравия, которая показывает неплохой результат по индексу глобальной конкуренто- способности ВЭФ и глобальному инновационному индексу ВОИС, а во второй группе оказалась Венесуэла, занявшая одно из последних мест в мире по конкурентоспособности и не предоставившая сведе- ния по глобальному инновационному индексу.

Отобранные страны пытаются опираться на конкурентные преи- мущества, связанные с богатыми природными ресурсами. Венесуэла по запасам нефти занимает первое место в мире, хотя речь идет о тяжелой нефти, которую после добычи необходимо подготовить к продаже. При Уго Чавесе в 2007–2008 гг. в стране были национализированы нефтяная отрасль, черная металлургия и цементная промышленность и начали культивироваться административные методы управления экономикой, что привело к негативным результатам, включая высокую инфляцию, дефицит товаров первой необходимости, разгул коррупции.

 
Ограничения для иностранного капитала отрицательно сказались на состоянии нефтедобывающего сектора. После ухода из Венесуэлы американских нефтяных гигантов их позиции заняли Китай и Рос- сия. Этот фактор, думается, повлиял на оценку конкурентоспособ- ности Венесуэлы, которая делается на основе статистических данных и экспертных оценок. Поскольку ВЭФ опрашивает в первую очередь западных бизнесменов, то применительно к Венесуэле доминирует негативное восприятие.

В стране слабо развиты образование, наука и инновации. Вместе с тем одна из самых сильных на континенте армий требует грамот-

170


 

 

Зарубежный опыт участия государств в МНТО

 

ных солдат и офицеров и в результате выступает фактором, позитивно влияющим на систему образования в стране.

 
Положение в Саудовской Аравии похожее и иное одновремен- но. Доля этой страны в мировом ВВП составляет 0,86%, 19-е место в мире1. По индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ страна находится на 26-м месте, по глобальному инновационному индексу ВОИС — на 61-м, а по индексу человеческого измерения — на 39-м2. Это указывает на специфику страны в системе МНТО. Саудовская Аравия опирается на экспорт углеводородов и производимых из них товаров легкой переработки. Она занимает второе место по запасам нефти в мире. В этом случае речь идет о легкой нефти, которая интен- сивно добывается в течение долгих десятилетий после Второй миро- вой войны.

Нефть и нефтепереработка — основа экономики страны, а прин- ципиальная конечность нефтяного ресурса требует поиска новых источников развития.

В течение нескольких десятилетий власти этого государства пыта- ются преодолеть зависимость от монокультурного производства и от колебания мировой цены на нефть. Однако эти усилия коснулись до- статочно узкого круга секторов — металлургии и металлургической обработки. Обрабатывающая и пищевая промышленность в стране слабая. Большинство потребительских товаров и услуг имеют ино- странное происхождение.

Помимо экспортера нефти, Саудовская Аравия выступает круп- нейшим импортером вооружений. Военный бюджет страны большой, третье место в мире, опережая соответствующие расходы следующих за ней Индии, Франции и России, и составляет 67,6 млрд долл.3 Воо- руженные силы включают ВВС и ВМС и являются самыми мощными на Ближнем Востоке. Они требуют квалифицированных кадров, во- оруженных современными знаниями.

 
Наука не развита вовсе. На этой целине могут прорасти всходы. Однако страна остро нуждается в грамотных кадрах, готовых служить в современной армии и обслуживать АЭС, которую предполагается построить в Саудовской Аравии. На образование тратится 25% бюд-

 

1 Данные МВФ.

2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.wipo.int Global Innovation Index 2018; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.undp.org Human Development Index 2018.

3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.toparmy.ru. Военное обозрение. Военные бюджеты ведущих стран мира.

171


 

 

 

 
ГЛАВА 5

 

жета. В стране действует восемь университетов, которые не могут удовлетворить потребности граждан, желающих получить высшее образование. Студенты участвуют в международных академических обменах. Государство оплачивает учебу молодых людей в вузах США, Великобритании, Канаде, Австралии и Малайзии.

Анализ данных технологических лидеров, быстроразвивающихся догоняющих стран и ресурсных доноров, а также их участие в МНТО позволяет сделать ряд выводов.

В современном мире господствует острая несправедливость с точ- ки зрения уровня развития, получения и распределения дохода от де- ятельности государств, их юридических и физических лиц. Причины сложившейся ситуации объясняются объективными обстоятельства- ми, которые сильнее людей. Однако вопрос о том, может ли человек творить обстоятельства, давно перешел из философской плоскости в практическую управленческую плоскость.

Несправедливость имеет внутренние корни из-за неумения орга- низовать управление инклюзивным общественным развитием. И та- кое неумение не преодолевается с должной интенсивностью. А в ряде случаев несправедливость неравномерности культивируется внеш- ним фактором, который оказывал воздействие и продолжает влиять на положение дел в той или иной стране. Этот внешний фактор в свое время обрел черты неоколониализма, а теперь проявляется в виде раз- ного рода санкций и «правил игры» в обход международного права, примеряя одежды цифровой эпохи.

 
По причине этой противоречивости в современном мире навя- зываются принципы и методы Вашингтонского консенсуса, которые консервируют отношения эксплуатации, технологического, образо- вательного и в целом интеллектуального разрыва и не дают в руки элитам отстающих стран инструменты, помогающие преодолеть ста- тус ресурсных доноров и выйти на просторы инклюзивного развития с опорой на достижения научно-технического прогресса.

Анализ опыта быстроразвивающихся догоняющих стран подтвер- ждает, что движение по пути инклюзивного развития дает позитив- ные результаты в исторически сжатые сроки и, главное, показывает, как организовать дело. Другой вопрос, что в условиях нарастающего каскада глобальных процессов и проблем придется корректировать параметры национального движения, но делать это согласованно всем странам без исключения, независимо от статуса лидирующего, догоняющего или отстающего.

172


 

 

 

Зарубежный опыт участия государств в МНТО

 

 
Выводы, вытекающие из опыта зарубежных государств, представ- ляют ценность и сводятся к следующему.

Следует иметь ясное понимание цели и путей ее достижения в виде четкой и внятной научно-технической и инновационной поли- тики, ориентированной на технологическое лидерство, подкреплен- ное необходимыми ресурсами. Целеполагание и планирование — не- обходимые условия успешной политики.

Другой урок связан со значимостью развития интеллектуального потенциала общества за счет создания и выращивания национальной научной школы. Делать это целесообразно не только за счет государ- ства, которое остается основным источником финансирования нау- ки и образования, но и за счет культивирования многообразия форм организации и источников финансирования научных исследований. Например, можно активно участвовать в кооперации научной дея- тельности и опираться на инициативы бизнес-сообщества и граждан- ских научных организаций.

Представляется важным развивать наукоемкую промышленность, основанную на собственных технологиях, а следовательно, растить кадры для собственной инженерной школы. При этом глобальный технологический трансфер должен быть интеллектуально открытым, финансово приемлемым и основанным на строгом соблюдении права интеллектуальной собственности.

Необходимо понимать, что образование — это основа всего дела. Раздел образования, с тем чтобы отдельно готовить творцов и квали- фицированных потребителей, — неприемлемая практика. Культ зна- ния должен доминировать в обществе в качестве главного обществен- ного блага, и доступ к нему обязан быть равноправным.

 
Еще один вывод, вытекающий из зарубежного опыта, связан с культивированием инновационной парадигмы движения, когда стимулируется не толкающая инновации, а тянущая инновации мо- дель. Она возникает и начинает быстро и успешно работать только при условии, что заказчик, а не источник инновации лично заинтере- сован в ее коммерциализации. А кроме того, национальные иннова- ционные системы базируются на гармоничной политике государства, нацеленной на установление оптимальных отношений между бизне- сом, наукой и образованием.

В информационном обществе оказалось целесообразным культи- вировать приоритет коллективных интересов перед личными целя- ми. Это обусловлено историческим опытом восхождения от общего

173


174

 

ГЛАВА 5

 

к частному и обратно. К тому же такой подход помогает купировать возможность того, чтобы научно-технический прогресс оборачивался к нам темной стороной по субъективным причинам.

 
И наконец, опыт других стран заставляет задуматься о важности масштабной и глубокой воспитательной работы в обществе на осно- ве этических заповедей цифровой эпохи. Именно человек, его воля и помыслы, а не технологии, несмотря на двойственность примене- ния, являются главным источником прогресса1.

 

     

 

1 Эти соображения перекликаются с положениями в книге: Иванов В. В., Мали- нецкий Г. Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: Технология. Образование. Наука. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 16.


 

 

 
Г л а в а  6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.013 с.)