Просто космос. Практикум по agile-жизни, наполненной смыслом и энергией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просто космос. Практикум по agile-жизни, наполненной смыслом и энергией



Катерина Ленгольд

Просто космос

 

 

текст предоставлен издательством

«Катерина Ленгольд. Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2018

ISBN 9785001174318

Аннотация

 

Автор делится опытом по постановке целей, формированию полезных привычек, борьбе с прокрастинацией и восстановлению энергии за счет эффективного сна, питания и управления эмоциями.

 

Катерина Ленгольд

Просто Космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией

 

Космос начинается с дома, в котором тебя любят.

Мама, папа — эту книжку я посвящаю вам

 

Эту книгу хорошо дополняют:

 

Космос. Agile-ежедневник для личного развития

Катерина Ленгольд

 

Еженедельник номера 1

Игорь Манн

 

Бизнесхак на каждый день

Игорь Манн и Ренат Шагабутдинов

 

Одна привычка в неделю

Бретт Блюменталь

 

Scrum

Джефф Сазерленд

 

Информация от издательства

 

Благодарим за помощь с неймингом Андрея Компанейца

 

Ленгольд, К.

Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией / Катерина Ленгольд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

ISBN 978-5-00117-431-8

Технологический предприниматель Катерина Ленгольд, автор бестселлера «Agile-ежедневник “Космос”», в новой книге рассказывает о своей системе планирования, основанной на методологии agile и 9-недельных спринтах. Автор делится опытом по постановке целей, формированию полезных привычек, борьбе с прокрастинацией и восстановлению энергии за счет эффективного сна, питания и управления эмоциями.

 

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

© Катерина Ленгольд, 2019

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

 

Вместо предисловия. Кто я такая, и зачем вам мои советы

 

* * *

 

Я с недоверием отношусь к коучам — «мастерам на все руки», которые уверенно раздают советы окружающим, хотя сами толком ничего не сделали. Перед тем как вы потратите несколько часов жизни на эту книжку, хочу рассказать немного о себе. Так вы поймете, какой у меня опыт, каким моим советам стоит доверять.

 

Девочка, которая бежит впереди паровоза

 

Сколько себя помню — я всегда бежала впереди паровоза. Мне было все интересно, всего было мало. После окончания третьего класса я заявила родителям, что на уроках мне скучно, и «организовала» себе экстерн. Притащила домой из библиотеки книжки по всем предметам, составила расписание занятий и провела лето за учебниками. В конце августа сдала экзамены, а первого сентября пошла в шестой класс. Эту аферу с «перепрыгиванием» классов впоследствии я провернула еще дважды (повторять не рекомендую, психологически ох как непросто!) и в 14 лет уже училась в институте.

Но шило в одном месте давало о себе знать. В России я получила три диплома, после чего мне предложили поехать учиться в США, в знаменитый Массачусетский технологический институт (МТИ). Я собрала семь чемоданов (путешествовать налегке научилась только пять лет спустя) и вылетела в Бостон. В МТИ набрала двойную норму курсов по информационным технологиям и бизнесу. Ну и для полного счастья записалась на занятия в Гарварде.

Этого мне все равно оказалось мало. Год спустя я заразилась «вирусом стартаперства» (весьма опасная штука, часто встречающаяся в кампусе МТИ и повсеместно в Кремниевой долине). Мне было двадцать, когда я основала компанию ImageAiry — первый в мире маркетплейс спутниковых данных.

 

Эскимо за 20 страниц

 

Сейчас вы это читаете и думаете: «Она либо гений, либо робот. Может, и то и другое». Совсем нет. Я встречала настоящих гениев, поэтому точно знаю, что я не в их числе. У меня хорошая память и неплохие математические способности, но на этом, пожалуй, все. Все мои достижения — результат упертости и умения ставить четкие цели, нарезать их на маленькие кусочки, планировать шаги для их реализации и находить мотивирующую морковку — награду за достигнутые результаты.

Планировать я начала с детства. Когда мне было пять лет, договорилась с родителями, что за 20 прочитанных страниц получаю эскимо. Я тогда только начала читать, поэтому 20 страниц — это было не хухры-мухры. Я разбивала свою дневную норму на блоки по пять страниц и читала в четыре подхода. Так каждый день зарабатывала мороженое.

За последние 20 лет мой подход к планированию дополнился методами, почерпнутыми из книжек, исследований по нейрофизиологии, личного опыта и бесчисленных бесед с менторами и друзьями-предпринимателями.

 

Зачем я написала эту книгу

 

Винод Хосла — один из самых известных венчурных инвесторов Кремниевой долины. У него есть правило: быть дома к ужину 25 дней в месяц. Если командировки и встречи с деловыми партнерами нарушают правило, то эти мероприятия отменяются или переносятся. Ужин с семьей — это святое.

Я регулярно слышу от своих знакомых (да и по собственному опыту знаю), что чем лучше складывается карьера, тем больше времени она забирает. Успех — прожорливый зверек. Сколько сил и часов ему ни скорми, все будет мало. Нужно находить баланс, иначе друзья разбегутся, супруг и собака забудут, как вы выглядите, а от синяков под глазами не спасет самый ядреный макияж.

Следуя примеру Винода, я стараюсь каждый день быть дома к ужину. Высыпаюсь. Нахожу время на себя по утрам. Приглашаю друзей в гости хотя бы раз в неделю. Регулярно звоню родителям. Этот баланс не свойственен мне от природы. Без четкого разграничения времени работы, личного развития, отдыха и общения с родными и друзьями все, кроме карьеры, делалось бы по остаточному принципу.

Я поняла, что полезность планирования не в том, чтобы переделать миллион дел в рекордный срок, а в том, чтобы не потерять себя в бесконечной гонке за успехом.

Год назад я впервые решила поделиться своими наработками в области гармоничного тайм-менеджмента: выложила в соцсетях шаблон своего ежедневника, который помогал мне шаг за шагом идти к значимым целям, формировать полезные привычки, учиться новому и при этом находить время на то, чтобы испечь блинчиков для друзей.

За первые недели ежедневником стали пользоваться десятки тысяч людей[1]. Это было удивительно и очень приятно. Впервые я почувствовала, что мои знания могут приносить пользу не только мне и моей компании, но и людям, которых никогда не встречала!

Мне нравится делиться тем, что я знаю и умею. Искренне надеюсь, что эта небольшая, но очень «концентрированная» книжка, которой я отдала немало времени, внимания и тепла, поможет вам двигаться к успеху с космической скоростью и с улыбкой на лице.

Ну что? Поехали!

 

 

Agile для разработки ПО

 

Впервые я столкнулась с методологией Agile во время обучения в бизнес-школе MIT Sloan.

Основной смысл подхода заключается в итеративном процессе разработки, когда крупные цели разбиваются на небольшие этапы и реализуются в рамках коротких спринтов.

Вместо того чтобы «пилить» приложение полгода, а потом выяснить, что половина его функций вообще никому не нужна, Agile признает, что требования к программному продукту будут меняться по мере разработки и что не нужно планировать далеко вперед.

В теории все звучало логично, но полезность Agile на собственной шкуре почувствовала, когда основала свою первую компанию ImageAiry. Мы строили программную платформу, которая интегрировала спутниковые данные из различных источников. Этакий супермаркет спутниковых картинок с умным ассистентом, который помогал подобрать данные, необходимые для решения конкретной задачи.

Представьте, что вам нужно сварить борщ (рассчитать потери урожая после града для страховой компании). Вы приходите в наш онлайн-супермаркет и по запросу «борщ» («сельскохозяйственный мониторинг») получаете список подходящих ингредиентов (снимков необходимого разрешения, спектральных характеристик и частотности), доступных для заказа в магазине (в архивах мировых спутниковых компаний).

Звучит несложно, но на тот момент спутниковые снимки продавались только через региональных реселлеров «большим оптом» (контракты на несколько сотен тысяч долларов в год), а данные отправлялись на жестких дисках (!) по почте (!).

Мне хотелось перевернуть индустрию, сделать доступ к снимкам более демократичным (у провайдеров они все равно пылятся в архивах) и быстрым, открыть возможности космического мониторинга для коммерческих компаний. Звучит здорово, правда? Мой пламенный питч[2] растопил сердца судей знаменитого конкурса MIT 100K, и мы вышли в финал, получили финансовую и юридическую поддержку от университета для продолжения работы.

Окрыленные (насколько это возможно, когда учишься по 70 часов в неделю), мы принялись за работу над платформой. Помимо нехватки времени, проблема была в том, что мы смутно представляли, на каких индустриях следует сфокусироваться, кто наши клиенты и как должна выглядит бизнес-модель. Да и ресурсов (людей и денег) было совсем мало. Идеальные условия для применения Agile. Мы набросали список функций, определили приоритеты и начали поэтапно тестировать гипотезы.

Благодаря итеративному процессу разработки и коротким спринтам задачи получались небольшими и понятными. Мы быстро собирали обратную связь от рынка и шаг за шагом строили продукт, который соответствовал потребностям индустрии, а не нашим иллюзиям.

Так, Agile помог мне в построении технологической компании. Тогда же я задумалась об использовании методологии не только для рабочих, но и для личных задач.

 

Жизнь в стиле Agile

 

Жизнь, где каждый шаг — очередная точка роста, новый опыт, новая возможность. Динамичная, яркая, наполненная экспериментами в карьере, общении и в личном развитии.

Жизнь, когда мы внимательно и регулярно прислушиваемся к себе вместо того, чтобы следовать выдуманному плану и искать социально одобряемый «успех» и инстаграмное «счастье».

Ну что? Готовы попробовать? Предлагаю начать наш девятинедельный эксперимент.

 

 

 

Глава 2. Цели на спринт

 

* * *

 

Итак, долгосрочные цели не работают, поэтому расписывать планы на далекое будущее не стоит. Вы почти гарантированно промахнетесь с масштабом и направлением. В результате вы либо разочаруетесь в себе, не достигнув запланированных высот, либо создадите искусственный потолок для роста, поставив планку слишком низко.

Значит ли это, что нужно просто плыть по течению и ждать, к какому берегу тебя прибьет? Конечно, нет. Двигаться вперед без компаса — не самая хорошая идея. Велика вероятность, что вы будете блуждать по кругу.

Так что же делать? Мой подход — применить методологию Agile к личным целям. Для меня жизнь — это серия экспериментов. Вместо разработки глобального плана на двадцать лет вперед я ставлю небольшие цели на девятинедельные спринты.

 

Как выбрать свои цели

 

Есть такое соревнование для велогонщиков — The Race Across America — 3 тысячи миль (почти 5 тысяч километров) на велосипеде. Несколько дней без сна и отдыха. Неизменным чемпионом этой гонки многие годы оставался Юре Робик. И он не просто побеждал: обычно он приходил к финишу на полдня (!) раньше серебряного призера.

Секрет его успеха крылся в серьезном душевном недуге. Если по-простому, у парня были не все дома. Во время гонки ему мерещились монстры, которые преследовали его по пятам.

Нередко сверхвозможности сопровождаются серьезными побочными эффектами. Многие гении, с которыми я знакома, как автомобили «Формулы-1», ставят рекорды на трассе, но совершенно непригодны для повседневной жизни.

Каждый день мы наблюдаем сцены «красивой жизни» в прессе, ТВ и соцсетях: отфотошопленный образ богатых и успешных, идеальных людей с прекрасной жизнью. За этой картинкой может стоять миллион проблем, но их не увидеть невооруженным глазом.

Так что нет ничего удивительного, что мы начинаем искать способ соответствовать образу из глянца. Нам хочется доказать себе и окружающим, что мы тоже чего-то стоим и вообще не «твари дрожащие, а право имеем». Проблема в том, что в погоне за иллюзией, за инсценированным счастьем можно растратить всю энергию, прийти к финишу первым… но оказаться проигравшим.

Стремясь к одной цели, мы неизбежно жертвуем другой. Поэтому так важно научиться отличать свои цели от чужих, навязанных внешней средой.

У меня есть несколько знакомых, которые допустили в этом ошибку. Они отдавались карьере на 110 %, опьяненные стремлением к «статусу» и «красивой жизни». Отказывали себе в отдыхе, рушили отношения с семьей и друзьями, только чтобы понять, что заработанные миллионы и «Бентли» не приносят радости, когда в душе бардак, работа не вдохновляет, тебе не с кем ни посмеяться, ни поплакать.

Преимущества коротких спринтов в том, что цена ошибки невелика. В худшем случае вы потратите пару месяцев на то, чтобы понять, что это не ваше. Каждый такой эксперимент — повод откалибровать компас ценностей, чтобы приблизиться к тому, что для вас по-настоящему имеет значение.

Выбирая цели для спринта, я всегда задаю себе вопрос: «Почему это для меня важно?» и стараюсь ответить на него (письменно!) с предельной честностью.

Это не всегда просто, и на этот случай у меня есть полезный прием. Эта простая, но очень действенная техника помогает зрить в корень любой проблемы. Нужно спросить себя «почему» пять раз подряд. Этот подход к поиску сути придумали и внедрили в Toyota Motor Corporation в 1950-е годы. Вот как это выглядит, если применить метод к личным целям.

 

 

Не всегда причина, толкающая нас к какой-то цели, лежит на поверхности, и чтобы разобраться, что же в действительности кроется за ответом на первое «почему», приходится покопаться в себе.

Из моего примера видно, что истинная причина, почему мне хочется выпустить приложение, заключается не в приросте пользователей, а в том, что мне нравится «заряжаться» от ощущения, что я приношу пользу.

Кстати, ответ на финальное «почему» не раз наводил меня на мысли о более эффективных способах удовлетворения реальной потребности, которая изначально скрывалась за рядом надуманных оправданий.

 

Награда за успех

 

Существует не очень приличная, но весьма точная фраза, объясняющая то, как можно мотивировать себя и окружающих: «Есть два способа мотивации: морковка спереди и морковка сзади».

Обе морковки хороши по-своему. Морковка сзади — это когда мы двигаемся вперед, опасаясь негативных последствий. Дедлайн — один из вариантов такой мотивации. Избегая чувства вины от невыполненных обещаний, данных себе и окружающим, мы прекращаем плевать в потолок и беремся за дело.

Морковка спереди, напротив, — позитивная мотивация. Мы обещаем себе награду за успех, и желание заполучить ее мотивирует на великие свершения.

Комбинация двух морковок работает на ура. Синергетический эффект получается десятикратный.

Награда, как и цели, должна быть конкретной. Потратьте пять-десять минут, чтобы детально описать вашу вкусную «морковку».

Последние пару лет я стараюсь не тратить «морковки» на накопление барахла. Вместо вещей я дарю себе впечатления. Типичный пример моей «морковки» — это поездка на выходные с друзьями за город на природу. Но здесь выбор за вами: наградой может быть и заветная пара туфелек, и очередной очень нужный гаджет. Главное — чтобы «морковка» была желанной.

 

Научитесь говорить «нет»

 

Современный мир полон возможностей. Это, конечно, здорово. Мы можем реализовать свой потенциал как никогда раньше. Но у любой возможности есть обратная сторона: чем больше вариантов действий, тем сложнее сделать выбор.

Каждое утро мы открываем электронную почту, и на нас, как из ящика Пандоры, вываливаются десятки дел, большая часть которых требует нашего немедленного внимания. Мы в панике бросаемся их выполнять, захлебываясь в нескончаемом потоке псевдосрочных и псевдоважных задач.

Удовольствия от такой жизни мало, да и пользы в бездумном «добивании целей» ненамного больше. Мы вроде как заняты весь день, а если вечером спросить себя: «Что важное я сегодня сделал?» — то и ответить нечего. Беготни много, а толку никакого. Думаю, всем это знакомо.

Несколько лет назад я поняла, что для того, чтобы добиваться важных целей, нужно научиться говорить громкое и четкое «нет» второстепенным задачам. Звучит просто и вполне логично, но, по моим наблюдениям, это весьма редкий навык.

Я всю жизнь была отличницей. Для меня четверка — это что-то за гранью добра и зла, потеря потерь. Когда я основала свой первый стартап, все еще училась в университете. Если прежде у меня было время на то, чтобы ходить на лекции и вовремя сдавать курсовые, то с началом предпринимательской карьеры на меня свалился миллион новых задач, к которым я была совсем не готова.

Изменились и мои приоритеты (успех компании был куда важнее очередного красного диплома), но смириться с провалом в учебе оказалось непросто. Я жертвовала сном и отдыхом, чтобы успеть все. Я была вымотана, срывалась на окружающих, плохо соображала, отчего страдали и компания, и учеба.

Впервые в жизни поняла, что нельзя все успеть. Как бы я ни старалась, у меня не получится переделать все дела. Звучит смешно, конечно, но для меня это стало неожиданностью. Прежде мне удавалось впихнуть в расписание «еще немножко», а потом «еще чуть-чуть». Но тут я достигла предела, и пришлось сделать выбор. Так я получила первую тройку в семестре, зато в том же месяце привлекла первые инвестиции в компанию.

Это стало для меня отличным уроком того, как, отказавшись от части дел (проиграв на одном фронте), можно в итоге оказаться победителем.

 

ВЫ СМОЖЕТЕ ДОСТИГНУТЬ ЧЕГО УГОДНО, КОГДА ПЕРЕСТАНЕТЕ ДЕЛАТЬ ВСЕ ПОДРЯД

 

Приведу еще один забавный пример. Когда знаменитый американский психолог венгерского происхождения с непроизносимой фамилией, автор книги «Поток» Михай Чиксентмихайи, отправил несколько десятков писем ведущим предпринимателям и руководителям крупных корпораций с приглашением на интервью, многие из них не ответили. Питер Друкер, один из «отцов менеджмента» и бизнес-гениев XX века, написал следующее:

 

«Я НАДЕЮСЬ, ВЫ НЕ СОЧТЕТЕ МЕНЯ САМОНАДЕЯННЫМ ИЛИ ГРУБЫМ, ЕСЛИ Я СКАЖУ, ЧТО ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ — ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ МУСОРНАЯ КОРЗИНА, В КОТОРУЮ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ВСЕ ПРИГЛАШЕНИЯ, ПОДОБНЫЕ ВАШЕМУ»[4]

 

Рекомендую завести большую корзину для мусора. Полезная штука.

Итак, не все йогурты одинаково полезны (об этом, кстати, мы поговорим в главе о восстановлении энергии), не у всех задач одинаковая ценность. Из бесконечного списка задач (которые теперь разбиты на удобоваримые блоки) нужно вычленить главное.

Принцип Парето гласит: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». В контексте личного планирования это значит: правильно выбрав две задачи из списка в десять дел, можно получить значительную часть полного результата, которого вы бы добились, переделав все десять.

 

ВООБЩЕ ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УРОКОВ, КОТОРЫЕ Я ВЫУЧИЛА В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРОДУКТИВНОСТЬ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА НЕ С ТЕМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, А С ТЕМ, ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ

 

Желание увильнуть от ненужных дел — это не лень. Напротив, это признак того, что вы умеете преодолевать эмоциональный дискомфорт от необходимости говорить «нет» себе и другим. Большинство боится честно признаться, что задачи, которые они ставят перед собой, абсолютно ни к чему не ведут. Многие просто пытаются забить время и чувствовать себя «деловой колбасой».

Отказавшись от бесполезных задач, вы освободите силы и время на значимые дела. Вместо того чтобы оптимизировать каждую минуту, пытаясь впихнуть максимум в свое расписание, выбросите из него все ненужное и в спокойном ритме занимайтесь только самым главным.

При выборе приоритетных задач на день я нередко задаю себе вопрос: «Если бы завтра утром мне срочно предстояло уехать куда-то на месяц, какие дела я бы постаралась выполнить до отъезда?». Такое простое упражнение помогает понять, что важно не только сию минуту, но и в более длительной перспективе (в данном случае в ближайший месяц), и вынуждает отбросить второстепенные дела, а часть задач делегировать.

 

Мифы трудоголизма

 

Мы живем в мире, где слово «трудоголизм» стало синонимом целеустремленности и успеха.

Нередко в Кремниевой долине слышу нечто вроде: «Я на прошлой неделе проработал 110 часов! Не ел ничего, кроме чипсов и пиццы с колой, спал по три часа в сутки!». И все это обычно произносится с гордостью в голосе. Вот я герой! Вот какая у меня сила воли!

В моем понимании это не сила воли. Это глупость и неумение обозначать приоритеты. Мы не роботы. Десятки исследований доказывают, что после 55 часов работы в неделю продуктивность стремительно падает. Разницы между результатами 70-часовой рабочей недели и 55-часовой просто нет. Напротив, в долгосрочной перспективе недостаток отдыха и качественного сна приведет к тому, что вы начнете делать ошибки, которые будут стоить компании серьезных денег.

Буквально несколько недель такого насилия над собой, и ваши творческие способности, возможность концентрироваться и решать комплексные задачи, а также налаживать контакт с людьми резко пойдут ко дну. Это зачем?

Вы никому ничего не докажете, ночуя в офисе. Сфокусируйтесь на главном. Определите круг по-настоящему важных задач и сделайте их очень хорошо.

Нужно быть комфортно загруженным, а не загнанным. Самые успешные (и счастливые!) люди всегда при деле, но никуда не торопятся и не издеваются над собой. Гораздо лучше демонстрировать реальные результаты работы: классные идеи, подписанные контракты, разработанные продукты, а не просиженные штаны.

 

Воскресный check-in

 

Каждое воскресенье я завариваю чашку душистого чая и подвожу итоги прошедшей недели.

Первым делом оцениваю свой прогресс в достижении ключевых задач спринта, кратко (в два-три предложения) отвечая на три вопроса:

• Каких результатов удалось добиться?

• В чем возникли сложности, что я могу улучшить на следующей неделе?

• Чему новому я научилась?

Четкие критерии измерения, писал Питер Друкер[6], помогают нам ставить цели и оценивать, насколько мы к ним продвинулись. Нашему мозгу важно получать обратную связь и видеть результаты усилий. Четкое осознание прогресса, пожалуй, один из самых сильных мотиваторов.

Далее я просматриваю список задач и электронную почту и решаю, на чем сфокусироваться в ближайшие семь дней.

Важно убедиться, что большая часть этих дел помогает продвинуться в достижении целей спринта. Все отобранные входящие задачи вношу в календарь.

Последний этап — спланировать отдых. Об этом многие забывают, поэтому время на него выделяется по остаточному принципу. Такой подход значительно портит качество жизни.

По статистике, самый грустный день недели не понедельник, а воскресенье, точнее, вечер воскресенья. Сколько раз ваши выходные были потрачены на бесцельное «втыкание» в телефон или телевизор и утомительное ничегонеделание? Вот-вот.

Исследования психологов (да и мой личный опыт) показывают, что безделье не приносит удовлетворения. Напротив, оно изматывает, и потом очень жалко потраченного времени. Так в довесок к отсутствию отдыха вы получаете чувство вины.

Качественный отдых, который заряжает физически и эмоционально, нередко требует подготовки. Если заранее не предупредить друзей, что в выходные вы их ждете в гости, то в последний момент вряд ли удастся всех собрать. Многие запоминающиеся активности (путешествия, походы в театры и музеи) нужно планировать заранее, поэтому без подготовки никуда.

 

У ПЛАНИРОВАНИЯ ОТДЫХА ЕСТЬ ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО: ПРЕДВКУШЕНИЕ ПРЕДСТОЯЩИХ ЯРКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЕЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ

 

Обычно по воскресеньям я провожу полчаса за моим ежедневником. Подвожу результаты прошедшей недели, планирую следующую. Это простое упражнение помогает обрисовать четкую картинку всех дел на неделю и дает возможность взять максимум пользы и удовольствия из последующих 168 часов.

 

Как развить силу воли

 

В моем понимании сила воли — это способность контролировать свое поведение через не хочу для достижения долгосрочных результатов.

Пожалуй, одно из самых известных исследований, связанных с силой воли, было проведено в 1960-е годы в Стэнфорде. Этот вкусный во всех отношениях эксперимент прозвали зефиркой[8].

Уолтер Мишел протестировал несколько сотен детей в возрасте от четырех до пяти лет. Их приводили в комнату, где на столе стояла тарелка с одной большой красивой зефиркой, и объясняли правила игры: «Я уйду на несколько минут. Если к моему возвращению ты не съешь эту зефирку, в награду получишь вторую». Две зефирки, конечно, лучше, чем одна. Так что выбор стоит между тем, чтобы насладиться одной зефиркой прямо сейчас или преодолеть свое сиюминутное «хочу» и удвоить награду.

Некоторые дети хватали сладость, как только за исследователем захлопывалась дверь. Некоторые ерзали на стуле, пели, прыгали, чтобы отвлечься от соблазна. Те, кто находил в себе силы дойти до конца, запихивали в рот сразу две зефирки и с блаженным выражением лица наслаждались победой.

Советую посмотреть видео с умилительными мучениями этих малышей. Оно отлично иллюстрирует наши страдания при выборе между сиюминутным удовольствием и долгосрочными целями.

Через несколько лет этих ребят, уже подростков, снова пригласили в Стэнфорд. Те, кто в детстве дождался второй зефирки, оказались более успешными во всех сферах жизни. Они лучше учились, обладали более развитыми социальными навыками, имели здоровый вес и лучше реагировали на стресс.

Сила воли, умение сказать «нет» своим сиюминутным желаниям предопределяет успех в жизни в большей степени, чем тесты IQ. Так что прокачивание силы воли не менее важно, чем интеллектуальное развитие. Накачать силу воли можно, как и бицепсы. Для этого нужно регулярно тренировать ее в ситуациях, требующих усилий на границе ваших возможностей.

 

СИЛА ВОЛИ — ЭТО МЫШЦА, И ЕЕ МОЖНО НАКАЧАТЬ

 

Делайте несколько «подходов» в день с максимально большим «весом». От того, что вы 200 раз поднимете стакан воды, бицепсы вряд ли вырастут. Так и с силой воли: если тратить ее на мелкие «не хочу», вы просто устанете, но реального прогресса не добьетесь. Расходуйте ее с умом, концентрируясь на сложных задачах.

 

Поработайте стоя

 

Поза, в которой вы работаете, имеет значение. Мозгу нужен кислород. Без этого думать, а тем более концентрироваться, сложно. Когда вы сидите, сгорбившись за рабочим столом, диафрагма снизу сжимает легкие, и вы просто не можете глубоко дышать, а значит, обеспечить мозг кислородом.

Существуют два варианта решения этой проблемы: трекеры осанки (небольшие датчики, которые крепятся на спину и вибрируют, если вы горбитесь) и «стоячий стол» с регулируемой высотой, за которым можно работать сидя или стоя. К работе на ногах нужно привыкнуть, но для здоровья и продуктивности — это то, что нужно.

 

Труднее всего начать

 

Помните первый закон Ньютона?

 

«ЕСЛИ НА ТЕЛО НЕ ДЕЙСТВУЮТ СИЛЫ ИЛИ ИХ ДЕЙСТВИЕ СКОМПЕНСИРОВАНО, ТО ДАННОЕ ТЕЛО НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ ИЛИ РАВНОМЕРНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ. СВОЙСТВО ТЕЛ СОХРАНЯТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЙСТВИЯ НА НЕГО ДРУГИХ ТЕЛ НАЗЫВАЕТСЯ ИНЕРЦИЕЙ»[9]

 

Инерция применима не только к физическим процессам, но и к мотивации и силе воли. Чтобы сдвинуться с места и начать что-то делать, нужно приложить немало усилий, но, как только «тело придет в движение», инерция будет работать в нашу пользу.

Удивительный факт: мотивация обычно возникает не до, а во время действия. Главное — найти силу воли, чтобы начать. Но это не так просто. Есть несколько способов обхитрить систему и облегчить первый шаг.

Во-первых, заранее определитесь, что, как и когда вы будете делать. Наличие четко сформулированного плана с привязкой к календарю помогает избежать необходимости что-то решать «в моменте» и тратить на это ограниченные ресурсы силы воли.

Во-вторых, заблаговременно подготовьте «поле боя». Уберите все возможные преграды на пути к выполнению задачи. Например, вы хотите приготовить полноценный завтрак, но раковина и посудомойка забиты грязной посудой. Чтобы приступить к готовке, вам придется сначала все перемыть. Вряд ли вас это воодушевит, правда? Скорее всего, столкнувшись с этим препятствием, вы плюнете и, объяснив ситуацию нехваткой времени, по дороге на работу перехватите что-то малополезное.

Другой пример. Вам нужно приступить к работе над важным отчетом, требующим концентрации. Ваш рабочий стол завален всем, чем только можно, на компьютере открыт миллион приложений. Перед тем как начать, найдите силы разгрести все это безобразие.

Признаюсь, я не слишком педантичный человек, и творческий беспорядок всегда был неизменной частью моей рабочей атмосферы, но в последние годы я поняла, что без своевременной нейтрализации последствий своей деятельности я не могу приступить к новым делам.

Как я поступаю? В конце любой активности, еще двигаясь по инерции, я возвращаю все в начальное состояние: раскладываю вещи по местам, загружаю посудомойку, сохраняю документы и закрываю ненужные приложения. Так мое «поле боя» всегда готово к новым победам.

 

 

 

Накопительный эффект

 

Если вам кажется, что такими темпами вы ничего не добьетесь, советую внимательно посмотреть на простую формулу:

 

0,99365 = 0,03

1,01365 = 37,8

 

У меня какое-то время эти цифры висели в рамке над рабочим столом.

Улучшая что-то всего лишь на 1 % в день, за год вы добьетесь почти 38-кратного увеличения эффективности! И наоборот, незаметное на первый взгляд ухудшение на 1 % изо дня в день быстро приведет к плачевным результатам. За год разница между «чуть лучше» и «чуть хуже» — более чем в тысячу раз!

Как видите, накопительный эффект — штука одновременно эффективная и опасная. Многое зависит от того, как его использовать. Вместо того чтобы ставить себе высокую планку с первого дня формирования привычки, начните с малого и постепенно увеличивайте сложность.

Вы жили со старыми привычками многие годы. Изменить что-то на корню за пару недель невозможно. Это как с похудением. Нельзя сбросить 20 килограммов за неделю. Только если отрезать себе ногу (чего не советую).

Дайте себе и своему мозгу время на адаптацию. Начав с простого (когда нейронные связи «против вас») и наращивая сложность поэтапно, вы используете нейропластичность мозга и не ставите перед собой заведомо невыполнимые задачи.

 

Установите четкие правила

 

Чтобы облегчить период адаптации, когда мозг активно сопротивляется и стремится вернуть жизнь в прежнее русло, сформулируйте правила для новых привычек.

Вы должны понимать, что, когда и как вы делаете. Предположим, вы хотите пить больше воды каждый день. Мы договорились, что вначале привычка должна быть очень простой. Вместо размытой формулировки «выпить воды» предлагаю конкретизировать.

 

 

Максимально детально опишите свои действия.

 

ПОЛЬЗА ПОНЯТНЫХ ЧЕТКИХ ПРАВИЛ В ТОМ, ЧТО В НУЖНЫЙ МОМЕНТ НЕ ПРИДЕТСЯ НИЧЕГО РЕШАТЬ

 

Еще один совет: чтобы было проще, формулируйте привычки в формате «что делать», а не «что не делать». К примеру, привычка «не пользоваться телефоном после 21:00» требует постоянного контроля над собой весь вечер. Альтернативный вариант — «выключить телефон и поставить на зарядку в 21:00» — требует единоразовых затрат энергии: оставил телефон в другой комнате и пошел заниматься делами. Эффект в итоге один и тот же.

 

Идеи полезных привычек

 

 

 

Глава 6. Сон и отдых

 

* * *

 

Когда впервые начала изучать вопросы тайм-менеджмента и скупила все бестселлеры на эту тему, по меньшей мере половина книжек меня разочаровала. Почти все они рассказывали о том, как управлять временем, а не энергией. Иными словами, большинство рекомендаций касались того, как эффективно распланировать день, чтобы успеть переделать все на свете. Но моей проблемой была не столько нехватка времени, сколько нехватка сил.

Вы можете идеально, по всем правилам распланировать свой день, но к обеду выдохнуться. Времени еще вагон, а голова уже ничего не соображает. Думаю, с вами такое бывало. Все, что мы обсудили в предыдущих главах: целеполагание, планирование, формирование полезных привычек — замечательно, но ничего из этого вы не сможете претворить в жизнь без стабильного запаса сил.

Умение грамотно восстанавливаться — один из важнейших навыков, которые необходимо выработать всем, кто нацелен на успех, причем не сиюминутный, а долгосрочный. Бессонные ночи, перекусы чипсами и газировкой на бегу, постоянная нервотрепка — все это мне до боли знакомо. И со всем этим я научилась бороться, когда поняла, что без отдыха, полезного «топлива» и правильного настроя никакой космос мне не светит.

 

Продуктивный сон

 

В современном мире считается, что сон — удел слабаков и бездельников, а успешные люди должны работать ночи напролет. Кажется, что сон — самое непродуктивное занятие на свете, на которое уходит треть жизни. Если научиться обходить это «препятствие», то освободится море свободного времени, которое можно потратить на что-то по-настоящему важное.

Так вот, друзья. Сон — это как раз и есть самое важное. Поняла я это далеко не сразу… В детстве я ненавидела спать днем. Когда мне было лет пять, мы с папой договорились, что вместо тихого часа я буду читать. И хотя читала я тогда довольно медленно, а папа выбирал сложные книжки без картинок, которые понять было нелегко, это все равно было куда приятнее, чем спать. В школьные годы я мучилась от того, что допоздна не ложилась, а утром ни в какую не хотела просыпаться.

Настоящие проблемы начались, когда я основала свой первый стартап и мне приходилось несколько раз в месяц летать через Атлантику, сменяя десять часовых поясов. Тогда я узнала, что такое быть вымотанным. Я ходила как зомби, а мне нужно было закрывать сделки и сдавать экзамены. Состояние было — врагу не пожелаешь.

Это заставило меня взглянуть на сон со всей серьезностью. Я перекопала ряд научных публикаций, поговорила с врачами, провела на себе некоторые эксперименты. И вот что мне удалось выяснить.

 

Почему важен сон

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.172 с.)