Многопродуктовая транспортная задача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многопродуктовая транспортная задача



Многие задачи линейного программирования относят- ся к классу задач, которые называют распределительными, или λ — задачами (лямбда-задачами), а также обобщенными транспортными задачами. В терминах перевозок распредели- тельную задачу можно сформулировать следующим образом: пусть имеются запасы МТС, сконцентрированные в пунктах


отправления, причем в различных пунктах имеются различ- ные виды запасов. Все эти запасы или часть их требуется доставить потребителям, причем для каждого потребителя указано количество запасов МТС. Расходы на перевозку МТС считаются известными. Задача заключается в нахождении плана перевозок, обращающего в минимум суммарные расхо- ды на транспортировку.

Ранее рассматривалась транспортная задача, в которой фигурировал один вид МТС (один продукт). А как быть, если необходимо спланировать перевозку нескольких видов МТС (несколько продуктов)? Для решения данной задачи можно сформулировать два пути:

1. Сформировать по каждому виду перевозимых МТС свою транспортную задачу (однопродуктовую). Частные решения этих задач и будут представлять оптимальный план перевозок.

2. Сформировать одну (многопродуктовую) транспортную задачу.

Рассмотрим более подробно второй путь.

Пример 10.5. Для трех пользователей необходимо попол- нить запасы бензина АИ−76 и АИ−92. Пополнение запасов мо- жет производиться из хранилища города (гор.) и области (обл.). Запасы и потребности бензина представлены в табл. 10.8 и 10.9. Возможности поставщиков (гор. и обл.) и спрос потребителей указаны в табл. 10.10.

Таблица 10.8

Бензин Склад гор. Склад обл.
АИ–76 40 60
АИ–93 20 30

Таблица 10.9

Бензин 1 потр. 2 потр. 3 потр.
АИ–76 25 45 30
АИ–93 15 35

Протяженность маршрутов представлена в табл. 10.10.


Таблица 10.10

Хранилище 1 потр. 2 потр. 3 потр.
Склад гор. 30 50 60
Склад обл. 100 90 120

В целях упрощения вычислений предположим, что Cij = Lij, где Cij — стоимость перевозки между пунктами i и j; Lij — про- тяженность маршрута между пунктами i и j.

Для того чтобы учесть многопродуктовый характер зада- чи, сформируем транспортную модель следующим образом. Вместо того чтобы рассматривать каждого поставщика как один исходный пункт, разобьем его на несколько пунктов в со- ответствии с количеством видов перевозимых горюче-смазоч- ных материалов (ГСМ). Аналогично поступим и с пунктами на- значения (потребителями). В результате для нашего примера получим 4 поставщика и 5 потребителей (рис. 10.2).

 


Склад  гор.

 

Склад  обл.


1 потр.

 

 

2 потр.

 

3 потр.


 

Рис. 10.2. Схема реализации многопродуктовой задачи

 

Заметим, что некоторые маршруты недопустимы, пос- кольку в данной постановке задачи не допускается взаим- ная компенсация различных марок бензина. Это необходимо учесть при построении транспортной таблицы, а именно за- прещенным маршрутам приписывают очень высокую стои- мость перевозки.

Транспортная таблица для многопродуктовой транспорт- ной задачи в условиях нашего примера имеет следующий вид (табл. 10.11):


Таблица 10.11

Поставщик

Потребитель

Продукт

Потр.

Потр.

3 потр. АИ-76 АИ-93

Склад гор.

3 М 5 М 6

40

20

М 3 М 5 М

Склад обл.

10 М 9 9 12

60

30

М 10 М М М
АИ-76 25   45   30

 

АИ-93   15   35

М — недопустимые маршруты

Данную транспортную таблицу можно разбить на несколь- ко таблиц по видам продуктов (в нашем случае на две). Следует заметить, что с вычислительной точки зрения небольшие под- задачи решать проще, чем одну сложную. Но разбиение много- продуктовой модели на однопродуктовые можно осуществлять только в том случае, если нет взаимной связи между отдельны- ми видами продуктов. Если такая связь существует, то много- продуктовую модель не удается столь просто разбить на одно- продуктовые.

Пример 10.6. В условиях предыдущего примера предполо- жим, что в 1 потр. возможна взаимная компенсация АИ−76 и АИ−93 на 10%, во 2 потр. — на 20%. При построении транспорт- ной таблицы необходимо в 1-й и 2-й потр. добавить по одному потребителю, величины спроса которых определим из данных о процентном соотношении заменяемых видов ГСМ.

 


1 потр.:  25 × 0,1= 2,5

15 × 0,1=1,5

2 потр.:  45 × 0,2 = 9

35 × 0,2 = 7


 

Σ = 4;

 

Σ = 16.


Σ — сумма спросов первого и второго потребителей.

Далее необходимо сформировать транспортную таблицу следующего вида (табл. 10.12):


Таблица 10.12

Поставщик

Потребитель

 

Продукт

Потр.

Потр.

3 потр.
АИ-76 АИ-93 АИ-76, АИ-93 АИ-76 АИ-93 АИ-76, АИ-93 АИ-76

Склад гор.

АИ-76 3 М 3 5 М 5 6 40
АИ-93 М 3 3 М 5 5 М 20

Склад обл.

АИ-76 10 М 10 9 М 9 12 60
АИ-93 М 10 10 М 9 9 М 30

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.008 с.)