Методика исследования.Результаты исследования и их обсуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования.Результаты исследования и их обсуждение



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние классической музыки на концентрацию внимания студентов»

 

Исполнитель: Морданова Альмира Ринатовна студентка 1 курса 102 группы специальности "Сестринское дело"
Руководитель: Богачёва Ольга Юрьевна

 

Работа защищена с оценкой ____ (___________)
Зав. отделением ______________ Окатьева О.В.

 

Ижевск- 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Обзор литературы ……………………………………….………….….5

Глава 2. Основная часть…………………………………………………………..8

2.1 Методика исследования.Результаты исследования и их обсуждение…......8

2.1.1 Анкетирование. Результаты анкетирования………………………………8

2.1.2 Социологический опрос. Результаты опроса.…………………………....12

2.1.3 Эксперимент. Результаты эксперимента……………………..…………..15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение №1………………………………………………………………….20

Приложение №2………………………………………………………………….21

Приложение №3………………………………………………………………….25

 

Введение.

Актуальность:

Данная исследовательская работа посвящена выяснению того, как влияет прослушивание классической музыки на концентрацию внимания студентов. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех студентов возникает проблема, когда нужно выучить большой объем информации. Многие студенты, слушая классическую музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на концентрацию внимания. Однако ученые выяснили, что если,например, водитель слушает музыку, которая воздействует на его левое полушарие, то его внимательность за рулем существенно снижается. А вот музыка, которая наоборот влияет на правое полушарие головного мозга водителя, напротив, помогает ему быть более внимательным и сосредоточенным. Я решила проверить, будет ли классическая музыка воздействовать на концентрацию внимания студентов, и если будет, то как: в лучшую или в худшую сторону.

 

Цель:

Выяснить, какое влияние оказывает классическая музыка на концентрацию внимания, способствует ли прослушивание музыки успешной подготовке студентов.

 

Объект исследования: студенты ИМК.

Предмет исследования: концентрация внимания.

Задачи:

1.Определить, влияет ли классическая музыка на концентрацию внимания

2.Мотивировать студентов использовать классическую музыку во время подготовки к экзаменам, выступив на классном часу с данной исследовательской работой.

Гипотеза:

Если классическая музыка действительно влияет на внимание, то студенты смогут использовать правильную музыку для подготовки к экзаменам.

Методы:

Теоретические: анализ, синтез, аналогия, сравнение.

Эмпирические: наблюдение, описание, эксперимент, тестирование, анкетирование.

 

I глава. Обзор литературы.

Задача учебных заведений помочь каждому ребенку найти свой жизненный путь в обществе, сохранив при этом здоровье. Не секрет, что единственным приоритетом является приобретение знаний, а единственным мерилом достижений студента – его успеваемость. У студентов одним из наиболее сильных источников стресса являются такие школьные факторы, как экзамен, тесты, оценки. [1]

Классическая музыка может улучшать память и обучаемость. Выполнение упражнений под такую музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Когда учёные провели исследования, они выяснили, что музыка великих гениев, творивших в классическом жанре, таких как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Григ и других, оказывает чудодейственное влияние на человека. Музыка Моцарта способна активизировать мозговую деятельность человека. Прослушивание такой музыки в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. [2, 3]

Н.Н.Захарова и В.М.Авдеев исследовали функциональные изменения в ц.н.с.,при восприятии музыки, осуществляя диагностику испытуемых с одновременной регистрацией реакций на поверхности кожи. Так более глубокие положительные эмоции на определенные музыкальные произведения сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга.

Н.А.Фудин, изучая влияние музыкальных воздействий на функциональное состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими

тестовой деятельности, выявил, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают

психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых. [4]

Использование музыкотерапии у большинства пациентов (в нашем случае студентов) позволяет добиться ожидаемого поведенческого результата – мягкой стимуляции психомоторной активности или, напротив, успокоительного воздействия. [5]

В состоянии стресса, повышенной тревожности частота волн головного мозга превышает допустимые нормы. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При ее прослушивании улучшается внимательность и трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.[7]       

Но не вся классическая музыка хорошо воздействует на нервную систему человека. Так, учёные определили, что музыка Малера вызывает депрессию. Болгарские учёные разработали и используют своеобразные «рецепты»: для снятия раздражительности рекомендуется прослушать вторую кантату Баха или «Лунную сонату» Бетховена, для подавления чувства тревоги – прелюдии и мазурки Шопена или «Мелодию» Рубинштейна. Агрессивность и озлобленность снимается при звучании «Итальянского концерта» Баха или симфонии Гайдна. Если же необходимо расслабится, снять напряжённость, то могут помочь третья часть шестой симфонии Бетховена, «Колыбельная» Брамса или «Аве Мария» Шуберта.[6]

Оказывается, многие исследователи занимались поиском ответа, что с нами происходит под влиянием классической музыки, влияет ли она на концентрацию внимания. Изучив материал об исследованиях ученых, можно

сделать вывод о пользе и вреде музыки. Я решила провести экспериментальную работу всвоей группе, результаты которой будут раскрыты в следующей главе.

 

 

Глава 2. Основная часть.

Социологический опрос.

В опросе приняли участие 100 человек, все они – студенты ИМК. Опрошены были студенты разных курсов: с первого по четвёртый курс.

На вопрос №1 «Как действует музыка на организм человека?» все 100% опрошенных студентов ответили, что музыка действительно положительно влияет на человеческий организм.

Диаграмма 1

На вопрос №2: «Ваше отношение к классической музыке» 60% студентов ответили, что относятся положительно, 20% студентов относятся к классической музыке нейтрально и 20% относятся негативно.

Диаграмма 2

На вопрос №3: «Как вы думаете, правда ли, что классическая музыка влияет на концентрацию внимания?» 70% опрошенных ответили положительно, а 30% студентов не считают, что классическая музыка влияет на концентрацию внимания.

Диаграмма 3

На вопрос «Почему Вы считаете, что классическая музыка влияет на концентрацию внимания?» 68% всех участников ответили, что под классическую музыку быстрее запоминается информация, 32% опрошенных считают, что классическая музыка мешает сконцентрироваться.

 

Диаграмма 4

 

Результаты социологического опроса показали, что большинство студентов считают, что музыка действительно влияет на организм человека. Также результаты показали, что большая часть студентов к классической музыке относятся положительно, но есть и такие студенты, которые относятся негативно. Многие студенты считают, что классическая музыка влияет на концентрацию внимания и что под классическую музыку лучше запоминается информация, но есть и такие, кого классическая музыка отвлекает.

Выяснилось, что большая часть студентов ИМК относятся к классической музыке положительно и считают, что классическая музыка влияет на концентрацию внимания, но не используют её при подготовке.

Заключение

Поставленные задачи были достигнуты:

1) Было определено, что классическая музыка действительно положительно влияет на студентов, а именно улучшает концентрацию внимания.

 2) Для того, чтобы мотивировать студентов использовать классическую музыку во время подготовки к экзаменам, по изученной литературе и итогам эксперимента был проведён классный час для студентов, в котором студентам наглядно были показаны результаты проведенного эксперимента.

Использование классической музыки во время выполнения заданий теста дали положительные результаты у всех студентов.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что классическая музыка повышает эффективность деятельности у человека и улучшает концентрацию внимания. Это и подтвердилось экспериментами моей исследовательской работы.

После проведения классного часа большинство студентов стали включать классическую музыку (фоном) при выполнении домашнего задания и при подготовке к зачётам, экзаменам.

Список литературы:

 

1. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

2. «Дом Солнца», Психология / Практическая психология / Психологическая практика / Влияние музыки на психику [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/11984.(Дата обращения: 11.02.2016).

3. «Психология Советы», Влияние музыки на человека [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://психологиясоветы.рф/index/vliyanie-muzyki-na-cheloveka/. (Дата обращения: 20.02.2016)

4. Шушарджан С.В. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» - М., 1998. – С. 115-118

5. «Издательство «Медицина»». / А.АБаранов. // Российский педиатрический журнал. –2011 №3. – С. 60

6. Степанов С. Эффект Моцарта: новый миф?// Школьный психолог. 2005. № 18. С. 4–6.

7. Яковенко Т. В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004/2005 г. Материалы участников. М.: «Первое сентября». С. 79-81

Приложение №1

Анкета на тему «Музыка в жизни студентов»

Что для вас есть музыка?

А) отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем

Б) Жизнь, все

В) Хобби, увлечение

Г) Люблю слушать

Д) Люблю танцевать

Как любите слушать музыку?

А) Громко

Б) Очень громко

В) Тихо

Г) Умеренно

Д) В наушниках

Приложение №2

Задачи для 1 этапа

1. В тексте зашифрованы слова. Нужно найти все слова как можно быстрее. (24 слова)

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.

Критерии оценивания:

  1) участник должен найти 24 слова.

 2) время выполнения не должно превышать 3 мин. (Если время больше 3 мин, то это означает, что концентрация внимания участника низкая)

 

Критерии оценивания:

Время выполнения задания не должно превышать 3- 3,5 минут. Только в таком случае концентрация внимания считается хорошей.

Задачи для 2 этапа

 

1. В тексте зашифрованы слова. Нужно найти все слова как можно быстрее. (24 слова)

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысльйцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбнбюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператоркцууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзюпрводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрлчвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьбэркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

 

Критерии оценивания:

  1) участник должен найти 24 слова.

 2) время выполнения не должно превышать 3 мин. (Если время больше 3 мин, то это означает, что концентрация внимания участника низкая)

 

Критерии оценивания:

Время выполнения задания не должно превышать 3- 3,5 минут. Только в таком случае концентрация внимания считается хорошей.

 

 

Приложение №3

Список музыки:

• А.Моцарт – Полёт печали.

• А.Вивальди – Адажио.

• Ф.Шопен – Зима. Вальс №7.

• Л.Бетховен – Лунная соната.

• Р.Вагнер – Божественная.

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние классической музыки на концентрацию внимания студентов»

 

Исполнитель: Морданова Альмира Ринатовна студентка 1 курса 102 группы специальности "Сестринское дело"
Руководитель: Богачёва Ольга Юрьевна

 

Работа защищена с оценкой ____ (___________)
Зав. отделением ______________ Окатьева О.В.

 

Ижевск- 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Обзор литературы ……………………………………….………….….5

Глава 2. Основная часть…………………………………………………………..8

2.1 Методика исследования.Результаты исследования и их обсуждение…......8

2.1.1 Анкетирование. Результаты анкетирования………………………………8

2.1.2 Социологический опрос. Результаты опроса.…………………………....12

2.1.3 Эксперимент. Результаты эксперимента……………………..…………..15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение №1………………………………………………………………….20

Приложение №2………………………………………………………………….21

Приложение №3………………………………………………………………….25

 

Введение.

Актуальность:

Данная исследовательская работа посвящена выяснению того, как влияет прослушивание классической музыки на концентрацию внимания студентов. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех студентов возникает проблема, когда нужно выучить большой объем информации. Многие студенты, слушая классическую музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на концентрацию внимания. Однако ученые выяснили, что если,например, водитель слушает музыку, которая воздействует на его левое полушарие, то его внимательность за рулем существенно снижается. А вот музыка, которая наоборот влияет на правое полушарие головного мозга водителя, напротив, помогает ему быть более внимательным и сосредоточенным. Я решила проверить, будет ли классическая музыка воздействовать на концентрацию внимания студентов, и если будет, то как: в лучшую или в худшую сторону.

 

Цель:

Выяснить, какое влияние оказывает классическая музыка на концентрацию внимания, способствует ли прослушивание музыки успешной подготовке студентов.

 

Объект исследования: студенты ИМК.

Предмет исследования: концентрация внимания.

Задачи:

1.Определить, влияет ли классическая музыка на концентрацию внимания

2.Мотивировать студентов использовать классическую музыку во время подготовки к экзаменам, выступив на классном часу с данной исследовательской работой.

Гипотеза:

Если классическая музыка действительно влияет на внимание, то студенты смогут использовать правильную музыку для подготовки к экзаменам.

Методы:

Теоретические: анализ, синтез, аналогия, сравнение.

Эмпирические: наблюдение, описание, эксперимент, тестирование, анкетирование.

 

I глава. Обзор литературы.

Задача учебных заведений помочь каждому ребенку найти свой жизненный путь в обществе, сохранив при этом здоровье. Не секрет, что единственным приоритетом является приобретение знаний, а единственным мерилом достижений студента – его успеваемость. У студентов одним из наиболее сильных источников стресса являются такие школьные факторы, как экзамен, тесты, оценки. [1]

Классическая музыка может улучшать память и обучаемость. Выполнение упражнений под такую музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Когда учёные провели исследования, они выяснили, что музыка великих гениев, творивших в классическом жанре, таких как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Григ и других, оказывает чудодейственное влияние на человека. Музыка Моцарта способна активизировать мозговую деятельность человека. Прослушивание такой музыки в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. [2, 3]

Н.Н.Захарова и В.М.Авдеев исследовали функциональные изменения в ц.н.с.,при восприятии музыки, осуществляя диагностику испытуемых с одновременной регистрацией реакций на поверхности кожи. Так более глубокие положительные эмоции на определенные музыкальные произведения сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга.

Н.А.Фудин, изучая влияние музыкальных воздействий на функциональное состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими

тестовой деятельности, выявил, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают

психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых. [4]

Использование музыкотерапии у большинства пациентов (в нашем случае студентов) позволяет добиться ожидаемого поведенческого результата – мягкой стимуляции психомоторной активности или, напротив, успокоительного воздействия. [5]

В состоянии стресса, повышенной тревожности частота волн головного мозга превышает допустимые нормы. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При ее прослушивании улучшается внимательность и трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.[7]       

Но не вся классическая музыка хорошо воздействует на нервную систему человека. Так, учёные определили, что музыка Малера вызывает депрессию. Болгарские учёные разработали и используют своеобразные «рецепты»: для снятия раздражительности рекомендуется прослушать вторую кантату Баха или «Лунную сонату» Бетховена, для подавления чувства тревоги – прелюдии и мазурки Шопена или «Мелодию» Рубинштейна. Агрессивность и озлобленность снимается при звучании «Итальянского концерта» Баха или симфонии Гайдна. Если же необходимо расслабится, снять напряжённость, то могут помочь третья часть шестой симфонии Бетховена, «Колыбельная» Брамса или «Аве Мария» Шуберта.[6]

Оказывается, многие исследователи занимались поиском ответа, что с нами происходит под влиянием классической музыки, влияет ли она на концентрацию внимания. Изучив материал об исследованиях ученых, можно

сделать вывод о пользе и вреде музыки. Я решила провести экспериментальную работу всвоей группе, результаты которой будут раскрыты в следующей главе.

 

 

Глава 2. Основная часть.

Методика исследования.Результаты исследования и их обсуждение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.062 с.)