Особенности сезонных наблюдений. Осень. Загадайте детям загадку: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сезонных наблюдений. Осень. Загадайте детям загадку:



Осень. Загадайте детям загадку:

 

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

 

(Осень)

Закрепляйте знания детей о том, что сентябрь – первый осенний месяц; началом осени принято считать время, когда высоко в небе пролетает на юг первая стая журавлей, исчезают ласточки и стрижи. Если это возможно, организуйте наблюдения за отлетающими на юг журавлями, обратите внимание детей на то, что осенью наступают первые заморозки, а после них бывает полоса теплых солнечных дней («бабье лето»); расскажите, что в сентябре бывает последняя гроза.

В саду, парке, на участке понаблюдайте с ребятами за листопадом, предложите им вспомнить стихи и песни об осени. Закрепляйте знания детей о деревьях, покажите им пять разных листьев и предложите определить, с каких они деревьев. Предложите узнать лист на ощупь, найти дерево или кустарник по описанию; вспомнить, какие листья были летом, а какие стали осенью.

Понаблюдайте с детьми за тем, какие деревья первыми сбрасывают листву: сначала черемуха, за ней липа, вяз, береза, клен, осина, и завершает листопад могучее дерево – дуб. Покажите детям значение листопада для жизни растений зимой и его роль в круговороте веществ. Обратите внимание детей на иней на деревьях. Покажите, что некоторые растения продолжают цвести и осенью (одуванчик, пастушья сумка и др.).

Некоторые растения можно высадить в горшки и поставить в группе (настурция, астры).

Расскажите детям, что многие птицы и животные осенью полностью линяют (у них происходит замена перьев и шерсти летнего типа на зимний); как человек переодевается в зависимости от сезона, так и животные меняют свой покров – у птиц повышается плотность оперения, а у зверей вырастает более густая шерсть. Обратите внимание детей на то, что у некоторых птиц и зверей в процессе линьки белеет оперение и шерсть, что делает их незаметными на фоне выпавшего снега, затрудняет хищникам обнаружение добычи, а жертвам помогает скрываться от врага. Загадайте детям загадку:

 

Летом – серый,

Зимой – белый.

 

(Заяц)

Спросите, почему заяц летом серого цвета, а зимой – белого.

Расскажите, что некоторые звери, готовясь в зиме, совершают осенние переходы (мигрируют) в более удобные места (песцы, северные олени, косули, горные козлы и бараны). Люди в это время года стараются помочь животным, подкармливают их.

В уголке природы можно оформить выставку «Дары осени», чтобы расширять знания детей о фруктах и овощах; дать им понятия о пользе овощей и фруктов как главных «поставщиков» различных витаминов.

Следует продолжать учить детей отгадывать загадки об овощах. Можно показать им, что некоторые растения сажают под зиму (чеснок – зубчиками, укроп – семенами и т. д.).

Если есть возможность, понаблюдайте с детьми за обрезкой кустарников; расскажите, для чего их обрезают; что осенью и весной сажают деревья (по возможности покажите детям данный процесс). Можно собрать с ребятами семена астр (срезать их головки и хранить в сухом месте), организовать сбор осенних листьев и других природных материалов для занятий по ручному труду (шишки, камни, причудливые коренья, желуди). В процессе сбора природного материала обратите внимание детей на то, что по шишкам можно предсказать погоду (если у шишек сжимаются чешуйки – будет дождь; чешуйки шишек закрывают семена растения от влаги).

В октябре обратите внимание детей на то, что последние птицы (скворцы и грачи) улетают на юг, прилетают ближе к жилью человека снегири и свиристели; некоторые растения остаются на зиму с зелеными листьями, и их покрывает снег, в саду перекапывают и удобряют землю, белят стволы деревьев известью, вывозят с участка опавшие листья (в них разводятся вредные для сада насекомые).

Предложите родителям сделать кормушки и ежедневно насыпайте в них корм для птиц. Загадайте детям загадку:

 

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает и в мороз

Птиц зерном и хлебом.

 

(Кормушка)

Расскажите детям, что птицам необходимо тщательно готовиться к перелету в теплые края. Они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. Разные птицы трогаются в путь по‑своему. Одни птицы улетают на юг ночью, другие днем; одни улетают стаями, другие поодиночке. Утки улетают косым рядом, а гуси – длинным клином.

Галки, сороки и вороны на зиму не улетают. В зимний период они живут за счет помощи людей. Особенно хитрой птицей считается ворона, она всегда найдет возможность украсть лакомый кусочек.

Проведите игру «Что будет, если исчезнут… (звери, птицы, насекомые и т. д.)».

Поздней осенью хорошо понаблюдать с детьми за хмурым осенним небом (уже нет легких перистых и кучевых облаков, облака тяжелые, слоистые, небо кажется тяжелым), за землей, которая от заморозков стала твердой, и за заледенелыми лужами.

Учите детей называть последовательность осенних месяцев; познакомьте их с пословицами: «В сентябре лист на дереве не держится», «В октябре в одном часу и дождь, и снег», «Ноябрь – ворота зиме». Продолжайте знакомить детей с народными приметами: «Пришла осень, привела погод восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет». Расскажите, что раньше на Руси называли сентябрь – ревуном, октябрь – листопадом, а ноябрь – груднем (груда – замерзшая куча грязи).

Прочитайте детям рассказы И. Соколова‑Микитова об осенних явлениях в природе: «Осень в лесу», «Еж», «Белки», «Улетают журавли» и др. Побеседуйте по их содержанию.

Зима. Прочитайте детям отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:

 

Здравствуй, гостья‑зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

 

Задайте детям вопросы: «Что означают слова и выражения „раздолье“, „строй мосты по рекам“, „расстилай ковры“?». В случае затруднений поясните значение выражений.

Продолжайте знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Покажите им различные формы осадков – изморозь, хлопья, иглы, иней и др., учите сравнивать ветреную погоду с сухой. Обратите внимание детей на то, что дни стали короче. Учите их замечать и отражать красоту природы в целом и красоту морозных узоров на окне – в частности.

Зимой под снегом можно отыскать зеленую травку; на основании этого подведите детей к выводу: зимой не все растения умирают, под снегом им легче пережить холодную зиму; снег, как одеяло, согревает их. Также следует обратить внимание детей на то, что на некоторых деревьях сохранились плоды (например, птицы в зимние дни питаются ягодами рябины); формировать желание самостоятельно наблюдать за птицами, прилетающими за кормом на деревья и к кормушкам. Напомните детям, как птицы и животные готовятся к зиме.

В конце декабря дети вместе с педагогом могут посеять семена овса для корма птицам, а впоследствии понаблюдать за тем, какой корм они охотнее клюют: зелень или зернышки. К Международному женскому дню можно помочь детям вырастить в горшочках цветы (тюльпаны).

Подведите детей к пониманию того, из какого снега лучше делать постройки, поговорите о снежных постройках (утром снег сухой, днем пластичный, к вечеру снова замерзает); предложите вспомнить, как делают цветной лед для украшения построек.

Обратите внимание детей на то, что в феврале погода очень быстро меняется: то светит солнце, то дует ветер, то идет снег. Спросите, почему на крышах появляются сосульки и в какое время дня они капают. Напомните о том, что нужно аккуратно ходить мимо домов, где с крыш свисают сосульки. Спросите, что может произойти, если сосулька упадет.

Предложите детям оформить альбом о зиме: подобрать картинки, фотографии или самим нарисовать зимние сюжеты.

Побеседуйте с детьми о зимних явлениях в природе (дайте им возможность высказывать свое мнение). Закрепляйте знания о зимних месяцах – декабре, январе, феврале. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Январь»:

 

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

 

Учите детей называть последовательность зимних месяцев, их приметы; познакомьте с пословицами: «Декабрь – самый темный месяц». «Январь – перелом зимы», «У февраля два друга – метель да вьюга».

Для закрепления знаний о многообразии растительного мира проведите игру «С какой ветки детки».

Весна. Прочитайте детям стихотворение А. Плещеева «Весна»:

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

Попросите детей назвать приметы весны.

Во второй половине марта наступает настоящая весна, становится теплее, температура воздуха доходит до +5°. Обратите внимание детей на то, что в это время года начинаются весенние работы. Расскажите о том, что весной пересаживают и черенкуют комнатные растения, высеивают в горшки семена цветов. Понаблюдайте за птицами, прилетающими на участок (голуби, воробьи, вороны, синички), за обрезкой деревьев; объясните детям, зачем это делают, и предложите им определить, с какого дерева обрезанная веточка. Можно поставить ветки в уголок природы и понаблюдать за тем, как будут распускаться листочки, какие ветки будут цвести, давать корни.

Обратите внимание детей на комнатные растения: многие из них начинают давать новые листочки, набирать цвет и т. д. На примере одного растения следует показать, как пересаживают комнатные растения, в том числе способом черенкования. Вместе с детьми пересадите некоторые комнатные растения. Предложите желающим ребятам взять черенки и посадить их у себя дома. Дайте родителям полезные советы по привлечению детей к уходу за комнатными растениями и животными.

В середине марта педагог вместе с детьми может посеять семена душистого горошка, бархатцев, настурции.

В апреле обратите внимание детей на то, что начинает зеленеть трава, зацветают медуница, синий подснежник, гусиный лук; распускаются почки тополя, березы, черемухи, черной смородины, сирени; начинается ледоход, в прудах оживают насекомые, пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы, выползают дождевые черви, начинают прилетать с юга птицы (трясогузки, зяблики и др.), вылетают бабочки‑крапивницы, появляются муравьи, божьи коровки.

Покажите детям, как высаживают на участке молодые деревья и кустарники; понаблюдайте за тем, как быстро снег превращается в воду, особенно на солнцепеке. Обратите внимание детей на термометр, понаблюдайте, как быстро может подниматься и опускаться столбик с ртутью в зависимости от того, где находится термометр – в тени или на солнце. Побеседуйте с детьми о том, как нужно одеваться весной.

В ветреные дни с помощью ленточек, веревочек понаблюдайте за движением ветра. Учите детей наблюдать за своей тенью в разное время дня, ежедневно внимательно обследуйте все уголки двора и находите изменения в природе; обращайте их внимание на то, какие травы перезимовали и уже цветут (мокрица, пастушья сумка). В апреле покажите детям, как цветут деревья; понаблюдайте за грачами, рассмотрите картину А. Саврасова «Грачи прилетели», прочитайте стихотворение С. Маршака «Апрель».

Расскажите детям, что скоро прилетят скворцы. Попросите родителей вместе с детьми (по возможности) сделать домики для скворцов. Загадайте детям загадки:

 

Висит на дереве дворец,

А во дворце живет певец.

 

(Скворец)

 

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко –

Не пролезет даже кошка.

 

(Скворечник)

Спросите, что за дворец висит на дереве и кто в нем живет.

Загадайте детям загадку:

 

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но узнает млад и стар,

Что она – огромный шар.

 

(Земля)

Напомните, что 22 апреля – праздник Земли. Наведите к этому дню порядок в групповой комнате и на участке детского сада.

Покажите детям, как в лужах начинают купаться воробьи, обратите их внимание на то, что воробьи‑самцы – более яркие, а самки – серые.

Спросите у ребят, что означает пословица: «Весна да осень – на дню погод восемь». Продолжайте знакомить их с народными приметами: «Длинные сосульки – к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое», «Если пчелы роем гудят на цветущей черемухе или рябине, завтра будет ясный день», «Озерные лягушки всегда квакают перед дождем».

Закрепляйте знания детей о последовательности весенних месяцев. Познакомьте с пословицами: «В марте и курица из лужи воды напьется», «Апрель – с водою, а май – с травою», «Пришел месяц май – под каждым кустиком рай».

Лето. Закрепляйте знания детей о названиях летних месяцев. Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Лето»:

 

Веселое лето,

Всем дорого ты.

В лугах ароматных

Пестреют цветы.

А в рощице пташек

Звенят голоса;

Их песни хвалою

Летят в небеса.

Блестящие мошки

Кружатся толпой –

И солнышко шлет им

Свой луч золотой.

 

Побеседуйте с детьми о том, чем они любят заниматься летом. В процессе беседы подведите их к тому, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком по чистой земле или траве, греться на солнышке, играть на улице и т. д.

Продолжайте знакомить детей с народными приметами («Радуга от дождя стоит долго – к ненастью, скоро исчезнет – к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем – быть на следующий день теплу», «Появились опенки – лето кончилось»).

В солнечное утро понаблюдайте с детьми за росинками на траве; объясните, почему появляется роса; прочитайте стихотворение С. Маршака «Пришел июнь»; спросите, почему говорят: «Лето собериха, зима поедиха».

Расскажите детям, что 22 июня – день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль). Расскажите, что летом начинается сбор лечебных трав. Чтобы собирать лечебные травы, человек должен хорошо знать, когда лучше собирать их, как сушить, как употреблять. Сбором трав занимаются специалисты. Собранные лекарственные растения сдают в аптеки. Там их проверяют, и только тогда они поступают на прилавки аптек. Подведите детей к пониманию того, что им нельзя собирать лекарственные растения, а тем более – пробовать на вкус.

В конце лета предложите детям собрать семена цветочных растений; обратите их внимание на то, что если цветок не сорвали, то на его месте появляются семена, из которых на следующий год вырастет еще больше цветов.

Учите ребят отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Предложите им изготовить коллаж из природного материала.

Закрепляйте умение детей называть последовательность летних месяцев. Познакомьте с пословицами: «Июнь – самый светлый месяц года», «Июль – середка лета, краса света», «Август – собериха, припасиха».

 

Уголок природы

Дети 6–7 лет самостоятельно (одновременно двое‑четверо) дежурят в уголке природы. На доске дежурств фиксируется, кто будет дежурить и что он должен выполнять. Дежурство может продолжаться от двух дней до недели. Взрослый должен направлять работу детей, учить их работать сообща, помогать друг другу и договариваться между собой о выполнении различных поручений. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах и напоминаниях. Отдельные виды деятельности педагог выполняет вместе с детьми, другие просто контролирует.

В уголке природы подготовительной группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум с рыбками (разновидности золотых рыб и тепловодных); клетку с птицами (волнистые попугайчики и канарейка); млекопитающих животных (морская свинка, сирийский хомячок, белая крыса); пресмыкающихся (черепаха); растения (комнатные 6–7 разновидностей, например, бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьера, бальзамин, фикус, хлорофитум), овощи и фрукты, в том числе и экзотические; срезанные зимой ветки деревьев и кустарников; календари погоды и природы; наглядный иллюстративный материал (репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д.; альбомы – «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга»; иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)»; альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок; дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию; рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, глина, песок, срезанные веточки, лупа); материал для развития трудовых навыков (природный и бросовый материал для ручного труда: шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, семена растений, коробки, упаковочная бумага, колпачки от флаконов и т. д.); оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щетки‑сметки, разделочные доски, поилки, лейки, щетки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корма для птиц и животных).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.046 с.)