Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)



 

Организованные занятия с детьми подготовительной группы проводят с сентября по май. Воспитательно‑образовательную работу по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию целесообразно осуществлять круглый год в процессе разных видов детской деятельности.

Темы занятий могут быть самыми разнообразными: «Лесная аптека», «Дом, в котором мы живем», «Для чего нам нужны деревья», «Правила поведения в лесу», «Наши меньшие друзья», «Природа и здоровье» и т. д.

Задача воспитателя – углублять и систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе.

Следует подвести детей к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на земле; дать представления о простейшей пищевой цепи: трава – травоядное – хищник; показать, что почти все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений, роль которых очень велика.

В процессе ознакомления с законами природы нужно формировать в детях ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности; не запрещать действовать, а подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умения самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней. Следует показать детям, что живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель, непревзойденный метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Человек должен учиться у природы. На примере некоторых изобретений покажите детям, как люди учились у природы и создавали на основе этого свои изобретения (наблюдая за птицами, создали самолет; наблюдая за рыбами, создали корабль; наблюдая за насекомыми, создали дельтаплан и т. д.) Необходимо формировать творческое мышление детей; учить их применять полученные знания на практике.

Следует дать детям первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии и т. д.); формировать экологически грамотное поведение в быту и на природе.

Расскажите детям, что охраной окружающей среды занимаются экологи, лесничие, зоологи и другие специалисты. Формируйте понятия о том, что дети могут помочь взрослым – беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенных местах.

Расскажите детям о роли озеленения в сохранении чистоты воздуха в вашем городе; значении воды, воздуха, солнечного света для всего живого; формируйте понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого во многом зависит жизнь всего живого.

Следует продолжать формировать у детей эмоционально‑доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними; развивать интерес к родному краю, формировать представления об экологических проблемах родного города (поселка, деревни), воспитывать уважение к труду горожан и сельских жителей.

В продуктивных видах деятельности продолжайте учить детей отражать свое отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках, экскурсиях предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п.

Следует обобщать и систематизировать представления детей о временах года и частях суток; показать, что продолжительность дня и ночи зависит от того, в какой местности живет человек.

Как и прежде, отвечайте на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, луной, солнцем, солнечной системой; рассказывайте о том, что мы – жители планеты Земля в Солнечной системе.

Познакомьте детей с климатическими условиями разных материков (Америка, Азия, Европа, Австралия, Африка, Антарктида). Расскажите, что на этих материках обитают разные животные и растут разнообразные растения. Например, в Европе есть такие животные, как бурый медведь, белый медведь, кабан, лисица, рысь, соболь, белка, волк и др., в Азии – моржи, тюлени, бурый медведь, белый медведь, лось и другие, в Африке – верблюд, антилопа, леопард, лань и т. д., в Америке – американская норка, опоссум, лама, гризли и т. д., в Австралии – кенгуру, коала, дикая собака динго, ехидна и т. д., в Антарктиде – тюлень, морской леопард, императорский пингвин и другие.

Формируйте представления детей о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты. Познакомьте с полезными ископаемыми вашего региона (каменный уголь, нефть, газ). Покажите особенности таких явлений природы, как иней, град, туман, дождь.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей. Человек в свою очередь должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.

Вместе с детьми можно оформить предметно‑развивающую среду: уголки природы; зеленые участки; экологические тропинки; уголки леса, сада, поля; альпийские горки и т. д. Продолжайте оформление экологического паспорта детского сада и малой «Красной книги», начатой в старшей группе. В каждом конкретном случае развивающая среда зависит от региональных условий, от месторасположения детского сада и от творческих способностей взрослых и детей.

Расскажите детям более подробно о Красной книге, в которую внесены редкие и исчезающие виды животных и растений, указаны места их обитания, численность, размножение, болезни, необходимые меры охраны. Животные и растения, занесенные в Красную книгу, находятся на грани вымирания, поэтому они охраняются государством. Объясните детям, для чего создаются заповедники. Если есть возможность, сотрудничайте с различными экологическими организациями. Предложите детям расширить Красную книгу вашей местности, в которую занесены растения и животные вашего региона. Дети могут принести фотографии, картинки с изображением растений и животных, засушенные растения. Воспитатель записывает информацию о растениях и животных, рассказы детей; указывает, откуда принесли то или иное растение, и т. д. К этой работе целесообразно привлекать родителей. Предложите родителям и детям участвовать в акции по охране окружающей среды. Можно нарисовать и развесить плакаты по охране природы в окрестностях детского сада.

В экологическом уголке могут находиться: экологические календари, материалы для опытов, экологические цепочки, иллюстративный материал, плакаты об охране природы, выставка интересных находок, природный материал и многое другое. Целесообразно создать библиотеку книг о природе, в которой должны быть представлены рассказы И. Соколова‑Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Житкова и других писателей. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых понятны и доступны детям, а также картины разных художников, посвященные природе.

Расскажите детям о том, что наши далекие предки боготворили природу и поклонялись ей. В культуре русского народа сохранилось много праздников и обычаев, связанных с природными явлениями (7 июля – праздник Купалы, 1 марта – праздник Веснянка или Свистунья и т. д.).

Нужно обращать внимание детей не только на доброжелательное отношение к природе, но и на гуманное отношение к людям; подвести их к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека; продолжать знакомить с основами здорового образа жизни; воспитывать желание вести здоровый образ жизни (закаляться, отдыхать и др.).

Учите детей видеть эмоциональное и физическое состояние взрослых и детей; состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. Экологические знания способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка.

Покажите детям влияние погоды на самочувствие людей: с изменением погодных условий меняется и состояние человека. Это связано в основном с изменением атмосферного давления. На самочувствие людей влияет и микроклимат жилища, поэтому дом необходимо содержать в чистоте и порядке; взаимоотношения жильцов должны быть доброжелательными.

Расширяйте и систематизируйте знания детей о домашних животных и обитателях уголка природы. Предложите им придумать клички для животных уголка природы (это способствует эмоционально‑положительному отношению детей к животным); формируйте ответственность за содержание животных; учите ухаживать за ними.

В процессе ознакомления с окружающим продолжайте знакомить детей с дикими животными и их повадками; учите называть некоторых животных (бурый медведь, лев, олень и др.); расширяйте знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления животных (линька, спячка); условиях, необходимых для их жизни и создаваемых человеком (кормление, выгон скота на пастбище, подкормка зимой диких животных). Расскажите о том, как млекопитающие заботятся о своем потомстве.

Закреплять знания детей о диких и домашних животных можно в играх «Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию» и т. д.

В игре «Рассели животных» участвуют два ребенка. Перед каждым ребенком на столе лежат два нарисованных домика для животных. Нужно «заселить» домики (один – дикими, другой – домашними животными). После выполнения задания дети по очереди рассказывают о животных. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки при «заселении» в домики.

Необходимо углублять и расширять знания детей о земноводных (лягушка, травяная жаба) и пресмыкающихся (ящерица, черепаха, уж); познакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся (например, уж отпугивает врагов шипением или выделением дурно пахнущей жидкости). Дети должны уметь рассказывать об особенностях их внешнего вида и жизненных проявлениях.

Изучать последовательность смены событий можно на примере жизненного цикла животных. Предложите детям нарисовать пищевые цепочки.

Развивайте умение детей называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете; закрепляйте понятие о том, что человек – часть природы; учите устанавливать причинно‑следственные связи между природными явлениями.

Можно провести игру «Кто чем питается?» (кузнечики – нектаром цветов, насекомыми; пчела – нектаром цветов; божья коровка – тлей, паутинными клещами, личинками жуков‑листоедов; птицы – насекомыми, лесными ягодами, семенами растений).

Формируйте у детей умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Объясните им, что животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства. Для закрепления знаний детей об «этажах» леса предложите им поиграть в игру «Кто где живет?», подведите их к пониманию того, что лесные жители могут по‑разному реагировать на пребывание и поведение человека в лесу.

Закрепляйте умение ребят узнавать птиц по внешнему виду и по голосам.

Для описания растений и животных целесообразно использовать энциклопедические материалы. Так, для описания птиц, обитающих в Москве, можно использовать книгу «Птицы Москвы». (Нестеров Е. В., Фадеев И. В., Пешехонов C. E. – М., 1997.). Информация может быть использована частично, например:

 

«Обыкновенная кукушка. Гнездящаяся и перелетная птица. Широко распространена на большей части территории России. Населяет разнообразные места обитания, что связано с распространением мелких воробьиных птиц, в гнезда которых кукушка подкладывает свои яйца. В парках и лесопарках Москвы хорошо знакомый всем голос самцов кукушки можно услышать с начала мая. Острокрылая длиннохвостая птица размером несколько меньше голубя. Все самцы окрашены одинаково, а вот самки окрашены по‑разному. Одни окрашены как самцы – верхняя часть тела, крылья и хвост таких птиц серые, низ светлый с темными поперечными полосками. Другая часть самок – рыже‑коричневые с поперечными светлыми и черно‑бурыми пестринами. На брюшной стороне по светлому беловатому фону идут бурые поперечные полосы. Молодые птицы отличаются поперечными рыжеватыми полосками на спине и светлыми пятнами на голове. Обыкновенные кукушки не строят гнезд и не выкармливают птенцов, а представляют возможность заботиться о своем потомстве другим птицам. Самка разыскивает гнезда мелких воробьиных птиц и подкладывает в них по одному яйцу. За сезон одна кукушка может отложить в разные гнезда более десяти яиц. Каждая самка кукушки подкладывает свои яйца в гнезда тех птиц, которые выкормили ее саму. Яйца кукушек похожи по размерам и окраске на яйца птиц‑хозяев. Вылупившийся через 12 дней кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей и остается в гнезде один.

Отлет кукушек на зимовье начинается уже в июле и заканчивается в сентябре. Основным объектом питания обыкновенной кукушки являются различные насекомые. Большую пользу кукушка приносит, поедая покрытых ядовитыми волосками гусениц‑вредителей, которых другие насекомоядные птицы почти не трогают».

 

После чтения рассказа побеседуйте с детьми по его содержанию. Затем прочитайте им рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и птенчик».

 

«Шел Жалейкин по лесу и слушал пение птиц. До чего же хорошо поют! Вдруг видит – птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий…

– Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал, и родители его потеряли! – подумал Жалейкин. И чуть не заплакал. – Я возьму бездомного сиротку домой, – вое‑кликнул он, – и горькую жизнь сделаю ему сладкой! Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки и леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни.

Но птенчик от таких «забот» петь не стал. Сначала он нахохлился, а потом околел. Никогда уже не прозвенит его песенка в зеленом лесу. Не знал Жалейкин, что птенчик не был сиротой – просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал он, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад. Не знал, что жалеть тоже надо умеючи».

 

Необходимо подвести детей к пониманию того, что нельзя уносить животных, птиц и их детенышей из природной среды.

Продолжайте знакомить детей с обитателями аквариума. В этом возрасте они могут помогать взрослым в уходе за декоративными рыбками.

Продолжайте расширять знания детей о многообразии насекомых. Учите различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз); жуков (божья коровка, жужелица); сравнивая, находить отличия во внешнем виде бабочки и жука.

Необходимо дать детям элементарные представления о значении насекомых в природе. (Муравьи – помощники лесничих, они строят муравейники и истребляют насекомых, поедающих листья деревьев. Муравейники нельзя разорять; нужно помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей. Пчелы и бабочки опыляют растения.)

Продолжайте учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают), называть характерные звуки, которые они издают (жужжит, стрекочет). Познакомьте с циклом развития бабочки (откладывает яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц – куколки, из куколок – бабочки).

На основе анализа строения тела различных насекомых следует формировать у детей обобщенное понятие – «насекомые» (тело разделяется на три раздела: голову, грудь, брюшко; ног, как правило, три пары; у большинства взрослых насекомых есть крылья), знакомить с особенностями питания различных насекомых; рассказать, что муравьи и пчелы живут большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в дуплах – гнезда, человек делает для пчел ульи). Объяснить, что насекомые – самая многочисленная группа животного мира. Насекомыми питаются другие животные.

Расскажите детям о кузнечике.

 

«Кузнечик назван в честь кузнеца, который работает в мастерской. Из раскаленного куска железа кузнец выковывает разные предметы: гвозди, подковы, дуги, ключи и многое другое. На всю округу раздаются удары его молота. Вот и кузнечики стрекочут в траве, будто маленькими молоточками работают. Кузнечики трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом особые жилки; от их трения получается стрекотание. То самое, которое похоже на перестук крохотных молоточков, за который кузнечика и назвали кузнечиком‑кузнецом.

 

Прочитайте стихотворение о кузнечике:

 

Из травы, с зеленой кочки,

Раздается странный звук,

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук‑тук‑тук!

Будто в наковальне встал

Очень ловкий человечек.

То в траве застрекотал

Маленький кузнец‑кузнечик.

 

При знакомстве детей с миром насекомых целесообразно использовать художественное слово. Прочитайте им стихотворение В. Товаркова «Стрекоза»:

 

Стрекоза над речкой тихой

И порхала, и кружилась,

А потом на лист плавучий

Осторожно опустилась.

Точно сделала посадку

На зеленую площадку.

Видел я ее полет –

Настоящий вертолет!

 

Расскажите детям, что многие растения, птицы и животные чувствительны к изменениям погоды (коровы тревожно мычат перед ненастьем, собаки воют перед грозой, птицы перед дождем летают низко над землей и т. д.). Учите их определять изменения погоды по поведению животных. (Корова на земле лежит – к теплой погоде. Собака усиленно роет землю – к дождю. Собака свертывается и спит калачиком – к холоду. Кошка лежит брюхом вверх – к теплу.)

Необходимо расширять и уточнять представления детей о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса; лесных ягодах; грибах; комнатных растениях. Следует познакомить их с природными зонами «лес», «луг», «тайга»; формировать желание наблюдать за явлениями природы.

В групповой комнате могут находиться следующие комнатные растения: бегония, драцена, хлорофитум, аспарагус, аспидистра, глоксиния, узумбарская фиалка, примула, фуксия, бальзамин, пеларгония, зигокактус. Дети 6–7 лет ухаживают за растениями под непосредственным руководством воспитателя. Растения должны быть яркими, привлекательными. Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь учитывать их биологические особенности. Закрепляйте представления детей о том, что для роста растениям нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжайте знакомить их с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков. Продолжайте знакомить детей с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами); учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды; замечать изменения, происходящие с растениями, связанные со временем суток, изменениями в погоде, сменой времен года.

В процессе ознакомления с растениями формируйте у детей желание наблюдать за ними. Покажите взаимосвязь между названиями растений, их использованием и отношением к ним наших предков. Например, цветок растения Венерин башмачок – с крупной желтой губой и мелкими удлиненными пурпурно‑бурыми боковыми лепестками – действительно напоминает женскую туфельку. Это растение имеет несколько схожих названий – Драпова галоша, Марьин башмачок, Кукушкины сапожки. Расскажите детям, что люди издревле замечали, как ведут себя растения в разное время года и в разное время суток. Особенно это было важно земледельцам: наблюдательному человеку растения порой «сообщали» сведения, заставлявшие его срочно принимать меры по спасению урожая.

В Швеции разработаны цветочные часы, которые в солнечную погоду могут точно показывать время. Шиповник раскрывается в 4–5 часов утра, а закрывается в 19–20 часов. Одуванчик раскрывается в 5–6 часов, а закрывается в 14–15 часов. Календула раскрывается в 9‑10 часов утра и закрывается в 16–17 часов. Ночная фиалка раскрывается в 20–21 час, а закрывается в 2–3 часа ночи.

Растения могут предсказывать погоду. Береза весной выделяет сок – к потеплению. Березовый лист осенью начинает желтеть сверху – к ранней весне. Ветки ели и сосны опускаются вниз – к ненастью. Горох на грядке расцвел осенью – к долгой теплой осени. Если закрылись цветки лугового клевера – будет дождь. Много желудей – к теплой снежной зиме.

Лес в безветренную погоду сильно шумит: летом – к дождю, зимой – к оттепели. Одуванчик расцвел осенью – к долгой теплой осени. Одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету. Сирень пахнет сильнее обычного – к дождю. Шиповник расцвел осенью – к долгой теплой осени. Черемуха зацветает – к холодной погоде. Ягоды в изобилии – к холодной зиме.

Учите детей быть наблюдательными и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между природными явлениями.

Для закрепления знаний об окружающей действительности целесообразно провести дидактические игры: «Осенние листочки», «Магазин „Семена“», «Детки на ветке», «Овощехранилище», «Собери урожай», «Быстро яблоки собери», «Собери грибы в лукошко», «Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки» и другие.

Расширяйте знания детей о растениях леса: «На наше пребывание в лесу растения могут реагировать. Если люди, приходя в лес, вытаптывают все кругом, то лес начинает засыхать, погибают некоторые наиболее прихотливые растения. Исчезают грибы, ягоды, гибнут даже деревья. Нередко люди, придя в лес, начинают охапками рвать цветы, а потом бросают их здесь же за ненадобностью. Цветы вянут и гибнут. Прежде чем сорвать растения, нужно подумать, для чего ты это хочешь сделать и не принесешь ли этим вред лесу. Если люди срывают самые красивые растения, у них не появляются семена, и на следующий год эти растения могут на этом месте не вырасти».

Познакомьте детей с лекарственными растениями (подорожник, крапива, календула и др.); расширяйте их знания о съедобных и ядовитых растениях, их свойствах.

Приведем примерный конспект занятия по знакомству с березой «Люблю березку русскую…».

Цель занятия – уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к Родине.

Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса. Педагог спрашивает у детей: «О чем поется в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? У каждого жителя земли есть своя Родина – место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Произнося слово Родина, жители Африки представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. А что представляете вы, когда говорят о России? Многие наши соотечественники, думая о Родине, вспоминают ее неповторимую природу, и в особенности – русскую березку. Как вы думаете, почему?».

Выслушав ответы детей, педагог читает стихотворение о березе:

 

Словно девица русская, приумолкнув стоит,

Над речушкой березка листвой шелестит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь березка – частица России моей.

 

Педагог рассказывает: «Береза – очень красивое дерево, растущее во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются огромные, стройные, как мачты, березы; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы; им никак не удается разогнуть стан и подняться от земли. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей.) Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечевички», через них береза дышит».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие перед ними на столах кусочки березовой коры и продолжает свой рассказ: «Береста состоит из тонких слоев. Давным‑давно, когда люди еще не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли много узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Из бересты делают много красивых вещей. Кто может сказать, что делают из бересты? (Туески, украшения, шкатулки, разную посуду.) Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. Назовите их. Вспомните стихи, потешки, загадки о березе и расскажите их. Какими ласковыми словами можно назвать это дерево? (Ответы детей.) Не только своей красотой покорила береза народ нашей страны. Издавна люди знали о ее полезных свойствах».

Перед детьми на подносах лежит дегтярное мыло, березовый веник, березовые почки, веточки и листья. Педагог предлагает рассмотреть их. Затем спрашивает: «Для чего все это нужно человеку? Березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу. Заваренными березовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях. Весной деревья просыпаются и у них начинается сокодвижение. Сок березы особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. Кто пробовал березовый сок? А знаете ли вы, как правильно нужно брать у березки сок? После того как в дереве сделали надрез и набрали сок, нужно замазать ранку глиной.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому Новый год встречали не с елью, а с березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Весна на юге и севере приходилась на разные сроки, поэтому березозолом на юге называли март, а на севере апрель. Березозол – март – был первым месяцем года до пятнадцатого века. И сегодня, как в древности, люди ходят в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи».

В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать березовый сок.

На занятии по рисованию дети рисуют березку в разное время года. Затем проводится музыкальное развлечение: дети водят хороводы вокруг березки, играют в игры, читают стихи и поют песни.

Расскажите детям о том, как природные материалы используются человеком. Покажите, что хозяйственная деятельность людей влияет на окружающую природу (воду, почву, воздух и т. д.)

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения и произведения устного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.); инсценирование сказок на экологические темы. В детском театре могут быть поставлены экологические спектакли по сюжетам литературных произведений, а также по сказкам, придуманным детьми и педагогами.

Продолжайте знакомить детей с народными приметами, развивайте наблюдательность, учите делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе («Поздний листопад – к суровой и долгой зиме», «Зима морозная – лето жаркое»). Учите наблюдать за растениями и животными как живыми барометрами погоды; предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы.

Продолжайте знакомить детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы; формируйте убеждение, что красота и творение природы бесценны, поэтому их надо бережно охранять. Объясняйте детям, что в дикой природе не бывает вредных или полезных организмов – каждый выполняет свою важную роль, поддерживая природное равновесие; все живые организмы имеют свое предназначение, включены в общую природную цепочку; в дикой природе организмы сами сохраняют баланс. Предложите подумать, существуют ли вредные животные и растения в хозяйственной деятельности человека; подведите к пониманию того, что одни и те же организмы могут быть в природе полезными, а хозяйству человека наносить вред (например, мыши, комары, растения‑сорняки и т. д.).

Подведите детей к пониманию того, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.

Целесообразно познакомить детей подготовительной группы с искусственными и естественными причинами нарушения баланса в экосистеме, рассказать о путях их преодоления, формировать представления о негативных сторонах развития цивилизации (загрязнение почвы, воды, воздуха, проблемы мусора).

Познакомьте детей с полезными ископаемыми вашего края (железная руда, медь, бурый уголь, нефть, известняк и т. д.). Спросите, где и как человек может использовать данные минералы. Расскажите, что такие месторождения должны использоваться очень аккуратно, чтобы не нарушить природный баланс местности.

Целесообразно продолжать знакомить детей со свойствами природных материалов на примере декоративно‑прикладного искусства. Можно показать им искусство резьбы по камню, лепки из глины, плетения из соломы, изготовления деревянных изделий и т. д. Обратите внимание детей на то, что природа является источником творческого вдохновения многих людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.086 с.)