Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активный залог способствует более быстрому пониманию
Как мы уже заметили, нам проще понять и усвоить положительное утверждение, сформулированное простыми словами, чем громоздкое и отрицательное. Оказывается также, что утверждения, сформулированные в пассивном залоге, мы осознаем несколько медленнее, чем те, где использован активный залог. Дело в том, что сознание настроено на интерпретацию языковых конструкций по схеме действующее лицо – действие – объект, а не объект – действие – действующее лицо. Когда ребенок только учится говорит, он произносит «Том бросает мяч», но никогда не «Мяч брошен Томом». Конечно, дети быстро осваивают и пассивный залог, но для этого им приходится первым делом переставлять местами члены предложения, чтобы определить действующее лицо, действие и объект. По мере нашего взросления разум приобретает способность мастерски использовать и интерпретировать утверждения в пассивном залоге. Но фундаментальный механизм обработки лингвистических конструкций, заложенный в мозге, остается неизменным. Когда в утверждении первым появляется объект, наше сознание отказывается его воспринимать и ждет появления действующего лица и собственно действия. Проверьте, так ли это, на примере следующего предложения:
Книга прочтена Марией.
Мы инстинктивно предполагаем, что первый член предложения (книга) и будет субъектом, то есть действующим лицом, но глагол указывает на то, что это объект. Чувствуете, как мозг переставляет члены предложения? Прочтите еще раз:
Книга прочтена Марией.
Посмотрите, насколько проще понять предложение, если порядок слов изменен:
Мария прочла книгу.
Теперь ничего переставлять местами не нужно, и сознание может действовать по привычному алгоритму. Нам требуется чуть больше времени на обработку информации, представленной в пассивном залоге, потому что сознание настроено на восприятие мира в контексте причинно-следственных связей. То есть оно запрограммировано (так устроено) вначале видеть причину, а затем следствие. Но в пассивном залоге мы ставим следствие перед причиной, поэтому мозгу приходится распутывать этот логический клубок, чтобы понять, о чем речь. Может показаться, что формулировка проблемы – не очень важная вещь, но хочу вас уверить, что это не так. Как я уже говорил в начале этой главы, от того, как мы формулируем проблему, зависит и то, какой подход к решению мы выберем. То есть формулировка – крайне важный фактор успеха в решении проблемы: необходимо как можно более тщательно подойти к выбору слов и найти как можно более простые фразы.
Джером Роббинс в либретто к мюзиклу «Вестсайдская история» на музыку Леонарда Бернстайна отразил суть этой проблемы в сцене, когда члены банды жалуются на то, что общество их отвергает. Показывая на одного из своих, они формулируют и перефразируют упреки социальных работников в его адрес:
Беда, что бесполезен, Беда, что в дело влип, Беда, что он как плесень, Беда, что жуткий тип, Беда, что не дорос он, Беда, что он растет!
ТАК ВОТ В ЧЕМ ДЕЛО: ОН РАСТЕТ!
Глава 4 Плюсы, минусы и решения
Человек почему-то склонен к негативным мыслям, и это полностью противоречит принципам эффективного решения проблем, ведь негативные мысли серьезно искажают анализ и препятствуют творческому взгляду на ситуацию. Тем не менее мы в любой момент готовы сформулировать два десятка причин, по которым идея, предложение, проект никуда не годятся. Люди так часто бросаются критиковать и видят в любой идее только минусы, что позитивная реакция кажется уже настоящим чудом. Негативные мысли и реакции – то есть причины, по которым нам что-то не нравится, – появляются у нас в голове практически из ниоткуда. Мы ведь не предпринимаем никаких осознанных попыток ими руководить – они просто возникают. О том, как преодолеть негативные мысли и получить поддержку новой идеи, написано множество книг, статей, этому посвящаются целые исследования – а вот о том, как правильно критиковать новую идею, особенно не пишут. А все потому, что критиковать мы и так умеем. Наше стремление смотреть на любую идею с критической точки зрения столь сильно, что, оценивая целесообразность предложения, особенно если речь о чем-то по-настоящему новом или нетрадиционном, мы фокусируемся исключительно на негативном и практически забываем положительные аспекты. Негативные мысли быстро перевешивают любые положительные соображения.
В такой ситуации пригодится эффективный и простой прием: «Плюсы, минусы и решения». Он компенсирует последствия негативного восприятия, заставляя нас первым делом посмотреть на положительную сторону дела – и только потом позволить себе с удовольствием все раскритиковать. А затем требуется еще один шаг: нужно подумать, что можно предпринять, чтобы отрицательные факторы и опасения стали положительными или хотя бы перестали препятствовать реализации идеи. Те «минусы», по которым не удается предложить «решения», и станут ценой реализации идеи – если дело дойдет до реализации.
«Плюсы, минусы и решения»: шесть шагов
Процесс включает шесть довольно простых шагов. Чтобы разобраться, что каждый из них значит, давайте вспомним предложение Марти Блумфилда (помните, в самом начале главы 1, где руководство компании Family Frozen Foods обсуждает варианты расширения автопарка) приобрести не обычный небольшой фургон, а сразу грузовую фуру. Чтобы анализ был более сбалансированным, я предложу еще и третий вариант: ничего не покупать, размер автопарка не менять; назовем этот вариант «статус-кво».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.006 с.) |