Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь масонских терминов
Алтарь – место, где восседает Досточтимый Мастер. Ареопаг – мастерская, где собираются братья из разных лож, но все имеют степень не ниже 15-й. Архивист – библиотекарь. Архитектор – заведующий храмом. Белое масонство – куда принимают женщин и приглаша- ются профаны. Великая Коллегия Ритуалов – следит за исполнением ри- туалов. Великий Эксперт – заменяет Привратника или Секретаря, а иногда даже Великого Мастера. Он считает голоса при выборах нового кандидата, пишет отказы забаллотированным и т. д. Вульгарное общество – устарелое наименование, в 20 веке отброшенное, замененное словом «профан», т. е. не-масон. Высшие Мастерские – собрания масонов от 4 до 33°. Дародатель – заведующий благотворительными суммами (иногда также исполняющий обязанности устроителя банке- тов). Делегат – выбранный для масонской судебной сессии. Депутат – выбранный в масонский Конвент. Долина – город, в котором заседает Капитул. Инициация – посвящение. И. С. – истинный свет. Конвент – Генеральная Ассамблея Масонской Федерации. Кирка – вилка. Лопатка – ножик. Носитель Знамени – иногда он же Носитель Шпаги, Носи- тель Священного Огня, иногда помогающий Мастеру церемо- ний или банкетов. Передник – кожаный, квадратный, обязателен во всякое время на сессиях, начиная с 3°. Перчатки – носятся на сессиях. Их кладет в гроб умершему его жена или близкий друг. Подмастерье – масон 2°. Прибавка жалованья – повышение в следующий градус (напр., из Мастера 3° в Тайного Мастера 4°). Прикосновения – масонские знаки для узнавания братьев. Работа – занятия братьев на сессиях, а также на агапах. Краткий словарь масонских терминов
Радиация – исключение из тайного общества, на время или навсегда. Роза и Крест – символы масонов 18°. Рыцарь Розы и Креста – брат 18°. Страж дверей – он же привратник, стоит у дверей, внутри или снаружи, открывает их только по приказанию 2-го Секре- таря или Наблюдателя. Сессия – собрание масонов. Тайный Мастер – первая степень Мастера. Украшения – звезды, знаки, ленты, шнуры, кисти и т. д. (но- симые на себе). Уснуть – выйти на время из ложи. Уснуть на Востоке Вечном – умереть. Усыновление – аффильяция, принятие в ложу масона, быв- шего до этого в другой ложе либо того же, либо другого Послу- шания.
Усыпить – отстранить брата на короткое время. Ученик – масон 1°. Философский Совет – Мастерская братьев от 30° до 33°. Флаг – салфетка. Черепица – тарелка.
* * * Историю русских эмигрантских лож с 1920 г. до июня 1940 г., когда Гитлер взял Париж, можно, пожалуй, назвать счастливой: гонений ни от кого, конечно, не было – французские братья по- степенно проходили на верхи власти, трений с ними было нем- ного. Бывали трудности в связи с их симпатиями к тому, что де- лалось в Советской России, которая многим начинала нравиться все больше, чего непримиримые русские никак не могли при- нять. К этим трудностям постепенно привыкли, они стали ме- нее болезненны для русской стороны; французам они мешали мало: они в эти годы заполняли как свою Палату депутатов, так и министерства, – это тоже помогало мирному сожительству: все были довольны. Старые уходили, молодых, часто без всякого успеха, ста- рались втянуть в «сессии», но масонские церемонии казались им потерей времени, иерархия – неоправданным и старомод- ным пережитком, а соблюдение тайны в стране, где на 90% правили масоны, совершенно непонятным. И хотя основной Краткий словарь масонских терминов
контингент братьев обоих русских Уставов по-прежнему состоял из тех, кто были масонами до революции, тем не менее время от конца 20-х гг. до падения Парижа является апогеем русского масонства в эмиграции. В эти годы количество братьев росло, оно стало спадать лишь к концу этого периода, когда средний возраст братьев стал повышаться гораздо быстрее, чем прежде. Кое-кто смотрел теперь на «сессии», как на клубные встречи, и храм воспринимал, как клуб. Мне вспоминается, как однажды В. Ф. Ходасевич сказал о масонах: «Эмигрантское масонство – это смесь парламента и сиротского приюта для стариков». Сближение «левой» части Великой Ложи с «правой» частью Великого Востока постепенно начало терять свою остроту. По- вторяю, что эти прилагательные большого смысла не имеют: в ложах никто не навязывал своих убеждений. В конце кон- цов разница сводилась к тому, что Великий Восток оказался на 100% республиканским, а Великая Ложа старалась держаться
«непредрешенчества», предполагая в будущем, которое было одной из главных тем разговоров, предоставить «самому рус- скому народу решить, какого правительства он хочет». При этом считалось, что если народ захочет монарха, то он должен быть «как в Англии», а если республику – то «как во Франции». В 1920-х гг. переполненная «Астрея» начала разветвляться в новые ложи («Гермес», «Лотос», «Гамаюн», «Юпитер»). «Гермес» Великой Ложи был основан еще в декабре 1924 г., как ответвление «Астреи», «с особой целью привлечь русских во Франции – ученых, представителей науки, индустрии, слу- жилого класса, – которые смогут изложением своих взглядов на будущее устройство России возбудить серьезный интерес в тех же классах иностранной общественности и у правительств важней- ших государств». Но уже через год ложа перестала собираться, и выборов произведено не было. Французская ложа обратила на это внимание, и тогда «с большим трудом удалось собрать братьев для спешных выборов и спасти положение» (Кандау- ров). В 1926–1928 гг. Досточтимым Мастером стал Нагродский, в 1929–1931 – Тесленко. Затем ответвилось «Золотое Руно»: русские предложили кавказцам устроиться отдельно. Но грузины, армяне, горцы и азербайджанцы к этому интереса не проявили, а армяне от- крыто заявили, что никуда не уйдут. «Никто не знал, чего хо- Краткий словарь масонских терминов
теть». Досточтимыми Мастерами «Золотого Руна» были: 1927 – Лианозов, 1928–1930 – Давыдов, 1931 – Вердеревский. Затем ответвился «Прометей» (1926–1928). Досточтимым Мастером был выбран Зильберштейн – никто из братьев не имел трехлетнего стажа, чтобы получить 3°. Так что никто, кроме него, и не мог им быть. Русские сами усыпили «Золотое Руно». Французы усыпили «Прометей». Кандауров заканчивал свою «Записку» оптимисти- ческой нотой: «В среде населяющих Кавказ национальностей, несомненно, имеются элементы, которые могут подойти для восприятия франк-масонских идей». Но «Руно» не воскресло, и кавказцы испарились из храма. «Любомудры» с трудом встали на ноги, хотя Великими Мас- терами там были Петр Бобринский (1925–1928), Веретенников (1929) и Голиевский (1931). Это, возможно, была не ложа, а Аре- опаг – судя по тождественности названия с французским Арео- пагом «Amici Philosophae», где русские всегда были желанными гостями. «Астрею» в эти годы перевели в статус «лож-матерей» (Loge- mères), тем самым сократив число ее членов с 50 до законных 30. «Ложа-мать» была включена в Совет Великой Ложи и состо- яла теперь исключительно из Досточтимых Мастеров. Ни уче- ников, ни подмастерьев там не было. В одном из своих писем в конце 1930-х гг. Осоргин перечи- сляет русские ложи в Париже: шесть – Послушания Великой Ложи – «Астрея», «Гермес», «Юпитер», «Гамаюн», «Северное Сия- ние» и «Лотос», две – Великого Поста: «Северная Звезда» и «Сво- бодная Россия», из чего надо заключить, что открытая по его инициативе ложа «Вехи» не была утверждена. К этому времени все франко-русские ложи, какие еще были, закрылись, и кое-кто из старых русских масонов ушел во французские ложи. Вот список Досточтимых Мастеров «Астреи» в первое деся- тилетие ее существования: Л. Д. Кандауров – 1921–1924 (первые три года, неофици- ально, – Привратник), Н. В. Чайковский – 1925, Э. К. Беннигсен – 1926, П. А. Половцев – 1927, Вл. Нагродский – 1928–1929 (ушел в
«Гермес»), П. А. Бобринский – 1930–1931. Секретарем до 1927 г. был Скрябин. Макшеев и Мамонтов считались почетными членами-учредителями. Известны также имена других членов ложи: Краткий словарь масонских терминов
Соколов (Кречетов) – Оратор до 1924 (выбыл в Берлин, по- зже радиирован); Наумов – Казначей; Аитов – Дародатель, Экс- перт; Маринович – выбыл в 1924; Бурштейн – выбыл в 1925; На- вашин – выбыл из «Астреи», остался в Англо-Саксонской ложе; Кугушев – выбыл в 1928; Путилов – перешел в «Юпитер»; Арта- монов – ум. в 1927; Слиозберг – ум. в 1937. Чтобы закончить историю Великой Ложи до войны, я при- веду здесь документальный рассказ выделения «Лотоса» из «Астреи», который довольно подробно дает картину одного из важных и, несомненно, положительных событий эмигрантской жизни в ее масонском разрезе. Как уже было сказано, в ложу по закону не могли входить бо- лее 30 братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа делалась таким образом «ложей-матерью», дававшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким. Такой «ложей-матерью» стала «Астрея», когда из нее выделился «Ло- тос». Русская «Астрея» Послушания Великой Ложи была осно- вана еще в 1908 г., и возобновленная в Париже в 1922 г. (офи- циально – в 1924 г.), она процветала 9 лет, когда решено было дать ей детище. «Лотос» выделился в 1932 (1933) г., в 1939 г. ему пришлось уйти в подполье, в 1946 г. он возник опять. В начале 1930-х гг. из «Астреи» выделились «Юпитер», в который вошли братья усыпленного «Золотого Руна», а затем «Гамаюн», следы которого теряются, и можно предположить, что он закрылся. В Послушании Великого Востока из «Свободной России» вы- делились «Вехи», но они тоже, видимо, захирели, хотя их иници- атор М. А. Осоргин (33°) с энтузиазмом участвовал в их созда- нии, мечтая омолодить «Свободную Россию». «Разветвления» и «почкования» лож были торжеством, об- ставленным с большой помпой. Приглашались «гости», т. е. бра- тья других Уставов, а те, которые не чувствовали потребности в слишком близком братском общении и стойко держались своей «правизны-левизны», были свободны поступать по своему ус- мотрению. Здесь надо отметить одну особенность взаимной посещаемости лож двух русских Уставов: братья Великой Ложи были менее заметны в храме Великого Востока, в то время как братья Великого Востока почти всегда присутствовали на сес- сиях Великой Ложи. Особенно часто бывали на улицах Иветт и Пюто проф. Агафонов, Маргулиес, Переверзев, Тираспольский,
Краткий словарь масонских терминов
место которых было на улице Кадэ, т. к. все эти названные До- сточтимые Мастера были масонами «Северной Звезды». Отчет «Лотоса» написан анонимным автором. Его название: «История образования и деятельности ложи “Лотос” (Шотланд- ского Устава)». В нем 81 стр., и написан он в Париже в 1950 г. Все документы, приложенные к Отчету, относятся к началу 1930-х гг.; в конце отчета даются некоторые сведения о после- военном времени: о деятельности ложи, о прочитанных там до- кладах, а также о последних годах русского масонства. Двадцати двум братьям были предварительно разосланы повестки, приглашающие 18 ноября 1932 г. (Год Света 5932-й) в 9 час. в контору бр. Каплан (55, av. des Champs Elysées) для пер- вого обсуждения выделения «Лотоса» из ложи «Астрея». «Ло- тос» неофициально собирался с 1931 г., но теперь пришло время его законным образом «инсталлировать». Явились следующие лица:
Из «Астреи» (№ 500): Аитов, Бернштейн, Веретенников, Вя- земский, Де Витт, Гордовский, Каплан, Кривошеин, Рабинович, Свободин, Слиозберг, Смирнов. Из «Северного Сияния» (№ 823): Жданов, Протасьев. Из «Гермеса» (№ 535): Кац, Ломейер, Мендельсон, Нидер- миллер, Шапиро. Из «Юпитера» (№ 536): Сафонов. Все названные – Мастера. Два Ученика были из «Астреи» – Каган и Расин. Все остальные состояли в Ареопагах. Эти 22 брата обсуждали план ходатайства об инсталляции новой ложи перед Советом Великой Ложи Франции и тем самым стали учредителями этой новой ложи. Председательствовал бр. В. Д. Аитов. Присутствовавшие братья единогласно заявили, что яви- лись для создания новой «Символической Мастерской». Причи- ной стремления учредить новую ложу было «желание братьев посвятить себя изучению вопросов нравственности, личной и коллективной, а также строгого проведения в жизнь результа- тов изучения этих принципов». Это предложение было едино- гласно принято. Решено было, что этот план ни в коем случае не будет мешать в будущем продолжению усердной работы бра- тьев в своих основных ложах. Краткий словарь масонских терминов
Присутствовавшие на собрании затем перешли к времен- ным выборам должностных лиц новой ложи. Единогласно были избраны: Председатель – Досточтимый Мастер Аитов, Оратор – Вяземский, 1-й Страж – Веретенников, 2-й Страж – Шапиро, Казначей – Ломейер, Секретарь – Сафонов, Мастер Церемоний – Каплан. «Эта временно созданная ложа будет проводить свои работы на русском и французском языках, и избирает для своих посто- янных работ храм Русского масонства по адресу: 29-я ул. Иветт, На Восток от Парижа» (выражение это – чисто символическое; ул. Иветт находится на западе, около метро Жасмен, а Пюто – в центре, около площади Клиши). Имя «Лотос» было предложено бр. Смирновым. Этот цветок в египетском мифе символически означает чистый дух, в про- тивоположность материи. Своим девизом ложа берет эпиграф
«Справедливость в красоте». Все братья-учредители принадлежали к Великой Ложе, кроме бр. Веретенникова, который был посвящен еще в России, в ложе «Зорабабель». Решено было пригласить на открытие новой ложи француз- ских и русских братьев из Устава Великого Востока как руководи- телей общей работы и представителей всех семи мастерских рус- ских Вольных Каменщиков. Во главе приглашенных французов стоял Великий Мастер Марешаль, а за ним шли Бро, Моннервилль, Зимерманн, Петри, Шнееберг, Альбабари и Премудрый Мастер Со- звездия Стрельца, Мерме. Решение было единогласным. После проверки всех чинов и степеней присутствовавших, а также убедившись в соответствии своих действий с парагра- фом 4-м общего регламента, собрание окончательно принимает план основателей новой ложи и поручает бр.бр. Аитову и Смир- нову представить Федеральному Совету Великой Ложи Фран- ции прошение утвердить «Лотос» в подобающей форме. Временная ложа обсудила несколько текущих вопросов, ка- сающихся новой Мастерской, и работы закончились в 10 час. ве- чера, после удара молотком бр. Аитова. (За этим идут 22 подписи). Затем следует второе собрание 3 марта 5933 г. Были разо- сланы повестки с просьбой «явиться на торжественную ин- сталляцию вновь учрежденной русской ложи “Лотос” Великим Маршалом, бр. Марешалем, и членами В. Л. Франции, в храме на Краткий словарь масонских терминов
ул. Иветт, к 6 час. 30 мин. вечера для открытия работ». «Лотосу» был присвоен номер 638. Эта повестка на двух языках была разослана не только «тем французским братьям, которые в течение 10 лет принимали жи- вое участие в работах русских лож», но также «представителям всех семи Мастерских Великого Востока». Повестка кончалась следующим примечанием: «Присутствующих в храме просят быть по возможности в смокингах (во всяком случае – темный костюм), черных галсту- ках и белых перчатках, Мастеров – в лентах и запонах (передни- ках). После собрания – бр. трапеза исключительно по именным приглашениям, распределенным Досточтимыми Мастерами Ложи “Лотос”. Ввиду ограниченного числа мест, особая запись не принимается. По поручению Досточтимых Мастеров и бр. бр. Учредителей с бр. Приветом. Исп. об. Секретаря Л. бр. В. Сафонов».
Помимо именных приглашений в русском масонском доме было вывешено нижеследующее объявление: «Внимание дор. бр … бр … Храм может вместить максимум 80–85 человек. Таким обра- зом на Собрании Инсталляции л. “Лотос” кроме приглашенных, входящих в состав делегаций и членов-учредителей (всего 65 человек, имеющих зеленые триангли), можно впустить всего 20–25 бр. бр., которые придут заблаговременно. Вход без передника и ленты не допускается по Уставу. Ни- каких запасных передников и лент у Привратника не имеется, и отлучиться со своего поста для их разыскивания он не имеет права. Поэтому благоволят стучаться в Храм только имеющие на себе передники или ленты. По поручению Д. М. И. О. Секретаря бр. В. Сафонов». Далее анонимный автор отчета пишет: «По приглашению учредителей единодушно откликнулись весьма многочисленные братья обоих масонских Послушаний Краткий словарь масонских терминов
Франции. Храм был переполнен и приглашенными специально, и другими братьями, считавшими нужным личным присут- ствием подчеркнуть значение создания новой русской ложи. В столовую могли проникнуть только приглашенные – зеленые триангли – число которых было определено тем, что могла вме- стить столовая русского дома – то было весьма тесно». Меню трапезы было нижеследующее: Водка и закуска. Селянка московская с осетриной. Расстегаи с визигой. Индейка в желе. Салат «Лотос». Фрукты. Кофе.
«Толкование инициатического (!) смысла эмблемы (Ло- тоса) нашло место в целом ряде приветственных речей. Воз- дано было громогласное восхваление верным, премудрым и до- рогим братьям ложи Великого Востока: Альперину, Агафонову, Переверзеву, Маргулиесу, Тираспольскому – любимым друзьям нашим из “Северной Звезды” и “Свободной России”, которые почтили нас присутствием». Но и речь Сафонова получила во- сторженную оценку анонимного автора. Он пишет, что «она не была шаблонной, какими обычно бывают застольные речи», но «исключительно удачной», и что в ней Сафонов отдал дань уважения и любви «нашему Досточтимому и всем Дорогому создателю русского масонства Кандаурову» (он, видимо, хотел сказать «воссоздателю»). В члены «Лотоса» были тут же кооптированы Досточти- мые «Северной Звезды» Переверзев и Агафонов, Досточтимые «Свободной России» Маргулиес и Тираспольский, один из осно- вателей «Лотоса», представитель «ложи-матери» «Астреи», До- сточтимый Кривошеин, а за ним и другие из «братских» лож: Шереметев, Д. М. «Северной Звезды»; Фидлер, Д. М. «Гермеса»; Вердеревский, Д. М. «Юпитера»; Бобринский, Д. М. «Гамаюна». Далее названы гости, среди которых были Маклаков и Давыдов. Банкеты, своего рода события, происходили по ритуалу один раз в два месяца (агапы происходили раз в неделю, в Великой Ложе по вторникам, в Великом Востоке по четвергам). Банкет также бывал в день св. Иоанна Крестителя, 6 июля. Тогда соби- Краткий словарь масонских терминов
рались все вместе, кроме «крайне правых» и «крайне левых», ко- торые старались не смешиваться с инакомыслящими, и это был настоящий праздник для тех, которые жаждали сближения; среди них самыми энергичными были ∴ Аитов, Вяземский (из В. Л.) и ∴ Переверзев, Тираспольский, Агафонов (из В. В.). Глав- ную роль на этих агапах играл Мастер Церемоний: он знал, что кому, когда поднести и что кому, когда пожелать. Дальнейшая судьба «Лотоса» была счастливее других – по- сле бездействия во время войны он вернулся к жизни в 1946 г. В первые шесть лет, до начала войны, в ложу было принято шесть новых членов: в 1933 г. – Раскин, в 1934 – Георгий Лампен и Гольдрин, в 1935 – Виктор Лампен и Лейтес и в 1937 – Лебедев. В этот же период были «афильированы» (из других лож): Петри, Бурышкин, Гласберг, Рабинович, Лианозов, Булатович, Грюнберг, Фидлер, Келлер и Эттингер. Аитов, Смирнов и Лианозов «держали первый молоток», первый – 2 года, второй – 4, третий – один год. Перешли из «Северной Звезды» и других лож В. В., не только рус- ских, но и французских, также около десяти братьев. Кроме того, пятеро были кооптированы из Великого Востока – Альперин, Переверзев, Агафонов, Шереметев, Бобринский и Вердеревский («наши досточтимые и дорогие друзья и братья»). Кооптация коснулась и некоторых братьев из «Астреи», например, Кривоше- ина, который оказался и в «Лотосе», и в «Астрее» – высшим чле- нам Ареопагов это было дозволено. «Старейший, почтеннейший и дражайший Кандауров» попал в их число. Затем начались уходы на Восток Вечный. До начала войны ушли Веретенников, Слиозберг, Кац, Сафонов. Потом Гордовский, Раскин, Фидлер, Келлер. Кое-кто выбыл по радиации. 29 братьев в «Лотосе» были переведены в степень Мастера. После войны в ложу вернулись Кривошеин, Аитов, Протасьев, Рабинович. Не- которые вовсе ушли из масонства – Нидермиллер, Бернштейн, Грюнберг. В 1945–1949 гг. мы встречаем имена старые и новые, подробности не даются: Гилелович, Шклявер, Раис, Карганов и, конечно, Маклаков. Названы пять фамилий, о которых можно по- нять, что они оказались одновременно в обоих Послушаниях (В. Л. и В. В.): Джакели, Джаншиев, Кадиш, Кангиссер и Аронсберг. Из французских лож, около 1950 г., как будто посвящены были Ша- мин и Жданов (сын). За последние пять лет, судя по документам, появились новые: Старынкевич, Луи, Захарьин, Шимунек, Горба- чевский. Неясно, когда именно ушли на Восток Вечный Лианозов, Краткий словарь масонских терминов
Аронсберг, Свободин, Тираспольский, Кангиссер, Карганов, – этот последний состоял одновременно и во французской ложе. * * * В Парижском архиве нет никаких сведений о масонских ло- жах вне Франции. Известны лишь города, где до войны можно было найти русских масонов: Берлин, Копенгаген, Льеж, Брюс- сель, Варшава, Прага, Белград, Любляна, Кишинев, Амстердам, Данциг, Порт-Саид, Каир, Тегеран, Шанхай, Иокогама, Барселона, Капштадт, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Мехико. Мы знаем, что братья, рассеянные войной по всему свету, пытались возобновить в Нью-Йорке хотя бы не «инсталлиро- ванную» по всем правилам русскую ложу Послушания Великого Востока. Был выпущен «Бюллетень» – мне известен только № 1. К американскому масонству эта ложа имела очень мало отно- шения. Братья принадлежали к обоим Уставам, и все были из Франции. Американская печать так писала об этом: «В 1942 г. небольшая группа приехала в США и основала здесь масонский клуб. Члены ее принадлежали ранее Великой Ложе Франции и ее Великому Востоку». Ни в европейских архивах, ни в амери- канских об этом периоде нет серьезной документации. * * * Мы подходим к концу парижского периода русского ма- сонства. 2 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, и особняк на ул. Пюто был закрыт – это был дом Великой Ложи, где собирались и французские, и русские ложи. Что касается по- мещения на ул. Иветт, то оно, как уже было сказано выше, было предоставлено русскому масонству (Устава Великой Ложи) оставшимся неизвестным Досточтимым Мастером, имевшим большие средства. Не могу скрыть моих подозрений, – думаю, что кроме Лианозова, никто не мог этого сделать. Как бы там ни было, но русский дом на Иветт закрылся, видимо, из-за начав- шихся у хозяина дома денежных трудностей. Русская Великая Ложа перешла в помещение Великого Востока, т. е. оказалась на ул. Кадэ, и немедленно начала, в наступившей беде, сливаться с ним. От 17 сентября до конца декабря 1939 г. у Великой Ложи на ул. Кадэ было 10 сессий. С января начались регулярные еже- недельные встречи – по вторникам, а Великий Восток продол- жал собираться по четвергам. С марта 1940 г. до 1944 г. все пре- Краткий словарь масонских терминов
кратилось. Перед приходом немцев, 10 июня 1940 г., масонская картотека и часть архива были уничтожены самими масонами, другая часть была срочно вывезена. В русских ложах Великого Востока и Великой Ложи был в первые же дни оккупации про- изведен обыск. 22 июня 1941 г. рано утром, когда на востоке немецкая ар- мия перешла советскую границу, началась война Германии с Россией. В 8 час. 30 мин. утра по парижскому времени около 120 русских масонов, живших в Париже на своих квартирах, были схвачены и увезены в лагерь Компьень, на восток от Па- рижа, где некоторые пробыли 4 месяца, а некоторые около года. Среди русских арестованных мне приходят на память следующие имена: Зеелер, Фондаминский, Бобринский, Нидермиллер, Аль- перин, – этот последний был выбран на следующий день стар- шиной группы. В архивах я нашла еще инициалы: И. А. К. – Игорь Александрович Кривошеин, после войны вернувшийся с семьей в СССР и еще через несколько лет, после лагеря, возвратившийся в Париж. А также еще три: Н. Л. Г., В. А. Д и Д. Л. Ж., которые я не смогла расшифровать. Арестовали масонов, как бывших русских, как эмигрантов, как потенциальных «российских граждан», которые могут вредить Германии и помогать Советскому Союзу: теперь, когда между двумя странами шла война, немцы, видимо, ожидали от них экс- цессов. С большой долей вероятности можно предположить, что германскому командованию (или гестапо?) список масонских имен был передан русскими национал-социалистами (эмигран- тами), которые работали на немцев вплоть до лета 1944 г. Часть русских, взятых 22 июня, были освобождены, в том числе и Фон- даминский. Он погиб в Аушвице (Освенциме) значительно позже. Из писем и других разнообразных документов Переверзева и Маргулиеса следует, что до начала Второй мировой войны две антимасонские фракции политического сектора Франции занимались антимасонской пропагандой, злостной и лживой, с одинаковой страстностью: одна была крайне правой, клери- кальной партией, издававшей газету «Аксион Франсез» («Action Française»)52 и специальный журнал «Revue Antimaçonnique». Вторая была крайне левой социалистической партией Жюля 52 В газете «Аксион Франсез» с начала 20 века редакторами были Шарль Мор- рас и Леон Додэ. Краткий словарь масонских терминов
Гэда (Jules Guesde, 1845–1922), направлявшей свои стрелы про- тив масонских лож, «где социалисты работают вместе с бур- жуазными элементами, отрицая такой коалицией классовую борьбу, одну из основ социализма». В одном из номеров не поступавшего в продажу масонского органа «Акация» (ветка акации – один из символов масонской символической системы) Маргулиес еще в 1922 г. писал о прин- ципах масонства: «Это – оптимизм, вера в прогресс человечества, отказ от вы- бора между крайностями, принятие противоречий как некую реальность и неизменность. Все относительно, и прогресс пер- манентен и необратим. Это необходимо было твердо помнить. К этому прибавлялась солидарность (конкретная, житейская), где все зависят от каждого, и каждый – от всех. Терпимость (левая рука на плече брата). Примирять антагонизмы и мирить про- тиворечия. Из этого исходит принцип: не отрекаться от главы своего правительства и установленного им режима. Не быть в оппозиции, но быть в гуще событий. Закон молчания и идеал совершенствования». Такие законы и идеалы были чужды Гэду и его группе, – ин- тересно вспомнить, что об этом еще в 1912 г. писал И. А. Белоусов в «Вестнике Европы». Он был корреспондентом журнала в Па- риже. «Среди французских социалистов очень сильны антима- сонские настроения, т. к. социалисты считают масонство вред- ным по причине его полного непонимания классовой борьбы». Вот, оказывается, как сходились противоположности! Арест русских масонов был далеко не единственным угрожа- ющим событием для братьев. Спустя три месяца во французской правительственной газете Journal Officiel, выходившей с 1848 года, началось печатание списков, выкраденных с улицы Кадэ, после чего немцы произвели полный разгром помещения. Спи- ски имен (часто информация пополнялась профессией и адресом) шли столбец за столбцом. По декрету маршала Петэна от 12 авгу- ста 1941 г. тайные общества были объявлены вне закона, и появ- ление имени в печати означало первый шаг к ликвидации людей, которые оказались в пределах досягаемости нацистов. Больше двух месяцев продолжалась публикация имен (по профессии от сапожников до министров). Тайные общества включали в себя также Теософское общество Франции. В помощь гестапо, с кото- Краткий словарь масонских терминов
рым рука об руку работали «штатские» национал-социалисты, приглашены были и сотрудники «Аксион Франсез». Видные члены крайне правых партий Франции работали не за страх, а за совесть: сначала они устроили антимасонскую выставку в Пти-Пале, в центре Парижа (вход был даровой), а затем, с октября 1941 г., стали выпускать специальный журнал (последний номер вышел 15 июня 1944 г.). Возглавил все это движение почтенный директор Национальной библиотеки в Париже Бернар Фаи. На «спектаклях», устраиваемых этой груп- пой, он участвовал в пародиях, которые ставили сотрудники газеты «Аксион Франсез», и бывал то конферансье, то главным актером в скетчах, где помогали его единомышленники: Робер Валери-Радо, Маркэ-Ривьер, Жак де Буастель и другие. На улице Кадэ происходили «собеседования», на которых выступали де Бриньон, Бодрийяр, ген. Дельвилль и сам г. Фаи, теперь назна- ченный Петэном редактором всех изданий найденных масонских документов, хранившихся в тайниках здания. Их было, по сло- вам Фаи, 120 тонн53. Под конец вечера директор Национальной 53 Парижский издатель Сорло, из всех кандидатов, получил исключительное право в спешном порядке заняться изданием масонских документов, от вы- бравшего его по причине личной дружбы г. Фаи. Через год дела Сорло пошли так хорошо, что он расширил свое дело, и в 1943 году летом решил приступить к изданию серии переводов из русских эмигрантских прозаиков с известными на Западе именами. Первой он обратился к Тэффи, которая, получив неболь- шой аванс, дала ему для издания книгу коротких рассказов. Была ли она пере- ведена и издана – мне неизвестно. Вторым его кандидатом был Б. К. Зайцев, который запродал ему один из томов своих сочинений, который был переве- ден, но, как кажется, не вышел. Если читатель не поленится и возьмет в руки «Новый журнал» № 143, то он там прочтет переписку Зайцева с Буниным по поводу издания Бунина у Сорло. Бунин в декабре 1943 г. согласился на то, чтобы дать Сорло книгу рассказов. Тщетно Зайцев писал ему, что Сорло тре- бует роман, Бунин стоял на своем. Деньги, как мы знаем, были ему нужны до зарезу: он был стар, болен, озлоблен, и даже на поездку к доктору из Грасса в Ниццу ему было трудно наскрести денег. Сорло отказался от Бунина по мно- гим причинам: во-первых – ему не нужны рассказы, во-вторых – рассказы ему не понравились, он нашел их скучными и старомодными, в-третьих – их пе- ревела на французский какая-то знакомая Бунина, и перевод не годился ни- куда. Скрежеща зубами, ругая Сорло так называемыми последними словами, Бунин смирился со своей участью. Это приключение с издателем, которого потом судили за «коллаборацию с оккупантами», вероятно, и было причиной, почему Бунин после войны так поторопился пойти в гости к советскому послу Краткий словарь масонских терминов
Библиотеки изображал на эстраде масонские ритуалы, «смеша публику, которая искренне хохотала», особенно когда он танце- вал качучу к удовольствию всех приглашенных. В годы германской оккупации в доме № 72 на авеню Буа- Де-Булонь находилась антимасонская секция гестапо. Число по- гибших братьев дает Доминик Россиньоль в своей книге 1946 г.54 Богомолову, вышел из Союза эмигрантских писателей и обругал своего ста- рого друга, Б. К. Зайцева, в письме к редактору нью-йоркского «Нового рус- ского слова», напечатанном в 1978 г. в № 133 «Нового журнала». 54 Dominique Rossingnol. Vichy et les Franc-Maçons. В этой же работе дается хро- нология репрессий против масонов во Франции в годы германской оккупации: 1940: 30 мая. Д-р Воронов, 33°, вице-председатель Совета Ордена, вместе с председателем Совета Ордена А. Грусье и вторым вице-председателем, Ф. Куром, подписали последний циркуляр Великого Востока, обещая полную поддержку правительству. 7 августа. Письмо Грусье – Петэну: «Мы заявляем, что Великий Восток Франции прекращает свою деятельность. Все ложи обязаны немедленно приостановить всякую работу, если они этого еще не сделали». 13 августа. Закон о запрещении тайных обществ. Приказ государственным служащим давать подписку, что они в тайных обществах не состоят. 19 августа. Декрет о закрытии всех тайных обществ (в частности, Великого Востока и Великой Ложи) на территории Франции, Алжира, в колониях, в странах Протектората и на территориях, находящихся «под мандатом». (Журналь Оффисиель, 20 августа 1940.) 4, 17, 18 октября. Опубликование германскими властями списка запрещенных книг, среди которых: Гитлер. Моя борьба и Г. Мартэн. История франкмасонства, изд. Сорло. Октябрь – ноябрь. Выставка в Пти-Пале «Разоблаченное франкмасонство». Вход бесплатный. 31 октября. Немцы объявляют: Люди, взятые из среды масонства (высших степеней), послужат заложниками, в случае если будет произведено покушение на устроителя выставки, барона де Ледэна. 28 ноября. Альфред Розенберг произнес в Париже речь и дал исторический очерк масонства, его роли в революции 1789 г. и преступлений, которые были совершены в результате его действий, в частности – войны 1914–1918 гг. 1941: Май. Бернар Фаи назначен директором Национальной Библиотеки. Под его руководством в Виши открылся Отдел тайных обществ и в свободной зоне – Отдел Информации. В нем пять подотделов: 1. Полиция. 2. Провинция. 3. Архивы. 4. Государственные чиновники. 5. Информация. Место службы Фаи: 16, ул. Кадэ. Центр масонской информации: 8, ул. Пюто. Краткий словарь масонских терминов
11 августа. Закон о тайных обществах: решено опубликовать имена всех масонов в Журналь Оффисиель. Приравнять их к евреям, т. е. запретить им занимать казенные места службы. 14 августа. Декрет Петэна № Р3395, запрещающий занимать бывшим масонам высокие должности. «Ж. О.» публикует первый список имен масонов (ложи распущены). 24 августа. Заметка в «Ж. О.» о том, что списки сделаны на основании первых данных записей 1920–1940 гг. с адресами, профессиями, чинами и т. д. масонов. (Слух идет о том, что за 300 франков можно сделать так, что имя и др. данные будут пропущены.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.112 с.) |