Краткий словарь масонских терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий словарь масонских терминов



Алтарь – место, где восседает Досточтимый Мастер.

Ареопаг – мастерская, где собираются братья из разных лож, но все имеют степень не ниже 15-й.

Архивист – библиотекарь.

Архитектор – заведующий храмом.

Белое масонство – куда принимают женщин и приглаша- ются профаны.

Великая Коллегия Ритуалов – следит за исполнением ри- туалов.

Великий Эксперт – заменяет Привратника или Секретаря, а иногда даже Великого Мастера. Он считает голоса при выборах нового кандидата, пишет отказы забаллотированным и т. д.

Вульгарное общество – устарелое наименование, в 20 веке отброшенное, замененное словом «профан», т. е. не-масон.

Высшие Мастерские – собрания масонов от 4 до 33°.

Дародатель – заведующий благотворительными суммами (иногда также исполняющий обязанности устроителя банке- тов).

Делегат – выбранный для масонской судебной сессии.

Депутат – выбранный в масонский Конвент. Долина – город, в котором заседает Капитул. Инициация – посвящение.

И. С. – истинный свет.

Конвент – Генеральная Ассамблея Масонской Федерации.

Кирка – вилка.

Лопатка – ножик.

Носитель Знамени – иногда он же Носитель Шпаги, Носи- тель Священного Огня, иногда помогающий Мастеру церемо- ний или банкетов.

Передник – кожаный, квадратный, обязателен во всякое время на сессиях, начиная с 3°.

Перчатки – носятся на сессиях. Их кладет в гроб умершему его жена или близкий друг.

Подмастерье – масон 2°.

Прибавка жалованья – повышение в следующий градус (напр., из Мастера 3° в Тайного Мастера 4°).

Прикосновения – масонские знаки для узнавания братьев.

Работа – занятия братьев на сессиях, а также на агапах.


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Радиация – исключение из тайного общества, на время или навсегда.

Роза и Крест – символы масонов 18°.

Рыцарь Розы и Креста – брат 18°.

Страж дверей – он же привратник, стоит у дверей, внутри или снаружи, открывает их только по приказанию 2-го Секре- таря или Наблюдателя.

Сессия – собрание масонов.

Тайный Мастер – первая степень Мастера.

Украшения – звезды, знаки, ленты, шнуры, кисти и т. д. (но- симые на себе).

Уснуть – выйти на время из ложи.

Уснуть на Востоке Вечном – умереть.

Усыновление – аффильяция, принятие в ложу масона, быв- шего до этого в другой ложе либо того же, либо другого Послу- шания.

Усыпить – отстранить брата на короткое время.

Ученик – масон 1°.

Философский Совет – Мастерская братьев от 30° до 33°.

Флаг – салфетка.

Черепица – тарелка.

 

* * *

Историю русских эмигрантских лож с 1920 г. до июня 1940 г., когда Гитлер взял Париж, можно, пожалуй, назвать счастливой: гонений ни от кого, конечно, не было – французские братья по- степенно проходили на верхи власти, трений с ними было нем- ного. Бывали трудности в связи с их симпатиями к тому, что де- лалось в Советской России, которая многим начинала нравиться все больше, чего непримиримые русские никак не могли при- нять. К этим трудностям постепенно привыкли, они стали ме- нее болезненны для русской стороны; французам они мешали мало: они в эти годы заполняли как свою Палату депутатов, так и министерства, – это тоже помогало мирному сожительству: все были довольны.

Старые уходили, молодых, часто без всякого успеха, ста- рались втянуть в «сессии», но масонские церемонии казались им потерей времени, иерархия – неоправданным и старомод- ным пережитком, а соблюдение тайны в стране, где на 90% правили масоны, совершенно непонятным. И хотя основной


 

Краткий словарь масонских терминов

 

контингент братьев обоих русских Уставов по-прежнему состоял из тех, кто были масонами до революции, тем не менее время от конца 20-х гг. до падения Парижа является апогеем русского масонства в эмиграции. В эти годы количество братьев росло, оно стало спадать лишь к концу этого периода, когда средний возраст братьев стал повышаться гораздо быстрее, чем прежде. Кое-кто смотрел теперь на «сессии», как на клубные встречи, и храм воспринимал, как клуб. Мне вспоминается, как однажды В. Ф. Ходасевич сказал о масонах: «Эмигрантское масонство – это смесь парламента и сиротского приюта для стариков».

Сближение «левой» части Великой Ложи с «правой» частью Великого Востока постепенно начало терять свою остроту. По- вторяю, что эти прилагательные большого смысла не имеют: в ложах никто не навязывал своих убеждений. В конце кон- цов разница сводилась к тому, что Великий Восток оказался на 100% республиканским, а Великая Ложа старалась держаться

«непредрешенчества», предполагая в будущем, которое было одной из главных тем разговоров, предоставить «самому рус- скому народу решить, какого правительства он хочет». При этом считалось, что если народ захочет монарха, то он должен быть

«как в Англии», а если республику – то «как во Франции».

В 1920-х гг. переполненная «Астрея» начала разветвляться в новые ложи («Гермес», «Лотос», «Гамаюн», «Юпитер»).

«Гермес» Великой Ложи был основан еще в декабре 1924 г., как ответвление «Астреи», «с особой целью привлечь русских во Франции – ученых, представителей науки, индустрии, слу- жилого класса, – которые смогут изложением своих взглядов на будущее устройство России возбудить серьезный интерес в тех же классах иностранной общественности и у правительств важней- ших государств». Но уже через год ложа перестала собираться, и выборов произведено не было. Французская ложа обратила на это внимание, и тогда «с большим трудом удалось собрать братьев для спешных выборов и спасти положение» (Кандау- ров). В 1926–1928 гг. Досточтимым Мастером стал Нагродский, в 1929–1931 – Тесленко.

Затем ответвилось «Золотое Руно»: русские предложили кавказцам устроиться отдельно. Но грузины, армяне, горцы и азербайджанцы к этому интереса не проявили, а армяне от- крыто заявили, что никуда не уйдут. «Никто не знал, чего хо-


 

Краткий словарь масонских терминов

 

теть». Досточтимыми Мастерами «Золотого Руна» были: 1927 – Лианозов, 1928–1930 – Давыдов, 1931 – Вердеревский.

Затем ответвился «Прометей» (1926–1928). Досточтимым Мастером был выбран Зильберштейн – никто из братьев не имел трехлетнего стажа, чтобы получить 3°. Так что никто, кроме него, и не мог им быть.

Русские сами усыпили «Золотое Руно». Французы усыпили

«Прометей». Кандауров заканчивал свою «Записку» оптимисти- ческой нотой: «В среде населяющих Кавказ национальностей, несомненно, имеются элементы, которые могут подойти для восприятия франк-масонских идей». Но «Руно» не воскресло, и кавказцы испарились из храма.

«Любомудры» с трудом встали на ноги, хотя Великими Мас- терами там были Петр Бобринский (1925–1928), Веретенников (1929) и Голиевский (1931). Это, возможно, была не ложа, а Аре- опаг – судя по тождественности названия с французским Арео- пагом «Amici Philosophae», где русские всегда были желанными гостями.

«Астрею» в эти годы перевели в статус «лож-матерей» (Loge- mères), тем самым сократив число ее членов с 50 до законных

30. «Ложа-мать» была включена в Совет Великой Ложи и состо- яла теперь исключительно из Досточтимых Мастеров. Ни уче- ников, ни подмастерьев там не было.

В одном из своих писем в конце 1930-х гг. Осоргин перечи- сляет русские ложи в Париже: шесть – Послушания Великой Ложи – «Астрея», «Гермес», «Юпитер», «Гамаюн», «Северное Сия- ние» и «Лотос», две – Великого Поста: «Северная Звезда» и «Сво- бодная Россия», из чего надо заключить, что открытая по его инициативе ложа «Вехи» не была утверждена. К этому времени все франко-русские ложи, какие еще были, закрылись, и кое-кто из старых русских масонов ушел во французские ложи.

Вот список Досточтимых Мастеров «Астреи» в первое деся- тилетие ее существования:

Л. Д. Кандауров – 1921–1924 (первые три года, неофици- ально, – Привратник), Н. В. Чайковский – 1925, Э. К. Беннигсен – 1926, П. А. Половцев – 1927, Вл. Нагродский – 1928–1929 (ушел в

«Гермес»), П. А. Бобринский – 1930–1931.

Секретарем до 1927 г. был Скрябин. Макшеев и Мамонтов считались почетными членами-учредителями. Известны также имена других членов ложи:


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Соколов (Кречетов) – Оратор до 1924 (выбыл в Берлин, по- зже радиирован); Наумов – Казначей; Аитов – Дародатель, Экс- перт; Маринович – выбыл в 1924; Бурштейн – выбыл в 1925; На- вашин – выбыл из «Астреи», остался в Англо-Саксонской ложе; Кугушев – выбыл в 1928; Путилов – перешел в «Юпитер»; Арта- монов – ум. в 1927; Слиозберг – ум. в 1937.

Чтобы закончить историю Великой Ложи до войны, я при- веду здесь документальный рассказ выделения «Лотоса» из

«Астреи», который довольно подробно дает картину одного из важных и, несомненно, положительных событий эмигрантской жизни в ее масонском разрезе.

Как уже было сказано, в ложу по закону не могли входить бо- лее 30 братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа делалась таким образом «ложей-матерью», дававшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким. Такой

«ложей-матерью» стала «Астрея», когда из нее выделился «Ло- тос». Русская «Астрея» Послушания Великой Ложи была осно- вана еще в 1908 г., и возобновленная в Париже в 1922 г. (офи- циально – в 1924 г.), она процветала 9 лет, когда решено было дать ей детище. «Лотос» выделился в 1932 (1933) г., в 1939 г. ему пришлось уйти в подполье, в 1946 г. он возник опять. В начале 1930-х гг. из «Астреи» выделились «Юпитер», в который вошли братья усыпленного «Золотого Руна», а затем «Гамаюн», следы которого теряются, и можно предположить, что он закрылся.

В Послушании Великого Востока из «Свободной России» вы- делились «Вехи», но они тоже, видимо, захирели, хотя их иници- атор М. А. Осоргин (33°) с энтузиазмом участвовал в их созда- нии, мечтая омолодить «Свободную Россию».

«Разветвления» и «почкования» лож были торжеством, об- ставленным с большой помпой. Приглашались «гости», т. е. бра- тья других Уставов, а те, которые не чувствовали потребности в слишком близком братском общении и стойко держались своей

«правизны-левизны», были свободны поступать по своему ус- мотрению. Здесь надо отметить одну особенность взаимной посещаемости лож двух русских Уставов: братья Великой Ложи были менее заметны в храме Великого Востока, в то время как братья Великого Востока почти всегда присутствовали на сес- сиях Великой Ложи. Особенно часто бывали на улицах Иветт и Пюто проф. Агафонов, Маргулиес, Переверзев, Тираспольский,


 

Краткий словарь масонских терминов

 

место которых было на улице Кадэ, т. к. все эти названные До- сточтимые Мастера были масонами «Северной Звезды».

Отчет «Лотоса» написан анонимным автором. Его название:

«История образования и деятельности ложи “Лотос” (Шотланд- ского Устава)». В нем 81 стр., и написан он в Париже в 1950 г.

Все документы, приложенные к Отчету, относятся к началу 1930-х гг.; в конце отчета даются некоторые сведения о после- военном времени: о деятельности ложи, о прочитанных там до- кладах, а также о последних годах русского масонства.

Двадцати двум братьям были предварительно разосланы повестки, приглашающие 18 ноября 1932 г. (Год Света 5932-й) в 9 час. в контору бр. Каплан (55, av. des Champs Elysées) для пер- вого обсуждения выделения «Лотоса» из ложи «Астрея». «Ло- тос» неофициально собирался с 1931 г., но теперь пришло время его законным образом «инсталлировать».

Явились следующие лица:

 

Из «Астреи» (№ 500): Аитов, Бернштейн, Веретенников, Вя- земский, Де Витт, Гордовский, Каплан, Кривошеин, Рабинович, Свободин, Слиозберг, Смирнов.

Из «Северного Сияния» (№ 823): Жданов, Протасьев.

Из «Гермеса» (№ 535): Кац, Ломейер, Мендельсон, Нидер- миллер, Шапиро.

Из «Юпитера» (№ 536): Сафонов.

Все названные – Мастера. Два Ученика были из «Астреи» – Каган и Расин. Все остальные состояли в Ареопагах.

Эти 22 брата обсуждали план ходатайства об инсталляции новой ложи перед Советом Великой Ложи Франции и тем самым стали учредителями этой новой ложи.

Председательствовал бр. В. Д. Аитов.

Присутствовавшие братья единогласно заявили, что яви- лись для создания новой «Символической Мастерской». Причи- ной стремления учредить новую ложу было «желание братьев посвятить себя изучению вопросов нравственности, личной и коллективной, а также строгого проведения в жизнь результа- тов изучения этих принципов». Это предложение было едино- гласно принято. Решено было, что этот план ни в коем случае не будет мешать в будущем продолжению усердной работы бра- тьев в своих основных ложах.


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Присутствовавшие на собрании затем перешли к времен- ным выборам должностных лиц новой ложи. Единогласно были избраны: Председатель – Досточтимый Мастер Аитов, Оратор – Вяземский, 1-й Страж – Веретенников, 2-й Страж – Шапиро, Казначей – Ломейер, Секретарь – Сафонов, Мастер Церемоний – Каплан.

«Эта временно созданная ложа будет проводить свои работы на русском и французском языках, и избирает для своих посто- янных работ храм Русского масонства по адресу: 29-я ул. Иветт, На Восток от Парижа» (выражение это – чисто символическое; ул. Иветт находится на западе, около метро Жасмен, а Пюто – в центре, около площади Клиши).

Имя «Лотос» было предложено бр. Смирновым. Этот цветок в египетском мифе символически означает чистый дух, в про- тивоположность материи. Своим девизом ложа берет эпиграф

«Справедливость в красоте».

Все братья-учредители принадлежали к Великой Ложе, кроме бр. Веретенникова, который был посвящен еще в России, в ложе «Зорабабель».

Решено было пригласить на открытие новой ложи француз- ских и русских братьев из Устава Великого Востока как руководи- телей общей работы и представителей всех семи мастерских рус- ских Вольных Каменщиков. Во главе приглашенных французов стоял Великий Мастер Марешаль, а за ним шли Бро, Моннервилль, Зимерманн, Петри, Шнееберг, Альбабари и Премудрый Мастер Со- звездия Стрельца, Мерме. Решение было единогласным.

После проверки всех чинов и степеней присутствовавших, а также убедившись в соответствии своих действий с парагра- фом 4-м общего регламента, собрание окончательно принимает план основателей новой ложи и поручает бр.бр. Аитову и Смир- нову представить Федеральному Совету Великой Ложи Фран- ции прошение утвердить «Лотос» в подобающей форме.

Временная ложа обсудила несколько текущих вопросов, ка- сающихся новой Мастерской, и работы закончились в 10 час. ве- чера, после удара молотком бр. Аитова.

(За этим идут 22 подписи).

Затем следует второе собрание 3 марта 5933 г. Были разо- сланы повестки с просьбой «явиться на торжественную ин- сталляцию вновь учрежденной русской ложи “Лотос” Великим Маршалом, бр. Марешалем, и членами В. Л. Франции, в храме на


 

Краткий словарь масонских терминов

 

ул. Иветт, к 6 час. 30 мин. вечера для открытия работ». «Лотосу» был присвоен номер 638.

Эта повестка на двух языках была разослана не только «тем французским братьям, которые в течение 10 лет принимали жи- вое участие в работах русских лож», но также «представителям всех семи Мастерских Великого Востока». Повестка кончалась следующим примечанием:

«Присутствующих в храме просят быть по возможности в смокингах (во всяком случае – темный костюм), черных галсту- ках и белых перчатках, Мастеров – в лентах и запонах (передни- ках).

После собрания – бр. трапеза исключительно по именным приглашениям, распределенным Досточтимыми Мастерами Ложи “Лотос”. Ввиду ограниченного числа мест, особая запись не принимается.

По поручению Досточтимых Мастеров и бр. бр. Учредителей с бр. Приветом.

Исп. об. Секретаря Л. бр. В. Сафонов».

 

Помимо именных приглашений в русском масонском доме было вывешено нижеследующее объявление:

«Внимание дор. бр … бр …

Храм может вместить максимум 80–85 человек. Таким обра- зом на Собрании Инсталляции л. “Лотос” кроме приглашенных, входящих в состав делегаций и членов-учредителей (всего 65 человек, имеющих зеленые триангли), можно впустить всего 20–25 бр. бр., которые придут заблаговременно.

Вход без передника и ленты не допускается по Уставу. Ни- каких запасных передников и лент у Привратника не имеется, и отлучиться со своего поста для их разыскивания он не имеет права.

Поэтому благоволят стучаться в Храм только имеющие на себе передники или ленты.

По поручению Д. М.

И. О. Секретаря бр. В. Сафонов».

Далее анонимный автор отчета пишет:

«По приглашению учредителей единодушно откликнулись весьма многочисленные братья обоих масонских Послушаний


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Франции. Храм был переполнен и приглашенными специально, и другими братьями, считавшими нужным личным присут- ствием подчеркнуть значение создания новой русской ложи. В столовую могли проникнуть только приглашенные – зеленые триангли – число которых было определено тем, что могла вме- стить столовая русского дома – то было весьма тесно».

Меню трапезы было нижеследующее:

Водка и закуска.

Селянка московская с осетриной. Расстегаи с визигой.

Индейка в желе. Салат «Лотос». Фрукты. Кофе.

 

«Толкование инициатического (!) смысла эмблемы (Ло- тоса) нашло место в целом ряде приветственных речей. Воз- дано было громогласное восхваление верным, премудрым и до- рогим братьям ложи Великого Востока: Альперину, Агафонову, Переверзеву, Маргулиесу, Тираспольскому – любимым друзьям нашим из “Северной Звезды” и “Свободной России”, которые почтили нас присутствием». Но и речь Сафонова получила во- сторженную оценку анонимного автора. Он пишет, что «она не была шаблонной, какими обычно бывают застольные речи», но «исключительно удачной», и что в ней Сафонов отдал дань уважения и любви «нашему Досточтимому и всем Дорогому создателю русского масонства Кандаурову» (он, видимо, хотел сказать «воссоздателю»).

В члены «Лотоса» были тут же кооптированы Досточти- мые «Северной Звезды» Переверзев и Агафонов, Досточтимые

«Свободной России» Маргулиес и Тираспольский, один из осно- вателей «Лотоса», представитель «ложи-матери» «Астреи», До- сточтимый Кривошеин, а за ним и другие из «братских» лож: Шереметев, Д. М. «Северной Звезды»; Фидлер, Д. М. «Гермеса»; Вердеревский, Д. М. «Юпитера»; Бобринский, Д. М. «Гамаюна». Далее названы гости, среди которых были Маклаков и Давыдов. Банкеты, своего рода события, происходили по ритуалу один раз в два месяца (агапы происходили раз в неделю, в Великой Ложе по вторникам, в Великом Востоке по четвергам). Банкет также бывал в день св. Иоанна Крестителя, 6 июля. Тогда соби-


 

Краткий словарь масонских терминов

 

рались все вместе, кроме «крайне правых» и «крайне левых», ко- торые старались не смешиваться с инакомыслящими, и это был настоящий праздник для тех, которые жаждали сближения; среди них самыми энергичными были ∴ Аитов, Вяземский (из В. Л.) и ∴ Переверзев, Тираспольский, Агафонов (из В. В.). Глав- ную роль на этих агапах играл Мастер Церемоний: он знал, что кому, когда поднести и что кому, когда пожелать.

Дальнейшая судьба «Лотоса» была счастливее других – по- сле бездействия во время войны он вернулся к жизни в 1946 г.

В первые шесть лет, до начала войны, в ложу было принято шесть новых членов: в 1933 г. – Раскин, в 1934 – Георгий Лампен и Гольдрин, в 1935 – Виктор Лампен и Лейтес и в 1937 – Лебедев. В этот же период были «афильированы» (из других лож): Петри, Бурышкин, Гласберг, Рабинович, Лианозов, Булатович, Грюнберг, Фидлер, Келлер и Эттингер. Аитов, Смирнов и Лианозов «держали первый молоток», первый – 2 года, второй – 4, третий – один год. Перешли из «Северной Звезды» и других лож В. В., не только рус- ских, но и французских, также около десяти братьев. Кроме того, пятеро были кооптированы из Великого Востока – Альперин, Переверзев, Агафонов, Шереметев, Бобринский и Вердеревский («наши досточтимые и дорогие друзья и братья»). Кооптация коснулась и некоторых братьев из «Астреи», например, Кривоше- ина, который оказался и в «Лотосе», и в «Астрее» – высшим чле- нам Ареопагов это было дозволено. «Старейший, почтеннейший и дражайший Кандауров» попал в их число.

Затем начались уходы на Восток Вечный. До начала войны ушли Веретенников, Слиозберг, Кац, Сафонов. Потом Гордовский, Раскин, Фидлер, Келлер. Кое-кто выбыл по радиации. 29 братьев в «Лотосе» были переведены в степень Мастера. После войны в ложу вернулись Кривошеин, Аитов, Протасьев, Рабинович. Не- которые вовсе ушли из масонства – Нидермиллер, Бернштейн, Грюнберг. В 1945–1949 гг. мы встречаем имена старые и новые, подробности не даются: Гилелович, Шклявер, Раис, Карганов и, конечно, Маклаков. Названы пять фамилий, о которых можно по- нять, что они оказались одновременно в обоих Послушаниях (В. Л. и В. В.): Джакели, Джаншиев, Кадиш, Кангиссер и Аронсберг. Из французских лож, около 1950 г., как будто посвящены были Ша- мин и Жданов (сын). За последние пять лет, судя по документам, появились новые: Старынкевич, Луи, Захарьин, Шимунек, Горба- чевский. Неясно, когда именно ушли на Восток Вечный Лианозов,


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Аронсберг, Свободин, Тираспольский, Кангиссер, Карганов, – этот последний состоял одновременно и во французской ложе.

* * *

В Парижском архиве нет никаких сведений о масонских ло- жах вне Франции. Известны лишь города, где до войны можно было найти русских масонов: Берлин, Копенгаген, Льеж, Брюс- сель, Варшава, Прага, Белград, Любляна, Кишинев, Амстердам, Данциг, Порт-Саид, Каир, Тегеран, Шанхай, Иокогама, Барселона, Капштадт, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Мехико.

Мы знаем, что братья, рассеянные войной по всему свету, пытались возобновить в Нью-Йорке хотя бы не «инсталлиро- ванную» по всем правилам русскую ложу Послушания Великого Востока. Был выпущен «Бюллетень» – мне известен только № 1. К американскому масонству эта ложа имела очень мало отно- шения. Братья принадлежали к обоим Уставам, и все были из Франции. Американская печать так писала об этом: «В 1942 г. небольшая группа приехала в США и основала здесь масонский клуб. Члены ее принадлежали ранее Великой Ложе Франции и ее Великому Востоку». Ни в европейских архивах, ни в амери- канских об этом периоде нет серьезной документации.

* * *

Мы подходим к концу парижского периода русского ма- сонства. 2 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, и особняк на ул. Пюто был закрыт – это был дом Великой Ложи, где собирались и французские, и русские ложи. Что касается по- мещения на ул. Иветт, то оно, как уже было сказано выше, было предоставлено русскому масонству (Устава Великой Ложи) оставшимся неизвестным Досточтимым Мастером, имевшим большие средства. Не могу скрыть моих подозрений, – думаю, что кроме Лианозова, никто не мог этого сделать. Как бы там ни было, но русский дом на Иветт закрылся, видимо, из-за начав- шихся у хозяина дома денежных трудностей. Русская Великая Ложа перешла в помещение Великого Востока, т. е. оказалась на ул. Кадэ, и немедленно начала, в наступившей беде, сливаться с ним. От 17 сентября до конца декабря 1939 г. у Великой Ложи на ул. Кадэ было 10 сессий. С января начались регулярные еже- недельные встречи – по вторникам, а Великий Восток продол- жал собираться по четвергам. С марта 1940 г. до 1944 г. все пре-


 

Краткий словарь масонских терминов

 

кратилось. Перед приходом немцев, 10 июня 1940 г., масонская картотека и часть архива были уничтожены самими масонами, другая часть была срочно вывезена. В русских ложах Великого Востока и Великой Ложи был в первые же дни оккупации про- изведен обыск.

22 июня 1941 г. рано утром, когда на востоке немецкая ар- мия перешла советскую границу, началась война Германии с Россией. В 8 час. 30 мин. утра по парижскому времени около

120 русских масонов, живших в Париже на своих квартирах, были схвачены и увезены в лагерь Компьень, на восток от Па- рижа, где некоторые пробыли 4 месяца, а некоторые около года. Среди русских арестованных мне приходят на память следующие имена: Зеелер, Фондаминский, Бобринский, Нидермиллер, Аль- перин, – этот последний был выбран на следующий день стар- шиной группы. В архивах я нашла еще инициалы: И. А. К. – Игорь Александрович Кривошеин, после войны вернувшийся с семьей в СССР и еще через несколько лет, после лагеря, возвратившийся в Париж. А также еще три: Н. Л. Г., В. А. Д и Д. Л. Ж., которые я не смогла расшифровать.

Арестовали масонов, как бывших русских, как эмигрантов, как потенциальных «российских граждан», которые могут вредить Германии и помогать Советскому Союзу: теперь, когда между двумя странами шла война, немцы, видимо, ожидали от них экс- цессов. С большой долей вероятности можно предположить, что германскому командованию (или гестапо?) список масонских имен был передан русскими национал-социалистами (эмигран- тами), которые работали на немцев вплоть до лета 1944 г. Часть русских, взятых 22 июня, были освобождены, в том числе и Фон- даминский. Он погиб в Аушвице (Освенциме) значительно позже.

Из писем и других разнообразных документов Переверзева и Маргулиеса следует, что до начала Второй мировой войны две антимасонские фракции политического сектора Франции занимались антимасонской пропагандой, злостной и лживой, с одинаковой страстностью: одна была крайне правой, клери- кальной партией, издававшей газету «Аксион Франсез» («Action Française»)52 и специальный журнал «Revue Antimaçonnique». Вторая была крайне левой социалистической партией Жюля

 

52 В газете «Аксион Франсез» с начала 20 века редакторами были Шарль Мор- рас и Леон Додэ.


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Гэда (Jules Guesde, 1845–1922), направлявшей свои стрелы про- тив масонских лож, «где социалисты работают вместе с бур- жуазными элементами, отрицая такой коалицией классовую борьбу, одну из основ социализма».

В одном из номеров не поступавшего в продажу масонского органа «Акация» (ветка акации – один из символов масонской символической системы) Маргулиес еще в 1922 г. писал о прин- ципах масонства:

«Это – оптимизм, вера в прогресс человечества, отказ от вы- бора между крайностями, принятие противоречий как некую реальность и неизменность. Все относительно, и прогресс пер- манентен и необратим. Это необходимо было твердо помнить. К этому прибавлялась солидарность (конкретная, житейская), где все зависят от каждого, и каждый – от всех. Терпимость (левая рука на плече брата). Примирять антагонизмы и мирить про- тиворечия. Из этого исходит принцип: не отрекаться от главы своего правительства и установленного им режима. Не быть в оппозиции, но быть в гуще событий. Закон молчания и идеал совершенствования».

Такие законы и идеалы были чужды Гэду и его группе, – ин- тересно вспомнить, что об этом еще в 1912 г. писал И. А. Белоусов в «Вестнике Европы». Он был корреспондентом журнала в Па- риже. «Среди французских социалистов очень сильны антима- сонские настроения, т. к. социалисты считают масонство вред- ным по причине его полного непонимания классовой борьбы». Вот, оказывается, как сходились противоположности!

Арест русских масонов был далеко не единственным угрожа- ющим событием для братьев. Спустя три месяца во французской правительственной газете Journal Officiel, выходившей с 1848 года, началось печатание списков, выкраденных с улицы Кадэ, после чего немцы произвели полный разгром помещения. Спи- ски имен (часто информация пополнялась профессией и адресом) шли столбец за столбцом. По декрету маршала Петэна от 12 авгу- ста 1941 г. тайные общества были объявлены вне закона, и появ- ление имени в печати означало первый шаг к ликвидации людей, которые оказались в пределах досягаемости нацистов. Больше двух месяцев продолжалась публикация имен (по профессии от сапожников до министров). Тайные общества включали в себя также Теософское общество Франции. В помощь гестапо, с кото-


 

Краткий словарь масонских терминов

 

рым рука об руку работали «штатские» национал-социалисты, приглашены были и сотрудники «Аксион Франсез».

Видные члены крайне правых партий Франции работали не за страх, а за совесть: сначала они устроили антимасонскую выставку в Пти-Пале, в центре Парижа (вход был даровой), а затем, с октября 1941 г., стали выпускать специальный журнал (последний номер вышел 15 июня 1944 г.). Возглавил все это движение почтенный директор Национальной библиотеки в Париже Бернар Фаи. На «спектаклях», устраиваемых этой груп- пой, он участвовал в пародиях, которые ставили сотрудники газеты «Аксион Франсез», и бывал то конферансье, то главным актером в скетчах, где помогали его единомышленники: Робер Валери-Радо, Маркэ-Ривьер, Жак де Буастель и другие. На улице Кадэ происходили «собеседования», на которых выступали де Бриньон, Бодрийяр, ген. Дельвилль и сам г. Фаи, теперь назна- ченный Петэном редактором всех изданий найденных масонских документов, хранившихся в тайниках здания. Их было, по сло- вам Фаи, 120 тонн53. Под конец вечера директор  Национальной

 

53 Парижский издатель Сорло, из всех кандидатов, получил исключительное право в спешном порядке заняться изданием масонских документов, от вы- бравшего его по причине личной дружбы г. Фаи. Через год дела Сорло пошли так хорошо, что он расширил свое дело, и в 1943 году летом решил приступить к изданию серии переводов из русских эмигрантских прозаиков с известными на Западе именами. Первой он обратился к Тэффи, которая, получив неболь- шой аванс, дала ему для издания книгу коротких рассказов. Была ли она пере- ведена и издана – мне неизвестно. Вторым его кандидатом был Б. К. Зайцев, который запродал ему один из томов своих сочинений, который был переве- ден, но, как кажется, не вышел. Если читатель не поленится и возьмет в руки

«Новый журнал» № 143, то он там прочтет переписку Зайцева с Буниным по поводу издания Бунина у Сорло. Бунин в декабре 1943 г. согласился на то, чтобы дать Сорло книгу рассказов. Тщетно Зайцев писал ему, что Сорло тре- бует роман, Бунин стоял на своем. Деньги, как мы знаем, были ему нужны до зарезу: он был стар, болен, озлоблен, и даже на поездку к доктору из Грасса в Ниццу ему было трудно наскрести денег. Сорло отказался от Бунина по мно- гим причинам: во-первых – ему не нужны рассказы, во-вторых – рассказы ему не понравились, он нашел их скучными и старомодными, в-третьих – их пе- ревела на французский какая-то знакомая Бунина, и перевод не годился ни- куда. Скрежеща зубами, ругая Сорло так называемыми последними словами, Бунин смирился со своей участью. Это приключение с издателем, которого потом судили за «коллаборацию с оккупантами», вероятно, и было причиной, почему Бунин после войны так поторопился пойти в гости к советскому послу


 

Краткий словарь масонских терминов

 

Библиотеки изображал на эстраде масонские ритуалы, «смеша публику, которая искренне хохотала», особенно когда он танце- вал качучу к удовольствию всех приглашенных.

В годы германской оккупации в доме № 72 на авеню Буа- Де-Булонь находилась антимасонская секция гестапо. Число по- гибших братьев дает Доминик Россиньоль в своей книге 1946 г.54

 

Богомолову, вышел из Союза эмигрантских писателей и обругал своего ста- рого друга, Б. К. Зайцева, в письме к редактору нью-йоркского «Нового рус- ского слова», напечатанном в 1978 г. в № 133 «Нового журнала».

54 Dominique Rossingnol. Vichy et les Franc-Maçons. В этой же работе дается хро- нология репрессий против масонов во Франции в годы германской оккупации: 1940:

30 мая. Д-р Воронов, 33°, вице-председатель Совета Ордена, вместе с председателем Совета Ордена А. Грусье и вторым вице-председателем, Ф. Куром, подписали последний циркуляр Великого Востока, обещая полную поддержку правительству.                                                                                                                           7 августа. Письмо Грусье – Петэну: «Мы заявляем, что Великий Восток Франции прекращает свою деятельность. Все ложи обязаны немедленно приостановить всякую работу, если они этого еще не сделали».

13 августа. Закон о запрещении тайных обществ. Приказ государственным служащим давать подписку, что они в тайных обществах не состоят.

19 августа. Декрет о закрытии всех тайных обществ (в частности, Великого Востока и Великой Ложи) на территории Франции, Алжира, в колониях, в странах Протектората и на территориях, находящихся «под мандатом». (Журналь Оффисиель, 20 августа 1940.)

4, 17, 18 октября. Опубликование германскими властями списка запрещенных книг, среди которых: Гитлер. Моя борьба и Г. Мартэн. История франкмасонства, изд. Сорло.

Октябрь – ноябрь. Выставка в Пти-Пале «Разоблаченное франкмасонство». Вход бесплатный.

31 октября. Немцы объявляют: Люди, взятые из среды масонства (высших степеней), послужат заложниками, в случае если будет произведено покушение на устроителя выставки, барона де Ледэна.

28 ноября. Альфред Розенберг произнес в Париже речь и дал исторический очерк масонства, его роли в революции 1789 г. и преступлений, которые были совершены в результате его действий, в частности – войны 1914–1918 гг.

1941:

Май. Бернар Фаи назначен директором Национальной Библиотеки. Под его руководством в Виши открылся Отдел тайных обществ и в свободной зоне – Отдел Информации. В нем пять подотделов: 1. Полиция. 2. Провинция.

3. Архивы. 4. Государственные чиновники. 5. Информация. Место службы Фаи: 16, ул. Кадэ. Центр масонской информации: 8, ул. Пюто.


 

Краткий словарь масонских терминов

 

 

11 августа. Закон о тайных обществах: решено опубликовать имена всех масонов в Журналь Оффисиель. Приравнять их к евреям, т. е. запретить им занимать казенные места службы.

14 августа. Декрет Петэна № Р3395, запрещающий занимать бывшим масонам высокие должности. «Ж. О.» публикует первый список имен масонов (ложи распущены).

24 августа. Заметка в «Ж. О.» о том, что списки сделаны на основании первых данных записей 1920–1940 гг. с адресами, профессиями, чинами и т. д. масонов. (Слух идет о том, что за 300 франков можно сделать так, что имя и др. данные будут пропущены.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.112 с.)