Работоспособность, работа, утомление и отдых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работоспособность, работа, утомление и отдых



 

Работа – это осуществление клеткой, органом, системой органов или организмом свойственных им функций. Человек разумный выполняет, как правило, общественно‑полезную работу. Научно‑технический прогресс изменил характер работы человека. На смену физическому труду пришел труд умственный. И это накладывает серьезный отпечаток на здоровье человека.

Работоспособность – это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую. Умственная работоспособность – это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно‑психической сферы; физическая работоспособность – это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации функции опорно‑двигательного аппарата. Естественно физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно‑двигательный аппарат.

Выполнение работы требует затрат энергии. Общая потребность в энергии – это сумма основного и рабочего обмена. Основной обмен – количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для поддержания жизни. У мужчин эта величина в среднем составляет 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч. (4,2 кДж). У женщин 0,9 ккал (3,8 кДж). Основной обмен у детей обратно пропорционален возрасту: чем ребенок младше, тем выше основной обмен. Это связано с затратой энергии на пластические процессы. Так, например, основной обмен семилетнего ребенка в 2–2,5 раза больше 12‑летнего, в 1,3 раза больше, чем взрослого человека (соответственно 1,8, 1,3 и 1 ккал/кг/ч).

Рабочий обмен – это затрата энергии для выполнения внешней работы.

 

ВНИМАНИЕ

Общая потребность в энергии при умственном труде в сутки равна 2500–3200 ккал (10475–13410 кДж), при механизированном труде или легкой немеханизированной работе – 3200–3500 ккал (13410–14665 кДж), при частично механизированном труде или немеханизированном труде умеренной тяжести – 3500–4500 ккал (14665–18855 кДж), при тяжелом немеханизированном физическом труде – 4500–5000 ккал (18855–20950 кДж).

 

Физическая работа связана с деятельностью опорно‑двигательного аппарата, основную роль в этом выполняют скелетные мышцы. Если благодаря сокращению мышцы меняется положение части тела, то преодолевается сила сопротивления, т. е. выполняется преодолевающая работа. Когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве, они выполняют преодолевающую или уступающую работу, которая является динамической. В основе динамической работы лежат два типа сокращения: изотоническое, при котором мышца укорачивается при постоянной внешней нагрузке, и анизотоническое, или ауксотоническое, при котором мышца укорачивается, развивая напряжение.

Одним из показателей эффективности физической работы является коэффициент полезного действия, КПД, который показывает, какая часть затраченной энергии превращается в энергию, осуществляющую полезную внешнюю работу. КПД организма в целом при различных видах мышечной деятельности варьирует в пределах от 3 до 25 %.

 

 

При частом повторении одной и той же работы развивается рабочий динамический стереотип – система рефлекторных действий, которые формируются при постоянном повторении одних и тех же раздражителей. Рефлекторные реакции становятся автоматическими, поэтому работа энергетически более экономичная и менее утомительная, не требует постоянного внимания и сосредоточения.

Физическая нагрузка вызывает реакцию всех органов и систем. В активно сокращающейся мышце кровоток увеличивается более чем в 20 раз, усиливается обмен веществ. При умеренной физической нагрузке обмен веществ в мышце осуществляется аэробно, во время тяжелой работы часть энергии освобождается анаэробно. В результате в мышцах образуется и накапливается молочная кислота, которая вызывает мышечное утомление.

При физической работе возрастают частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, артериальное давление, потребление организмом кислорода. Работа, которую человек может выполнять в течение восьми часов без развития признаков мышечного утомления, считается легкой, она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности, выполнение такой работы существенно ограничено по времени. Максимальная работоспособность снижается по мере увеличения длительности работы. Тренировка повышает работоспособность человека. Как же определить предел утомительной динамической работы? Одним из важных показателей является частота пульса, которая сохраняется постоянно во время работы, не увеличиваясь в связи с утомлением. У нетренированных людей в возрасте от 20 до 30 лет она не превышает 130 ударов в 1 минуту, менее чем через пять минут после прекращения работы частота пульса становится менее 100.

Восстановление – это процесс постепенного возвращения функций организма к исходному состоянию после прекращения работы. По мере восстановления степень утомления уменьшается, а работоспособность увеличивается. Если человек выполняет работу, лежащую выше пределов его утомления, необходимо периодически отдыхать. Следует подчеркнуть, что лучше много кратковременных перерывов для отдыха, чем один‑два длинных.

Утомление – это физиологическое состояние человека, наступающее из‑за напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно‑психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Мышечное утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая вызывает желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце.

Нервно‑психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями. Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Тяжелые физические и нервно‑психические нагрузки вызывают стресс (вернее, дистресс). Различают острое и хроническое истощение. Первое представляет собой резкое снижение работоспособности во время тяжелой работы, второе возникает вследствие длительной напряженной или слишком часто повторяемой тяжелой работы. Острое и хроническое истощение часто возникает у профессиональных спортсменов, при спортивных соревнованиях и тренировках.

Отдых – это состояние покоя или особый, специально организованный вид деятельности, который снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. И.М. Сеченов установил, что работа одних групп мышц конечностей способствует устранению утомления других мышечных групп, вызванной их работой. Это положение легло в основу определения двух типов отдыха: активного и пассивного.

Активный отдых – это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при активном отдыхе происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном, когда организм находится в условиях относительного покоя. Так, например, интенсивную умственную деятельность следует сменить физической активностью. И, наоборот, интенсивную физическую умственной.

Режим дня. Древнегреческое слово «диета» (diaita) означает «образ жизни, режим». Это уже позже под диетой стали понимать характер питания. Режим важен для человека любого возраста. Перефразируя Пушкина, можно сказать: «Режиму все возрасты покорны». Особенно это касается фундамента жизни детского, подросткового и юношеского возрастов. Правильный режим дня школьника включает продолжительность учебного времени в школе и дома, сон, отдых, прогулки, занятия физической культурой, режим питания (регулярное питание способствует хорошему аппетиту). Очень важен сон, причем человек должен ложиться спать в одно и то же время, тогда он быстро засыпает и спокойно спит. Продолжительность сна меняется с возрастом: в 7–8 лет – 11–11,5 ч, в 9–10 лет – 10–10,5, в 11–12 лет – 10 ч, в 13–15 лет – 9–9,5 ч, в 16–18 лет – 8–8,5 ч. Взрослому человеку необходимо спать 7,5–8 ч.

Работа и отдых должны чередоваться. Еще в XIX в. великий отечественный физиолог И.М. Сеченовдоказал, что отдых должен быть активным. Для полноценного восстановления необходим активный отдых. Особенно эффективно чередование физического и умственного труда.

Пять основных условий успешного высокопроизводительного труда:

1) усилия следует увеличивать постепенно;

2) следует соблюдать правильный ритм работы;

3) работа должна быть системной;

4) труд необходимо чередовать с активным отдыхом;

5) труд должен быть постоянным, ежедневным. Только в этом случае вырабатываются и закрепляются навыки. (Н.Е. Введенский.)

 

Режим учебных заведений должен строиться с учетом анатомо‑физиологических особенностей детей соответствующих возрастных групп. Однако есть и несколько общих требований:

• не следует начинать занятия ранее 8 ч (в первом классе – не ранее 8:30);

• длительность урока не должна превышать 45 мин (в первом классе – 35 мин.);

• после каждого урока следует делать десятиминутные перерывы, а во второй половине учебного дня целесообразно делать два перерыва по 20 мин. каждый. В группах «продленного дня» после окончания последнего урока необходим перерыв не менее 45 мин.

 

Физическая активность

 

Великий врач древности Гиппократ назвал движение «пищей для жизни», а Плутарх – «кладовой здоровья». Для сохранения и укрепления здоровья мышцы должны систематически работать.

Гиподинамия – одна из бед ХХ века во всем мире, особенно в нашей стране. Около 70 % населения России не занимается физкультурой. Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие. Физическая нагрузка – это величина и интенсивность всей производимой человеком мышечной работы связанной со всеми видами деятельности. Функция всех аппаратов и систем организма взаимосвязана и зависит от состояния двигательного аппарата. Организм функционирует оптимально только при условии высокой физической активности. Двигательная активность является наиболее естественным способом улучшения вегетативных функций человека, обмена веществ. При низкой двигательной активности снижается сопротивляемость организма к разнообразным стрессовым воздействиям, уменьшаются функциональные резервы различных систем, ограничиваются рабочие возможности организма. Работа сердца становится менее экономной, ограничивается его потенциальные резервы, угнетается функция желез внутренней секреции и в первую очередь половых желез. Резко страдает сексуальность человека.

При высокой физической активности все органы и системы работают весьма экономично, адаптационные резервы велики, сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям высокая. Чем больше привычная физическая активность, тем больше масса мышц и выше максимальная способность к поглощению кислорода и меньше масса жировой ткани. Чем выше максимальное поглощение кислорода, тем интенсивнее снабжение им органов и тканей и уровень обмена веществ. В любом возрасте средний уровень максимального поглощения кислорода на 10–20 % выше у лиц, ведущих активный образ жизни, чем у занятых умственной («сидячей») работой.

Из всех видов физической активности человеку (особенно незанятому физическим трудом) необходима такая нагрузка, при которой увеличивается снабжение организма кислородом и его потребление (аэробная нагрузка). Наиболее эффективны (аэробические) пять видов физической активности – это ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и лыжи. Аэробные упражнения требуют большого количества кислорода.

 

 

Внутренние органы

 

Вполостях тела человека расположены внутренние органы: пищеварительная, дыхательная мочевая и половые. Последние две объединены в мочеполовой аппарат, а также эндокринные железы, сердечно‑сосудистая и лимфоидная системы.

Большинство органов этих систем имеют трубчатое строение и сформированы по единому плану. Стенки трубчатых органов на всем протяжении состоят из четырех слоев (рис. 33): слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной оболочки и наружной оболочки, представленной серозной либо адвентициальной оболочкой. Самый внутренний из них – слизистая оболочка – играющая важнейшую роль в осуществлении функции органов, увлажнена слизью, которая вырабатывается одноклеточными или многоклеточными железами, в изобилии имеющимися на протяжении всех трубчатых органов.

Подслизистая основа образована рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью, в которой располагаются скопления лимфоидной ткани, подслизистое нервное сплетение (Мейснера), сосудистые сплетения. Благодаря этому слою слизистая оболочка подвижна, в ней образуются складки.

Мышечная оболочка чаще всего состоит из двух слоев внутреннего кругового и наружного продольного, разделенных прослойкой рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани, в которой расположены межмышечное нервное сплетение (Ауэрбаха) и сосуды. На большей части пищеварительной трубки и др. трубчатых органов мышцы гладкие, лишь в передней глотке, верхней трети пищевода поперечнополосатые.

Наружная адвентициальная оболочка образована рыхлой волокнистой соединительной тканью, которая покрывает внутренние органы. Серозная оболочка (висцеральные листки брюшины или плевры) окутывает большую часть органов пищеварительной системы (например, желудок, кишечник, кроме части прямой кишки) и легкие.

 

Рис. 33. Строение пищеварительной трубки (поперечное сечение). 1 – брыжейка; 2 – сложная железа; 3 – проток железы; 4 – просвет органа; 5 – подслизистое нервное сплетение (Мейснера); 6 – мышечно‑кишечное нервное сплетение (Ауэрбаха); 7 – продольный слой мышечной оболочки; 8 – круговой слой мышечной оболочки; 9 – собственная пластинка слизистой оболочки; 10 – одиночный лимфатический фолликул; 11 – подслизистая основа; 12 – серозная оболочка; 13 – слизистая оболочка; 14 – складки слизистой оболочки

 

На всем протяжении внутренние органы обильно снабжены железами, которые вырабатывают слизь, защищающую слизистую оболочку от травм и действия ферментов. Слизистая оболочка также снабжена огромным количеством желез.

 

Пищеварительная система

 

Пищеварительная система осуществляет механическую и химическую обработку пищи, расщепление пищевых веществ до мономеров, всасывание переработанных и выделение непереработанных ингредиентов. Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 8–10 м, и ряда расположенных вне ее стенки крупных желез (рис. 34). Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой) всего лишь около 70–90 см. Трубка образует множество изгибов, петель.

 

Рис. 34. Строение пищеварительной системы. 1 – околоушная (слюнная) железа; 2 – мягкое небо; 3 – глотка; 4 – язык; 5 – пищевод; 6 – желудок; 7 – поджелудочная железа; 8 – проток поджелудочной железы; 9 – тощая кишка; 10 – нисходящая ободочная кишка; 11 – поперечная ободочная кишка; 12 – сигмовидная ободочная кишка; 13 – наружный сфинктер заднего прохода; 14 – прямая кишка; 15 – подвздошная кишка; 16 – червеобразный отросток (аппендикс); 17 – слепая кишка; 18 – подвздошно‑слепокишечный клапан; 19 – восходящая ободочная кишка; 20 – правый (печеночный) изгиб ободочной кишки; 21 – двенадцатиперстная кишка; 22 – желчный пузырь; 23 – печень; 24 – общий желчный проток; 25 – сфинктер привратника желудка; 26 – поднижнечелюстная (слюнная) железа; 27 – подъязычная (слюнная) железа; 28 – нижняя губа; 29 – полость рта; 30 – верхняя губа; 31 – зубы верхней челюсти; 32 – твердое небо

 

Ротовая полость, глотка, пищевод, расположенные в области головы, шеи и груди, имеют относительно прямое направление. В глотке происходит перекрест пищеварительных и дыхательных путей. В брюшной полости пищеварительная трубка резко расширяется, образуя желудок. Функции переднего отдела – введение, пережевывание, частичная обработка и передвижение пищи. В среднем отделе тонкая кишка пища подвергается химической обработке (в результате чего образуются простые соединения) и всасыванию в кровь и лимфу. Задний отдел – это толстая кишка, в которой формируются каловые массы, непереваренные и непригодные к всасыванию вещества удаляются наружу, интенсивно всасывается вода, происходит частичное переваривание клетчатки (с участием бактерий). Толстая кишка обладает и выделительной функцией.

В эпителии желудочно‑кишечного тракта на всем его протяжении разбросаны желудочно‑кишечные эндокриноциты, объединяющиеся в гастро‑энтеро‑панкреатическую эндокринную систему, которая вырабатывает гормоны и другие биологически активные вещества.

 

Полость рта

 

Полость рта подразделяется на два отдела: преддверие рта и собственно полость рта. Преддверие рта ограничено губами и щеками снаружи, зубами и деснами изнутри. Посредством ротового отверстия преддверие рта открывается наружу. У человека движения рта связаны с членораздельной речью. Ротовая щель человека узкая, ограничена губами, представляющими собой волокна круговой мышцы рта, покрытые снаружи кожей, выстланные изнутри слизистой оболочкой. Одним из отличительных признаков верхней губы человека является желобок, расположенный посередине, фильтр.

Щеки человека хорошо развиты, в их стенках находится щечная мышца (мышца трубачей). Слизистая оболочка сращена с альвеолярными дугами челюстей, образуя десны, покрывающие шейки зубов и тем самым охраняющие их. В преддверии рта открываются множество мелких желез, а также протоки околоушных желез. Верхнюю стенку, или крышу собственно полости рта, образует небо, которое разделяется на твердое и мягкое. Первое описано в разделе «Череп» (см. с. 30). Задний отдел – небная занавеска – заканчивается удлиненным язычком. Небная занавеска переходит по бокам в две пары дужек (задняя небно‑глоточная дужка, передняя небно‑язычная дужка), между которыми располагается небная миндалина. Дном полости рта является диафрагма рта, образованная парной челюстно‑подъязычной мышцей. Полость рта сообщается с полостью глотки через зев, ограниченный мягким небом, небными складками и корнем языка.

Переходя на нижнюю поверхность языка, слизистая оболочка образует уздечку языка, по обе стороны от которой на вершине подъязычных сосочков открываются протоки подъязычных слюнных желез. На уздечке против нижнего второго резца с обеих сторон находятся отверстия протоков поднижнечелюстных желез.

У новорожденных и детей первых трех месяцев жизни полость рта чрезвычайно мала, а костное небо широкое и уплощенное. У детей щеки выпуклые за счет жирового тела, которое с возрастом сплющивается и отодвигается назад.

 

Язык

 

Язык образован поперечнополосатыми мышцами, покрытыми слизистой оболочкой. Он выполняет множество разнообразных функций: это участие в процессе жевания, артикуляции; язык является органом вкуса.

Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери новорожденными и грудными детьми. Губы ребенка захватывают сосок, фиксируя его, мягкое небо закрывает зев, язык действует как поршень, отодвигаясь назад, он создает отрицательное давление вместе с опускающейся нижней челюстью, затем челюсть поднимается, а альвеолярные дуги сдавливают сосок. Молоко заглатывается. В связи с описанной функцией – язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый, широкий и занимает всю полость рта, в то же время он малоподвижен.

Язык имеет удлиненную овальную форму, справа и слева он ограничен краями, которые впереди переходят в верхушку, а кзади – в корень. Между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность спинка языка выпуклая, значительно длиннее, чем нижняя (рис. 35 А, Б). Слизистая оболочка языка покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Слизистая оболочка спинки и краев языка лишена подслизистой основы и непосредственно сращена с мышцами. Передний отдел спинки языка усеян множеством сосочков, являющихся выростами собственной пластинки слизистой оболочки, покрытых эпителием.

У человека четыре вида сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые (окруженные валом) и листовидные. Больше всего на языке нитевидных сосочков, которые расположены параллельными рядами в поперечном направлении, они‑то и придают языку бархатистый вид. Это высокие, узкие выросты слизистой оболочки длиной 0,3 мм. Нитевидные сосочки имеют специализированные нервные окончания, которые воспринимают ощущения прикосновения. Количество грибовидных сосочков меньше, они расположены на верхней поверхности, их несколько больше на кончике и по краям языка, эти закругленные сосочки выступают над поверхностью языка, длина их 0,7–0,8 мм, диаметр 0,4–1,0 мм, основание сужено, по форме своей сосочки напоминают гриб. Желобовидные сосочки (их 7–12), диаметром 2–3 мм образуют фигуру в виду римской цифры V, на границе между спинкой и корнем языка, обращенной назад острием по форме они напоминают грибовидные, однако верхняя поверхность их уплощена, а вокруг сосочка идет узкий глубокий желобок, заполненный жидкостью, в него открываются протоки желез. Желобок снаружи обнесен валиком слизистой оболочки. На поверхности грибовидных и боковых поверхностях желобовидных сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки комплекс специализированных рецепторных вкусовых клеток (они будут описаны в разделе «Орган вкуса», см. с. 314). Листовидные сосочки расположены по краям языка в виде поперечно‑вертикальных складок или листиков, по 4–5 с каждой стороны, длиной 2–5 мм; они хорошо развиты у новорожденных и грудных детей. На листовидных сосочках огромное количество вкусовых почек; у взрослых листовидные сосочки редуцируются. На слизистой оболочке корня языка сосочков нет.

Мышцы языка подразделяются на две группы: наружные, начинающиеся на костях и заканчивающиеся в толще языка, которые осуществляют движения языка и сохраняют его тонус; собственные мышцы языка, не связанные с костями. Собственные мышцы языка состоят из пучков продольных, поперечных и вертикальных волокон, переплетающихся между собой и с наружными мышцами. Изменения формы языка происходят благодаря сокращениям этих мышц.

 

Рис. 35. Схема строения языка. А: 1 – срединная бороздка языка; 2 – грибовидные сосочки; 3 – листовидные сосочки; 4 – желобововые сосочки; 5 – пограничная борозда; 5 – язычная миндалина; 7 – надгортанник; Б: 1 – грибовидные сосочки; 2 – нитевидные сосочки; 3 – желобовые сосочки; 4 – лимфоидные узелки; 5 – конические сосочки

 

 

Зубы

 

У большинства млекопитающих, в том числе и человека, последовательно сменяются два типа зубов: молочные и постоянные. Будучи весьма прочными, зубы сохраняются в течение сотен тысяч лет, что играет важную роль для палеонтологии и антропологии. Форма зубов и их функция тесно связаны между собой. У человека различают три формы зубов: резцы (служат для захватывания и откусывания пищи и развиты, главным образом, у грызунов), клыки (дробят, разрывают пищу, у человека они развиты относительно слабо, хорошо у хищных животных и обезьян), коренные (растирают, перемалывают пищу, особенно развиты у травоядных) животных. Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в членораздельной речи, придавая своеобразную «окраску» отдельным звукам.

Зубы укреплены в зубных альвеолах челюстей. У взрослого человека 32 постоянных, у ребенка 20 молочных зубов (рис. 36). Каждый зуб состоит из трех частей. Коронка – это более массивный отдел зуба, выступающий над уровнем входа в альвеолу, несколько суженная шейка находится на границе между корнем и коронкой, в этом месте с зубом соприкасается слизистая оболочка десен. Каждый зуб имеет один, два или три корня. Корень расположен в зубной альвеоле, он заканчивается верхушкой, на которой расположено маленькое отверстие. Через него в зуб входят сосуды и нервы. Внутри зуба имеется полость, выполненная пульпой зуба, богатой сосудами и нервами. Корни зубов плотно срастаются с поверхностью зубных ячеек посредством периодонта пучков соединительнотканных волокон, которые проникают с одной стороны в кость альвеолы, с другой – в цемент корня зуба.

 

Рис. 36. Зубы верхней челюсти. А, постоянные зубы: 1 – медиальный резец; 2 – латеральный резец; 3 – клык; 4 – первый малый коренной зуб; 5 – второй малый коренной зуб; 6 – первый большой коренной зуб; 7 – второй большой коренной зуб; 8 – третий большой коренной зуб. Б, молочные (сменные) зубы ребенка 4 лет: а – резцы; б – клык; в – коренные зубы; г – альвеола III постоянного зуба

 

Рис. 37. Строение зуба. 1 – эмаль; 2 – дентин; 3 – пульпа зуба; 4 – десна; 5 – цемент; 6 – периодонт; 7 – кость; I – коронка зуба; II – шейка зуба; III – корень зуба; IV – канал корня зуба

 

Зуб построен главным образом из дентина, который в области корня покрыт цементом, а в области коронки – эмалью (рис. 37). Эмаль состоит в основном из неорганических солей (96–97 %), преобладают фосфорнокислый и углекислый кальций, около 4 % фтористого кальция. В дентине около 28 % органических веществ (преимущественно коллаген) и 72 % неорганических (фосфорнокислый кальций, магний, примесь фтористого кальция). В составе цемента около 30 % органических и 70 % неорганических веществ (преимущественно фосфорнокислый и углекислый кальций).

Число зубов принято обозначать зубной формулой, которая представляет собой дробь, в числителе которой, количество зубов на верхней челюсти, а в знаменателе, соответственно – на нижней. Группы цифр обозначают количество зубов на каждой половине верхней и нижней челюстей. У взрослого человека 2 резца, 1 клык, 2 премоляра (малых коренных) и 3 моляра (больших коренных); счет идет по вертикальной линии направо и налево. Групповая зубная формула взрослого человека имеет следующий вид:

 

 

Прорезывание молочных зубов начинается на 6–7‑м месяце жизни ребенка и заканчивается к 3 годам. Групповая зубная формула их такова:

 

 

С 6–7 лет начинается смена молочных зубов постоянными. Раньше всего прорезываются нижние первый большой коренной зуб и внутренний резец. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов представлены в табл. 7.

 

Таблица 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.086 с.)