Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Через великие луки и Станцию дно
Поезд тащился медленно. Долго стоял на станциях и полустанках. Паровоз надрывно пыхтел на подъёмах. Колёса нудно стучали на стыках. Ехали и спали в два этажа на нарах, слева и справа от центра вагона. Вагон был товарный. Ехало сорок человек. Лёшка был сорок первый. Добирались до Петрограда неделю. Поезд шёл через Великие. Луки и станцию Дно. Лёшка пристроился на верхней полке и всю дорогу смотрел или в открытую дверь, или в маленькое оконце вагона. За окном бежали поля и леса; то вынырнет из‑под самых колёс река, то змейкой метнётся просёлок, то, словно игрушечные, пронесутся крестьянские избы. И снова поля и снова леса – необозримая земля русская. И такой же нескончаемой чередой, как эти поля и леса, как эти избы и эти дороги, разные думы одна за одной неслись в голове у мальчика. Почему‑то вспомнились Охта и бабка Родионовна; потом аптека и Золотушкин, стрельба в рабочих на Знаменской площади, парень без шапки, царский портрет, взрыв на Аптечной; потом Голодай‑село, каратели и смерть деда Сашки; наконец, Наташа, фронт, Ломов и Пятихатка. Много. Ой, как много прошло за это время перед Лёшкой людей и событий! Тревожный, насторожённый, чего‑то ожидающий год. И что впереди? Беспокойно на душе у мальчишки. В кармане у Лёшки письмо. Везёт его мальчик токарю Путиловского завода Андрею Кузьмичу Зотову. Письмо было коротким. Писалось оно впопыхах на клочке серой бумаги перед самой отправкой мальчика с фронта. Лёшка наизусть помнит его содержание:
«Дорогой Андрей! Направляю к тебе мальчика – Лёшу Митина. Парень он стоящий. Позаботься о нём. Ломов»
«Кто же это такой Андрей Кузьмич Зотов?» – раздумывает Лёшка. И как‑то он встретит? И что‑то скажет, прочитав привезённое Лёшкой письмо? В Петроград поезд прибыл к вечеру. Вошёл в тупики Николаевского вокзала. Выдавил клубы белого пара. Остановился. Вот и он – забытый, затерявшийся где‑то далеко в Лёшкиной памяти Питер! Идёт мальчик по городу: знакомая Знаменская площадь, широкий, шумный, как улей, Невский, перекрёсток Литейного, перекрёсток Садовой. Идёт мальчик, дышит не надышится свежим петроградским воздухом. За Нарвскую заставу к Путиловскому заводу Лёшка добрался уже в темноте. Разыскал Новоовсянниковскую улицу и указанный Ломовым номер дома. Поднялся на второй этаж. Прошёл по длинному тёмному коридору. Ещё раз глянул на адрес. Остановился перед дверью, обитой мешковиной. Переступил с ноги на ногу. Постучал.
– Войдите. Мальчик нерешительно перешагнул порог крохотной, как чулан, комнаты. Хозяин, сидевший спиной к двери, повернул голову. На Лёшку глянули большие глаза. Худощавое лицо, заострённый нос, широкая дуга сросшихся у переносицы бровей. Короткие, непокорно торчащие во все стороны волосы… Он! Тот самый, стрелявший в жандарма на Знаменской площади, хозяин «Смит и Вессона»!
«НЕ ПРОПАДЁТ!»
Прочитав привезённое Лёшкой письмо, Зотов спрятал его в карман и стал расспрашивать про фронт, про Ломова, про солдат: и о чём говорят, и что думают, и как отнеслись к наступлению. Лёшка рассказал про братание, о приезде военного министра, о митинге. – Говоришь, расформировали, – расхохотался Зотов. – Не хотят, выходит, войны солдаты. Потом стал расспрашивать у Лёшки о нём самом. И мальчик не знал, с чего начинать. Начал с дяди Ипата и приезда на побывку Степана Зыкова. – Значит, бежал на войну, – опять засмеялся Зотов. А когда Лёшка рассказал о днях, проведённых на фронте, сказал: – Выходит, не сладко в солдатах. Лёшка разговорился и сам не заметил того, как рассказал дяде Андрею про всю свою жизнь. Зотов только слушал и поражался. – Да ну?! – воскликнул, узнав про историю с гранатой и пулемётом. – Значит, не подошёл по классовым соображениям, – заключил он, выслушав рассказ про Наташу. – Запороли до смерти. Ну, подожди! – грозно сказал, узнав про смерть деда Сашки. Но больше всего Зотов поразился тогда, когда Лёшка рассказал ему про пистолет и встречу на Знаменской площади. – Помню, помню. Так ты, значит, и есть тот самый… Вот не узнал. Совсем не узнал. Вырос ты, что ли? Я тебя ещё по уху, кажется, съездил. – По шее, – поправил Лёшка. – А здорово вы тогда жандарма и царский портрет… – Да, не вышло у нас тогда, – задумчиво произнёс Зотов. – Не получилось. Да ничего. За народом не пропадёт. Не пропадёт? – обратился он к Лёшке. – Не пропадёт, – проговорил мальчик, хотя, что имел в виду дядя Андрей, не очень‑то понял.
«ТУТ, БРАТ, РАБОЧИЙ КЛАСС!»
И вот Лёшка стал жить у дяди Андрея на Новоовсянниковской. Отвёл ему Зотов угол в каморке, купил кружку и ложку, пообещал устроить учеником к слесарю на Путиловский завод. Вспомнил Лёшка про тех парней, которые приносили раненого Зотова тогда в аптеку. – Наши, путиловские, – сказал дядя Андрей. Вспомнил и девушку. – Зоя, учительница. Сейчас она в Орловской губернии. Скоро вернётся. Прошло несколько дней, и дядя Андрей сдержал своё слово. Мальчик был принят учеником в механическую мастерскую. Лёшкин учитель старик Авлов, взглянув на новичка сквозь узкие очки, сидевшие бабочкой на самом кончике носа, спросил: – Как звать? – Лёшка. – Фамилия? – Митин. – Так, хорошо, – произнёс Авлов и показал Лёшке слесарный станок, тиски и разные инструменты. – Вот тут пока стой рядом, наблюдай за работой. На завод приходи вовремя. Да смотри у меня, не озоруй и не балуй. В обеденный перерыв к Лёшке подошёл мальчик. – Пашка Мельник, – протянул он лоснящуюся от машинного масла руку. – Лёшка Митин. – К нам? – В механическую. – К Авлову? – К Авлову. – Это хорошо, – проговорил Пашка. – Этот научит. Пашка повёл Лёшку по заводу, показал ему заводоуправление, объяснил, где какой цех, зачем через заводской двор проложены железнодорожные пути, и многое другое. Потом Пашка рассказал о заводских новостях: и о том, что на Путиловском есть заводской комитет из большевиков и рабочих, которого даже сам директор генерал Дроздов боится, что существует рабочий контроль – это чтобы следить за начальством – и что скоро на заводе и вообще в Питере будет такое, что и во сне не приснится. – Это тебе не деревня! – заключил Пашка. – Тут, брат, рабочий класс!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.011 с.) |