Т. Н. Сенгеева, доцент кафедры педагогики и психологии бипкпро Г. Улан - удэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т. Н. Сенгеева, доцент кафедры педагогики и психологии бипкпро Г. Улан - удэ



    Организационная структура тренинга.

Тренинг проводится на основе добровольного участия 9, 12 участников.

Одна встреча имеет продолжительность от 1,5 до 3 часов.

Психотехника ведения группы заключается в том, что тренер принимает участие как непосредственный участник и одновременно как ведущий тренинг.

 У каждого занятия имеется конкретная цель и определенные задачи. Основная тема тренинга определяется заранее, но выполнение обязательных упражнений не является самоцелью, так как на тренинге возникает множество разных вариаций поведения отдельных участников.

Целесообразно сосредоточиться на примере конкретного проявлении поведения отдельного участника. Это дает возможность участнику обратить внимание на свою ситуацию. Также он имеет возможность наблюдать за другими подростками с похожим поведением.

Другие участники узнают сами себя в поведении отдельного участника, помогают ему, активно включаясь в обсуждение, самостоятельно или совместно с другими используют новые подходы.  

Тренинг имеет несколько этапов: 1 этап - психологическая разминка, которая приходится на момент знакомства, когда участники группы переживают близкие чувства, делятся друг с другом впечатлениями о начальном этапе, тем самым задают тон 2 этапа - собственно развивающей части тренинга.

На 2-м этапе не обязательно всегда используются упражнения, заранее планируемые. Ситуация меняется с учетом особенностей проявлений чувств каждого участника. Групповая работа проходит через высказывания каждого участника или дискуссию. Возникающая дискуссия на 2 этапе, по поводу уточнения деталей взаимоотношений в группе тренинга, расширяет знания у каждого участника. Так как каждый участник наблюдает, слушает других, себя и изменяет в своем поведении выявленные им самим непродуктивные элементы общения. 3 этап позволяет закрепить материал, так как каждым участником проговаривается увиденное, услышанное, каждый участник анализирует деятельность в группе. Более ценное в группе приобретение это - углубленный самоанализ каждого участника.

Предлагаемый нами сценарий тренинга может быть условным направлением. Надеемся, что, тренер, приводя конкретные примеры, имеет возможность сравнивать. Мы уверенны в том, что каждый тренер внесет свои элементы с учетом разных взглядов, определенного уровня общения участников тренинга:

1.этап № 1. Приветствие, знакомство участников тренинга в удобной форме для группы.

2.этап № 2. Упражнения для успешной адаптации подростков в рабочей группе, для снятия напряжения, возникновения чувства доверия. Деятельность организуется тренером таким образом, чтобы каждый подросток, высказывая свое мнение, мог, слушая других, наблюдая за другими, понимать то, что происходит с ним, с другими участниками, вызывает определенные чувства и это нормально. Подросток, понимая, что он не одинок в своем смущении, становится увереннее, меньше проявляет беспокойство по поводу своего волнения. Как и все, признается другим о своем волнении, что незамедлительно его настраивает на рабочий лад, успокаивает. Таким образом, в группе подростков достигается чувство общности. Они видят, что выражать свои чувства в организованном общении и обсуждать особенности их проявлений намного продуктивнее. Постепенно, у большинства участников группы появляется желание обсуждать с другими участниками не только возникающее чувство, но и свои проблемы в общении, и беспокойство, возникшее в момент начального этапа тренинга, снимается. Подростки увлекаются тем, что такие чувства как радость, печаль, гнев, страх, покой, скука, раздражение можно не скрывать, а говорить о них, работать с ними, учиться правильно их выражать.

3.Во время проведения этапа № 2 желательно вводить упражнения по освобождению от мышечных зажимов. Зажим – состояние напряжения какой-либо части тела (либо тела целиком), которое в своей крайней степени может привести к двигательному или эмоциональному ступору.  

4.Этап № 4 кульминация – рефлексия по результатам тренинга, самодиагностика саморазвития участников, высказывание пожеланий.

 

 

Примерный вариант тренинга для социального работника

по работе с добровольцами.

1 круг – знакомство. Представление себя с определенными качествами – одним отрицательным, двумя положительными. Взято как элемент из упражнения «снежный ком», когда повторяет только сидящий рядом участник, а не вся команда, названные качества первым участником. Пример: Тренер, говорит о себе, обращаясь к соседу: “Я, называет свое имя, - имею 1 качество отрицательное я - ленивый, но зато у меня есть 2 положительных качества - я добрый и симпатичный”. Сосед повторяет то, что узнал и говорит, интонационно выделяя слова, обращаясь к тренеру: “вы, называет имя тренера, у вас одно отрицательное качество «ленивый», но зато 2 положительных качества – это «добрый и симпатичный». О себе, о своих качествах этот участник говорит своему соседу. В отличие от упражнения “снежный ком” - подростки не повторяют все то, что узнали о всех участниках, а только проговаривают, усиливая интонационно слова соседа или двух соседей, на выбор тренера или команды. (Это занятие позволяет изменить отношение к самому себе, так как когда другие участники выделяют только одно отрицательное, но зато два положительных качества, проговоривший это вслух, воспринимает иначе, когда слышит от других о себе, таким образом, повышается самооценка.)

Следующий круг начинается с ответа любого участника на вопрос: “Что я услышал нового, слушая других?», на этот вопрос ответят все участники тренинга.

Следующий вопрос для каждого участника группы: «что я увидел, наблюдая за другими?».

Третий вопрос: “Что я чувствовал, когда очередь продвигалась ко мне, как менялись мои ощущения по ходу тренинга?

Эти ответы на вопросы помогут снять напряжение участников, они поймут, что на тренинге ничего не надо придумывать, искать, так как говорить можно о самом себе, о том, что с тобой происходит, занятие вызывает несомненный интерес. (особенно важно, что участники говорят о себе в 1 лице – Я, мне, меня в этом заключается обучающий эффект – принятие ответственности за свое отношение к своей деятельности.)

Основное занятие: разговор о эмоциях, о их проявлениях можно проводить по выбору тренера, начиная с выяснения мнений каждого участника. «Что такое гнев?» «Как проявляется гнев?».

Следующий круг вновь начинается с ответа на вопрос: «Что я сейчас понял, слушая других, наблюдая, и какие чувства возникали у меня?»

Задание: Покажи свое проявление гнева, работая в паре.

 Покажи участникам, как ты хотел бы, чтобы проявляли гнев другие люди по отношении к тебе.

Организуется дискуссия по поводу проявления эмоций. Задается вопрос: «как я проявляю свои чувства?»

После дискуссии вновь отвечаем на вопросы: «что ты видел, слышал, чувствовал». Вопросы задаются после любого выполненного задания, упражнения, так как дают возможность участникам проявить умственный и социальный интеллект.

 Следующий этап: создается ситуация, объявляется одно место, которое более удобное – мягкий стул, на более освещенном месте. Это место можно получить, убедив других людей, как для вас важно его иметь. Пример: нужно аргументировать свое желание пересесть на более удобный стул партнера, высказывая, свои чувства, аргументируя к своим эмоциям. Выявляется следующее, что кто-то не умеет убеждать, а кто-то не умеет отказывать. Теперь каждый участник имеет возможность вести переговоры, аргументировать, убеждать другого участника. Затем вместе с группой устроить дискуссию: «как эффективнее, легче аргументировать, находить доводы?». Слушая доводы другого человека, участник группы, может согласиться, может уступить под напором аргументов.

Каждый участник получает возможность быть в роли человека убеждающего или в роли человека, сидящего на более удобном стуле, реагирующего на доводы.

Ответы на вопросы: «Что ты увидел, что ты услышал, что ты почувствовал и что ты понял?»

Последующие этапы целесообразно проводить, учитывая темп работы круга. При условии, если участники группы устали, можно провести упражнения для двигательной разрядки, снятия усталости, напряжения: дыхательные упражнения, двигательные упражнения, элементы релаксации. Но обязательным условием является учет эмоционального состояния участников и подведение итогов занятия.

Примерная тематика следующих занятий:

1. О моих достоинствах. О поиске своих навыков и умения за прошедшие годы и подача их другим участникам.

2. О “физическом Я”, “ Мое тело”. 

3. Мои увлечения, мои интересы.

4. Мои успехи, достижения.

5. Мои цели, жизненные планы.

6. Моя семья, мой стиль отношений.

7. Мои конфликты. Мои проблемы в школе. Решение проблем.

8. Мой круг общения. Мои друзья.

9. Мои контакты, мои резервы.

10. Моя карьера.

11. Мое здоровье.

12. Мои убеждения.

 

Мои возможности в оказании поддержки другим людям

 

ПРИМЕР – ЗАДАНИЕ № 1. Где расположена Ваша школа? Отвечает каждый участник круга.

Нравиться ли Вам ее внешний вид? Устраивает ли Вас внутреннее оформление школы? – эти два вопроса можно объединить.

Гордитесь ли Вы историей своей школы? Чем конкретно? – отвечают все. Считаете ли Вы директора школы лучшим педагогом, руководителем. Что он умеет делать особенно хорошо?

Какие Ваши лучшие учителя, что они особенного делают?

Как часто Вы рассказываете о своей школе с восхищеньем?

Бывают ли случаи, что Вы отзываетесь о своей школе с пренебрежением?

Ваша успешность в школе зависит от Вас самих или от педагогов школы?

ЗАДАНИЕ № 2 для нас с Вами, дорогой читатель.

Ты гордишься своим физическим уровнем? А ты любишь свое тело?

А ты знаешь, что ты самый неповторимый индивид, другого такого просто нет в мире? Докажи это. Напомни нам, что Ты самый красивый своей уникальностью, непохожестью на других.

Полюбуйся сам на себя, кроме тебя, этого никто не замечает. И только когда ты подчеркнешь свои индивидуальные, особенные черты, их увидят другие. Они заметят твое особенное отношение тебя самого к себе самому. И другие заинтересуются тобой. А кто лучше тебя знает сильные возможности своего тела. Никто. Грустно, но только не любящие свое тело субъекты наносят ущерб своему телу: выпивкой, курением, наркотой, и другой отравой. У самоубийцы нет любви к своему телу, он давно не любит себя, а может просто не умеет любить себя. Хочешь проверить, а любишь ли ты свое тело? Напиши на свободном листке: Какая ты, какой ты красавец, чем ты лучше других, что умеешь делать. Не стесняйся, оттянись хотя бы раз в жизни.

Психологический комментарий. Для проведения тренингов, упражнения выбираются с определенным смыслом, для достижения определенной цели. При условии, если группа упражнение отторгает, имеет смысл обсудить с участниками причины неприятия упражнения, и при необходимости отказаться, так как важнее сохранение и создание в группе атмосферы доверия.

Принципы работы в тренинговой группе: 1. открытость, 2. высказывание в

первом лице, со слов «Я, мне, меня», 3. терпимость, 4. без оценивание, 5.активность обсуждения. 6. тренер работает на равных.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.012 с.)