Формы государственного устройства и формы правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного устройства и формы правления



Территория, население, власть представляют собой содержатель­ные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существен­но отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии “форма государства”.

Форма государства — это способ организации политической власти, важнейшими элементами которой являются формы государственного устройства и формы правления.

Если категория “сущность государства” определяет, в чем заклю­чается главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и дейст­вуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государ­ством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит сама по­литическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Итак, рассмотрим подробнее вышеназванные важнейшие элементы формы государства.

Форма государственного устройства — это элемент формы го­сударства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловли­вающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

1) унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания, Польша и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако, в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений цент­ра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими струк­турами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. Однако в отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

2) федерация — это устойчивый союз госу­дарств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;

создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая — субъектов федерации, третья — совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенция, — в различных странах по разному делится между центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель и т.п.

Члены федерации — соучастники общегосударственного суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и т.п.

3) конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем пробле­мам, ради решения которых они объединились, и лишь координиру­ющего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные го­сударственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объедине­нием Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швей­царией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию. Конфедерации также существовали в США (1776-1787), Германии (1815—1867) и некоторых других странах.

Форма правления характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

1. Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма прав­ления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

— власть передается по наследству;

— осуществляется бессрочно;

— не зависит от воли населения.

Монархии бывают абсолютными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, Катар, Саудовская Аравия, Бруней), и конституционными, в которых наряду с монархом носителями су­веренитета выступают другие высшие государственные органы, ог­раничивающие его власть.

Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, в которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуются. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские мо­нархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.

2. Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства явля­ется выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

— выборность власти;

—срочность;

— зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские и смешанные. В президентских республи­ках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — со­вместно президент и парламент.

1. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно на­родом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парла­мент имеет возможность ограничивать действия президента и пра­вительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президен­та (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Пре­зидент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

2. В парламентской республике правительство формируется законо­дательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (предсе­дателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретно­го министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщи­ков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязаннос­ти обычно ограничиваются представительными функциями, кото­рые мало чем отличаются от функций главы государства в конститу­ционных монархиях. Реальной же главой государства выступает ру­ководитель правительства.

3. Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правитель­ства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назна­чает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председатель­ствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредст­вом права вынесения правительству вотума недоверия.

 

4. Политическая инфраструктура

4.1 Понятие, функции и структура политических партий

Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становле­ния парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая партия - это добровольный союз людей, связанный общностью идеологии нацеленный на завоевание государственной власти или участия в ней, причем власть становится инструментом проведения в жизнь политической программы в интересах одной или нескольких общественных групп.

Функции политических партий:

— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

— активизация и интеграция определенной части людей;

— борьба за политическую власть и за ее использование, опреде­ление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меня­ющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

— подготовка и проведение избирательных кампаний по форми­рованию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятель­ностью;

— разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

— политическое воспитание общества в целом или его части;

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственно­го аппарата и различных общественных организаций, формирование

правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппа­рат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естествен­но, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунис­тические, классовые, националистические, расовые, фашистские, ре­лигиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (со­риентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагма­тические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремя­щиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консерва­тивные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике: правящие и оппозицион­ные (последние по юридическому статусу могут разделяться на ле­гальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламент­ских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально - производствен­ного объединения своих членов) и т.п.

Партийные системы

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

1) монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть (КПСС – в СССР, КПК – в Китае). Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегри­ровать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США -республиканской и демократической. Правда, в Великобритании, например, существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и на­циональные партии Шотландии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой. Консервативная партия представляет интересы наиболее состоятельных слоев общества, тех, кто привержен традиционным ценностям - порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство. Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципа социальной справедливости, обеспечении социальной защищенности трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорта, сталелитейной, угледобывающей промышленности и т. д.), строительстве бесплатного жилья, системы медицинского обслуживания и т. п.

Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономиче­ские, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, Голландии -12, в Швеции, Дании, Норвегии более пяти и т. д.

При многопартийной системе ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из пред­ставителей двух или нескольких партий.

 

4.2 Общественно-политические движения и лоббистские группы

Важным элементом политической системы общества являются общественно-политические движения.

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, добровольно, самоуправляемое формирование, призванное выражать интересы определенных соци­альных групп граждан и направленное на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устав­ными нормами и программными устремлениями, а также не имею­щие четко выраженных политических интересов.

Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общес­твенно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расши­ряются. В движении наличествует широкий, мас­совый и подвижный состав участников.

Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 года, “общественным движением является состо­ящее из участников и не имеющее членства массо­вое общественное объединение, преследующее соци­альные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественно­го движения”.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиаль­ный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в го­сударственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно на­правляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам госу­дарственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, участия в митингах, демонстра­циях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политичес­кой жизни, вносит предложения в органы государ­ственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаи­моотношений с политическими партиями.

Различные группы (социальные, этнические, политические и т. п.) могут отстаивать свои интересы с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти не только через общественно – политические движения, но и с помощью лоббистских групп.

Лоббистские группы применяют различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, за­бастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия лоббистских групп на государствен­ные органы являются:

— непосредственное выдвижение своих членов в состав предста­вительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

— участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

— поддержание личных контактов с членами парламента, прави­тельства, прочими чиновниками и т.д.

Вообще, лоббизм неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминаю­щее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негатив­ного лоббирования могут выступать незаконное давление на пред­ставителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего при­нимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется имен­но благодаря подобной практике “влияния” на управленческие ре­шения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нор­мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый при­знак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных груп­повых интересов, каждый из которых настойчиво стремится при­влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интере­сов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.)

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблю­дается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необхо­димо существование двух условий:

1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специа­лизации”;

2) расширения доступа к власти на основе политического плюра­лизма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетво­рить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда за­кономерно стремление различных групп и слоев общества воздейст­вовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

Лоббизм как явление политической жизни имеет множество достоинств:

1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определен­ном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского об­щества, с помощью которого мобилизуется общественная поддерж­ка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бю­рократии; в условиях становления рыночных отношений, когда госу­дарство часто устраняется от защиты интересов различных социаль­ных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствую­щими структурами гражданского общества);

3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинст­ва, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударст­венных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

5) применяется как своеобразное социально-политическое сти­мулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным дейст­виям;

6) позволяет расширить информационную и организацион­ную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кри­чащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы ар­гументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство до­стижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и при­мирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Правда для того чтобы лоббизм приносил пользу, а не вред всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демокра­тических институтов и норм, экономическая и политическая ста­бильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регу­лирование и т.д.

 

5. Роль СМИ в политической системе общества

Важнейшим институтом политической системы являются сред­ства массовой информации (СМИ). Политика в большей мере, чем дру­гие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функцио­нировать на основе рыночного саморегулирования, то политика не­возможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевиде­ния и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей тре­бует их обязательного осознания разделенными в пространстве граж­данами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс - медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппа­ратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени вза­имодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный (рассеянный) характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, те­левидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние деся­тилетия средства коммуникации претерпевают существенные из­менения вследствие распространения спутниковой связи, кабель­ного радио и телевидения, электронных текстовых коммуника­ционных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а так­же индивидуальных средств накопления и печатания информа­ции (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Наиболее мощным воздействием среди СМИ отличается телевидение. Это объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее ТВ свойство, назы­ваемое "визуальным давлением", т.е. зрительным образом информа­ции. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совмес­тима с экранным изображением, то она остается для печатных комму­никационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на насе­ление печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% свободного вре­мени взрослые люди проводят у телевизора. Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граж­дан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному ("лучше один раз увидеть, чем десять раз услы­шать"). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия "бесплатности" телевидения.

Функции СМИ разнообразны:

1) информационная функция. Она состоит в получении и распростра­нении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. К полити­ческой информации относятся те сведения, которые имеют об­щественную значимость и требуют внимания со стороны госу­дарственных органов или оказывают на них воздействие. На ос­нове получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о по­литических лидерах и т.п.;

2) функция образования и социализации. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оце­нивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации, и по существу перерастает в нее. Однако, если поли­тическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возмож­ности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей, и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение обществен­ный консенсус по основополагающим вопросам государственно­го устройства; 

3) функция критики и контроля. Информационная, образовательная и социализационная деятельность по­зволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объек­та. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентри­руется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объ­ектом внимания масс-медиа являются и президент, и правитель­ство, и королевские особы, и суд, и различные направления госу­дарственной политики, и сами СМИ. Их контрольная функция основывается на авторитете общест­венного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам;

4) функция артикуляции и интеграции. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и вы­полняют конструктивную функцию артикуляции различных об­щественных интересов, конституирования и интеграции политичес­ких субъектов. Они обеспечивают представителям различных об­щественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представ­лять в общественном мнении свои интересы;

5) мобилизационная функция. Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осу­ществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностя­ми влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, спо­собы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поли­тического поведения.

6) инновационная функция. Она проявляется в инициировании политических изменений пу­тем широкой и настойчивой постановки определенных общест­венных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности;

7) оперативная функция — обслуживание СМИ политики опре­деленных партий и ассоциаций

Наибольшую опасность для граждан и демократического госу­дарственного устройства представляет возможность использования СМИ для политического манипулирования - скрытого управления по­литическим сознанием и поведением людей с целью принудить их дей­ствовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Мани­пулирование основано на лжи и обмане в корыстных целях.

Основой для манипулирования служат мифы. В США, по мне­нию американского профессора-либерала Г. Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используются, пять основных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; об объективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, суда, пре­зидента, СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и уни­жения; о плюрализме СМИ, которые в действительности контролиру­ются крупными рекламодателями и правительством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.051 с.)