Политическая система общества и её основные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества и её основные институты



Политическая система общества и её основные институты

План

1. Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология

2. Место и роль государства в политической системе общества. Правовое государство

3. Формы государственного устройства и формы правления

4. Политическая инфраструктура:

4.1  Понятие, функции и структура политических партий. Партийные системы

5.    Общественно-политические движения и лоббистские группы

6. Роль СМИ в политической системе общества

7. Схемы

 

 

Храни порядок и порядок сохранит тебя.

Латинская формула

 

Прежде всего необходимо отметить, что под "системой" обычно понимается упорядоченная совокупность элементов, отличающихся функциональной взаимозависимостью. При­менительно к политике это означает, что все ее составляющие внутрен­не связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенного общего "кода". В древневосточных обществах, где стабильность высту­пала в качестве высшей ценности, от политической системы требова­лись в первую очередь высокая упорядоченность и отлаженность.

Но современные высокодинамичные общества, характеризующиеся постоянными изменениями баланса сил и интересов и ориентацией на прогресс, предъявляют иные требования к политике. Противоречивость этих требований состоит в том, что, с одной стороны, политика понима­ется как разновидность социальной технологии, посредством которой люди надеются перерешить свою судьбу и улучшить общественный статус; с другой - она же понимается как способ упорядочения общест­венных отношений и укрощения опасных стихий силами законной вла­сти. Словом, политическая система решает проблему обеспечения об­щественной динамики в цивилизованных рамках стабильности и закон­ности.

Теперь необходимо определить понятие и структуру политической системы общества.

 

 1. Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология

Итак, политическая система общества — это упорядоченная на осно­ве права и иных социальных норм совокупность институтов (государ­ственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политичес­кой деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представ­ляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимо­действие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Политическая система в конечном счете регулирует производст­во и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя го­сударство, политические партии и движения, общественные органи­зации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической сис­темы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти;

— политические отношения, складывающиеся между элемента­ми системы по поводу политической власти;                 

— политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразуюшей категорией, интегрирующей данные эле­менты в единую политическую систему, является категория “поли­тическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно харак­теризует процесс функционирования политической системы.

Функции государства

Сущность государства, его общественная роль отражается также и через исследование его же функций. Функ­ции отражают главные направления деятельности государ­ства по выполнению им своего предназначения. Если говорить в самом общем виде, то государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфлик­ты в конечном счете могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны­ми интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть стремится предотвратить опасность прямого столк­новения между ними.

Понятно, что в ходе выполнения данной функции го­сударство в конечном счете разрешает конфликты в инте­ресах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон. В некоторых случаях правящая группа ставит гос­подствующие социальные силы перед необходимостью со­глашаться с не устраивающими их решениями, если в конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс. При подобных обстоятель­ствах правящая группа идет на существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во имя сохра­нения основ социальной системы и целостности общества и государства.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями. Правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Между различными составляющими этой группы мо­гут возникать достаточно острые противоборства. Как и конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для общества в цепом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства вплоть до принуждения.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повыше­ние ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического сущест­вования.

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельно­сти, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресур­сов, производством продуктов питания, развитием здраво­охранения, образования, социального обеспечения, судо­производства и т. д. Задачей государства является воздей­ствие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование соци­ально-классовых отношений. От того, с какой эффектив­ностью она выполняется, зависят общественная ста­бильность и престиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции — посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литера­туре все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции:

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обес­печения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества);

2) экономическая функция (здесь весьма важны вопросы о пре­делах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регу­лируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посред­ством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в экономи­ческой сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнепо­литической и т.п.);

4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­печении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно тру­диться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здра­воохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическая функция (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой инфор­мации, науки, образования).

Внешние функции:

1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержа­ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечаю­щего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресече­ния угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов);

2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обяза­тельного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий; участие в урегулиро­вании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функция сотрудничества с другими государствами (это разно­образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отно­шений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в совре­менных условиях будет эффективной и плодотворной лишь при ба­зировании ее на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Следует также отметить, что эффективное осуществление этих функций в современном государстве невозможно, если оно не является правовым.

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Можно выделить следующие общие признаки правового государства:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация госу­дарственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предус­мотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Партийные системы

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

1) монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть (КПСС – в СССР, КПК – в Китае). Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегри­ровать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США -республиканской и демократической. Правда, в Великобритании, например, существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и на­циональные партии Шотландии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой. Консервативная партия представляет интересы наиболее состоятельных слоев общества, тех, кто привержен традиционным ценностям - порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство. Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципа социальной справедливости, обеспечении социальной защищенности трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорта, сталелитейной, угледобывающей промышленности и т. д.), строительстве бесплатного жилья, системы медицинского обслуживания и т. п.

Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономиче­ские, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, Голландии -12, в Швеции, Дании, Норвегии более пяти и т. д.

При многопартийной системе ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из пред­ставителей двух или нескольких партий.

 

4.2 Общественно-политические движения и лоббистские группы

Важным элементом политической системы общества являются общественно-политические движения.

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, добровольно, самоуправляемое формирование, призванное выражать интересы определенных соци­альных групп граждан и направленное на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устав­ными нормами и программными устремлениями, а также не имею­щие четко выраженных политических интересов.

Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общес­твенно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расши­ряются. В движении наличествует широкий, мас­совый и подвижный состав участников.

Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 года, “общественным движением является состо­ящее из участников и не имеющее членства массо­вое общественное объединение, преследующее соци­альные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественно­го движения”.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиаль­ный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в го­сударственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно на­правляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам госу­дарственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, участия в митингах, демонстра­циях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политичес­кой жизни, вносит предложения в органы государ­ственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаи­моотношений с политическими партиями.

Различные группы (социальные, этнические, политические и т. п.) могут отстаивать свои интересы с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти не только через общественно – политические движения, но и с помощью лоббистских групп.

Лоббистские группы применяют различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, за­бастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия лоббистских групп на государствен­ные органы являются:

— непосредственное выдвижение своих членов в состав предста­вительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

— участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

— поддержание личных контактов с членами парламента, прави­тельства, прочими чиновниками и т.д.

Вообще, лоббизм неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминаю­щее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негатив­ного лоббирования могут выступать незаконное давление на пред­ставителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего при­нимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется имен­но благодаря подобной практике “влияния” на управленческие ре­шения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нор­мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый при­знак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных груп­повых интересов, каждый из которых настойчиво стремится при­влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интере­сов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.)

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблю­дается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необхо­димо существование двух условий:

1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специа­лизации”;

2) расширения доступа к власти на основе политического плюра­лизма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетво­рить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда за­кономерно стремление различных групп и слоев общества воздейст­вовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

Лоббизм как явление политической жизни имеет множество достоинств:

1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определен­ном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского об­щества, с помощью которого мобилизуется общественная поддерж­ка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бю­рократии; в условиях становления рыночных отношений, когда госу­дарство часто устраняется от защиты интересов различных социаль­ных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствую­щими структурами гражданского общества);

3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинст­ва, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударст­венных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

5) применяется как своеобразное социально-политическое сти­мулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным дейст­виям;

6) позволяет расширить информационную и организацион­ную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кри­чащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы ар­гументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство до­стижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и при­мирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Правда для того чтобы лоббизм приносил пользу, а не вред всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демокра­тических институтов и норм, экономическая и политическая ста­бильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регу­лирование и т.д.

 

5. Роль СМИ в политической системе общества

Важнейшим институтом политической системы являются сред­ства массовой информации (СМИ). Политика в большей мере, чем дру­гие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функцио­нировать на основе рыночного саморегулирования, то политика не­возможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевиде­ния и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей тре­бует их обязательного осознания разделенными в пространстве граж­данами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс - медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппа­ратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени вза­имодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный (рассеянный) характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, те­левидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние деся­тилетия средства коммуникации претерпевают существенные из­менения вследствие распространения спутниковой связи, кабель­ного радио и телевидения, электронных текстовых коммуника­ционных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а так­же индивидуальных средств накопления и печатания информа­ции (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Наиболее мощным воздействием среди СМИ отличается телевидение. Это объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее ТВ свойство, назы­ваемое "визуальным давлением", т.е. зрительным образом информа­ции. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совмес­тима с экранным изображением, то она остается для печатных комму­никационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на насе­ление печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% свободного вре­мени взрослые люди проводят у телевизора. Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граж­дан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному ("лучше один раз увидеть, чем десять раз услы­шать"). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия "бесплатности" телевидения.

Функции СМИ разнообразны:

1) информационная функция. Она состоит в получении и распростра­нении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. К полити­ческой информации относятся те сведения, которые имеют об­щественную значимость и требуют внимания со стороны госу­дарственных органов или оказывают на них воздействие. На ос­нове получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о по­литических лидерах и т.п.;

2) функция образования и социализации. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оце­нивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации, и по существу перерастает в нее. Однако, если поли­тическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возмож­ности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей, и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение обществен­ный консенсус по основополагающим вопросам государственно­го устройства; 

3) функция критики и контроля. Информационная, образовательная и социализационная деятельность по­зволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объек­та. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентри­руется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объ­ектом внимания масс-медиа являются и президент, и правитель­ство, и королевские особы, и суд, и различные направления госу­дарственной политики, и сами СМИ. Их контрольная функция основывается на авторитете общест­венного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам;

4) функция артикуляции и интеграции. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и вы­полняют конструктивную функцию артикуляции различных об­щественных интересов, конституирования и интеграции политичес­ких субъектов. Они обеспечивают представителям различных об­щественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представ­лять в общественном мнении свои интересы;

5) мобилизационная функция. Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осу­ществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностя­ми влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, спо­собы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поли­тического поведения.

6) инновационная функция. Она проявляется в инициировании политических изменений пу­тем широкой и настойчивой постановки определенных общест­венных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности;

7) оперативная функция — обслуживание СМИ политики опре­деленных партий и ассоциаций

Наибольшую опасность для граждан и демократического госу­дарственного устройства представляет возможность использования СМИ для политического манипулирования - скрытого управления по­литическим сознанием и поведением людей с целью принудить их дей­ствовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Мани­пулирование основано на лжи и обмане в корыстных целях.

Основой для манипулирования служат мифы. В США, по мне­нию американского профессора-либерала Г. Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используются, пять основных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; об объективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, суда, пре­зидента, СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и уни­жения; о плюрализме СМИ, которые в действительности контролиру­ются крупными рекламодателями и правительством.

В ходе политологических исследований выявлен богатый арсе­нал способов манипулирования в СМИ. К ним относятся не только подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распро­странение лжи и клеветы, но и более тонкие способы: полуправда (когда освещаются малозначительные детали события, но умалчивается об основном их содержании или дается ложная интерпретация со­бытий); наклеивание ярлыков ("фашист", "красно-коричневый", "националист", "совок", "демагог" и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование (человека, ведущего вооруженную борьбу за нацио­нальную независимость в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, боевиком, террористом); применение "спирали умолчания" (с помощью ссылок на сфабрикован­ные опросы общественного мнения или другие подтасованные факты убедить людей в поддержке большинством общества угодной манипу­ляторам политической позиции, ее победе) и др.

Таким образом, огромные возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли "четвертой власти" в современном обществе. Некоторые исследователи даже говорят о грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько будут отражать и интерпретировать действительность, сколько контролировать ее по своим правилам и усмотрению. Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, формировать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и соци­альной справедливости, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.058 с.)