Глава 5. Функции и принципы менеджмента туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Функции и принципы менеджмента туризма



 

Понятие функций менеджмента

 

Понятие функции имеет широкую трактовку в современной теории менеджмента. Многие исследователи считают, что функции составляют содержание управления. Некоторые из них под функциями управления понимают виды управленческой деятельности, другие считают, что функции менеджмента соответствуют стадиям и этапам процесса управления.

Очевидно, что функции менеджмента возникают на стадиях управленческой деятельности и представляют собой управленческие действия, направленные на решение возникшей проблемы. В этом случае на каждой стадии управления реализуются все функции, но при этом ведущей будет одноименная со стадией функция, а остальные будут вспомогательными. В соответствии с этим подходом функции раскрывают содержание менеджмента, а стадии – последовательность реализации функций в рамках единичного управленческого цикла.

Таким образом, функции менеджмента представляют собой виды деятельности субъекта, составляющие содержание управления.

Классификация функций менеджмента представляет собой их группировку с учетом существенных признаков сходства и различия. Выделяют различные признаки классификации, но наиболее целесообразным подходом является выделение таких классификационных признаков, как относительная обособленность, однородность, стабильность различных видов управленческой деятельности. Выделение названных признаков классификации означает, что управленческие действия в рамках одной функции должны быть, во‑первых, относительно обособленными от других действий в процессе управления, в определенной мере самостоятельными. Во‑вторых, эти управленческие действия должны быть однородными по своему составу, взаимосвязанными и направленными на достижение одной цели. В‑третьих, действия, входящие в функцию управления, должны быть стабильными, не одноразовыми, а периодически повторяющимися.

Таким образом, можно назвать такие функции управления, как информационно‑аналитическая, планирование, организация, координация, регулирование, контроль, руководство.

Информационно‑аналитическая функция представляет собой сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности деятельности в определенной сфере, включает в себя все действия по оперированию информацией. Описание данной функции полностью соответствует заявленным критериям, так как составляющие ее управленческие действия относительно обособлены в процессе управления и не являются чисто техническими. Также эти действия являются определенно однородными, в силу того что сбор, обработка, анализ и оценка связаны единым предметом (информацией) и направлены на достижение одной цели – создание условий для реализации остальных функций управления. Важно и то, что эти управленческие действия стабильны, так как они являются атрибутом каждой стадии любого управленческого цикла.

Данная функция обоснована информационной составляющей менеджмента, так как все операции, действия и мероприятия в любой организации осуществляются на основе информации, поступающей из внешней среды и аккумулирующейся в самой организации. Субъект управления также нуждается в информации, которая служит основой для последующих управленческих действий как на стадии принятия, так и на стадии реализации решения. Именно поэтому информационно‑аналитическую функцию составляют прежде всего действия по сбору необходимой информации, которая затем подвергается анализу. Анализ информации в свою очередь представляет собой эмпирическое исследование, результатами которого являются оценочные выводы о сложившейся ситуации. Основными инструментами такого исследования являются логические методы и статистика.

Осуществление данной функции в рамках организации – сложный трудоемкий процесс. Это обусловлено тем, что часто не представляется возможным собрать информацию о ситуации в полном объеме, а потому оценочные выводы при анализе могут делаться гипотетически. С целью повышения эффективности осуществления этой функции целесообразно использовать обоснованные методики сбора информации, ее анализа, а также оценки.

Сущность функции планирования заключается в определении и обосновании направлений деятельности системы в целом и ее различных звеньев, ее целей, задач, а также путей их реализации. Она призвана обеспечивать целенаправленную деятельность и предполагает формулирование цели и разработку программы, в соответствии с которой цель будет достигнута. Целенаправленное функционирование любой сложной системы невозможно без планирования. Планирование реализуется путем выбора оптимальных вариантов действий в необходимом направлении и позволяет выдерживать общую линию по достижению намеченной цели.

Основой для планирования являются результаты реализации информационно‑аналитической функции, на основе которых всеми субъектами управления на всех уровнях менеджмента производятся определение и обоснование целей и задач, разрабатываются проекты планов, которые далее рассматриваются и утверждаются.

Функция организации выражается в формировании и приспособлении субъекта и объекта менеджмента к выполнению поставленных задач. В ходе организации создается сеть таких отношений в системе, которые обеспечивают ее целостность и целенаправленность. При реализации этой функции обеспечивается необходимое воздействие на управляемую систему, которое позволяет решить поставленные задачи. Организация – это мероприятия по привлечению финансовых, технических, кадровых и других ресурсов и их ориентация на решение поставленной задачи. Задачи, стоящие перед организацией, могут быть решены только тогда, когда эффективно и правильно используются все ресурсы.

Координация призвана обеспечивать необходимую согласованность действий для успешного достижения цели. Любой общественный труд нуждается в согласовании. В ходе координации прежде всего устанавливается и поддерживается пропорциональность в деятельности различных элементов системы. Координация осуществляется путем уточнения функций, согласования целей и задач, планов, а также действий. Она является одним из основных средств повышения эффективности деятельности, так как позволяет сконцентрировать усилия на необходимом направлении, избегать параллелизма и дублирования.

Выделение функции координации обусловлено наличием у нее специфической цели – поддержания пропорциональности в деятельности системы, которая проявляется на всех стадиях процесса управления.

Функция регулирования реализуется с целью поддержания динамического равновесия системы в ходе осуществления деятельности в любой организации любой сферы деятельности. Регулирование способствует адаптированию организации к постоянно изменяющимся ситуациям, обеспечивает предупреждение и устранение отклонений от запланированных действий. Регулирование призвано обеспечивать нормальный ход деятельности.

Зачастую функцию регулирования включают в состав функции организации. Однако между ними есть существенное различие, которое состоит в том, что организация обеспечивает создание и подготовку системы для выполнения поставленных задач, установление необходимых для этого отношений между ее структурными единицами, а регулирование направлено на своевременное корректирование действий исполнителей. Большую роль при регулировании играет связь между субъектом и объектом управления, так как хорошо отлаженная система информации позволяет не только устранять отклонения в деятельности, но и предупреждать их. Регулирование осуществляется в основном путем распорядительной деятельности субъекта в форме приказов, указаний, распоряжений.

Контроль как функция менеджмента представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих по ходу деятельности.

Основу функции контроля составляет информация о функционировании объекта управления: о конкретных ситуациях, о возникающих затруднениях, об отклонениях от заданных действий и т. п. Контроль призван обеспечивать единство управленческого решения и его реализации, т. е. выделенных стадий процесса управления. Он также является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем находит распространение во всей деятельности организации.

Руководство, пронизывающее всю систему менеджмента, по праву можно назвать функцией управления. Она отражает отношения между субъектом и объектом управления как индивидами. В руководстве проявляется человеческий фактор, что характеризует социально‑психологическую сторону менеджмента. Зачастую от эффективности руководства зависит уровень реализации других функций менеджмента. Руководящее начало присутствует и подчиняет себе весь процесс разработки и принятия управленческого решения, сопровождающий все этапы менеджмента.

Все вышеописанные функции одинаково важны для любой организации. Более того, они взаимозависимы и взаимоувязаны. Одна функция воздействует на остальные и обратно. Функции менеджмента универсальны для всех типов организаций вне зависимости от сферы деятельности, поэтому они обязательно присутствуют в менеджменте туризма. Однако степень их выраженности в процессе управления в данной области имеет свою специфику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.007 с.)