Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Государство в политической системе общества
Центральным институтом политической системы является государство. Именно в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Исследованием проблем государства занимались многие мыслители как западной, так и отечественной политологии. В итоге сформировалось понимание сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Основные составные элементы государства — территория, население, власть. Без этих элементов государство не может существовать. Важнейшими признаками государства являются: отделение публичной власти от общества и появление слоя профессионалов-управленцев; приоритет государственной власти на определенной территории, т.е. преобладание ее над всеми другими видами власти; монополия на легальное применение силы, физического принуждения; исключительное право на издание законов, обязательных для всего населения; право на взимание налогов. Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства: защита границ, территории страны; поддержание и развитие межгосударственных дипломатических отношений; осуществление внешней торговли; участие в решении проблем глобальной безопасности. Существуя на протяжении тысячелетий, государство меняется вместе с развитием человечества. По отношению к обществу государство вторично, по существу оно является продуктом развития общества. Оно появилось, когда общество достигло определенного уровня развития. Современный мир представляет собой множество форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека в развитии государства можно выделить два важнейших этапа: традиционный и конституционный. Подавляющее большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция — это система зафиксированных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство государства, принципы его организации, способы принятия его политических решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах конституции состоят из двух важнейших частей. В первой части определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискриминации.
Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами. Устройство государства характеризуют его формы. В них реализуются организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существуют несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентскую, в которой монарх считается главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями и иногда имеет право вето на решение парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах почти не отличаются от республиканских форм.
В отличие от монархий в республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современные формы республиканского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую). Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом. Парламент утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Роль президента в парламентской республике практически не отличается от роли главы государства в парламентских монархиях. Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед президентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может осуществить процедуру импичмента — он досрочно отстраняется от власти (например, в США Р. Никсон, в связи с Уотергейтским делом). Отношения между парламентом и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдерживания и противовесов, а также на взаимозависимости. Главным, что объединяет все структуры власти, являются государственные интересы страны. В интересах государства президент до 60 процентов рабочего времени работает с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом вето на решения парламента. Наличие этих сдерживающих факторов и противовесов вынуждают и президентов и парламенты искать общий язык и находить пути к сотрудничеству. Но эта форма правления не нашла распространения в Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде суперпрезидентской республики, где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Примером могут служить отдельные республики Африки и исламские республики азиатского континента. Образцом президентской республики принято считать США.
Третьей основной разновидностью республики является смешанная республика. Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах. Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта - двойная ответственность правительства перед парламентом и перед президентом. Классическим образцом смешанной республики является Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, принятой при президенте де Голле. В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент). Без согласования с парламентом, но при учете в нем расклада политических сил, президент назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия. Кроме вышеприведенных разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теократическую. В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация. Существует еще один критерий классификации форм государственного устройства — национально-территориальная организация. В соответствии с этим критерием различаются государства унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарные — единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Как правило, это моно национальные государства. Федерации — государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, колонии), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федеративных государствах функционирует двухпалатный парламент. Он создается по национальному и территориальному принципам. Парламенты, созданные по территориальному принципу, оказались более жизнеспособными. Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, на этапе создания — Соединенные Штаты Америки). Контрольные вопросы 1. Дайте развернутое определение государства как политического института. 2. Назовите критерии, в соответствии с которыми осуществляется типология современных государств. 3. Назовите принципиальные отличия, существующие между парламентской и президентской республиками. 4. Раскройте особенности и характерные черты правового демократического государства. 5. Перечислите и раскройте наиболее важные внутренние и внешние функции государства.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.012 с.) |