Тема 2. Общественно-политические идеи в истории человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Общественно-политические идеи в истории человечества



В. М. ДОБРОШТАН

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2007

УДК 321(075.8)

ББК 66я73

3 63

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент В. А. Толмачев.

3 53         Доброштан В. М. Политология: Учебное пособие.

В пособии раскрывается содержание основных тем, пре­дусмотренных программой по политологии. Особое внима­ние уделено взаимодействию политических институтов об­щества.

Для студентов высших учебных заведений всех специаль­ностей и направлений.

 

 

                                                                     УДК 321(075.8)

ББК 66я73

 

 

© Доброштан В. М., 2007


Содержание

Введение............................................................................................... 3

Тема 1 Политология как наука и учебная дисциплина................... 6

Тема 2 Общественно-политические идеи в истории человечества..... 13

Тема 3 Современные политические теории и доктрины.................... 23

Тема 4 Политико-властные отношения в обществе............................ 37

Тема 5 Политические системы и политические режимы.................... 47

Тема 6 Государство в политической системе общества..................... 52

Тема 7 Политические партии и партийные системы........................... 59

Тема 8 Политические элиты и политическое лидерство..................... 67

Тема 9 Политическая культура в современном обществе.................. 85

Тема 10 Политический процесс и политическое управление............. 94

Тема 11 Этнополитика в современном мире...................................... 100

Тема 12 Политические конфликты в обществе: общие понятия, типология, поиски путей урегулирования.................................................................................... 106

Тема 13 Мировая политика и глобальные проблемы современности 112

Тема 14 Политическое прогнозирование............................................ 122

Литература........................................................................................... 129

    

Введение

Политология как наука и самостоятельная учебная дисциплина зародилась более 140 лет назад в США в рамках кафедры истории и политической науки Колумбийского колледжа — предшественника ныне широко известного Колумбийского университета. Затем и в США, и в европейских странах стали постепенно возникать кафед­ры и ассоциации политической науки, объединявшие исследовате­лей актуальных проблем общественно-политической жизни и пре­подавателей высших и средних специальных учебных заведений.

В России интерес к изучению этих проблем резко возрос в нача­ле XIX в. Особенно значительный вклад в их разработку внес выда­ющийся мыслитель и реформатор М. М. Сперанский. Во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.), подготовленном по поручению Александра I, он разработал план преобразований общественно-политического строя России, выдвинув идею необ­ходимости разделения политической власти на три ветви: уч­реждения в стране Государственной Думы с законосовещательны­ми функциями, Государственного Совета и других политических институтов. И хотя далеко не все эти идеи были реализованы, они положи­ли нача­ло активному развитию политической науки в России. В настоящее время во многих вузах страны откры­ты кафедры политологии (самостоятельно или в составе других), действует Ассоциация политической науки России, учреждена Академия политической науки (АПН). В частности, силами Националь­ного общественно-научного фонда и АПН подготовлена и издана "Ан­тология мировой политической мысли" в пяти томах (М.: Мысль, 1997), " которая не имеет аналогов в российской и зарубежной политоло­гии.

Автор данного учебного пособия не претендует на всеохватность проблем политической науки и ставит цель рассмотреть только наиболее важ­ные из них. Следует также отметить, что в конце учебно-методи­ческого материала по каждой теме помещены контрольные вопросы, которые помогут сконцентрировать внимание студентов на узловых проблемах курса.

 

 

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Понятие "Политология" состоит из двух лингвистических единиц, имеющих свои корни в древнегре­ческом языке — "политика" и "логос". Каждое из них имеет свое значение, причем в разное время они объяснялись по-разному.

В Древней Греции под словом "политика" понималось все то, что относилось к государственной деятельности (от слова "полис" — государство).

В толковом словаре русского языка В. А. Даля статья "Политика" рассматривается как наука государственного управления, виды, на­строения и намерения государя императора, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик, по Далю, — это "умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель... умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать".

Нетрудно даже здесь убедиться, что различия в понимании тер­мина "политика" весьма существенны не только в разных странах, но и, что особенно важно, эти различия в содержании понятия расширяются от деятельности государственного управления в сторо­ну отношений между большими социальными группами людей, по­литическими партиями и общественными движениями, касающих­ся завоевания (или захвата) власти, ее удержания и реализации.

В свою очередь, эти изменения и различия связаны с изменени­ями экономического базиса общества и его политической надстрой­ки, т.е. характера самого государства, политической идеологии, партий и общественных движений.

В любом случае, политика — это реальная действительность лю­бого типа государств, и чем цивилизованнее государство (правовое или не правовое), тем более политика в нем приобретает обще­ственное значение. Ибо в ее реализации участвует значительное число групп и слоев людей, и осуществление власти принимает, естественно, более цивилизованные формы — гражданские, а не военные.

Теперь кратко о значении слова "логос", составившем вторую часть понятия "политология". В древнегреческом языке оно имело несколько значений: буквально "слово" ("предложение", "высказывание", "речь", "смысл" или "понятие", "суждение", "основа­ние") и "счет" (или "отчет" — в смысле отдавать отчет), в проти­воположность безотчетному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

В результате эволюции корень "логос" приобрел понятие как "зна­ние", "наука". Например, известный философ России П. А. Флорен­ский прямо употреблял термин "логос" как обозначение цельного и органического знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

Однако сама по себе расшифровка понятия "политология" как наука о политике вовсе не означает, что таковой она может быть на самом деле. Существует точка зрения, что у политологии нет такого научного статуса, как у других дисциплин, что в конечном счете, в ней нет ничего, кроме "политических мнений", что это искусст­венный симбиоз различных общественных наук, изучающих те или другие аспекты внутренней и внешней политики государств, воп­росы теории и истории социальных структур, общественных дви­жений и политических партий разной ориентации.

Интересна и другая точка зрения по поводу предмета полити­ческой науки. Две трети ученых России исследуют политическую науку как сферу в традиционном контексте властных отношений. Они придерживаются мнения, что содержанием политики являют­ся отношения между социальными группами, партиями и движе­ниями по поводу завоевания, удержания и использования государ­ственной власти. Остальные, причем наиболее квалифицирован­ные — доктора и кандидаты наук, предпочитают рассматривать предмет политологии значительно шире и глубже: преимуществен­но через призму проблем формулирования, согласования и предъявления государству и его структурам общественных интересов через партии, общественные движения, организации и другие институ­ты общества.

Где же истина? Политология — это наука или интегрирую­щая дисциплина? Правильный ответ возможен, если использовать самое надежное и универсальное средство: если кратко рассмотреть основные составные элементы любой науки, будь то физика, мате­матика, экономика, история, право и т.д.

Ведь известно, что в науке вообще можно выделить следующие составляющие элементы: 1) научное сообщество; 2) тематичес­кую сферу дисциплины, т.е. совокупность категории и предметов, которые она изучает; 3) одну или несколько теорий, призванных объяснить природу этих предметов и подвергаемых с этой целью особой проверке; 4) формы и методы, при помощи которых добы­ваются и расширяются необходимые знания. Из всего этого вытекает, что политология содержит все пере­численные выше элементы, а потому она является научной дис­циплиной в той мере, в какой содержит перечисленные составляю­щие элементы науки.

Главной целью или предметом политологии как научной дис­циплины является исследование структуры и функционирования политических систем. Это общественная наука, формулирующая для достижения своей цели теории, верность которых строго контролируется. Политологические теории — это не "мнения", а концептуальные инструменты, которые принимаются научным сообществом, если они благополучно выдерживают проверку фактами и временем.

Обобщая все сказанное выше о политологии как научной дис­циплине, можно утверждать: 1) политология дает обоснованные зна­ния о структуре и функционировании политических систем; 2) эти знания не имеют решительного и окончательного значения; 3) по­литологические знания испытывают влияние оценок и мировоз­зрения исследователей.

Последнее положение, конечно, связано как с идеологическими взглядами ученых, так и с историческими, философскими, правовыми и другими традициями, сложившимися в конкретной стране или груп­пе стран.

Так, в среде зарубежных политологов противоборствуют два ос­новных подхода к политологии. Представители одного из них рас­сматривают политическую жизнь с точки зрения функционирова­ния государственных институтов, сторонники другого — с точки зрения деятельности или поведения людей, для которых полити­ческие институты, партии, движения есть одна из исторически условленных форм. В первом случае политология понимается как изучение деятельности политических институтов и их влияния на обще­ство (отсюда его название — институционный подход), во втором — как наука о власти в обществе или как наука о принятии решений.

Жизнь показала слабость институционного подхода, его ограни­ченность, ибо он не учитывает сложные политические процессы, происходящие в обществе между социальными группами и слоями. Поэтому сегодня преобладает второй подход, учитывающий эти моменты. Кстати, он довольно близок к историческому материа­лизму, хотя его представители и не афишируют этого.

Вообще зарубежная наука характеризуется большим разнообразием в подходах к определению предмета политологии, ее целей и задач, в методике исследований и объяснений политических про­цессов. У нее нет общей теории (методологии), в основном преоб­ладают следующие методы: 1) системный, в основе которого ле­жит исследование объектов как целостных систем; 2) структура­лизм, основу которого составляет выявление структур (в том числе с помощью математики, количественных методов анализа) как совокупности общественных отношений, инвариантных при неко­торых преобразованиях; 3) позитивизм (от слова "положительное"), основанный на принципе, что все подлинное (положительное) в обществе может быть получено как результат отдельных специаль­ных наук и их синтетического объединения и что политическая философия, предлагая универсальные методы реальностей, не имеет права на самостоятельное существование (или, скажем, политология как искусственное объединение наук); 4) бихевиоризм (от англ. "поведение"), в основе которого находится исследование поведе­ния человека в ответ на внутреннее и внешнее воздействие (к при­меру, внутренней и внешней политики) и формирование под этим воздействием определенного, нужного обществу или правящей элите мировоззрения, поведенческих черт и качеств людей. Это ведущее направление в американской науке о человеке вообще. Вместе с политическим психоанализом бихевиоризм выступает в политологии как метод политического реализма. Его принципиальная уста­новка — опора только на конкретные факты, поэтому политология здесь может давать только прогностические рекомендации. Особое внимание уделяется изучению биографий политических лидеров и общественных деятелей, всесторонней психоаналитической ха­рактеристике их политического языка. Скажем, американские поли­тологи объясняют незавершенность политических реформ в России (в разное время) нерешительностью характера Александра I, Ни­колая II, Л. И. Брежнева и т.д. Это направление ныне получает раз­витие в трудах современных российских политологов, да и в других странах. В центре — социологические исследования, опросы изби­рателей, прогнозы их поведенческой реакции и т.д.

Несколько слов скажем о категориях, используемых в политологии. В переводе с греческого "категория" — это наиболее общее, фундаментальное понятие, отражающее закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В политологии используются три вида или типа категорий: 1) собственные категории (политика, полити­ческая власть, политическая система, политический режим, поли­тические институты и процессы, политическая культура и др.);

2) категории наук, находящихся на стыке с политологией (право­вое государство, частная собственность, гражданское общество, со­циальные группы и слои (страты), армия и др.); 3) общенаучные категории (цивилизация, общество, свобода, власть, право, про­гресс, эволюция, революция и др.).

Все это, независимо от вида или типа, — конкретные категории. Но у них есть общее, своего рода знаменатель, их объединяющий. Это объект и субъект политики. В определенной обстановке тот или иной политический институт общества (парламент, политическая партия, институт президентства), социальная группа или армия, население или общество могут быть объектами и субъектами поли­тики.

В заключение отметим основные функции политологии:

методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная (когда усвоение политических знаний оказывает вли­яние на политическое поведение человека, скажем, на выборах), прогностическая и аксиологическая (т.е. дающая оценку государ­ственному строю и управлению, деятельности политических партий, движений, групп интересов, групп давления, политических инсти­тутов общества, поведению политических элит и лидеров (формаль­ных и неформальных) в конкретно-исторической ситуации.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте развернутое определение политологии.

2. Какой смысл вы вкладываете в понятия "категории", "методы", "функции" политологии?

3. Какие вы знаете основные пути познания политической жизни общества?

4. Перечислите основные функции политологии как науки.

5. Влияние каких факторов общественно-политической жизни повышает актуальность политологии?

 

 

Литература

1. Гаджиев К. С. Политическая наука. 2-е изд. — М., 1995.

2. Альбом схем по политологии: Учебно-методическое пособие. — Крас­нодар, 1995.

3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. посо­бие для студентов высших учеб. заведений. — М., 1995.

4. Муштук 0. 3., Цыбульская М. В. Политология: Учебно-практичес­кое пособие. — М., 1996.

5. Политология: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Полуниной Г. В. — М., 1996.

6. Общая и прикладная политология: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Жукова В. И., Красно­ва Б. И. - М., 1997.

7. Панарин А. С. Политология: Учебник. — М., 1997.

8. Шабров О. Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. — М. 1997.

9. Костриков С. П. Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Отв. ред. Зиновьев А. П. — М., 1999.

10. Политология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. М. А. Василика.- М., 1999.

11. Политическая энциклопедия. В 2-х томах/ Рук. Семигин Г. Ю. - М., 1999.

12. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. - СПб., 2000.

13. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В. Н. -М., 2001.

14. Зиновьев А. П., Шевченко В. Н. Политология: Учеб. пособие. — М.,2001.

15. Политология: Учеб. пособие / Под ред. Краснова Б. И. — М., 2002.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие

В. М. ДОБРОШТАН

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2007

УДК 321(075.8)

ББК 66я73

3 63

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент В. А. Толмачев.

3 53         Доброштан В. М. Политология: Учебное пособие.

В пособии раскрывается содержание основных тем, пре­дусмотренных программой по политологии. Особое внима­ние уделено взаимодействию политических институтов об­щества.

Для студентов высших учебных заведений всех специаль­ностей и направлений.

 

 

                                                                     УДК 321(075.8)

ББК 66я73

 

 

© Доброштан В. М., 2007


Содержание

Введение............................................................................................... 3

Тема 1 Политология как наука и учебная дисциплина................... 6

Тема 2 Общественно-политические идеи в истории человечества..... 13

Тема 3 Современные политические теории и доктрины.................... 23

Тема 4 Политико-властные отношения в обществе............................ 37

Тема 5 Политические системы и политические режимы.................... 47

Тема 6 Государство в политической системе общества..................... 52

Тема 7 Политические партии и партийные системы........................... 59

Тема 8 Политические элиты и политическое лидерство..................... 67

Тема 9 Политическая культура в современном обществе.................. 85

Тема 10 Политический процесс и политическое управление............. 94

Тема 11 Этнополитика в современном мире...................................... 100

Тема 12 Политические конфликты в обществе: общие понятия, типология, поиски путей урегулирования.................................................................................... 106

Тема 13 Мировая политика и глобальные проблемы современности 112

Тема 14 Политическое прогнозирование............................................ 122

Литература........................................................................................... 129

    

Введение

Политология как наука и самостоятельная учебная дисциплина зародилась более 140 лет назад в США в рамках кафедры истории и политической науки Колумбийского колледжа — предшественника ныне широко известного Колумбийского университета. Затем и в США, и в европейских странах стали постепенно возникать кафед­ры и ассоциации политической науки, объединявшие исследовате­лей актуальных проблем общественно-политической жизни и пре­подавателей высших и средних специальных учебных заведений.

В России интерес к изучению этих проблем резко возрос в нача­ле XIX в. Особенно значительный вклад в их разработку внес выда­ющийся мыслитель и реформатор М. М. Сперанский. Во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.), подготовленном по поручению Александра I, он разработал план преобразований общественно-политического строя России, выдвинув идею необ­ходимости разделения политической власти на три ветви: уч­реждения в стране Государственной Думы с законосовещательны­ми функциями, Государственного Совета и других политических институтов. И хотя далеко не все эти идеи были реализованы, они положи­ли нача­ло активному развитию политической науки в России. В настоящее время во многих вузах страны откры­ты кафедры политологии (самостоятельно или в составе других), действует Ассоциация политической науки России, учреждена Академия политической науки (АПН). В частности, силами Националь­ного общественно-научного фонда и АПН подготовлена и издана "Ан­тология мировой политической мысли" в пяти томах (М.: Мысль, 1997), " которая не имеет аналогов в российской и зарубежной политоло­гии.

Автор данного учебного пособия не претендует на всеохватность проблем политической науки и ставит цель рассмотреть только наиболее важ­ные из них. Следует также отметить, что в конце учебно-методи­ческого материала по каждой теме помещены контрольные вопросы, которые помогут сконцентрировать внимание студентов на узловых проблемах курса.

 

 

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Понятие "Политология" состоит из двух лингвистических единиц, имеющих свои корни в древнегре­ческом языке — "политика" и "логос". Каждое из них имеет свое значение, причем в разное время они объяснялись по-разному.

В Древней Греции под словом "политика" понималось все то, что относилось к государственной деятельности (от слова "полис" — государство).

В толковом словаре русского языка В. А. Даля статья "Политика" рассматривается как наука государственного управления, виды, на­строения и намерения государя императора, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик, по Далю, — это "умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель... умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать".

Нетрудно даже здесь убедиться, что различия в понимании тер­мина "политика" весьма существенны не только в разных странах, но и, что особенно важно, эти различия в содержании понятия расширяются от деятельности государственного управления в сторо­ну отношений между большими социальными группами людей, по­литическими партиями и общественными движениями, касающих­ся завоевания (или захвата) власти, ее удержания и реализации.

В свою очередь, эти изменения и различия связаны с изменени­ями экономического базиса общества и его политической надстрой­ки, т.е. характера самого государства, политической идеологии, партий и общественных движений.

В любом случае, политика — это реальная действительность лю­бого типа государств, и чем цивилизованнее государство (правовое или не правовое), тем более политика в нем приобретает обще­ственное значение. Ибо в ее реализации участвует значительное число групп и слоев людей, и осуществление власти принимает, естественно, более цивилизованные формы — гражданские, а не военные.

Теперь кратко о значении слова "логос", составившем вторую часть понятия "политология". В древнегреческом языке оно имело несколько значений: буквально "слово" ("предложение", "высказывание", "речь", "смысл" или "понятие", "суждение", "основа­ние") и "счет" (или "отчет" — в смысле отдавать отчет), в проти­воположность безотчетному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

В результате эволюции корень "логос" приобрел понятие как "зна­ние", "наука". Например, известный философ России П. А. Флорен­ский прямо употреблял термин "логос" как обозначение цельного и органического знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

Однако сама по себе расшифровка понятия "политология" как наука о политике вовсе не означает, что таковой она может быть на самом деле. Существует точка зрения, что у политологии нет такого научного статуса, как у других дисциплин, что в конечном счете, в ней нет ничего, кроме "политических мнений", что это искусст­венный симбиоз различных общественных наук, изучающих те или другие аспекты внутренней и внешней политики государств, воп­росы теории и истории социальных структур, общественных дви­жений и политических партий разной ориентации.

Интересна и другая точка зрения по поводу предмета полити­ческой науки. Две трети ученых России исследуют политическую науку как сферу в традиционном контексте властных отношений. Они придерживаются мнения, что содержанием политики являют­ся отношения между социальными группами, партиями и движе­ниями по поводу завоевания, удержания и использования государ­ственной власти. Остальные, причем наиболее квалифицирован­ные — доктора и кандидаты наук, предпочитают рассматривать предмет политологии значительно шире и глубже: преимуществен­но через призму проблем формулирования, согласования и предъявления государству и его структурам общественных интересов через партии, общественные движения, организации и другие институ­ты общества.

Где же истина? Политология — это наука или интегрирую­щая дисциплина? Правильный ответ возможен, если использовать самое надежное и универсальное средство: если кратко рассмотреть основные составные элементы любой науки, будь то физика, мате­матика, экономика, история, право и т.д.

Ведь известно, что в науке вообще можно выделить следующие составляющие элементы: 1) научное сообщество; 2) тематичес­кую сферу дисциплины, т.е. совокупность категории и предметов, которые она изучает; 3) одну или несколько теорий, призванных объяснить природу этих предметов и подвергаемых с этой целью особой проверке; 4) формы и методы, при помощи которых добы­ваются и расширяются необходимые знания. Из всего этого вытекает, что политология содержит все пере­численные выше элементы, а потому она является научной дис­циплиной в той мере, в какой содержит перечисленные составляю­щие элементы науки.

Главной целью или предметом политологии как научной дис­циплины является исследование структуры и функционирования политических систем. Это общественная наука, формулирующая для достижения своей цели теории, верность которых строго контролируется. Политологические теории — это не "мнения", а концептуальные инструменты, которые принимаются научным сообществом, если они благополучно выдерживают проверку фактами и временем.

Обобщая все сказанное выше о политологии как научной дис­циплине, можно утверждать: 1) политология дает обоснованные зна­ния о структуре и функционировании политических систем; 2) эти знания не имеют решительного и окончательного значения; 3) по­литологические знания испытывают влияние оценок и мировоз­зрения исследователей.

Последнее положение, конечно, связано как с идеологическими взглядами ученых, так и с историческими, философскими, правовыми и другими традициями, сложившимися в конкретной стране или груп­пе стран.

Так, в среде зарубежных политологов противоборствуют два ос­новных подхода к политологии. Представители одного из них рас­сматривают политическую жизнь с точки зрения функционирова­ния государственных институтов, сторонники другого — с точки зрения деятельности или поведения людей, для которых полити­ческие институты, партии, движения есть одна из исторически условленных форм. В первом случае политология понимается как изучение деятельности политических институтов и их влияния на обще­ство (отсюда его название — институционный подход), во втором — как наука о власти в обществе или как наука о принятии решений.

Жизнь показала слабость институционного подхода, его ограни­ченность, ибо он не учитывает сложные политические процессы, происходящие в обществе между социальными группами и слоями. Поэтому сегодня преобладает второй подход, учитывающий эти моменты. Кстати, он довольно близок к историческому материа­лизму, хотя его представители и не афишируют этого.

Вообще зарубежная наука характеризуется большим разнообразием в подходах к определению предмета политологии, ее целей и задач, в методике исследований и объяснений политических про­цессов. У нее нет общей теории (методологии), в основном преоб­ладают следующие методы: 1) системный, в основе которого ле­жит исследование объектов как целостных систем; 2) структура­лизм, основу которого составляет выявление структур (в том числе с помощью математики, количественных методов анализа) как совокупности общественных отношений, инвариантных при неко­торых преобразованиях; 3) позитивизм (от слова "положительное"), основанный на принципе, что все подлинное (положительное) в обществе может быть получено как результат отдельных специаль­ных наук и их синтетического объединения и что политическая философия, предлагая универсальные методы реальностей, не имеет права на самостоятельное существование (или, скажем, политология как искусственное объединение наук); 4) бихевиоризм (от англ. "поведение"), в основе которого находится исследование поведе­ния человека в ответ на внутреннее и внешнее воздействие (к при­меру, внутренней и внешней политики) и формирование под этим воздействием определенного, нужного обществу или правящей элите мировоззрения, поведенческих черт и качеств людей. Это ведущее направление в американской науке о человеке вообще. Вместе с политическим психоанализом бихевиоризм выступает в политологии как метод политического реализма. Его принципиальная уста­новка — опора только на конкретные факты, поэтому политология здесь может давать только прогностические рекомендации. Особое внимание уделяется изучению биографий политических лидеров и общественных деятелей, всесторонней психоаналитической ха­рактеристике их политического языка. Скажем, американские поли­тологи объясняют незавершенность политических реформ в России (в разное время) нерешительностью характера Александра I, Ни­колая II, Л. И. Брежнева и т.д. Это направление ныне получает раз­витие в трудах современных российских политологов, да и в других странах. В центре — социологические исследования, опросы изби­рателей, прогнозы их поведенческой реакции и т.д.

Несколько слов скажем о категориях, используемых в политологии. В переводе с греческого "категория" — это наиболее общее, фундаментальное понятие, отражающее закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В политологии используются три вида или типа категорий: 1) собственные категории (политика, полити­ческая власть, политическая система, политический режим, поли­тические институты и процессы, политическая культура и др.);

2) категории наук, находящихся на стыке с политологией (право­вое государство, частная собственность, гражданское общество, со­циальные группы и слои (страты), армия и др.); 3) общенаучные категории (цивилизация, общество, свобода, власть, право, про­гресс, эволюция, революция и др.).

Все это, независимо от вида или типа, — конкретные категории. Но у них есть общее, своего рода знаменатель, их объединяющий. Это объект и субъект политики. В определенной обстановке тот или иной политический институт общества (парламент, политическая партия, институт президентства), социальная группа или армия, население или общество могут быть объектами и субъектами поли­тики.

В заключение отметим основные функции политологии:

методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная (когда усвоение политических знаний оказывает вли­яние на политическое поведение человека, скажем, на выборах), прогностическая и аксиологическая (т.е. дающая оценку государ­ственному строю и управлению, деятельности политических партий, движений, групп интересов, групп давления, политических инсти­тутов общества, поведению политических элит и лидеров (формаль­ных и неформальных) в конкретно-исторической ситуации.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте развернутое определение политологии.

2. Какой смысл вы вкладываете в понятия "категории", "методы", "функции" политологии?

3. Какие вы знаете основные пути познания политической жизни общества?

4. Перечислите основные функции политологии как науки.

5. Влияние каких факторов общественно-политической жизни повышает актуальность политологии?

 

 

Тема 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В истории становления и развития политической мысли за рубе­жом выделяют пять основных этапов, каждый из которых характе­ризуется своими особенностями и чертами.

Первый этап: политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божествен­ного происхождения власти. Наиболее выдающимися мыслителями были Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай.

Второй этап: политические учения Древней Греции и Древнего Рима, представленные такими именами, как Гомер, Пифагор, Ге­раклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лук­реций, Цицерон. На этом этапе происходит постепенное разделе­ние политических взглядов и мифов и обособление их как относи­тельно самостоятельной части политической философии. Происходит анализ устройства государства, классификация его форм, намеча­ются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особенно значительный вклад в развитие политической мысли вне­сли в то время древнегреческие мыслители Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Например, Платону при­надлежит одна из первых попыток осуществить классификацию го­сударственных устройств, выделив два их типа: совершенный, или идеальный, и несовершенный. Основанием для такой классифика­ции он считал внутренние пружины поведения людей: если глав­ным двигателем поведения людей являются материальные заботы, то можно говорить о несовершенном государстве, если таким двигателем являются идейные соображения и поступки, то можно говорить о совершенном государстве. Он считал, что идеальные типы государства существовали лишь в древности, когда людьми управляли боги. Из шести несовершенных форм го­сударственного устройства (тимократии власти честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения вне заслуг; олигархии - власти немногих, богатейших; аристократии— власти лучших, знат­нейших; монархии власти одного; демократии власти боль­шинства, но не всех; тирании крайней степени единоличной власти) симпатии Платона были на стороне государств, близких к аристократии и монархии, где правители обладали не только бо­гатствами, но и были наделены от природы способностями хорошо управлять или получили серьезное образование.

В науке управления делами общества и государства Аристотель пошел еще дальше своего великого учителя. Он впервые ввел в оборот само понятие "политика", назвав ее главной из всех наук и искусств, поскольку считал целью политики достижение блага для всех — в отличие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каждого. Аристотель глубоко и наиболее полно раскрыл сущ­ность государства, причины его образования, выдвинул идею разде­ления политической власти на три ветви, показал, что от реализа­ции этого принципа, как и наличия в обществе среднего элемента (т.е. класса) зависит состояние и стабильность государственного строя.

Изучив конституционно-правовые нормы существовавших в древ­нем мире государств (более 150), Аристотель выделил три пра­вильные, с его точки зрения (монархия, аристократия и полития) и три неправильные формы государственного устройства (тирания, олигархия, демократия), счит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.083 с.)