Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начала Отечественной философской мысли: предистория, базис, философы зачинатели и базисная тематика.
История украинской философии как науки вызывает скептическое отношение некоторых ученых, которые ставят под сомнение её существование как таковой. Все приводимые доводы и аргументы в значительной мере обусловлены недостаточным знакомством с интеллектуальными достижениями украинцев, в том числе и в области философии. Основным препятствием в этом была продолжительная безгосударственность украинского народа. История украинской философии воплощает уникальные элементы исторического опыта и нации.Украинская философия, вопреки религиозно-мистической и религиозно-идеалистической философской антропологии, содержит в себе идеи, которые не отвечают этой традиции философского мышления. Вне нее находятся философские курсы профессоров Киево-Могилянской академии, благодаря которым, появилась аналитически ориентированная философия второй половины XIX — начала XX века. При написании своих философских курсов профессора Киево-Могилянской академии непосредственно не использовали произведения западных философов. Вероятно, учения, идеи или размышления популярных в то время авторов могилянцы усваивали из лекционных курсов, а также западноевропейских учебников, прежде всего, польских университетов и иезуитских коллегиумов. За образец они брали те источники, которые более всего согласовывались с духовным наследием домогилянского времени. Благодаря этому они старались обеспечить непрерывность традиции и сохранить суть украинской мысли при переходе от средневековья к Новому времени. Именно в отборе интерпретаций, использовании в лекционных курсах идей одних мыслителей и намеренном дистанцировании от концепций других прослеживается синтез домогилянского наследства с достояниями западной философии.Становление профессиональной философии на Украине происходило в пределах схоластики эпохи барокко (второй схоластики) — философского течения, которое сформировалось в XV-XVI вв. в Испании, представители которого старались теоретически обобщать новые проблемы социального, культурного и научного развития того времени, опираясь на средневековый образ философствования.Философия Киево-Могилянской академии была первым этапом развития профессиональной философии на Украине и одной из модификаций школьной философии, распространенной в европейских учебных заведениях, в том числе и университетах. Ее значение состоит в создании собственного информационного поля – основы, необходимой для дальнейшего развития национального философского мышления.
Фигура Григория Сковороды (1722-1794) является одной из наиболее известных в общем историко-культурном развитии Украины. По словам Д. Чижевского, «жизнь Сковороды есть его философия, а его философия есть его жизнь». Понимание смысла жизни и направление всей философии Г. Сковороды раскрыто в его словах: «Мир ловил меня, но не поймал».Характерной особенностью его мысли является символизм. Проблема символа и символического - это одна из ключевых тем для реконструкции философских взглядов Сковороды. При анализе многих его текстов важно не только то, о чем в них идет речь, но и то, как он высказывает свои мысли. Позиция Сковороды как участника диалога не выносит его за границы текста, развертывания мысли, процесса философствования. Он понимал философию в большей степени как состояние духа — «когда дух в человеке весёлый, мысли спокойные, сердце мирное», - чем как систему четко установленных значений. Личность Иннокентия Борисова (Иван Алексеевич Борисов) связывают с таким понятием как духовно-академическая философия, которая очень сильно повлияла на течение философской мысли Украины. Именно при ректорстве Иннокентия, было начато «историческое направление» духовно-академической традиции в Киевской духовной академии, которое коренным образом отличалось от «догматического направления» Московской Духовной Академии.В своих лекциях, сначала в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии, а затем и в Киевской духовной академии, он полностью реформировал постановку и метод богословского курса. Вместо схоластической системы он ввел историю догматов, активно использовал в лекциях системы апологетики (основное богословие), сравнительного богословия (оценка разных вероисповеданий с точки зрения православия), экклезиастики.Мировоззренческая позиция Иннокентия содействовала зарождению и формированию Киевской религиозно-философской школы с присущими только ей особенностями.
Среди исследований украинско-философской общественно-политической мысли XIX — начала XX вв. выделяют большое количество публикаций, посвященных отечественным мыслителям. Не только историки философии, а и гуманитарии из других областей (языковеды, литературоведы) стали включать в свои исследования философские проблемы.Самыми заметными публикациями затрагивающими философские темы, являются труды С. Павлычко «Дискурс модернизма в украинской литературе», Г. Грабовича «Поэт как мифотворец», О. Забужко «Шевченко - миф Украины», «Notre Dame d'Ukraine: Украина в конфликте мифологий», работами Г. Ильницкого о поэзии Б.-И Антонича, Т. Гундоровой «Франко - не каменщик», Я. Полищука «Мифологический горизонт украинского модернизма», П. Кралюка «Римейк», и другие.
82. История создания Острожской академии и Киево-Могилянской академии, основные течения и школы философской мысли(Яворский, Ф.Прокопович, Г.Конинский и др.).
В XIV-XVI вв философию Украине оригинально представляли ереси Философские идеи еретиков проявлялись в мировоззренческой оценке деятельности церковной иерархии, монахов Еретики пропагандировали критическое отношение д в некоторых православных догматов, церковных обрядов, развивали мысль о свободе воли, условием реализации которой они считали распространение образования. Важную роль в развитии философской культуры тогдашней Украины сыграла Острожская академия - первая украинская школа высшего типа В Острожской академии изучали семь так называемых свободных наук, преподавали старославянский, греческий и латинский языки Философия как отдельная дисциплина в Острожской академии еще не значилась, но читался курс логики, которая называлась тогда диалектикой Уровень преподавания свободных на ук (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, физика и астрономия) имел обобщающий, философский характер.В Острожской академии был сконцентрирован значительный научный интеллектуальный потенциал, что способствовало интенсификации процессов взаимообмена идеями, духовного взаимообогащения их носителей (острожских книжников в) В этом взаимообмене и взаимообогащении рождалась особая философия, в основе которой лежала идея обоснование необходимости сохранения и развития старославянского языка, требование абсолютной точнос те при переводах с греческого языка на старославянский священных и богослужебных книг.Особое значение в процессе духовного становления человека предоставляли тогдашние украинские книжники самопознанию Иван Вишенский, в частности, считал, что благодаря самопознанию человек становится способным преодолеть с свою земную форму и войти во внутренний духовный контакт с высшим бытиям.Острожский культурно-образовательный центр своей деятельностью внес значительный вклад в развитие философской мысли Украины В нем культивировалось понимание философии как мудрости с характерными поисками истины н на пути мистического единения с Богом Здесь обстоювалась жизнеспособность традиций славянской письменности, развивались реформаторские и ренессансно-гуманистические идетеї.В конце XVI и в начале XVII в в Украине и Беларуси возникали и развивались религиозно-национальные организации православного населения городов - братства Братства были выразителями национального протеста в украинского и белорусского народов против политики национального и религиозного угнетения украинских и белорусов со стороны польско-шляхетских правящих кругов и католической церквейви.Влиятельными в Украине были Львовское и Киевское братство, созданные братствами школы вели широкую культурно просветительскую деятельность антицерковной, реформационная по своей сути направленность идеолог гии и общественно-политической деятельности братств - одна из характерных черт ранних периодов братского движениеу.В рамках этой идеологии развивалась философская мысль братствВыдающийся деятель Львовской, а потом и Киевской братских школ Исайя Копинский в своем сочинении \"Алфавит духовный\" исследует с философской точки зрения проблему человека Он рассматривает человека с позиций увеличилась несения в ней морального, разумного и духовного начал, которые раскрываются в процессе самопознания Познавая себя, человек раскрывает свою двонатурнисть, то, что она телесная и духовная, внешняя и внутренняя И перед ней возникает дилемма, что предпочесть: преходящем, противоречивом, бренный мир, с которым она связана телом, или своему внутреннему естеству, ума, бессмертному духу, которым она подобна к Богога.
В Киево-Могилянской академии, основанной Петром Могилой (1597-1647), впервые в Украине философию преподавали отдельно от теологии Однако философские курсы, которые здесь читались, были в значительной степени схоластический ими.Выдающиеся профессора Киево-Могилянской академии понимали философию как систему дисциплин или всех наук, призванных найти истину, причины вещей, данных человеку Богом, а также как исследовательницу жизнь доброче есности Истину они отождествляли с высшим бытием, т.е. с Богом.Профессор академии и Гизель (около 1600-1683), в частности, описывает процесс познания соответствии с распространенной в схоластике теории образов Вещи внешнего мира, действуя на органы чувств, посылают им, по его мнению ку, чувственные образы Последние, попадая на какой-либо из органов чувств, отражаются на нем и становятся \"запечатленных образами\" запечатлен образ, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает ощущение, вна слидок чего этот запечатлен образ становится уже отражением В свою очередь запечатлен образ, содержащий определенную информацию о какой-то вещи, становится объектом деятельности внутренним чутьем чуття. Впоследствии некоторые профессора академии отрицали теорию образов Так, Г Конисский считал, что ощущения возникают в органах чувств в результате модификации анимальных духов, что происходит или в результате безо посредственной действия объектов, или вызывается субстанциональными потокамми.
Итак, обретения истины мыслилось преподавателями Киево-Могилянской академии как результат сложного процесса познания, осуществляемого на двух уровнях - чувственном и рациональном Важным источником познания вон ни, в отличие от своих отечественных предшественников, считали чувственный к своему. Аналогично И Гизелю и Г Конискому представлял себе процесс получения истины Феофан Прокопович (1681-1736)
83. Г. Сковорода как личность и как философ. Основные труды и основные положения философских учений Г.Сковороды. Сковорода (Григорий Саввич, 1722-1794) - украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища ВлРуководство о поэзииВ»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению.
В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни. Даже при беглом ознакомлении с сочинениями Сковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, - не в том смысле, что он не испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумывал свои идеи (если даже они западали в его душу со стороны). Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа Влпознай самого себяВ» Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.
84. Российская философия в XVIII-XIX веках и ее ключевые представители: М.В.Ломоносов, А.П.Радищев, П.Я.Чадаев, Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев и др.(основные труды и их значимость в отечественной и мировой философии) Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI в. и стала первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем русская идея разрабатывалась в период XIX–XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Русское Просвещение охватывает период с середины XVII до первой трети XIX в., когда произошло восстание декабристов. В этот период как бы по нарастающей видно становление светской философии: зарождение секуляризма, «петровское западничество» и, наконец, время Екатерины II, связанное с открытыми заявлениями гуманных принципов и научно-гуманитарным движением. Среди просветителей – Ф. Скорина (1490–1551), А.М. Курбский (1528–1588), М. Смотрицкий (1577–1633), идеологи «Ученой дружины» Петра I Ф. Прокопович (1681–1736) и В.Н. Татищев (1686–1750). Ф. Прокопович защищал абсолютизм, был деистом. В.Н. Татищев обосновал европеизм и разработал идеологию западничества. Он склонялся к антропологической интерпретации просветительской философии, рассматривая философию в качестве науки наук.Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В. Ломоносова (1711–1765), который, отстаивая деизм и теорию двойственной истины, первым в России воздвиг «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешнего мира, а шел от теории, логического обобщения, позволявшего строить философию природы, на основе которой обусловливается «все, что есть и происходит в телах». В XIX в. довольно ярко проявил себя политический радикализм преимущественно западнического толка. Западники доказывали, что Россия должна стать частью прогресса развития европейской культуры и усвоить достижения стран Западной Европы, т. е. пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. К ранним западникам относят 85." Метафизика всеединства" В.С. Соловьева(суть философской концепции и базисные тезисы учения). Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. М. Соловьева. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики, художественного опыта русского символизма. Влияние оказывали не только идеи философа-поэта, но и сама его личность обрела в культуре «серебряного века» символические черты, жизнь и творчество воспринимались как религиозное служение («рыцарь-монах» — определение А. А. Блока), как вызов времени и открытие новых духовных путей («безмолвный пророк» — это уже характеристика Д. С. Мережковского). Год окончания университета (1873) ознаменовался первой публикацией. В свет выходит написанная на студенческой скамье работа "Мифологический процесс в древнем язычестве". В объяснении внутренней логики развития мифа Соловьев ориентировался на христианские представления об истории мира и человека и на предшествующий философский опыт осмысления мифологического процесса (прежде всего - Ф. Шеллинг и А. С. Хомяков). Профессор П. Д. Юркевич высоко оценил этот ранний труд Соловьева и рекомендовал оставить последнего при историко-филологическом факультете для написания диссертации. Юркевич был одним из немногих современников Соловьева, оказавших на него серьезное влияние. К их числу следует отнести также Достоевского, знакомство с которым состоялось в 1873 году и стало началом близких дружеских отношений этих двух деятелей русской культуры. В 1874 году Соловьев защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов". Диссертация была посвящена в первую очередь критике популярного в то время на Западе и в России позитивизма. "Основной принцип... позитивизма состоит в том, что, кроме наблюдаемых явлений как внешних фактов, для нас ничего не существует... Поэтому он в религии должен видеть только мифологические объяснения внешних явлений, а в метафизике - их абстрактные объяснения" [1]. Критикуя "самодовольное" отрицание позитивизмом значения философского и религиозного опыта, Соловьев в то же время признавал его закономерным и в этом смысле оправданным следствием развития западной философии. Европейский рационализм, достигнув в немецкой классической философии своей высшей, но и последней стадии, по убеждению философа, сам же и спровоцировал необходимость поиска новых путей в философии. Соловьев, однако, считал материалистический и позитивистский пути тупиковыми, так же как и путь философского иррационализма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Выход из кризиса молодой Соловьев видел (в существенной мере разделяя воззрения славянофилов и позднего Шеллинга) в развитии "новой" религиозной метафизики - "универсального синтеза науки, философии и религии". В. С. Соловьёв положил начало софиологии как одной из наиболее значительных теологических дисциплин, которую разрабатывали представители русской религиозной философии. Будучи чрезвычайно начитанным и эрудированным человеком, Соловьёв предпринял попытку создать на базе обновлённой религии всеобъемлющую христианскую философию, которую называют метафизикой всеединства. Что же такое всеединство?
О всеединстве можно говорить в трёх аспектах: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. В онтологическом аспекте всеединство выступает как Бог в своих трех ипостасях, определяющий начало и единство, цельность любого бытия. Наиболее полной формой всеединства становится вечная Божественная идея (или София), содержащаяся в Божественном Логосе. Таким образом, онтологически всеединство – это единство творца и творения. Первоначалом всей действительности Соловьёв считал сверхъестественное царство божественных идей, отражением которых является всё мироздание. «Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами» - писал он в одном из стихотворений. Соловьёв восхищался объективно-идеалистическим учением Платона, перевёл многие из его диалогов на русский язык. Однако учение Платона он переосмысливал с христианских позиций. Принимая представления об эволюционном развитии мироздания, Соловьёв даёт его религиозную интерпретацию. По его мнению, задачей эволюции является восстановление утраченного в результате грехопадения единства с Богом. Через определённые ступени: 1. минеральное царство, 2. растительное царство, 3. животное царство, 4. природное человечество и 5. духовное человечество – тварный мир движется к воссоединению с Творцом.
86. Философская мысль в XIX-XX веках в Украине: основные направления, выдающиеся представители, ключевая проблематика. В духовной жизни Украины XIX в произошли события, ознаменовавшие зарождение и развитие новой украинской культуры Прежде всего, под влиянием сковородинства формируется новый тип украинских национальног го интеллигента, который не только отказывался народной жизни, но и сознательно пытался изучать его быт, культуру, язык О зарождении новой интеллектуальной культуры и философии, основанной на осмыс нии реальной действительности, анализе общественно-политической жизни, свидетельствует деятельность Кирилло-Мефодиевского общества - тайной организации, которая была создана в Киеве в декабре 1845 г и просуществовала до марта езня 1847 p, когда была разгромлена царским правительством Среди участников общества были: адъюнкт Киевского университета, позже известный историк, этнограф, писатель и культурный деятель Николай Костомаров ов (1817-1885); учитель, позже выдающийся писатель, историк и художественный деятель Пантелеймон Кулиш (1819-1897) и выдающийся украинский поэт, песенник, художник Тарас Шевченко (1814-1861) Основной целью ООО ариства было освобождение Украины от социального и национального порабощения, объединения всех славянских народов на основе христианской верьої віри. Каждый член Кирилло-Мефодиевского общества был яркой личностью, со своей судьбой и своими только ему присущими мировоззренческими чертами Не имея возможности останавливаться на характеристике взглядов у каждого из них, рассмотрим лишь философскую концепцию Т Г Шевченко. Основной вопрос его философии - соотношение социального добра и зла к конкретного человека в конкретных исторических условиях и по его Родины - Украины Необходимость уничтожения народом царского крепостного строя главный вывод философии Т Шевченко Как следствие уничтожения - построение общества справедливости, добра и свободы, что будет благоприятным фоном для счастья свободного человека в свободной Украине 10 108. Во второй половине XIX в в Украину получили распространение идеи марксизма Изучением и пропагандой отдельных положений марксизма занимались некоторые представители либеральной интеллигенции, в частности профессор Киивськог го университета. Одной из центральных фигур украинской духовной жизни конца XIX - начала XX в был Иван Франко (1856-1916) Его философские и социально-политические взгляды складывались под влиянием национальной духо овнои культуры, марксизма и частично позитивизма В понимании истории он отстаивает идею закономерности общественного развития и выявляет элементы материалистического постижения прогресса, в частности роли экономических ной жизни как один из факторов эволюцииції. Своеобразно отношение Франко к социалистическим идеям: он находил их привлекательными, но указывал, что социализм нельзя сводить только к экономическим факторам, а следует также учитывать и духовные факторы и человека и сообщества Поэтому социалистические идеи можно дополнить христианскую духовностью. Таким образом, украинская философская мысль конца XIX - начала XX в знаменовала новый этап развития философской культуры на основе достижений тогдашних естественных и общественных наук.
87. Формирование вXIX-XX веках основ политической философии в Украине(в трудах Костомарова, Шевченко, Драгоманова, Грушевского, Винниченко). Особенности украинской политической мысли XIX-ХХ вв. определялись тем, что она развивалась в социальной среде, в котором исчезали давние наследственно-имущественные признаки, постепенно разрушался сельский традиционный образ жизни и вместо аграрного стоял массовое индустриальное общество. Украина на протяжении XIX-ХХ вв. находилась почти исключительно в российской (с 1922 г. советской) сфере влияния. Поэтому украинская политическая мысль упомянутого периода испытывала первым делом воздействий таких российских интеллектуально-политических течений, как декабризм, панславизм, народничество, большевизм и лишь косвенно - западноевропейских течений, в частности либерализма, консерватизма, национализма и т.д. Учитывая разнообразие идей развитие украинской политической мысли XIX-ХХ в. не был сплошным потоком, а представлял собой несколько параллельных и отдельных, хотя взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, а именно: демократическое народничество (украинский социализм); либерализм; национал-демократия (демократический, или государственный, национализм); консерватизм; национал-коммунизм; интегральный национализм. Демократическое народничество возникло на первой фазе украинского национального возрождения и было самым старым направлением украинской политической мысли нового времени суток. Сначала оно было довольно тесно связано с декабристським движением на подроссийских землях (П.Борисов, П.Вигодовський, І.Горбачовський, Я.Драгоманов, О.Усовський и др.). Одним из первых памятников этого направления украинской политической мысли была Программа Общества соединенных славян, где высказано сквозные идеи украинского демократического народничества:
Дальнейшее развитие демократического народничества связан со стремлением его видных представителей сблизить социальное и национальное вопросы и решить их в ходе социальной революции, которая одновременно должна была бы быть национальной по характеру и движущими силами. Органичное сочетание федеральных национально-демократических и социалистических (немарксистських) идей дает основания определять демократическое народничество как специфически украинский разновидность социализма - украинский социализм. Появление Кирилл-Мефодіївського братства (1846) свидетельствовала о кристаллизацию народницько-демократического движения в Украине и о широкое осмысление собственно украинских проблем в контексте политического бытия всего славянского мира. Лидерами этой организации были Н.костомаров (1817-1885), П (1819-1897) и Т.Шевченко (1814-1861). Один из братчиков Г.Андрузький (1827 -?) впервые в новейшей истории Украины предложил конституционный проект организации общественно-политического устройства будущей Украины, который основывался бы на принципах демократизации и федерализации России ("Наброски конституции республики"). Украинское народничество в течение второй половины XIX в. развивалось по двум направлениям. Первый представляли поляки-украинофилы, или хлопоманы: Ф.Духінський (1816-1893), І.Терлецький (1807-1888), М.чайковский (1804-1886), В.Антонович (1834-1908); второй, более влиятельный, основал м. драгоманов (1841-1895). В концепции одного из самых ярких представителей первой течения В.Антоновича, автора многочисленных исторических и публицистических трудов, было высказано такие идеи: врожденная неспособность и нелюбовь украинского народа к государственной жизни и перманентность оппозиции к любой формы государства; противопоставление самозорієнтованості государственности свободной творческой общества; несовместимость принципов демократизма с существованием бюрократического аппарата; отождествление демократии с народоправством, а украинского народа - с трудовым крестьянством. Народницько-демократическую традицию Украины конца XIX - начала XX в. характеризовали два выразительные составляющие: 1) стремление к гражданской и национальной свободы; 2) идеализация народа и требования социальной справедливости. Из названных компонентов более выразительным был второй. Забота о защите социально-экономических интересов обездоленных масс, совмещенная с выразительным егалітаристським уклоном, составляла идеологический лейтмотив всего направления. Однако настаивание М. Драгоманова важность существования соответствующей и хорошо спланированной структуры демократических институтов не оставило прочного следа. Свободолюбие украинского народничества была искренней, основывалась она на ненависти к царского самодержавия. Понимание "правил игры" в эффективно действующей демократической системе и ограничения, которые предусматривает представительное правление, осталось крайне недоразвитым. Это имело далеко идущие (преимущественно негативные) последствия для становления национальной государственности в 1917-1918 гг. М.грушевский, Р.Лащенко и С.Шелухін обосновывали возможность и целесообразность федеративного или конфедеративного объединения с теми странами, с которыми Украина имела и поддерживала исторические связи, в частности с Литвой и Беларусью (М.грушевский), Россией (Р.Лащенко), Чехией, Сербией, Хорватией, Словенией, Словакией (С.Шелухін). В целом историко-правовой аспект оказался больше всего обработанным в творчестве ученых-народников. 88.Просвящение вXIX-XX веке мусульманского мира Росии и его активные участники: Ш.Марджани, И.Гаспринский и др.(направления мусульманского просвящения и подходы к мусульманскому просвещению) Во второй половине XIX - начало XX вв. в Росии развернулись широкие реформы, способствовавшие дальнейшему развитию капиталистических отношений, строительству основ буржуазного правового государства. В этот период татарское предпринимательство России переживало исторический этап своего формирования, сопровождавшийся укреплением позиций в экономической и общественной жизни, очевидным процессом политической консолидации. Оно стало главным инициатором и субъектом джадидских преобразований, охвативших, под воздействием государственной национальной политики, все мусульманское сообщество
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.249 (0.043 с.) |