Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гибкость: лекарство от различий между родителем и ребенком
Опросник показал, что ваш конек – гибкость? Вам повезло, если у вас с ребенком разные сильные и слабые организационные навыки. Если вы гибки, то вы, скорее всего, довольно легко ко всему приспосабливаетесь и не так склонны раздражаться или злиться из‑за недостатков своего ребенка. • Используйте свое знание об этом, пообещайте себе оставаться спокойным в тех ситуациях, когда недостатки ребенка все‑таки сводят вас с ума. • Возможно, вам будет нелегко начать работу с недостаточно развитым организационным навыком вашего ребенка и заниматься этим довольно долгое время. Но постарайтесь стремиться к хорошему.
Если недостатки ребенка совпадают с вашими, напряжение часто возникает из‑за того, что ребенку не хватает умения «восполнить пробел» или нейтрализовать негативное влияние собственных слабых сторон. Например, если у вас с дочерью слабая рабочая память и неразвитые навыки организации, держать в порядке записки от родителей, школьный дневник, который нужно подписать, или спортивный инвентарь будет очень сложно. Супруги с разными наборами развитых организационных навыков тоже часто ссорятся по тем же причинам.
Уравновешивание недостатков
Что же делать в конкретной ситуации? Мы дадим вам несколько советов, которые помогут немного облегчить вам жизнь. Если ваши сильные стороны – это слабости вашего ребенка: – Подумайте, можете ли вы с ребенком прийти к соглашению, чтобы вы помогали ему там, где он испытывает сложности. Например, если вы хорошо управляете временем, а ребенок нет, он мог бы прибегнуть к вашей помощи, чтобы оценить, сколько времени займет написание черновика сочинения. Некоторые – пожалуй, даже многие – дети не станут просить такого рода совета или помощи от родителей, особенно в подростковый период, когда мнение взрослых их не интересует ни по какому вопросу. И меньше всего им хочется знать, что в какой‑то области навыки родителей превосходят их собственные. – Используйте творческий подход. Например, если у вас все в порядке с организацией, вы сможете помочь ребенку в создании эффективных организационных систем (подробнее см. главу 16). Однако ребенок может быть не готов принять такую помощь, поэтому нужно быть готовым проявить фантазию. Допустим, ваша дочь лучше всего воспринимает художественные и визуальные образы. Вы знаете, что коробки для разных материалов – простой способ справляться с ежедневными задачами. Возможно, дочь согласится использовать их, если вы вместе купите яркие разноцветные лотки и контейнеры с разными отделениями, а также стикеры и маркеры для их украшения.
– Обязательно определите те навыки, в которых слабы вы и силен ваш ребенок. Если вы понимаете, что причины вашего недовольства – в непохожести ребенка на вас, возможно, вы не будете так раздражаться и расстраиваться, когда заметите у него недостатки. Однако не стоит на этом останавливаться; напоминайте себе – и ребенку – о том, что есть вещи, которые ему удаются лучше, чем вам. Это действительно помогает сохранить задор, когда он больше всего нужен. Возможно, у вас хорошая задержка реакции, а у ребенка нет. Вы можете отложить работу на будущее, признав, что гибкость, не менее важный организационный навык, у сына развит лучше: «Помнишь, когда мы в последний раз ходили в кино, а билеты на фильм были уже распроданы? Я была готова хлопнуть дверью и уйти домой, а ты просто сказал: “Может, посмотрим что‑нибудь другое?” А когда оказалось, что ничего интересного нет, именно ты предложил поиграть в теннис и в следующий раз прийти в кинотеатр пораньше. Ты справляешься со стрессом намного быстрее, чем я!»
Если у вас с ребенком одинаковые слабости: – Относитесь с юмором к общим недостаткам. «Сынок, у нас обоих проблемы с организованностью, – скажете вы. – Может, мы поможем друг другу. Конечно, это будет похоже на то, как слепой ведет слепого, но вариантов у нас нет!» – Поскольку ни один из вас не может претендовать на главенство, вы можете придумывать решения общих проблем вместе с ребенком. Возможно, вы замечаете, что любой разговор с тринадцатилетней дочерью заканчивается скандалом. Может, стоит объединиться и вместе решить, как обсуждать сложные вопросы не выходя из себя. – Прежде чем негодовать по поводу действий ребенка, напомните себе, что у вас в детстве были похожие трудности, и все же вы как‑то умудрились повзрослеть. Скажите себе, что у ребенка тоже все может получиться, несмотря на «сбой системы». Возможно, вы вспомните какую‑то историю из детства и расскажете ее ребенку. Вот, например, история Пэг: «Я помню, как мама рассказывала, что братья буквально тащили ее к бабушке, когда та дочитывала им “Гензель и Гретель”[2]. Они хотели, чтобы сестра услышала, что все заканчивается хорошо. Ребенком я сама не всегда могла справиться со своими эмоциями, и меня успокаивали истории о том, как мама решала схожие проблемы, когда была маленькой девочкой».
– Подумайте о систематическом подходе к одновременной работе над своими слабыми организационными навыками и такими же проблемами вашего ребенка. Вот шаги, которые стоит предпринять в этом направлении: 1. Определите слабые стороны своего ребенка, заполнив опросник из главы 2. 2. Определите собственные слабые стороны, заполнив опросник из этой главы. Отвечайте честно! Можно попросить помощи у супруга или кого‑то, кто хорошо вас знает. 3. Определите две‑три повторяющиеся модели поведения вашего ребенка, отражающие его слабые стороны, над которыми вы хотели бы поработать и которые совпадают с вашими недостатками. 4. Сделайте то же для себя. Определите ситуации, когда ваши проблемы с теми же самыми навыками приводят к снижению эффективности. 5. Определите для себя ситуацию, когда это поведение больше всего раздражает людей, и создайте стратегию, которую можно использовать для решения проблемы. 6. Поговорите с ребенком о его поведении и ситуациях, в которых оно проявляется. Расскажите о своих проблемах и о том, как вы собираетесь с ними работать. 7. Вместе договоритесь о решении проблемы ребенка и о том, как будете напоминать ему об этом решении. 8. Следите за поведением и используйте стратегию.
Мы рекомендуем такую схему по нескольким причинам. Прежде всего, заполнение опросников для себя и ребенка поможет понять, что у вас есть общие проблемы с организационными навыками. Во‑вторых, выявление ситуаций, в которых вы оба сталкиваетесь с проблемами, поможет четче определить суть навыка и его влияние на вас и ребенка. Тогда вам будет несколько проще поговорить с ребенком, чем если бы вы чувствовали только раздражение, как раньше. В‑третьих, создание стратегии работы над проблемой для себя упрощает определение потенциальных стратегий для ребенка. Пройдемся по этой схеме, рассматривая в качестве примера ситуацию, когда у ребенка и взрослого сложности с организацией. Эллен Скотт видит, что эта проблема у ее тринадцатилетней дочери Аманды часто создает напряжение в семье. Аманда теряет дневник, и потом ей некуда записывать домашние задания. Она оставляет тетрадь на захламленном столе дома, потому что вечером забывает положить ее в рюкзак. И она не может найти любимую одежду или личные вещи из‑за беспорядка в комнате. Но Эллен понимает, что как минимум один‑два раза в неделю сама кладет свой сотовый куда попало и потом не может его найти, а иногда не берет его с собой на работу. Она нередко забывает зарядить телефон, поэтому даже если он с ней, то часто оказывается бесполезен. Прежде всего Эллен решает разработать стратегию, с помощью которой сможет держать телефон в поле зрения. В аппарате есть функция ежедневных напоминаний, поэтому она настраивает его так, чтобы он звонил сразу после того, как она приходит домой с работы. Теперь она не забывает ставить телефон на зарядку. Кроме того, она ставит будильник на утро, на время выхода из дома, чтобы не забыть взять аппарат с собой. Эллен говорит с Амандой о проблемах организации. Она рассказывает, как будет бороться с собственным недостатком, и спрашивает дочь, какую проблему хочет решить она. Аманда решает для начала держать в поле зрения свой дневник. Каждое утро, как только проснется, она будет класть на кровать огромный знак, на котором будет написано: «Твой дневник уже в рюкзаке?» Вечером она будет видеть его, когда начнет расправлять кровать. Тогда она подойдет к рюкзаку, убедится, что дневник там, и положит знак сверху, чтобы не забыть отнести его обратно на кровать, когда будет собираться в школу утром.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.166 (0.011 с.) |