Предлагаемый комплекс упражнений на расслабление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предлагаемый комплекс упражнений на расслабление



Существует множество методов расслабления. Освоив в той или иной степени один метод, вы можете обнаружить, что вам легче дается (или просто больше подходит) какое‑нибудь другое упражнение или комплекс упражнений. Здесь вы найдете лишь некоторые упражнения, которые смогут помочь вам вначале. Начинающим рекомендуем приступать к практике в положении лежа.

 

а. Подведите разум к вашему шэнь  

Несколькими достаточно глубокими вдохами расслабьте тело. Затем переведите ваш разум, находящийся снаружи тела, к Верхнему Даньтяню – туда, где находится шэнь. Когда разум окажется сконцентрированным на шэнь, ваш дух станет сосредоточенным, а мысли, вызванные внешними отвлекающими факторами, понемногу исчезнут. Постепенно ваш разум сможет сконцентрироваться на ощущении вашего тела.

 

б. Расслабьте разум  

Концентрируя внимание на расслаблении разума, вы обнаружите, что он все равно остается напряженным. Вам придется заставить его расслабиться, удалив фокус сознания подальше от разума. Один из лучших способов достигнуть этого – сосредоточить внимание на процессе дыхания.

 

в. Ощутите и почувствуйте ваш Средний Даньтянь

Переведите ваш разум к Среднему Даньтяню (солнечному сплетению), являющемуся центром и хранилищем ци Огня. Почувствуйте физическое расположение вашего солнечного сплетения, ощутите находящуюся там ци. Помните, что ци Огня стимулирует эмоциональный разум и эмоции, а также увеличивает напряженность. Передвигая разум к Среднему Даньтяню, вы сможете почувствовать, что происходит с вашей ци Огня.

 

г. Используйте дыхание для охлаждения ци Огня

В цигун легкие считаются принадлежащими к стихии Металла, а сердце – к стихии Огня. Металл способен поглощать тепло и охлаждать огонь. При изжоге или неприятных ощущениях в груди используйте дыхание для того, чтобы охладить Огонь и избавиться от избыточного давления. Точно так же, если вы стремитесь расслабиться, вам необходимо сначала охладить Огонь в грудной клетке и расслабить грудь. Плавное, расслабленное и глубокое дыхание позволит вам распространить расслабление от груди по всему телу. Достигнув этого состояния, вы завершите первый этап расслабления.

 

д. Используйте разум для расслабления тела  

После поверхностного расслабления тела вы должны перейти к более глубокому уровню расслабления. На продвинутом уровне используйте сосредоточенный разум для проникновения в мышцы и сухожилия и их глубокого расслабления. Этот уровень позволяет открывать каналы ци при помощи ликвидации любого мышечного напряжения, заставляющего каналы суживаться и препятствующего циркуляции ци.

При этом ваше дыхание углубится, пульс замедлится, а медитирующий разум достигнет более глубокого уровня.

Расслабляя все тело, начинайте с пальцев ног. Сконцентрируйте разум на каждом из пальцев, поочередно расслабляя их. Затем передвиньтесь разумом вверх по ступням к щиколоткам, оттуда – к коленям и бедрам. У вас может возникнуть ощущение, что нижняя часть тела исчезает или что вы плывете. Сохраняя нижнюю часть тела в расслабленном состоянии, передвигайте разум к пальцам рук, повторяя ту же процедуру: от кончиков пальцев к ладоням, далее к кистям, предплечьям, локтям и плечам. Затем сосредоточьте разум на желудке, оттуда направьте его вверх по груди – к шее. Наконец, сконцентрируйте внимание на голове. После того как голова также расслабится, сохраняйте разум в расслабленном состоянии, одновременно сосредоточиваясь на ощущении всего тела. Достигнув этого уровня, вы сможете ощутить ваши мышцы, сухожилия и кожу. Чем больше вы будете заниматься, тем лучше ваш разум сможет концентрироваться на тех или иных частях тела, расслабляя их. Начиная расслабление всего тела с конечностей, вы тем самым расслабляете и очищаете каналы ци. Для релаксации каналов начинайте с их окончаний, постепенно продвигаясь по всей длине канала. Если вы начнете на середине, то расслабление пойдет к одному концу канала, тогда как другой останется напряженным.

Если вам удастся заниматься дважды в сутки, то ци вашего тела сможет легко и естественно восстанавливать свое равновесие. Разум ваш будет пребывать в умиротворенном состоянии, и вы сможете поддерживать собственное здоровье. Лучшее время для практики – через два часа после завтрака, когда ци Огня, находящаяся в Среднем Даньтяне, наиболее сильная. Практика расслабления в это время поможет вам охладить ци Огня, тем самым помогая всему телу. Во второй раз лучше всего заниматься непосредственно перед сном. После долгого дня, наполненного физическим и умственным трудом, вы сможете расслабить разум и все тело. Это позволит вам лучше выспаться, уменьшить количество сновидений и хорошо восстановить свои силы после усталости.

 

е. Расслабление внутренних органов  

Если вы уже занимаетесь цигун, значит, вы захотите продлить расслабление до внутренних органов, чтобы отрегулировать количество ци в них. В принципе эта стадия расслабления дается тому, кто несведущ в теории и не занимался специально релаксационными упражнениями. Чтобы ваш разум мог достигнуть внутренних органов, вам потребуется гораздо более глубокий медитативный уровень. Самыми жизненно важными считаются пять органов Инь. Строго говоря, проще всего почувствовать легкие, далее за ними идут сердце, почки, печень и селезенка. Если вы в состоянии почувствовать и ощутить эти органы, то вы сможете оценить их статус, а также воспользоваться разумом для регулирования их уровня ци.

 

ж. Достигнув расслабления внутренних органов, вы переходите к третьему уровню расслабления  

Заключительная стадия – это расслабление вплоть до костного мозга. Ваш костный мозг является фабрикой кровяных клеток. Это живая ткань, требующая для своей деятельности постоянного притока ци. Обычно ваш сознательный разум не в состоянии ощутить ци в костном мозге и управлять ею. В практике Цигун промывания костного мозга цель состоит в том, чтобы ци поступала в костный мозг с максимальной эффективностью, дабы клетки крови сохраняли свою свежесть и здоровье. Для достижения этой цели ваш разум должен быть в состоянии проникнуть внутрь костного мозга (подробнее этот вопрос будет рассмотрен в нашей книге «Секреты молодости: Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга»[26].

Как видите, расслабление оказывается не столь простой вещью, как думают многие. Ваша конечная цель заключается в том, чтобы расслабиться до ощущения собственной прозрачности. Лишь достигнув этой стадии, вы обеспечите беспрепятственное проникновение ци к каждой клетке вашего тела.

 

 

8‑4. Укоренение, центрирование и уравновешивание

Регулируя собственное тело, вы стремитесь не только к расслаблению, но также к укоренению, центрированию и уравновешиванию. Чтобы чувствовать себя естественно, удобно и устойчиво, вначале вам потребуется прочное укоренение. Способы укоренения в положении стоя и сидя отличаются. В положении стоя вы проводите укоренение от ступней в землю. Если же вы сидите на стуле, то укоренение проводится от бедер внутрь земли. Существует свой способ укоренения для каждой позы или движения. Укоренение включает в себя укоренение не только одного тела, но также формы и движения. Каждая форма (поза) имеет свою уникальную технику укоренения, которая определяется целью или принципом данной формы.

Например, при выполнении некоторых упражнений цигун вам может потребоваться направить ци к ладоням. Чтобы добиться этого, вы должны вообразить [27], что толкаете объект вперед, сохраняя мышцы расслабленными. В этом упражнении ваши локти должны быть развернуты вниз, чтобы создать ощущение укоренения для толчка. Если вы поднимете локти, то потеряете ощущение «намерения» движения, поскольку толчок будет неэффективен (если бы вы это делали на самом деле). Поскольку намерение или целесообразность движения заключаются в его осуществлении, в данном случае у вас будет бесцельное движение – какой же смысл будет направлять ци куда бы то ни было понапрасну? Повторимся, что в данном случае первым корнем движения является локоть. Этот корень должен быть связан с корнем вашего тела, погруженным в землю для твердости общей позы и завершенности. Следовательно, укоренение рук строится на укоренении всего тела. Чтобы крепко объединить эти два корня, ваша грудь должна быть вогнута для образования опоры (рис. 8–1.). Более того, ваше туловище не должно быть полностью распрямлено, ведь, когда толкаешь тяжелый предмет, приходится слегка наклоняться вперед. Если же вы будете стоять вертикально, у вас не будет необходимого укоренения для толчка. Положение вашего тела должно напоминать натянутый лук со стрелой, чтобы вы могли толкнуть назад и передать силу толчка вперед. При выполнении всех этих условий можно будет сказать, что у вас твердое укоренение для толчка. Кроме того, чтобы проделать это с максимальным усилием, вам потребуется умение контролировать свой центр тяжести и поддерживать равновесие. При наличии укоренения, центрирования и равновесия ваша поза будет естественной и удобной, а ваш И – достаточно сильным для того, чтобы управлять толчковым движением.

 

 

Рис. 8–1. Ощутите ци в ладонях, представляя, что вы выполняете толкание вперед.

 

Из сказанного вы можете видеть, что, прежде чем выполнить укоренение для конкретной позы, вы должны осознать ее предназначение. При понимании смысла позы ваш разум не будет блуждать в неуверенности, и вы узнаете, что именно вам нужно. Таким образом, понимание целей и теории является корнем всего. Это укрепляет ваш разум, чтобы он мог сообщить вашему телу позу, дающую наилучшее укоренение, равновесие и центрирование. Естественно, что для достижения этой стадии вначале нужно добиться расслабленного состояния разума и тела.

Прежде чем приступить к укоренению, вначале расслабьтесь и позвольте вашему телу «усесться». По мере расслабления напряжение в различных частях вашего тела исчезнет, и вы сами найдете удобную позу для стояния. Вы перестанете сражаться с поверхностью пола, чтобы сохранять вертикальное положение тела. Вы научитесь полагаться на крепость человеческой структуры. Это позволит мышцам расслабиться еще больше. Поскольку ваше тело не будет тратить усилий на то, чтобы подняться вверх, И не станет толкать его вверх, так что и тело, и разум, и ци – все три компонента смогут опуститься. Если грязной воде дать отстояться, то вся муть постепенно осядет на дно, а сама вода станет прозрачной. Если вы расслабите ваше тело и позволите ему устояться, то ваша ци таким же образом опустится к Даньтяню, а также к точкам Юнцюань на ваших стопах, очищая разум. После этого можно приступить к развитию укоренения.

Овладев укоренением, вы должны научиться «держать центр». Здесь мы под «центром» понимаем не только центр тяжести физического тела, но и центр разума. Вначале необходимо отцентрировать разум, чтобы он сбалансировал ваше физическое тело относительно его центра тяжести. Естественно, для того чтобы отцентрировать разум, вам вначале потребуется расслабить все тело – это позволит разуму ощутить и почувствовать каждую его часть. Несмотря на то что укоренение играет важную роль в процессе определения центра тяжести, во многих случаях вам удастся найти последний даже без укоренения. Например, спускаясь на лыжах, вы не можете укорениться, но для сохранения равновесия должны чувствовать центр тяжести. Зато в практике более статичных упражнений цигун наличие укоренения поможет вам легче определить местонахождение вашего центра; с другой стороны, наличие этого центра сделает укоренение еще более устойчивым. Обе эти категории взаимозависимы и неотделимы друг от друга.

Устойчивый центр тяжести позволит вашей ци распространяться равномерно и одинаково. И наоборот, утрата центра приведет к неравномерностям в движении ци. Для сохранения центра тяжести тела вы должны вначале отцентровать ваш И, а затем привести тело в соответствие с ним. Очень важно понять, что центр разума нередко не совпадает с центром тяжести тела. К примеру, находясь в стойке натянутого лука и стрелы, вы можете слегка наклониться вперед, чтобы центр тяжести вашего тела немного вышел за переднюю ногу. Если при этом вы отклоните ваш умственный центр немного назад, то вам удастся сохранить равновесное положениетела несмотря на то, что со стороны будет казаться, будто вы сместили равновесие вперед. Но если ваш центр разума также сместится вперед, вы утратите равновесие. Безусловно, если ваш физический центр тяжести сместится слишком сильно, никаких усилий центра разума не хватит для уравновешивания такого положения. Чем ближе друг к другу находятся оба эти центра, тем более устойчивым будет ваше положение. В технике цигун физический и умственный центры тяжести являются ключевыми средствами, помогающими вывести ци  за пределы тела.

Наконец, добившись расслабления, прочного укоренения и устойчивого положения центра тяжести, вы можете приступить к уравновешиванию И, ци и физического тела. Равновесие представляет собой производную укоренения и центровки. Однако независимо от того, с каким видом равновесия вы имеете дело, вначале необходимо уравновесить ваш И. Лишь после этого можно приступать к уравновешиванию ци и физического тела. Если ваш И находится в равновесии, это может помочь вам выносить более точные суждения, а заодно корректировать направление движения ци. При уравновешенности И ци распространяется равномерно. Запомните: Искусство распространения ци заключается в равномерном ее распространении. Это напоминает ситуацию, когда необходимо подтолкнуть автомобиль. Чтобы возникла сила, направленная вперед, необходима сила, направленная назад.

Обычно ци индивидуума не находится в равновесии сточки зрения правой и левой частей тела. Это объясняется тем, что люди используют одну руку чаще другой. К примеру, если вы привыкли действовать правой рукой, то вашему разуму направить ци к правой руке будет гораздо легче, чем к левой. В другом случае вы сможете заметить, что одна часть подошвы на ваших ботинках стерлась сильнее, чем другая часть. В подобной ситуации с отсутствием равновесия вы, как человек, решивший заниматься цигун, будете искать центр разума. Но чтобы найти центр разума, сам разум должен быть очень чист и способен к трезвой оценке состояния вашего тела, а также своего окружения. Например, если вы окунете на три минуты правую руку в теплую воду, а левую на такое же время опустите в холодную, то затем, вынув обе руки и опустив их в третий сосуд с водой, вы почувствуете, что одна рука теплее другой. Именно подобные внешние влияния привносят смущение в ваш И, вынуждая его терять свой центр тяжести. Следовательно, в практике цигун вы должны стремиться к равномерному развитию И и тела. Для этого, например, можно выполнять одну и ту же форму двумя руками поочередно одинаковое количество раз.

Чтобы помочь вам проанализировать процессы укоренения, фиксирования центра тяжести и уравновешивания, мы рассмотрим две из наиболее распространенных стоек. Разобравшись с ними, вы сможете применить аналогичный метод для анализа любой другой стойки.

 

Стойка Всадника (ма‑бу)

Стойка Всадника является самой распространенной стойкой, используемой как в цигун, так и в боевых искусствах. Стойка Всадника применяется в боевых искусствах для развития укоренения, центрирования и равновесия, а также для укрепления ног. Для человека, занимающегося небоевым цигун, укоренение является не столь критично важным, как для ушуиста, которому это умение необходимо в бою. В цигун укоренение помогает «найти центр» и добиться равновесия, что, в свою очередь, позволяет чувствовать себя расслабленно, естественно и удобно. Мы рассмотрим здесь именно Стойку Всадника, применяемую в боевых искусствах, поскольку она более сложна для выполнения и является основой для аналогичной стойки, используемой в цигун. Тщательно разобравшись в ее выполнении, вы сможете в дальнейшем приспособить ее к своим потребностям.

Существует много вариантов Стойки Всадника. Например, в южнокитайских стилях боевых искусств ширина разведения ступней в этой стойке меньше, чем ширина, используемая в северных стилях (рис. 8–2).

 

 

Рис. 8–2. Стойка Всадника в южных стилях боевых искусств.

 

Это потому, что южные стили рассчитаны в основном на ближний бой, при котором широкая стойка оказывается более открытой и опасной с точки зрения ведения ближнего боя. В северных стилях все наоборот: они рассчитаны в основном на дистанционный бой, поэтому более широкое разведение ног здесь имеет больше преимуществ (рис. 8–3). Примите к сведению, что, вне зависимости от конкретного стиля выполнения Стойки Всадника, ее цель, теория и принципы выполнения остаются неизменными.

 

 

Рис. 8–3. Стойка Всадника в северных стилях боевых искусств.

 

В Стойке Всадника вес тела равномерно распределяется на обе ноги. В практике цигун ширина разведения ног зависит от самочувствия. Если вы поставите ноги слишком близко или, наоборот, слишком широко, то почувствуете, что вам неудобно. Попробуйте различные варианты постановки ступней, чтобы определить наиболее подходящий и удобный для вас. Помните: когда вы почувствуете себя удобно и естественно, вы сможете проще и легче добиться расслабления, а также обнаружить ваш центр тяжести и равновесия.

Если вы выполняете стойку всадника, применяемую в боевых искусствах, то высота самой стойки определяется конкретным стилем. В практике же цигун высота стойки зависит от вас самих. Например, если стойка будет низкой, ваши мышцы ног будут более наряжены, что затруднит продвижение ци вниз, к ступням. Если же стойка будет слишком высокой, тогда ваш центр тяжести повысится, а укоренение окажется менее устойчивым и крепким. Зато при этом ваши мышцы ног будут более расслаблены, и вы сможете с меньшими усилиями направить ци к ступням. Во внутренних стилях китайских боевых искусств (таких, как тайцзи‑цюань) при невозможности эффективно направить ци начинающего к его ступням рекомендуют принять стойку пониже. В этом случае у начинающего появляется возможность опустить центр тяжести своего тела и тем самым усилить укоренение. Если же занимающийся тайцзи достиг высокого мастерства, он будет стоять в более высокой стойке, сохраняя мышцы ног расслабленными и позволяя ци притекать к подошвам ступней.

При овладении Стойкой Всадника для практики цигун лучший способ выработки прочного укоренения заключается в том, чтобы начать с высоты, при которой вы испытываете самое сильное ощущение выталкивания вверх. Другими словами, вам нужно испытать различную высоту стойки, в каждом случае представляя, что вы выталкиваете вверх тяжелый предмет. На какой‑то момент вы почувствуете, что можете максимально сильно провести этот толчок. Это значит, что именно на данной высоте ваш И может максимально сильно толкнуть вверх – следовательно, он способен и на максимальный толчок вниз. Укоренение строится именно на способности И выполнить этот толчок вниз. Продолжая заниматься, вы в конце концов ощутите, как ваш И направляет ци прямо вниз, в землю, – так начинается укоренение.

Для того чтобы укоренить свое тело, вы должны представить себя в виде дерева, выпуская через ступни невидимые корни. Естественно, вначале необходимо вырастить И, поскольку именно он направляет ци. Чтобы направить ци за пределы ступней и создать корни, ваш И должен уметь общаться с землей. Это значит, что И должен чувствовать или ощущать почву, определяя, мягкая она или твердая, насколько ровная ее поверхность, скользкая она или нет. Попробуйте различные варианты стойки, смещайте ваш вес относительно ступней, стараясь одновременно подметить особенности земли. Со временем ваш И сможет глубже проникать в землю, и вы выработаете сильное укоренение. Чем больше вы будете заниматься, тем глубже прорастут корни (рис. 8–4).

 

 

Рис. 8–4. Стойка Всадника: укореняйтесь, как дерево.

 

Через некоторое время вы сможете увеличить высоту стойки, чтобы больше расслабить мышцы ног. Это, в свою очередь, поможет вам более эффективно направлять ци вниз.

Точки Юнцюань – это те ворота, через которые ваша ци может сообщаться с землей.

Создавая укоренение, необходимо помнить один важный момент: корни дерева крепки и сильны потому, что имеют много ответвлений и расходятся далеко по сторонам. Вам следует копировать дерево, распространяя свои корни не только вниз, но и в стороны.

Выполнив укоренение, можно переходить к центрированию и уравновешиванию тела. Отцентрировать себя можно физически и умственно. Когда вы установили свой физический центр тяжести, вертикальная линия, проведенная через центр тяжести тела, опускается между ног так, что ваше укоренение комфортно поддерживает вес. Фиксация умственного центра тяжести зависит от ощущений. Если вы установили умственный центр тяжести, то можете находиться в физически уравновешенном состоянии, даже если ваш физический центр тяжести не выверен. В этом случае человека невозможно вывести из равновесия толчком, даже если он находится в крайне неудобном положении. Приступая к практике, становитесь так, чтобы сохранять равновесие относительно физического центра тяжести и хорошее укоренение, одновременно стараясь сохранять правильное положение умственного центра тяжести. Через некоторое время немного измените положение тела так, чтобы физическая стойка несколько вышла из равновесия относительно физического центра тяжести; при этом старайтесь усилиями разума сохранить равновесие и устойчивость. Помните, что при отсутствии физической и умственной центровки вы не сможете сохранить равновесие.

Степень разделения положений вашего физического и умственного центров тяжести без потери равновесия зависит от того, как именно вы стоите. Другими словами, дело в ширине разведения ступней. Если вы стоите в низкой стойке с крепким укоренением, то центр тяжести вашего тела можно будет двигать в пространстве между двумя корнями, выходящими из ваших ступней (рис. 8–5). При более высокой стойке ширина разведения ног уменьшится и радиус движений тела, выполняемых без потери равновесия, станет меньше (рис. 8–6).

 

 

Рис. 8–5. Область устойчивости тела в низкой стойке.

 

 

 

Рис. 8–6. Область устойчивости тела в высокой стойке.

 

Опытный и тренированный боец способен сражаться даже в высокой стойке с практически сдвинутыми ногами. Его радиус движений будет ограничен, но при наличии сильной ци он сможет добиться сильного укоренения, так что при наличии хорошей боевой техники он сможет эффективно сражаться. Помните, для того, чтобы достигнуть подобного успеха, вы должны начинать с низкой и широкой стойки, постепенно повышая и сужая ее. В Китае есть пословица: янь гао шоуди («глаза высоко, а руки низко»). В этой пословице высмеиваются люди, которые еще не вполне овладели азами мастерства, но уже мечтают о высоких достижениях.

Конечная цель в развитии укоренения заключается в том, чтобы сделать вашу стойку подобной горе. Стойка должна быть широкой и устойчивой, при этом вы должны таким образом натренировать свою ци, чтобы она покрывала ваше тело словно колокол, расширяясь к земле. Вы должны мысленно представлять себя и ци в виде горы или конуса, узкого вверху и широкого внизу (рис. 8–7). Как только вам это удастся, противник столкнется с большими трудностями, пытаясь столкнуть вас или вывести из равновесия.

 

 

Рис. 8–7.  В стойке Всадника – стойте, как гора.

 

Стойка Лука и Стрелы (гунцзямь‑бу)

Стойка Лука и Стрелы является еще одним широко распространенным вариантом стойки, используемым как ушуистами, так и поклонниками других видов самосовершенствования. Вообще говоря, овладеть этой стойкой несколько сложнее, чем Стойкой Всадника. Это объясняется тем, что в ней и вес тела, и разум распределяются неравномерно. Стойка Лука и Стрелы чаще всего используется в движении и при направлении силы вперед. Как правило, передняя нога используется для стабилизации положения тела, а нога, расположенная сзади, отвечает за генерирование силы, направленной вперед.

Рассмотрим некоторые особенности этой стойки. Когда нога, расположенная сзади, толкает тело вперед, то для сохранения центра тяжести и равновесия вы должны сохранять вертикальное положение тела. Иногда тело может слегка отклониться вперед, однако в этом случае вы должны сохранять первоначальное положение умственного центра тяжести, чтобы не потерять равновесие.

Трудность укоренения в этой стойке заключается в том, чтобы сохранять положение центра тяжести и равновесие так же, как и в Стойке Всадника. Ваше укоренение должно быть крепким, глубоким и широким. Опять же, положение тела должно быть низким, чтобы вы могли создать основание наподобие горы (рис. 8–8). Наконец, для сохранения устойчивости умственный и физический центры тяжести должны активно взаимодействовать.

 

 

Рис. 8–8. В Стойке Лука и Стрелы – стойте, как гора.

 

Завершив укоренение и стабилизацию тела, вы можете выполнить одно простое и широко известное упражнение, чтобы испытать собственные корни и устойчивость, а заодно и укрепить их. Для этого вам потребуется партнер. Встаньте лицом друг к другу в Стойке Лука и Стрелы. Затем сцепитесь ведущими руками и попытайтесь вывести друг друга из равновесия (рис. 8–9). Это упражнение поможет вам укрепить ваше укоренение, скоординировать деятельность умственного и физического центров тяжести, придаст вам устойчивость горы (и наконец, научит уничтожать укоренение партнеров). Регулярно выполняя это упражнение, вы придете к выводу, что для победы необходимо сохранять низкую стойку. При этом ваше тело должно быть очень «мягким», чтобы партнер не смог обнаружить ваши корни и расположение центра тяжести. Когда ваше тело напряжено, партнер с легкостью найдет ваш центр тяжести и уничтожит всякое равновесие. Помимо этого, вам нужно также научиться ощущать и определять центр тяжести тела партнера. Как только ваш разум и сила смогут достигнуть его центра, появится возможность уничтожить укоренение противника.

 

 

Рис. 8–9. Упражнение на укоренение и равновесие.

 

Глава 9

Регулирование дыхания (тяо си)

 

 

Дыхание и здоровье

С первых же мгновений самостоятельной жизни вы начали полагаться на два основных источника цзин, удовлетворяющих запросы вашего организма. Когда обе эти цзин, извлеченные соответственно из пищи и воздуха, поглощаются телом, они трансформируются в ци. Ци, получаемая из пищи, называется ши ци (ци пищи), а ци, образующаяся из воздуха, получила название кун ци (современные китайцы словом кунци называют собственно воздух). Ци, образующаяся из этих двух источников, называется Постнатальной ци, или ци Огня. Но несмотря на то, что ци Огня необходима организму, в случае плохого качества энергии она приводит к ускоренной деградации тела. Чтобы иметь хорошее здоровье и жить долго, нужно серьезно относиться к качеству этих двух основных источников. Поиски правильных продуктов питания и хорошего воздуха всегда были одной из важных частей цигун. В этой главе мы рассмотрим ци воздуха, а также поговорим о пользе выполнения упражнений, регулирующих дыхание.

Чтобы научиться правильно регулировать свое дыхание, необходимо вначале разобраться в том, как мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Вы должны понимать, что легкие не в состоянии самостоятельно всасывать и выталкивать воздух. Чтобы воздух мог проникнуть внутрь легких, а затем выйти обратно, должны поработать мышцы, окружающие легкие и легочную диафрагму, – именно благодаря им происходит расширение и сужение грудной клетки. В процессе дыхания кислород воздуха смешивается в легочных альвеолах с кровью, которая при этом освобождается от принесенного кровотоком углекислого газа. Движение диафрагмы вверх‑вниз во время процесса дыхания также массирует внутренние органы и улучшает движение ци.

Растворенный в крови кислород переносится к каждой клетке тела, поддерживая ее функционирование. Как правило, при недостатке кислорода в организме первым это ощущает головной мозг. Проведенные эксперименты показывают, что потребность клеток головного мозга в кислороде значительно превышает таковую у, скажем, клеток мышечной ткани. При недостатке кислорода человек чувствует головокружение, тяжесть, неспособность ясно мыслить.

Обычно новорожденный ребенок сохраняет способность к брюшному дыханию. Вдох новорожденного обычно длиннее выдоха. Поскольку таким образом ребенок захватывает гораздо больше кислорода, его мозг действует четче, чем мозг взрослого.

Дыхание тридцатилетнего человека становится более поверхностным, и, как правило, вдох останавливается в области желудка, не достигая нижней части брюшной полости. При этом вдох и выдох практически одинаковы по продолжительности. В этом возрасте человек получает все еще достаточно кислорода для снабжения им своего организма, легочная диафрагма продолжает активно двигаться. Это движение диафрагмы поддерживает здоровье. Однако с возрастом дыхание становится все более поверхностным, человек переходит к ключично‑грудному дыханию. Выдох постепенно удлиняется, а вдох – сокращается. Снабжение тканей организма кислородом становится недостаточным. В этот период начинается постепенная утрата памяти и способностей к мышлению, уменьшается ясность рассудка. Поверхностное дыхание приводит к тому, что легочная диафрагма двигается уже не столь активно и не массирует внутренние органы. Возникают застои ци, которые сопровождаются быстрой дегенерацией внутренних органов. Прогрессирующий недостаток кислорода еще больше ускоряет старение клеток организма.

Из сказанного вы поняли, насколько важную роль в нашем здоровье играет дыхание. В практике цигун регулировка дыхания относится к наиболее серьезным аспектам. В частности, первый шаг к сохранению здоровья предусматривает увеличение поступления кислорода к тканям. Вам понадобится вновь «вернуться в детство», т. е. научиться дышать нижней частью живота. Это упражнение так и называется фань тун – «возвращение к детству». Добившись достаточного снабжения тела кислородом, вы сможете расслабляться, очищать разум и стимулировать движение ци.

 

 

Регулирование дыхания

Научиться регулировать свое дыхание очень важно потому, что при этом вы сможете получать достаточное количество цзин из воздуха, а также научитесь управлять ци воздуха, предупреждая излишнюю стимуляцию тела, которое из‑за этой ци может стать слишком Ян. Вы должны следить за качеством вдыхаемого воздуха, а также изучать различные методики дыхания, применяемые для различных же целей. На первой стадии регулирования дыхания оно будет спокойным, равномерным и умиротворенным. Второй шаг заключается в том, чтобы сделать ваше дыхание более глубоким, мягким, плавным и продолжительным – это необходимое условие для успешной практики цигун.

Чтобы сделать ваше дыхание спокойным, равномерным и умиротворенным, вначале вам потребуется заняться регулированием разума. Помните, что именно разум является штабом, управляющим всем вашим организмом. Если ваш разум находится в неспокойном и неустойчивом состоянии, это вызовет бурные эмоции, а эмоции, как известно, тесно связаны с дыханием. Например, испытывая злость, вы выдыхаете сильнее, чем вдыхаете; в состоянии огорчения вы делаете более сильный вдох, а выдыхаете слабее. Когда же ваш разум умиротворен и спокоен, вдох и выдох практически одинаковы по продолжительности.

Следовательно, прежде чем приступать к изучению дыхательных техник цигун, вначале необходимо отрегулировать эмоциональный разум. Это, в свою очередь, поможет вам отрегулировать дыхание, а дыхание, опять же, позволит вам еще глубже успокоить разум. Этот взаимно обусловленный процесс следует повторять достаточно долго, пока ваше дыхание не будет полным и равномерным, а разум не станет необычайно ясным. В Китае говорят: синь си сян и, что в переводе означает «Сердце (разум) и дыхание зависят друг от друга». Когда вы достигнете этого медитативного состояния, ваш ритм сердечных сокращений замедлится, а разум значительно прояснится – вы проникнете в сферу настоящей медитации.

Как правило, возбужденное состояние эмоционального разума влияет не только на дыхание, но и на циркуляцию ци. Вы должны понимать, что ваши эмоции связаны с деятельностью ваших внутренних органов. Например, злость может привести к нарушению равновесия ци в печени. Счастье способно сделать сердце слишком Ян. Страх может вызвать недостаточное поступление ци к мочевому пузырю. Как видите, для регулирования ци вашего тела прежде всего необходимо отрегулировать работу эмоционального разума. И в этом вам поможет регулирование дыхания. Другая сторона вопроса заключается в том, что вы можете использовать дыхание для управления вашим И. Если ритм и глубина дыхания равномерны, вы как бы гипнотизируете этим ваш И, способствуя его успокоению. Но существует и другой метод использования дыхания для управления И: при каждом приеме некачественной пищи или вдыхании плохого воздуха вы рискуете заработать изжогу из‑за избыточного накопления ци Огня, которая обычно находится в Среднем Даньтяне (зона солнечного сплетения); этот избыток ци Огня возбуждает ваши эмоции и нарушает деятельность разума мудрости (И). Регулируя дыхание, вы тем самым не только растворите избыток тепла в области сердца, но также успокоите свой эмоциональный разум (синь), а заодно и И.

Мы уже пришли к выводу о взаимозависимости, существующей между И и дыханием. Глубокое, спокойное дыхание помогает вам расслабиться, делает разум более ясным, а также наполняет легкие большим количеством чистого воздуха, благодаря чему головной мозг и остальной организм получают необходимое количество кислорода. Кроме того, глубокое и полное дыхание способствует движению диафрагмы, которая массирует и стимулирует внутренние органы. Именно по этой причине упражнения с использованием глубокого дыхания называют также «упражнениями внутренних органов».

И наконец, еще одно соображение, регулирование дыхания не только приводит разум в более глубокое и спокойное состояние медитации, но также помогает подвести ци к конечностям и поверхности кожи. При подведении ци к конечностям она может открыть каналы в них и завершить Большой Небесный Круг, а также повысить эффективность работы мускулатуры, приведя ее в состояние более высокой энергонасыщенности, необходимое в боевых искусствах. Когда ци эффективно поступает к кожным покровам, вы получаете возможность укреплять и увеличивать поле Защитной ци, которое способно уберечь вас о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.069 с.)