Даосский цигун (для просветления) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Даосский цигун (для просветления)



Даосизм был создан Лао‑цзы (он же Ли Эр) в VI веке. Он написал книгу, озаглавленную «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Добродетели»), в которой обсуждается естественная мораль человека. Позже его последователь Чжуан Чжоу, который жил и творил в эпоху Воюющих Царств, написал книгу «Чжуан‑цзы». Вскоре возникла новая ветвь ученой мысли, независимая от конфуцианства. До династии Хань даосизм был чистой наукой: он изучал человеческий дух и природу. Судя по имеющимся документам, в то время даосизм не считался религией.

В период Восточной Ханьской династии (25–168 гг.) Чжан Даолин создал даосскую религию (даоцзяо). Даосы поклонялись прежде всего Юань‑ши Тянь‑цзуню («Изначальному Небесному Владыке»), которого после династии Сун стали называть Юй‑хуан Да‑ди («Великий Владыка Нефритовый Государь»). Кроме того, почитался Лао‑цзы, которого в народе называли Тайшан Лао‑цзюнем – «Старым Господином Наивысшего». Согласно философии даоцзяо, существует небесное царство, которым правит Изначальный Небесный Владыка. В этом царстве живут лишь бессмертные и боги, управляющие всем на Земле. Отсюда видно, что первоначальная концепция Небесной Ци претерпела изменение, получив дополнительную религиозную окраску. Религиозные даосы также верили, что человек, совершивший нечто очень доброе на земле, после смерти становится святым. Небо даст ему должность, которая позволит ему править живущими на земле. Если же человек за время своей жизни не совершал ничего доброго, то после смерти ему надлежало перевоплотиться в другое человеческое существо. Для вершившего же одни плохие дела существовало наказание: восемнадцать уровней ада, куда должна была попасть его душа. Там, в аду, Князь Преисподней (Яньло‑ван) должен был решить, в какое животное перевоплотиться грешнику. Но совершивший особо дурные поступки не мог надеяться даже на перевоплощение: ему предстояло вечно терпеть муки ада.

Религиозная философия и взгляды на реинкарнацию у даосов были во многом сходны с буддийскими. Возможно, это связано с тем, что даосская религия была создана всего лишь через сто лет после заимствования китайцами буддизма. Говорят, что религиозный даосизм представляет собой смесь традиционного даосизма и буддизма.

Как и буддисты, даосы считают, что если им удастся сделать свой дух (шэнь) независимым и сильным, то в результате они смогут избежать цикла бесконечных перевоплощений. Достигнув этого уровня самосовершенствования, даос или буддист тем самым достигает своей цели: просветления (состояния буддовости). Говорят, что он обрел вечную жизнь. Однако если ему не удастся до момента смерти достаточно укрепить собственный дух, тогда его душа (или дух) не попадет в ад, и он сам будет способен управлять своей судьбой, выбрав себе либо существование духа, либо реинкарнацию в другого человека. Даосы верили, что совершенствовать человеческий дух можно, лишь находясь в теле человека, поэтому непрекращающийся цикл реинкарнации необходим для достижения просветления.

Монахи обнаружили, что для укрепления своего духа им необходимо культивировать ци, образующуюся из цзин. Типичный процесс даосской практики цигун состоит в:

1) превращении цзин в ци (и цзин хуа ци);

2) питании шэнь (духа) энергией ци (и ци хуа шэнь);

3) очищении шэнь с превращением его в пустоту (лянь шэнь хуань сюй);

и, наконец,

4) сокрушении пустоты (фэньсуй сюйкун).

Первый шаг заключался в укреплении цзин, затем цзин следовало превратить в ци при помощи медитативных или других методов. Затем эта ци направляется к макушке для питания головного мозга и поднятия шэнь. Состояние, которого в результате достигает даос, называется «Три цветка встречаются на вершине». Эта стадия необходима для достижения хорошего здоровья и долголетия. После этого даос может начинать подготовку к достижению наивысшей цели – просветления.

Однако наибольшим препятствием на пути к этой цели являются эмоции, влияющие на мышление и нарушающие равновесие духа. Именно по этой причине даосы уединялись высоко в горах, подальше от других людей и прочих отвлекающих факторов. Они также воздерживались от употребления мяса, полагая, что мясная пища загрязняет мышление и усиливает эмоциональность, отвлекая дух от самосовершенствования.

Стремясь к просветлению, или состоянию буддовости, большинство буддийских монахов концентрируют все свое внимание на культивировании духа. Но даосы считают, что для реализации конечной цели вначале необходимо иметь крепкое физическое здоровье. Вероятно, в этом кроется причина того, что среди долгожителей больше даосов, чем буддистов. За девятнадцать столетий исследований даосы открыли гораздо больше способов, способствующих укреплению тела и замедляющих процесс дряхления внутренних органов, что было главным условием долголетия. Известно, что многие даосы прожили более 150 лет. Среди них бытует поговорка: «Сто двадцать – значит, умираешь молодым». К сожалению, все их методы тренировок по цигун сохранялись в строгой тайне и передавались лишь в стенах монастырей. Лишь в последние двадцать лет эти тайные теории и методы тренировок стали достоянием внешнего мира.

Важной частью практики для долголетия является цигун Промывания костного мозга. Его основная идея заключается в поддержании движения ци внутри костного мозга таким образом, чтобы последний всегда оставался чистым и здоровым. Костный мозг человека вырабатывает кровяные клетки. Эти клетки приносят питательные вещества к органам и всем остальным клеткам организма, попутно унося из них продукты жизнедеятельности. Если кровь здорова и нормально справляется со своими функциями, то все тело человека получает требуемое питание и становится здоровым, а значит – может эффективно сопротивляться заболеваниям. Если костный мозг чист и свеж, он производит огромные количества здоровых кровяных клеток, хорошо справляющихся с возложенными на них задачами. При этом все ваше тело останется здоровым, а дряхление внутренних органов значительно замедлится. Ваше тело во многом напоминает дорогой автомобиль: если вы будете использовать топливо высшего качества и хорошей очистки, то он прослужит долго, а вот горючее низкого сорта «состарит» двигатель очень быстро.

В теории это выглядит просто, но на практике все оказывается гораздо сложнее. Вначале необходимо научиться накапливать ци и заполнять ею восемь «чудесных» каналов (двенадцать основных каналов ци и восемь «чудесных» будут подробнее рассмотрены в части 3); затем вам нужно будет научиться направлять свою ци внутрь костного мозга для его «промывания». Если не считать некоторых даосских монахов, очень мало людей прожили более 150 лет. Причина этого в том, что процесс практики чрезвычайно продолжителен и труден. Вам потребуется чистый разум и простой образ жизни, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на тренировках. Без умиротворенного разума занятия не принесут желаемого успеха. Именно по этой причине даосские монахи предпочитают уединяться высоко в горах. К сожалению, для обычного человека это просто невозможно. Более подробно практика цигун Промывания костного мозга будет рассмотрена во второй книге нашей цигуновской серии.

Но не думайте, что буддийская чань‑ (дзэн‑) медитация чем‑то хуже даосских методов. Известно, что буддисты, используя свою неподвижную медитацию, нередко достигали гораздо большего успеха в достижении просветления, чем даосы. Кроме того, многие методики даосского цигун возникли на основе буддийских техник. Впоследствии даосы приспособили их к своим целям и условиям, причем некоторые техники (например, Промывание костного мозга) практиковались даосами гораздо интенсивнее, чем буддистами.

Многие стили даосского цигун основаны на теории совершенствования как духа, так и физического тела. Вообще говоря, в даосизме существует три способа тренинга: Цзиньдань да дао (Большой Путь Золотого Эликсира), Шуан сю (Двойное Совершенствование) и Даовай цай яо (Собирание Трав за Пределами Дао). Первый путь – Цзиньдань да дао – учит приемам индивидуального внутреннего цигун. Этот подход зиждется на убеждении, что Эликсир долголетия и даже само просветление человек может найти внутри собственного тела.

Во втором способе – Шуан сю – для ускорения балансировки ци используется партнер. У большинства людей ци не находится в совершенном равновесии: один человек слишком положителен, другой – чрезмерно отрицателен. То же самое свойственно и энергетическим каналам, которые у разных людей могут быть заряжены по‑разному. Зная, каким образом обмениваться ци с партнером, вы можете помочь друг другу и ускорить свою подготовку. Партнер может быть одного с вами пола или противоположного.

Третий путь, получивший название Даовай цай яо, предлагает для ускорения процесса совершенствования использовать лекарственные растения. Лекарствами могут быть не только представители флоры (например, женьшень), но и животные продукты – например, мускус из желез мускусного оленя.

В соответствии с используемыми методами подготовки, даосский цигун может быть подразделен на две основные школы: Цзин сю пай (Школа Спокойного Совершенствования) и Цзай цзепай (Школа Посадки и Прививания). Это разделение стало особенно заметным после династий Сун и Юань (960–1367 гг.). Теория и практика медитации и занятий в школе Цзин сю близка к технике буддистов. Члены группы считали, что единственным способом достичь просветления был Цзиньдань да дао (Большой Путь Золотого Эликсира), в соответствии с которым человек мог создать Эликсир внутри своего тела. Использование для совершенствования партнера считалось аморальным, так как могло привести к эмоциональным проблемам, которые способны были значительно повлиять на процесс совершенствования.

Однако представители Цзай цзе пай заявляют, что их методы Шуан сю (Двойного Совершенствования) к Даовай цай яо (Собирания Трав за Пределами Дао) в сочетании с Цзиньдань да дао делают совершенствование более быстрым и практичным. По этой причине практика даосского цигун обычно называется Даньдин даогун, что переводится как «Практика Дао в котле Эликсира». Изначально даосы верили, что смогут добыть Эликсир из лекарственных трав и очистить его. Впоследствии они пришли к выводу, что единственный реально существующий Эликсир можно найти только внутри собственного тела.

По моему мнению, основные различия между этими двумя даосскими школами заключаются в том, что Цзин сю пай направлена на достижение просветления путями, сходными с буддийским стремлением к состоянию будцовости, тогда как школа Цзай цзе пай использует методы практики для достижения нормальной, здоровой и продолжительной жизни. В следующей книге мы подробнее рассмотрим эти две основные школы даосского цигун.

Из сказанного видно, что даосизм является одновременно религией и наукой, изучающей методы цигун. Будучи последователем современного и научного[19] цигун, вы должны, отсекая всякие предрассудки, выбирать лишь те методы занятий, которые способны принести вам пользу. Однако знание исторических основ поможет вам лучше разобраться в истоках методики и в ее мотивации.

В завершение приведем характерные черты даосского цигун:

А. Даосский цигун и теории просветления были основаны на аналогичных теориях, существовавших у буддистов. Впоследствии они превратились в самостоятельные стили.

Б. Даосская религия образовалась как смешение буддизма с традиционным даосизмом.

В. Первоначально методики даосского цигун были направлены на достижение просветления; впоследствии их начали применять для улучшения здоровья и обретения долголетия.

Г. Сейчас существует две основные школы даосского цигун, одна из которых сходна с буддийской школой.

 

Глава 6

Теория цигун

 

 

6‑1. Введение

Многие считают, что разобраться в цигун сложно. В определенном смысле это так.

Однако независимо от того, насколько трудной может оказаться практика определенного стиля цигун, основная теория ци и принципы весьма просты; более того, они неизменны для всех стилей этого древнего искусства.

Основная теория ци и принципы цигун являются истоками всех практик цигун; именно из этих корней произошли различные методики и стили. Естественно, каждый стиль отличается от других результатами и глубиной достигнутого. Но разобравшись в корнях того, чем вы занимаетесь, вы сможете быстро схватить самую суть любого стиля и добиться результатов независимо от того, каким именно видом будете заниматься.

В предыдущей главе мы говорили о том, что помимо боевого применения цигун имеет три другие основные цели: здоровье, долголетие и духовное просветление. Несмотря на то что все три группы стилей в своих методиках используют одну и ту же базовую теорию ци, для достижения своих целей они используют различные теоретические и практические методы. Например, стремящиеся к долголетию используют более глубокие и сложные методы тренировок, чем те, кто желает укрепить свое здоровье. А занимающиеся цигун во имя просветления используют еще более высокий и сложный уровень. Если вы хотите понять науку цигун, вы должны освоить различные его разделы, а также соответствующие теории обучения. Они станут для вас чем‑то вроде карты местности, при помощи которой вам будет проще проложить оптимальный маршрут к заветной цели. Без такой карты вы будете растерянно блуждать, не зная, куда направиться.

В предыдущих главах мы рассмотрели общую теорию ци, а также некоторые способы влияния ци на человека. Теория циркуляции ци будет более подробно рассмотрена несколько ниже. А сейчас мы обратимся к общей теории и методике занятий, а также посмотрим, что может предложить вам каждый из подходов. Вообще говоря, все практики цигун в соответствии с их теорией и методами подготовки можно подразделить на две основные категории: вайдань (Внешний Эликсир) и нэйдань (Внутренний Эликсир). Чтобы получить общее представление об основных видах китайского цигун, вам потребуется разобраться в различиях между этими двумя видами.

 

 

6‑2. Вайдань (Внешний Эликсир)

По‑китайски вай значит «внешний, наружный», а дань переводится как «Эликсир». В настоящем значении «внешний» подразумевает конечности – в отличие от туловища, содержащего в себе все жизненно важные органы. Эликсир является гипотетической, продлевающей жизнь субстанцией, которую китайские даосы искали не одну тысячу лет. Вначале они считали, что Эликсир представляет собой нечто осязаемое, вещество, которое можно приготовить из лекарственных трав и химических реактивов, нагревая их в печи. После долгих веков, отданных исследованиям и экспериментам, они пришли к выводу, что Эликсир содержится в самом теле. Иначе говоря, если вы хотите продлить собственную жизнь, вам следует отыскать Эликсир в вашем теле, а затем научиться защищать его и подпитывать.

Иногда термином вайдань также называют пилюли из лекарственных трав, которые используют для регуляции или усиления движения ци в организме. В этой книге мы рассмотрим только теорию и методы практики вайдань‑цигун, а вайданьскую теорию фитотерапии предоставим обсуждать квалифицированным травникам.

В теле человека есть двенадцать основных каналов ци (цзинь) (в действительности речь идет о парах каналов, каждый из которых проходит с одной стороны тела). Их можно сравнить с речными руслами. Шесть из этих каналов соединяются с пальцами рук, другие шесть – с пальцами ног. Каждый из двенадцати каналов связан с определенными внутренними органами. Кроме того, в нашем теле есть восемь «чудесных» каналов ци, служащих своеобразными резервуарами, при помощи которых регулируется уровень ци в двенадцати остальных каналах. Миллионы мелких каналов (ло) приносят ци из главных каналов к каждой части организма, начиная с кожи и заканчивая костным мозгом. Если в каком‑либо из двенадцати каналов ци застаивается, связанный с каналом орган не сможет получить необходимого количества энергии. Это вызовет нарушение функций данного органа или, как минимум, его более быстрое дряхление; если такое положение дел не будет исправлено, в результате может возникнуть болезнь, а также преждевременная старость. Ваши органы для нормального функционирования нуждаются в определенном количестве ци, подобно электрической машине, для нормальной работы которой нужен электрический ток с определенными характеристиками. Следовательно, наиболее важный способ сохранения здоровья органов заключается в поддержании уравновешенного и равномерного потока ци. Именно на этой идее и основан вайдань‑цигун (цигун Внешнего Эликсира).

В теории все выглядит просто: выполняя упражнения вайдань, вы сосредоточиваете свое внимание на конечностях. В процессе занятий ци накапливается в ваших руках и ногах. Когда потенциал ци в ваших конечностях достигает достаточно большого уровня, ци потечет через каналы, устраняя всякие препятствия и питая органы. В этом и заключается основная причина того, что человек, выполняющий физическую работу или занимающийся тренировками, как правило, здоровее того, кто малоподвижен в течение дня.

Существует множество комплексов вайдань‑цигун. Наиболее распространенным из них является созданный Да Мо способ Изменения мышц и сухожилий (вайдань‑ицзинь‑цзин), описанный в его книге «Трактат об изменении мышц и сухожилий». Выполняя этот комплекс, занимающийся слегка напрягает мускулатуру конечностей, принимая определенные позы (например, напрягает мышцы кисти, удерживая руки перед грудью), а затем полностью расслабляется. Неоднократное напряжение и расслабление позволяет увеличить концентрацию ци в упражняемой области. Когда занимающийся заканчивает упражнение и расслабляется, накопленная ци отправляется к органам. В вайдань циркуляция ци стимулируется двояко: при помощи определенных неподвижных поз, а также за счет напряжения и расслабления мускулатуры.

Существуют и другие техники вайдань, в которых, помимо напряжения и расслабления мышц, есть еще и особые движения руками и ногами с тем, чтобы мышцы вокруг определенных органов растягивались, а потом вновь напрягались. Помимо увеличения количества ци в конечностях, эти упражнения более непосредственно, чем система Изменения мышц и сухожилий, способствуют улучшению циркуляции ци вокруг внутренних органов и внутри них. К примеру, многократно поднимая руки над головой и опуская их, вы тем самым будете укреплять мышцы вокруг легких, мягко расширяя и расслабляя их, массируя легкие и стимулируя кровообращение и движение ци. Типичным комплексом вайдань, в котором используются упражнения в движении, являются «Восемь Кусков Парчи».

Многие новички, приступая к занятиям цигун, по ошибке считают, что если теория и упражнения вайдань‑цигун просты, значит, они предназначены лишь для начинающих. На самом же деле, большинство занимающихся нэйдань‑цигун со временем возвращаются к технике вайдань, объединяя обе методики для улучшения контроля над ци.

Две описанные методики вайданьского тренинга, помимо улучшения боевых качеств, также делают ваше тело более здоровым и могут даже излечить некоторые заболевания. Улучшение здоровья способно продлить вашу жизнь, хотя, конечно, не до 150 лет, как это удавалось некоторым даосам и буддистам. Чтобы добиться столь значительного результата, необходимо более глубокое овладение теорией и практикой занятий под контролем квалифицированного мастера. Упражнения цигун для долголетия будут рассмотрены в разделе, посвященном нэйдань‑цигун. А сейчас я хотел бы подчеркнуть три характерные особенности вайдань‑цигун:

1. Вайдань‑цигун направлен в первую очередь на поддержание здоровья; его влияние на продолжительность жизни ограничено. Многие упражнения этого стиля создавались для улучшения подготовки бойцов.

2. Техника вайдань для напряжения и расслабления мышц и сухожилий нацелена на тренировку ци в конечностях. Основной смысл увеличения ци в конечностях состоит в повышении энергонасыщенности мышц, а также эффективности мышечной работы. Особые позы также упражняют координацию мышц туловища с мускулатурой конечностей. Если вам известно, что одна из основных целей упражнений вайдань, изобретенных Да Мо, заключается в усилении боевых качеств, тогда вы поймете, почему основной упор в этих занятиях делается именно на конечности. После Да Мо на основе его теории были созданы многие комплексы упражнений, авторами которых в основном являлись мастера ушу. Естественно, эти упражнения имеют также оздоравливающий эффект. Однако многие мастера единоборств, которые долго и помногу занимались упражнениями созданной Да Мо системы вайдань, в конце концов обнаружили, что переразвили свои мышцы, так же как это бывает у тяжелоатлетов. Эти люди сохраняли здоровье до тех пор, пока они могли заниматься, но с приходом старости их мускулатура старела гораздо быстрее, чем это происходит у обычного человека. Это явление получило название саньгун (рассеивание энергии). Чтобы противостоять этому, Да Мо создал комплекс упражнений нэйдань, который включал в себя также комплекс Изменения мышц и сухожилий. Этот комплекс внутренне увеличивает содержание ци и ее концентрацию, предотвращая с возрастом «слипание» каналов.

3. Упражнения вайдань в движении направлены на усиление циркуляции ци вокруг органов при помощи особых движений. Этот вид упражнений вайдань развивает мышцы не так сильно, как предыдущий. Подобные упражнения в основном используются для поддержания здоровья.

 

 

6‑3. Нэйдань (Внутренний Эликсир)

В переводе с китайского нэй означает «внутренний», а дань – «Эликсир». Следовательно, нэйдань означает внутреннюю выработку Эликсира, причем определение «внутренняя» подразумевает участие именно туловища, а не конечностей. Если в вайдань ци накапливается в конечностях и затем разносится по телу, то в упражнениях нэйдань энергия ци производится собственно в туловище, а затем расходится по конечностям.

Вообще говоря, теория нэйдань глубже теории вайдань, а теоретический и практический подходы более сложны для понимания и воплощения. Традиционно сложилось так, что комплексы нэйдань‑цигун передавались в обстановке большей секретности, чем в случае с вайдань. Особенно это относится к высшим уровням нэйдань, таким, – как Промывание костного мозга, – они передавались Мастером лишь нескольким ученикам, которым тот особо доверял. Вот несколько причин такой секретности:

1. Нэйдань более труден для понимания, поэтому его преподавали лишь благоразумным ученикам, способным разобраться в тонкостях.

2. Практика нэйдань может быть опасна: неправильное выполнение может вызывать судороги, паралич и даже смерть. Это может произойти в случае, если ученик не понимает в точности, что, как и почему он выполняет.

3. В нэйдань‑цигун приходится руководствоваться очень тонкими ощущениями и впечатлениями. При наличии опытного учителя вы сможете достаточно быстро ухватить суть практики, но если вы попытаетесь самостоятельно справиться с этой задачей, то в лучшем случае многого не поймете, а в худшем – не исключены серьезные повреждения.

4. Для достижения высших уровней совершенства в нэйдань‑цигун вы должны сохранять свою цзин и воздерживаться от половой жизни. Кроме того, вам следует очень много времени посвящать практике, что делает нормальную супружескую жизнь невозможной. Более того: чтобы достигнуть духовного равновесия, вам нужно будет научиться сохранять эмоциональную невозмутимость и независимость. Чтобы сберечь свою цзин и заниматься в спокойной, умиротворенной обстановке, вам почти наверняка придется отправиться куда‑нибудь в горы и превратиться в отшельника, или даже стать монахом в монастыре. Правда, несмотря на все сложности в понимании и осуществлении нэйдань, многие люди, ведущие обычный, светский образ жизни, все равно занимаются им (правда, они могут достичь лишь определенного уровня – например, здоровья и долголетия, но не просветления).

 

 

Рис. 6–3. Циркуляция ци: Путь Ветра.

 

Прежде чем перейти к обсуждению практических понятий нэйдань, вы должны разобраться в том, каким образом практика нэйдань‑цигун связана с движением ци внутри человеческого тела. Мы уже говорили о том, что в теле человека есть 12 каналов ци, которые называют реками ци. Каждый из этих каналов соединяется с определенным пальцем руки или ноги, а также связан с конкретным внутренним органом. Чтобы сохранить все двенадцать органов в здоровом состоянии, движение ци по «рекам» должно быть равномерным и непрерывным, а уровень ци в каждом канале должен соответствовать норме. Если движение ци заблокировано или ее уровень выходит за пределы нормы, это нарушает нормальную работу внутренних органов и несет угрозу потенциального нарушения. Следовательно, первоочередная задача этого вида цигун состоит в обеспечении бесперебойного движения ци и сохранении нормального уровня энергии во всех каналах.

Помимо двенадцати обычных каналов в теле человека есть восемь «чудесных» каналов. Они считаются резервуарами ци и служат для регулирования количества ци, движущейся в «реках». Чтобы иметь возможность поставлять ци и регулировать ее количество, эти «чудесные» каналы должны быть наполнены. Если в резервуарах достаточно ци, человек чувствует себя здоровым, – вот почему вторая цель практики цигун заключается в том, чтобы научиться наполнять резервуары ци этой энергией.

Осуществив две эти цели, вы создадите хороший фундамент для физического здоровья. Методы тренировки, необходимые для достижения этих целей, описаны в «Трактате об изменении мышц и сухожилий» Да Мо. Однако если вы стремитесь к долголетию, потребуется более глубоко изучить упражнения нэйдань‑цигун. Этот продвинутый уровень описан в «Трактате о промывании костного мозга».

Для долголетия вам потребуется не только здоровое физическое тело и плавная циркуляция ци, но также практика еще двух дисциплин. Первая относится к крови, а вторая – к духу. Кровь течет по всему организму человека. Если ваши клетки крови нездоровы, тогда не важно, насколько крепко и здорово ваше физическое тело и насколько нормально выглядят внутренние органы – быстрое одряхление не замедлит проявиться. Костный мозг – вот фабрика, вырабатывающая кровяные клетки. Если вы знаете, каким образом сохранять костный мозг в здоровом и свежем состоянии, тогда качество клеток вашей крови будет высоким. Двигаясь по всему организму, эти здоровые и крепкие клетки значительно замедлят процесс дегенерации тканей, увеличивая продолжительность жизни.

Занимаясь цигун Промывания костного мозга, вы должны научиться направлять ци к головному мозгу и поднимать свой шэнь. Поднять шэнь – значит приобрести центр, или штаб, способный эффективно контролировать движение ци, укреплять Защитную ци вашего тела, чтобы она могла лучше бороться с отрицательными внешними воздействиями. Поднятый шэнь будет направлять этаким образом, чтобы обеспечивать этим нормальную работу всех внутренних органов. Однако наиболее важным результатом применения Промывания костного мозга является поступление свежей ци к головному мозгу, благодаря чему он сохраняет свое здоровье. Техника Промывания костного мозга сохранит ваш головной мозг в сильном, умиротворенном и спокойном состоянии.

Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению методики нэйдан ь, вы должны понять, что существует множество всевозможных вариаций этой техники. Здесь мы рассмотрим две основные: созданные Да Мо методики Изменения мышц и сухожилий (ицзинь‑цзин) и Промывания костного мозга (сисуй‑цзин).

 

А. «Трактат об изменении мышц и сухожилий» Да Мо («Да Мо Ицзинь‑цзин»)

Как мы уже упоминали, созданный Да Мо «Трактат об изменении мышц и сухожилий» состоит из двух частей. Первая часть посвящена упражнениям вайдань ‑ (внешнего) цигун, а вторая часть – методика нэйдань ‑ (внутреннего) цигун. Поскольку внешний цигун мы уже рассмотрели, то сейчас подробнее остановимся на методах внутреннего нэйдань‑цигун. Этот вид тренинга включает в себя две основные практики.

 

1. Малый Небесный Круг (сяо чжоу тянь)  

Одна из основных целей практики нэйдань заключается в наполнении резервуаров ци, т. е. восьми «чудесных» каналов. Если ци в этих каналах достаточно, вы можете снабжать весь свой организм достаточным количеством этой энергии. Малый Небесный Круг имеет две основные цели: первая состоит в увеличении количества ци в Нижнем Даньтяне, а вторая – в накоплении и циркуляции ци по двум основным резервуарам – каналу Зачатия и Управляющему каналу.

Для накопления ци в Нижнем Даньтяне вы должны научиться брюшному дыханию. После этого следует направить собранную ци по двум главным «чудесным» каналам, попутно открывая все заблокированные акупунктурные полости и стимулируя движение ци там, где оно замедлено. Скажем, когда вы были ребенком, полость Хуэйинь (рис. 6–1) в области промежности была широко открыта. С возрастом вы отказались от брюшного дыхания, поэтому полость постепенно «закрылась», из‑за чего движение ци через нее замедлилось. Существуют также и другие полости, в которых энергетическое русло ци сужено, а циркуляция энергии замедлена. Слабый и неравномерный поток ци у отдельных органов или во всем организме приводит к нарушению энергетического равновесия и повышает возможность заболевания.

Существует несколько способов движения ци внутри туловища по Малому Небесному Кругу. Наиболее распространенными являются два варианта: Путь Огня и Путь Ветра.

 

 

Рис. 6–1. Полость Хуэйинь.

 

а. Путь Огня  

Путь Огня – это маршрут, по которому происходит естественное движение ци в человеческом теле. Ци движется вниз по каналу Зачатия (жэнь май), затем вверх по Управляющему каналу (думай; рис. 6–2). Канал Зачатия считается Инь (отрицательным). Он проходит сверху вниз по фронтальной поверхности туловища. Управляющий канал считается Ян (положительным). Он идет от полости Хуэйинь (где он соединяется с каналом Зачатия) вверх по наружной поверхности спины к затылку, затем проходит по наружной поверхности черепа к макушке, оттуда через лицевую часть черепа опускается внутрь ротовой полости и на языке смыкается с каналом Инь.

 

 

Рис. 6–2. Циркуляция ци: Путь Огня.

 

Как правило, Постнатальная ци (ци Огня) образуется из цзин пищи и воздуха в саньцзяо (Тройном Обогревателе). После этого ци хранится в Среднем Даньтяне. Впоследствии эта ци перемещается к Нижнему Даньтяню, где смешивается с ци Воды. Смешанная ци поступает вниз, к полости Хуэйинь, и уже там разделяется на два потока, один из которых проникаете Пронизывающий канал (чун май), проходящий внутри спинного мозга, по которому поднимается к головному мозгу. Этот путь называется Путем Воды; именно его используют в упражнениях цигун Промывания костного мозга. О Пути Воды мы поговорим позже.

Второй поток проходит через Хуэйинь и поднимается вверх вдоль спины по Управляющему каналу (снаружи позвоночника), затем проходит через макушку и, завершая цикл, соединяется с каналом Зачатия. Этот второй путь носит название Пути Огня.

При движении ци по Пути Огня одна часть этого маршрута всегда отличается от остального пути более высоким уровнем ци. В течение суток эта область совершает полный круг по маршруту движения ци. Именно эта область повышенного потенциала ци и обеспечивает движение энергии (по моему мнению, эта разность потенциалов создается за счет вращения Земли в электромагнитном поле Солнца). Подобно воде, которая способна течь лишь с возвышенности в низину, ци может двигаться лишь из области повышенного потенциала к области пониженного потенциала. В китайской медицине область повышенного потенциала носит название цзы‑улю чжу. Здесь слово цзы обозначает двухчасовой интервал между одиннадцатью и часом ночи, а у соответствует времени между одиннадцатью утра и часом пополудни. Лю в переводе обозначает «поток», а чжу – «тенденция, склонность». Следовательно, выражение целиком обозначает «склонность основного потока ци следовать изменениям времени». Что касается Пути Огня, то область повышенного потенциала, как правило, возникает в полдень в зоне Среднего Даньтяня (солнечного сплетения) и движется вниз, к Нижнему Даньтяню, смешиваясь там с ци этого центра между 14 и 16 часами. К закату энергия достигает полости Хуэйинь, вечером достигает спины, а к полуночи – макушки головы. При восходе солнца ци оказывается в области лица, а к полудню – возвращается к Среднему Даньтяню, завершив тем самым цикл.

Одна из основных задач практики Малого Небесного Круга заключается в наращивании количества Изначальной ци в Нижнем Даньтяне. Изначальная ци образуется из Изначальной цзин, извлекаемой из почек; она смешивается с Постнатальной ци, образующейся из пищи и воздуха, разжижая последнюю. Постнатальная ци содержит нежелательные компоненты, усвоенные из пищи и воздуха; ее называют ци Огня, поскольку она оказывает согревающее влияние на организм. Изначальную ци называют ци Воды: она чиста и охлаждает ци Огня. Разжижение и охлаждение загрязненной ци и является первым шагом в тушении огня, охватившего ваше физическое тело. Этот процесс замедляет дегенерацию тканей организма. Выполняя Путь Огня, занимающийся, как правило, учится накапливать или укреплять ци Воды в Нижнем Даньтяне (Поле Эликсира) при помощи брюшного дыхания или концентрации разума. После того как количество достигло определенного уровня, разум направляет ее в путь по каналу Зачатия и Управляющему каналу.

Еще одной целью Малого Небесного Круга является открытие заблокированных полостей, в которых движение ци замедлено. В практике цигун Пути Огня необходимо обращать внимание натри полости: с одной стороны, они должны быть открыты для прохода энергии, с другой – представляют собой серьезную опасность. Не понимая сути упражнений и занимаясь без достаточной осторожности, вы можете принести себе серьезный вред. Более подробно Путь Огня будет рассмотрен в одной из наших следующих книг, посвященной даосской медитации. Можно также обратиться к главе о нэйдань моей книги «Цигун: здоровье и боевые искусства».

 

б. Путь Ветра  

Вообще говоря, Путь Ветра для циркуляции ци не столь популярен, как Путь Огня. Этот способ заставляет ци двигаться в направлении, противоположном естественному, или нормальному ее течению; поэтому многие сторонники цигун считают, что этот вариант нарушает нормальное движение ци и вызывает проблемы. Описывается Путь Ветра буквально в нескольких источниках; и даже там даются лишь фрагменты полного цикла (как правило, из Нижнего Даньтяня к Среднему). Многие зани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.063 с.)