Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система персонажей с точки зрения их сюжетной функции
У каждого персонажа должно быть свое назначение в сюжете, и его определяет конструирующий принцип произведения (см. главу о замысле). Для каждого героя должна быть разработана функция, выполняя которую он помогает истории обрести полноту. Театральный режиссер Питер Брук, рассуждая об актерах, сделал ценное замечание для драматургов:
«[Брехт] отмечал, что каждый актер должен служить развитию действия… Когда [актер] видит себя частью единого целого пьесы, он понимает, что лишняя детализация (до мелочей) часто не только идет во вред задачам спектакля, но и может работать против самого актера, лишая его игру выразительности» {1}.
Да, зрителю интереснее всего увидеть, как изменится герой, но эту перемену вы не сможете показать, пока каждый персонаж, включая героя, не научится играть в команде. Давайте охарактеризуем по сюжетной функции основные типы персонажей художественного произведения.
Герой
Самое важное действующее лицо – это главный герой. Его проблема в центре внимания, и он, пытаясь ее решить, двигает сюжет вперед. Герой преследует цель (имеет стремление), но слабости и недостатки мешают ему ее достичь. Все остальные персонажи – либо противники, либо союзники главного героя, иногда – сочетание того и другого. По сути дела, все сюжетные повороты в значительной степени – следствие отношений героя с остальными действующими лицами. • Герой в «Гамлете»: Гамлет.
Противник
Противник – это персонаж, который больше всех препятствует тому, чтобы герой достиг цели. Противник не должен мешать герою, и только. Это слишком просто. Не забывайте: противник должен желать того же, что и герой. Именно отсюда в повествовании возникает постоянный прямой конфликт между героем и противником. Но не всегда это очевидно. Поэтому следует обязательно определять истинную, глубинную суть противостояния героя и противника. Их отношения много важнее любых других взаимодействий в сюжете. Именно через их борьбу автор доносит до аудитории главные темы и идеи произведения.
Внимание!
Не думайте, что герой должен непременно ненавидеть противника.
Бывает и так, но не обязательно. Противник – это просто человек, с другой стороны. Он может быть благороднее героя, нравственнее, быть его другом или возлюбленным.
• Главный противник в «Гамлете»: король Клавдий. • Второй противник: королева Гертруда. • Третий противник: Полоний, советник короля.
Союзник
Союзник – это тот, кто помогает герою. Он транслирует взгляды и ценности героя, доносит его переживания до читателя и зрителя. Обычно у союзника та же цель, что и у героя, но иногда он преследует собственный интерес. • Союзник в «Гамлете»: Горацио.
Противник / мнимый союзник
Мнимый союзник – это персонаж, который кажется помощником и другом героя, но на деле противостоит ему. Введение в сюжет такого персонажа – популярный способ придать напряженности конфликту и добавить неожиданных поворотов в сюжет. Мнимый союзник неизбежно оказывается одной из самых сложных и обаятельных фигур в повествовании, потому что, как правило, «мечется меж двух огней». Постоянно притворяясь союзником героя, он и впрямь начинает ему сочувствовать. Вроде бы пытаясь ему помешать, фальшивый союзник часто в итоге способствует победе героя. • Мнимые союзники в «Гамлете»: Офелия, Розенкранц и Гильденстерн.
Союзник / мнимый противник
Этот персонаж как будто сражается против героя, но на самом деле желает ему добра. Фальшивый противник встречается в художественных произведениях реже, чем фальшивый союзник, потому что он не настолько полезен для сюжета. Сюжет, как мы увидим в главе 8, строится на противопоставлении, лучше всего – на скрытом. Союзник, который сначала выступает в образе противника, не сравнится с настоящим противником по способности заострять конфликт и преподносить сюрпризы. • Фальшивый противник в «Гамлете»: нет.
Герой второго плана
Назначение героя второго плана часто неверно трактуется авторами. Его воспринимают как главное действующее лицо побочной сюжетной линии (например, любовной в детективном романе). Но «правильный» герой второго плана не таков. У него в сюжете четкая определенная функция, и тут мы опять прибегаем к методу сравнения. Побочная линия пишется для того, чтобы показать, как по‑разному подходят к одной и той же проблеме главный герой и герой второго плана. Сравнение высвечивает особенности личности героя и трудности выбора, стоящего перед ним.
Разберем пример «Гамлета» и посмотрим, как создается настоящий герой побочной линии. Можно сказать, что задача Гамлета – отомстить убийце отца. И точно так же проблема Лаэрта – отомстить убийце отца. Разница в том, что первое убийство преднамеренное и обдуманное, а ко второму привели ошибка, неведение и вспышка ярости.
Ключевой момент: герой второго плана, как правило, действует не на стороне главного героя.
Он, так же как противник и союзник, еще один способ углубить образ главного героя путем сравнения и еще один блок сюжетного здания. Союзник помогает герою достичь цели. Герой второго плана движется параллельно с главным героем, но финал у них общий. • Герой второго плана в «Гамлете»: Лаэрт, сын Полония. Рассмотрим несколько сценариев и посмотрим, как персонажи различаются с точки зрения сюжетной функции.
«Молчание ягнят», фильм (литературная основа Томаса Харриса, сценарий Тэда Тэлли, 1991)
Это фильм о стажере по имени Клариса, разыскивающей серийного убийцу по прозвищу Баффало Билл. По совету начальника Клариса обращается за помощью к другому серийному убийце, уже сидящему в тюрьме, печально известному Ганнибалу Лектеру (он же Каннибал). Тот поначалу относится к Кларисе враждебно, но в итоге помогает ей гораздо больше, чем обучение в академии ФБР. • Герой: Клариса Старлинг. • Главный противник: серийный убийца Баффало Билл. • Второй противник: доктор Чилтон, начальник тюрьмы. • Фальшивый союзник: нет. • Союзник: Джек, начальник Кларисы в ФБР. • Фальшивый противник: Ганнибал Лектер. • Герой второго плана: нет.
«Красота по‑американски», фильм (сценарий Алана Болла, 1999)
«Красота по‑американски» – драма с элементами комедии, действие которой происходит в пригороде, а противниками главного героя Лестера выступают члены его семьи: жена Кэролайн и дочь Джейн. Лестер влюбляется в подругу дочери Анжелу. Но поскольку он женат, а Анжела – подросток, она поневоле становится его противником. В соседнем с Лестером доме живет суровый и консервативный полковник Фрэнк Фиттс, которому не нравится образ жизни Лестера. Сослуживец Лестера Брэд выживает его из фирмы. Лестер путем шантажа добивается большого выходного пособия, праздно живет в свое удовольствие и находит союзника в лице юного Рикки Фиттса, который продает Лестеру марихуану. Рикки и его отец Фрэнк – это герои побочной линии сюжета. Главная проблема Лестера – обрести смысл жизни, в корне отличающейся от жизни в обществе конформистов, где в цене деньги и внешняя пристойность. Сын соседа Лестера Рикки в ответ на полувоенные порядки в доме торгует марихуаной и шпионит за соседями с помощью видеокамеры. Фрэнк подавляет в себе гомосексуальные наклонности, насаждая железную дисциплину в семье. • Герой: Лестер. • Главный противник: Кэролайн, его жена. • Второй противник: Джейн, его дочь. • Третий противник: Анжела, подруга Джейн. • Четвертый противник: полковник Фрэнк Фиттс. • Пятый противник: Брэд, сослуживец Лестера. • Союзник: Рикки Фиттс. • Фальшивый союзник: нет. • Фальшивый противник: нет. • Герои второго плана: Фрэнк и Рикки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.012 с.) |