Система персонажей с точки зрения их сюжетной функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система персонажей с точки зрения их сюжетной функции



 

У каждого персонажа должно быть свое назначение в сюжете, и его определяет конструирующий принцип произведения (см. главу о замысле). Для каждого героя должна быть разработана функция, выполняя которую он помогает истории обрести полноту. Театральный режиссер Питер Брук, рассуждая об актерах, сделал ценное замечание для драматургов:

 

«[Брехт] отмечал, что каждый актер должен служить развитию действия… Когда [актер] видит себя частью единого целого пьесы, он понимает, что лишняя детализация (до мелочей) часто не только идет во вред задачам спектакля, но и может работать против самого актера, лишая его игру выразительности» {1}.

 

Да, зрителю интереснее всего увидеть, как изменится герой, но эту перемену вы не сможете показать, пока каждый персонаж, включая героя, не научится играть в команде. Давайте охарактеризуем по сюжетной функции основные типы персонажей художественного произведения.

 

Герой

 

Самое важное действующее лицо – это главный герой. Его проблема в центре внимания, и он, пытаясь ее решить, двигает сюжет вперед. Герой преследует цель (имеет стремление), но слабости и недостатки мешают ему ее достичь.

Все остальные персонажи – либо противники, либо союзники главного героя, иногда – сочетание того и другого. По сути дела, все сюжетные повороты в значительной степени – следствие отношений героя с остальными действующими лицами.

• Герой в «Гамлете»: Гамлет.

 

Противник

 

Противник – это персонаж, который больше всех препятствует тому, чтобы герой достиг цели. Противник не должен мешать герою, и только. Это слишком просто. Не забывайте: противник должен желать того же, что и герой.

Именно отсюда в повествовании возникает постоянный прямой конфликт между героем и противником. Но не всегда это очевидно. Поэтому следует обязательно определять истинную, глубинную суть противостояния героя и противника.

Их отношения много важнее любых других взаимодействий в сюжете. Именно через их борьбу автор доносит до аудитории главные темы и идеи произведения.

 

Внимание!

 

Не думайте, что герой должен непременно ненавидеть противника.

 

Бывает и так, но не обязательно. Противник – это просто человек, с другой стороны. Он может быть благороднее героя, нравственнее, быть его другом или возлюбленным.

• Главный противник в «Гамлете»: король Клавдий.

• Второй противник: королева Гертруда.

• Третий противник: Полоний, советник короля.

 

Союзник

 

Союзник – это тот, кто помогает герою. Он транслирует взгляды и ценности героя, доносит его переживания до читателя и зрителя. Обычно у союзника та же цель, что и у героя, но иногда он преследует собственный интерес.

• Союзник в «Гамлете»: Горацио.

 

Противник / мнимый союзник

 

Мнимый союзник – это персонаж, который кажется помощником и другом героя, но на деле противостоит ему. Введение в сюжет такого персонажа – популярный способ придать напряженности конфликту и добавить неожиданных поворотов в сюжет.

Мнимый союзник неизбежно оказывается одной из самых сложных и обаятельных фигур в повествовании, потому что, как правило, «мечется меж двух огней». Постоянно притворяясь союзником героя, он и впрямь начинает ему сочувствовать. Вроде бы пытаясь ему помешать, фальшивый союзник часто в итоге способствует победе героя.

• Мнимые союзники в «Гамлете»: Офелия, Розенкранц и Гильденстерн.

 

Союзник / мнимый противник

 

Этот персонаж как будто сражается против героя, но на самом деле желает ему добра. Фальшивый противник встречается в художественных произведениях реже, чем фальшивый союзник, потому что он не настолько полезен для сюжета. Сюжет, как мы увидим в главе 8, строится на противопоставлении, лучше всего – на скрытом.

Союзник, который сначала выступает в образе противника, не сравнится с настоящим противником по способности заострять конфликт и преподносить сюрпризы.

• Фальшивый противник в «Гамлете»: нет.

 

Герой второго плана

 

Назначение героя второго плана часто неверно трактуется авторами.

Его воспринимают как главное действующее лицо побочной сюжетной линии (например, любовной в детективном романе). Но «правильный» герой второго плана не таков.

У него в сюжете четкая определенная функция, и тут мы опять прибегаем к методу сравнения. Побочная линия пишется для того, чтобы показать, как по‑разному подходят к одной и той же проблеме главный герой и герой второго плана. Сравнение высвечивает особенности личности героя и трудности выбора, стоящего перед ним.

Разберем пример «Гамлета» и посмотрим, как создается настоящий герой побочной линии. Можно сказать, что задача Гамлета – отомстить убийце отца. И точно так же проблема Лаэрта – отомстить убийце отца. Разница в том, что первое убийство преднамеренное и обдуманное, а ко второму привели ошибка, неведение и вспышка ярости.

 

Ключевой момент: герой второго плана, как правило, действует не на стороне главного героя.

 

Он, так же как противник и союзник, еще один способ углубить образ главного героя путем сравнения и еще один блок сюжетного здания. Союзник помогает герою достичь цели. Герой второго плана движется параллельно с главным героем, но финал у них общий.

• Герой второго плана в «Гамлете»: Лаэрт, сын Полония.

Рассмотрим несколько сценариев и посмотрим, как персонажи различаются с точки зрения сюжетной функции.

 

«Молчание ягнят», фильм

(литературная основа Томаса Харриса, сценарий Тэда Тэлли, 1991)

 

Это фильм о стажере по имени Клариса, разыскивающей серийного убийцу по прозвищу Баффало Билл. По совету начальника Клариса обращается за помощью к другому серийному убийце, уже сидящему в тюрьме, печально известному Ганнибалу Лектеру (он же Каннибал). Тот поначалу относится к Кларисе враждебно, но в итоге помогает ей гораздо больше, чем обучение в академии ФБР.

• Герой: Клариса Старлинг.

• Главный противник: серийный убийца Баффало Билл.

• Второй противник: доктор Чилтон, начальник тюрьмы.

• Фальшивый союзник: нет.

• Союзник: Джек, начальник Кларисы в ФБР.

• Фальшивый противник: Ганнибал Лектер.

• Герой второго плана: нет.

 

«Красота по‑американски», фильм

(сценарий Алана Болла, 1999)

 

«Красота по‑американски» – драма с элементами комедии, действие которой происходит в пригороде, а противниками главного героя Лестера выступают члены его семьи: жена Кэролайн и дочь Джейн. Лестер влюбляется в подругу дочери Анжелу. Но поскольку он женат, а Анжела – подросток, она поневоле становится его противником.

В соседнем с Лестером доме живет суровый и консервативный полковник Фрэнк Фиттс, которому не нравится образ жизни Лестера. Сослуживец Лестера Брэд выживает его из фирмы. Лестер путем шантажа добивается большого выходного пособия, праздно живет в свое удовольствие и находит союзника в лице юного Рикки Фиттса, который продает Лестеру марихуану. Рикки и его отец Фрэнк – это герои побочной линии сюжета. Главная проблема Лестера – обрести смысл жизни, в корне отличающейся от жизни в обществе конформистов, где в цене деньги и внешняя пристойность. Сын соседа Лестера Рикки в ответ на полувоенные порядки в доме торгует марихуаной и шпионит за соседями с помощью видеокамеры. Фрэнк подавляет в себе гомосексуальные наклонности, насаждая железную дисциплину в семье.

• Герой: Лестер.

• Главный противник: Кэролайн, его жена.

• Второй противник: Джейн, его дочь.

• Третий противник: Анжела, подруга Джейн.

• Четвертый противник: полковник Фрэнк Фиттс.

• Пятый противник: Брэд, сослуживец Лестера.

• Союзник: Рикки Фиттс.

• Фальшивый союзник: нет.

• Фальшивый противник: нет.

• Герои второго плана: Фрэнк и Рикки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.012 с.)