Государственное устройство, внутренняя политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное устройство, внутренняя политика



Современная белорусская историография определяет период с конца 1991 года и по настоящее время как единый этап в развитии Беларуси. Тем не менее, с точки зрения развития и изменения модели государственного устройства Беларуси данный период можно разделить на несколько этапов в связи с изменением реальной роли и места парламента как во внутренней, так и во внешней политике страны.

Первый этап – декабрь 1991-март 1994 года, - характеризовался ведущей ролью Верховного Совета в управлении страной, то есть, парламентской моделью государственного устройства. После дезинтеграции Советского Союза в конце 1991 года в Беларуси сформировалась парламентская республика, в рамках которой определяющую роль играл однопалатный Верховный Совет, а его председателем до начала 1994 года оставался один из главных участников Беловежских соглашений Шушкевич Станислав Станиславович. К важнейшим полномочиям парламента, в частности, относились:

· принятие Конституции Республики Беларусь, внесение в неё изменений;

· назначение выборов народных депутатов Республики Беларусь, народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Беларусь и утверждение состава Центральной комиссии по выборам народных депутатов;

· принятие решений по вопросам национально-государственного устройства; решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Беларусь;

· определение основных направлений внутриполитической и внешнеполитической деятельности Республики Беларусь;

· утверждение государственного плана и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республики Беларусь, государственного бюджета Республики Беларусь;

· контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждение отчетов об их выполнении;

· внесение в случае необходимости изменений в план и бюджет; избрание Председателя Верховного Совета Республики Беларусь и его заместителей;

· образование Совета безопасности Республики Беларусь и рассмотрение по предложению Совета безопасности Республики Беларусь предложений о введении чрезвычайного положения;

· назначение Председателя Совета Министров Республики Беларусь, утверждение по его представлению состава Совета Министров Республики Беларусь, внесение в него изменений;

· образование и упразднение по предложению Совета Министров Республики Беларусь министерств Республики Беларусь и государственных комитетов Республики Беларусь и мн.др.

В этот период Верховный Совет Беларуси вел разработку проект новой Конституции страны, которая должна была заменить устаревшую, хотя и подвергнутую изменениям, Конституцию 1978 года. По настоянию С.С. Шушкевича, в качестве государственного был принят новый бело-красно-белый государственный флаг и герб (так называемая «Погоня» – герб Великого княжества Литовского, использовавшийся также как государственный в межвоенной и современной Литве, а также в Белорусской Народной Республике в 1918 году). В 1993 году Беларусью был ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах (один из основополагающих пактов Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека). Фактически в период с конца 1991 по начало 1994 гг. происходило становление основных институтов новой белорусской государственности, формирование многопартийной парламентской модели.

Этот период характеризовался ожесточенным политическим соперничеством между партиями и движениями, сопровождающимся ростом проявлений регионального национализма. Все это вкупе с неудачной экономической и социальной политикой, проводимой командой С.С. Шушкевича, ростом преступности и коррупции во всех эшелонах власти, в результате привело к потере руководством республики популярности. Председатель парламента был обвинен оппозицией в краже материалов для строительства дачи (так называемое «дело о краже ящика гвоздей»), и 26 января 1994 года лишился своей должности по результатам расследования парламентской антикоррупционной комиссии (Временная комиссия Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления), возглавляемой набиравшим популярность Лукашенко Александром Григорьевичем, который быстро выходил на лидирующие позиции в рейтингах ведущих белорусских политиков.

15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял новую Конституцию Республики Беларусь, согласно которой был введен институт президентства, и в стране началась подготовка к первым президентским выборам.

Март 1994 – ноябрь 1996 года: второй этап в развитии современного белорусского государства. Он начался с подготовки и проведения первых президентских выборов и характеризовался борьбой между сторонниками парламентско-президентской и президентской модели государственного устройства.

По итогам первого тура президентских выборов, состоявшегося 23 июня 1994 года, во второй тур прошли два самовыдвиженца – А.Г. Лукашенко (45,8% голосов) и Кебич Вячеслав Францевич (17,7% голосов), в то время как кандидаты, выдвинутые различными партиями и движениями (Белорусский народный фронт, Белорусская аграрная партия, Белорусская партия коммунистов), как и экс-председатель парламента С.С. Шушкевич, оказались неспособны обеспечить достаточную поддержку избирателей. Во втором туре выборов 10 июля 1994 года победу подавляющим большинством голосов (более 80%) одержал Александр Григорьевич Лукашенко, избранный Президентом Республики Беларусь.

Главными причинами победы А.Г. Лукашенко на президентских выборах 1994 года исследователи считают, как правило, его высокую предвыборную активность, продуманную и доступную для понимания программу, в числе основных пунктов которой значились обновление власти, снижение инфляции и повышение уровня благосостояния народа, борьба с коррупцией и организованной преступностью, восстановление связей с бывшими союзными республиками, особенно, с Российской Федерацией.

На протяжении второй половины 1994 - 1996 годов нарастали противоречия между Президентом и преимущественно оппозиционными ему Парламентом и Конституционным судом страны. Конституционный суд отменил ряд президентских указов, А.Г. Лукашенко в ответ издал распоряжение «О соблюдении норм указов Президента Республики Беларусь», предписывавшее всем государственным органам обеспечивать выполнение всех указов президента под личную ответственность руководителей учреждений.

В таких условиях А.Г. Лукашенко прибегнул к практике обращения к республиканским (общенародным) референдумам. Первый такой референдум по инициативе Президента был организован 14 мая 1995 года. Хотя значительная часть депутатов Верховного Совета и националистически настроенный Белорусский народный фронт выступали против проведения референдума либо пытались сократить количество выносимых вопросов, подавляющим большинством голосов были одобрены все четыре вынесенные на голосование вопроса: о придании русскому языку государственного статуса, о введении нового государственного флага и государственного герба, об одобрении политики по экономической интеграции с Россией и о праве Президента Беларуси распускать Верховный Совет.

С этого момента русский язык стал вторым государственным, официальными стали действующие ныне флаг и герб Беларуси.

Флаг – прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета, около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле.

Герб – зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда, герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублiка Беларусь».

Парламентские выборы 1995 года, напротив, продемонстрировали сравнительно невысокий интерес избирателей к работе Верховного Совета, а также размытость и слабость белорусской многопартийной системы. В ходе двух туров выборов 14 и 28 мая из-за невысокой явки удалось избрать только 119 депутатов, чего не хватало для кворума, в связи 10 декабря были проведены новые выборы, на которых было избрано 198 депутатов (при 260 местах!), причем ни одна партия или движение не получили большинства.

В 1996 году Президент Беларуси А.Г. Лукашенко принял решение об организации еще одного республиканского референдума, на который выносился ряд вопросов как со стороны Президента, так и по-прежнему преимущественно оппозиционного ему Парламента. Наиболее важными для будущего страны были предложение А.Г. Лукашенко о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом) и предложение Верховного Совета о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных парламентом). Изменения, предлагаемые А.Г. Лукашенко, были направлены на расширение полномочий президента и превращение республики из парламентско-президентской в президентскую, в то время как ответные инициативы Верховного Совета ставили целью возвращение к парламентской модели, вплоть до упразднения президентского поста.

В преддверии референдума борьба между сторонниками и противниками президентской республики достигла апогея. За несколько дней до назначенной даты референдума оппозиция попыталась организовать Президенту импичмент. При посредничестве российских политиков между соперничающими сторонами было подписано «Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь», которое позволило провести голосование.

По итогам референдума, который состоялся 24 ноября 1996 года, убедительную победу одержали сторонники инициатив А.Г. Лукашенко (по всем вопросам его позиция получила поддержку более 80% от числа голосовавших). В частности, Верховный Совет был упразднён, а его полномочия были поделены между Президентом Республики Беларусь и двухпалатным Национальным Собранием Республики Беларусь (состоящим из Палаты представителей и Совета Республики).

Современная белорусская историография, в частности, отмечает, что необходимость проведения предложенной А.Г. Лукашенко конституционной реформы 1996 года обусловливалась объективными факторами. По ее мнению, в Конституции Беларуси в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом: в противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

Также по предложению Президента Беларуси на референдуме были одобрены предложения о переносе Дня независимости на 3 июля — День освобождения города Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне, о введении свободной без ограничений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, об отмене смертной казни. Отсчёт первого 5-летнего срока президентства А.Г. Лукашенко был начат заново.

С конца 1996 года и по настоящее время белорусская государственность развивается в рамках третьего этапа, характеризующегося окончательным закреплением перехода от парламентско-президентской к президентской республике, принимающей все более персонифицированный характер.

В рамках этого периода, сопровождающегося стабилизацией социально-экономического положения Беларуси, новый двухпалатный парламент превратился из оппозиционного в пропрезидентский (состав Палаты Представителей первого созыва не избирался, а был сформирован из поддерживающих А.Г. Лукашенко депутатов распущенного Верховного Совета), что позволило Президенту достаточно быстро реализовывать все проекты социально-экономических и политических преобразований.

9 сентября 2001 года в Беларуси состоялись очередные президентские выборы. Александр Григорьевич Лукашенко, который во время предвыборной кампании обещал поднять стандарты сельского хозяйства, размер социальных пособий и увеличить объём промышленного производства, уверенно победил в первом туре, получив 75,65 % голосов и второй президентский срок.

По важнейшим вопросам, в том числе, связанным с собственным политическим будущим, А.Г. Лукашенко продолжал прибегать к практике республиканских референдумов. В частности, в 2004 году был проведён референдум, в результате которого из Конституции были сняты ограничения на количество президентских сроков. Таким образом, действующий глава государства получил право участвовать в следующих президентских выборах.

Согласно официальной статистике, А.Г. Лукашенко одержал убедительную победу на третьих (19 марта 2006 года) и четвертых (19 декабря 2010 года) выборах. Несмотря на низкий процент поддержки избирателей, представители оппозиции и в 2006 и в 2010 гг. пытались опротестовать результаты, обвиняя президента в использовании административного ресурса и отсутствии прозрачности. Тем не менее, даже финансово-экономические кризисы 2011 и 2014 гг. не повлияли на общую картину: на президентских выборах 11 октября 2015 года, по данным ЦИК Беларуси, А.Г. Лукашенко набрал 83,49 % голосов и стал Президентом в пятый раз.

Особенности развития модели государственного устройства Беларуси привели к тому, что после 1996 года политические партии (к началу 2017 года насчитывалось 15 официально зарегистрированных партий) перестали играть значимую роль во внутренней политике страны. В ныне действующем шестом созыве нижней палаты - Палаты представителей (2016-2020 годы) представлены 5 партий, однако в сумме у них лишь 17 мандатов, в то время как остальные 93 мандата принадлежат беспартийным.

В целом внутриполитическое развитие Беларуси в течение большей части рассматриваемого периода (с 1994 года) характеризовалось постепенным укреплением основ президентской модели государственного устройства и определяющей ролью президента страны. При этом в основе внутренней политики Беларуси утвердились принципы межнационального равенства, языкового паритета русского и белорусского языков, что позволило сохранять внутреннюю стабильность и нивелировать определенные региональные различия.

 

Экономическое развитие

Резкий разрыв экономических связей после дезинтеграции СССР, спад производства и инфляция, неизбежные при переходе к рыночной экономике, просчеты периода Перестройки привели народное хозяйство Республики Беларусь к глубокому экономическому кризису 1991-1995 гг. Наблюдались снижение производительности предприятий, спад инвестиций в основной капитал, рост инфляции, заметное падение жизненного уровня населения, рост безработицы и внешней задолженности.

С 1992 года началось существенное падение производства. За период с 1990 по 1995 гг. валовой внутренний продукт сократился примерно на 38%, производство промышленной продукции упало на 41%, производство продукции сельского хозяйства - на 27%, объем капитальных вложений - на 60%. Экономическое положение страны в условиях свободного ценообразования усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на энергоносители непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги. Возникла проблема сбыта продукции белорусскими предприятиями и удорожания материальных ресурсов.

В тяжелом положении в 1990-х гг. оказалось и сельское хозяйство. В частности, наблюдалось сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на продукцию сельского хозяйства контролировались, оставаясь крайне низкими и не покрывая затраты на ее производство. В 1991 году начали зарождаться рыночные отношения на селе, были приняты законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О праве собственности на землю». Эти законы предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. Но активного развития эти законодательные меры не получили: вскоре после их внедрения удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял 1%, а удельный вес товарной продукции – всего 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В то же время остро стояла проблема внутренней и внешней задолженности государства. По статистическим данным, внешняя задолженность Беларуси с 1991 по 1995 гг. выросла почти в 4 раза.

Одновременно в период с 1990 по 1995 гг. произошло расширение негосударственного сектора экономики в торговле и производстве потребительских товаров в форме частных, арендных, кооперативных, акционерных предприятий (Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Минский часовой завод).

В целом в первой половине 1990-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Гражданам выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны - для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценение денежных сбережений. Объем денежной массы увеличился за 1992 - 1995 гг. более чем в 300 раз, страну захлестнула гиперинфляция, которая достигала в отдельные периоды 30% ежемесячно.

В 1993 году в Беларуси было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей, пенсионеров и даже работающих, оказывались за чертой бедности. Согласно статистике, за 1992 - 1994 гг. с учетом деноминации в августе 1994 г. себестоимость хлеба увеличилась примерно в 3 тыс. раз, сахара - в 5, мясопродуктов - в 10 раз и т.д. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 году достигало 63% населения страны.

Было понятно, что экономическая ситуация в стране требовала неотложных мер по выходу из кризиса. А.Г. Лукашенко, одержав победу на президентских выборах в июле 1994 года, поручил разработать специальную Программу неотложных мер по выходу экономики из кризиса. Данная программа была утверждена Верховным Советом Республики 30 сентября 1994 года, а ее целью стало приостановление кризисных явлений экономики: Программа, в частности, предусматривала: либерализацию ценообразования; приватизацию государственного сектора; сокращение государственных расходов; уменьшение налогообложения; развитие малого и среднего бизнеса; либерализацию валютного рынка; формирование рынков ценных бумаг и недвижимости; снижение административных функций государства в регулировании экономики. В результате реализации положений программы, удалось замедлить экономический спад и обеспечить постепенный прирост основных производственных показателей. Произошло увеличение капиталовложений в народное хозяйство, вырос розничный товарооборот, расширились внешнеэкономические связи.

В целом, в период 1996 – 2000 гг. можно выделить две различные тенденции: с одной стороны, тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 – I половина 1998 гг.), с другой стороны, замедление темпов экономического развития, происходившее во второй половине этого периода. Последнее обстоятельство было обусловлено тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост начала пятилетия, такие как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, в основном себя исчерпали. С 1998 года на фоне мирового финансового кризиса обострились инфляционные процессы.

В сложившейся ситуации в качестве основной цели на 1999-2000 гг. было определено достижение финансовой стабилизации реального сектора экономики, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования и на этой основе поддержание устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения. Вместе с тем накопленный инфляционный потенциал не привел к принципиальному улучшению экономической ситуации. Темпы социально-экономического развития начали замедляться, ухудшалось положение в финансово-кредитной и валютной сферах, происходил рост кредиторской и дебиторской задолженности. Большим оставалось число убыточных предприятий, сохранялся достаточно низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, что, в свою очередь, не обеспечивало условий для расширенного воспроизводства.

Одним из приоритетных направлений экономического развития на период с 1996 по 2000 гг. было определено повышение уровня самообеспечения страны продуктами питания и обеспечение продовольственной безопасности государства. Несмотря на это, объемы производства сельскохозяйственной продукции уменьшились. Произошло снижение удельного веса продукции сельского хозяйства в ВВП в целом. Так, если в 1990 году он составил 22,9%, то в 1999 году – только 10,7%. В этот период увеличилось число убыточных предприятий, и уровень рентабельности сельскохозяйственного производства снизился до 5%.

В 2001-2011 гг. в Беларуси в целом наблюдались высокие темпы экономического роста, составлявшего в среднем около 8% в год, что позволило существенно снизить уровень бедности. Объективно положительным экономическим изменениям способствовала и благоприятная внешняя среда, включая поставки энергоносителей из России по сниженным ценам и высокие темпы роста ВВП стран, которые являлись основными торговыми партнерами Беларуси. С 2005 года преобладающим фактором экономического роста Беларуси стал внутренний спрос. Динамика роста обеспечивалась за счет масштабных государственных инвестиций и существенного роста объемов кредитования. Переход Беларуси к развитию, обеспеченному внутренним спросом, позволил сохранять достаточно высокие темпы роста ВВП, хотя при этом происходило усиление внешних дисбалансов. В результате профицит счета текущих операций в размере 1,4% ВВП в 2005 году сменился дефицитом в размере 15,0% ВВП в 2010 году.

Возрастающий разрыв между внутренними сбережениями и инвестициями обеспечивался внешними заимствованиями. В течение 2009-2011 гг. валовый внешний долг увеличился в два с половиной раза, превысив в 2011 году 62% ВВП. При этом отмечались низкие показатели прямых иностранных инвестиций и незначительный уровень международных резервов государства. Вышеперечисленные обстоятельства усиливали неопределенность относительно источников финансирования дефицита внешнеторгового баланса.

Во многом именно накопление внешних дисбалансов привело к неустойчивости динамики экономического роста Беларуси. С 2008 года страна пережила три макроэкономических кризиса. Первый спад стал результатом мирового финансового кризиса 2008 года, второй кризис разразился в 2011 году по причине неэффективной макроэкономической политики, третий спад, начавшийся в 2014-2015 гг., был обусловлен ухудшением ситуации в соседних странах, в первую очередь, в экономике главного внешнего партнера Беларуси – Российской Федерации.

Необходимо отметить, что для Беларуси характерны очень серьезные региональные различия в социально-экономическом развитии. В Минске, население которого составляет примерно 1/5 всего населения Беларуси, и который является, тем самым, самой крупной административной единицей, валовый региональный продукт (ВРП) всегда был наибольшим среди ВРП других регионов. При этом в 2015 году доля ВРП Минска ещё больше увеличилась, достигнув 26%. Наряду с Минской областью, занимающей по ВРП вторую позицию и также заметно увеличившей свою долю в ВВП, эти два региона в 2015 году в общей сложности обеспечивали 41,5% ВВП (тогда как ранее — лишь в пределах 38-39%)

В настоящее время можно констатировать, что в целом белорусская экономика по своему характеру в значительной степени является сырьевой: базируется на нефтепродуктах, реэкспорте сырой нефти и экспорте калийных солей, опираясь на переработку и реэкспорт российского сырья. Основные статьи экспорта Республики Беларусь — это калийные удобрения, нефтепродукты и машиностроительная техника, импорта — энергоресурсы и оборудование.

Тем не менее, Беларуси в этих сложных условиях удалось сохранить определенную социально-экономическую стабильность. Согласно официальным данным, за период с 2001 по 2015 гг. Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В частности, согласно докладу Программы развития Организации Объединенных Наций (далее – ПРООН) среди 188 стран мира Республика Беларусь по индексу человеческого развития переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е место в 2015 году. ВВП страны на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 году. Благодаря этому Беларусь вошла в число стран со средним уровнем дохода. Так, за пять лет реальная заработная плата увеличилась на 40,2%, реальный размер пенсий по возрасту – на 37%, реальные располагаемые денежные доходы – на 32,8%. Обеспечение социальных гарантий и повышение размеров доходов населения позволили снизить уровень малообеспеченности с 7,3% в 2011 году до 5,1% в 2015 году. Зарегистрированная безработица составила при этом не более 1% от экономически активного населения страны.

Существенно улучшилась демографическая ситуация. Согласно официальным данным, с 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти. Уровни рождаемости и смертности практически сравнялись. В 2015 году родилось 119 тысяч детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Более половины рожденных детей (57,2 процента) – это вторые, третьи и последующие дети в семьях. Естественная убыль населения сократилась с 29,1 тысячи человек в 2010 году до 1 тысячи человек в 2015 году. Миграционный прирост за 2011–2015 годы составил 65,1 тысячи человек (в 2015 году – 18,5 тысячи человек) и полностью компенсировал естественную убыль населения.

Развивалась белорусская медицина по всем без исключения направлениям: кардиология, онкология, травматология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, педиатрия и трансплантология. В соответствии с информацией Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) по итогам 2014 года Беларусь заняла 1-е место в мире по снижению уровня материнской смертности и вошла в число 42 государств, в которых в 100 процентах случаев роды принимаются квалифицированным медицинским персоналом. Продолжилось массовое строительство доступного жилья. Обеспеченность населения жильем выросла с 24,6 кв. метра в 2010 году до 26,5 кв. метра на одного человека в 2015 году.

Были приняты меры по модернизации промышленности и сельского хозяйства. На данные цели за 2011–2015 годы инвестировано более 40 млрд. долларов США. Согласно официальным белорусским данным, была полностью обновлена отрасль деревообработки. Введены в строй технологические линии по производству цемента сухим способом. Организовано производство комплексных сложносмешанных удобрений. Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей. Изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов. Начато строительство Белорусской атомной электростанции (далее – Белорусская АЭС).

Произошедшая модернизация производства позволила обновить технологии, сократить затраты на производство продукции. Снижение уровня материалоемкости продукции в организациях промышленности составило 7 процентов за пятилетие при задании Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы минус 5–7 процентов.

Сейчас Беларусь входит в число лидеров среди мировых экспортеров продукции машиностроения. В частности, доля производства карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30 процентов. Фактически почти каждый десятый трактор в мире произведен в Республике Беларусь. Кроме этого, были введены в эксплуатацию и технически переоснащены 1184 молочнотоварных комплекса. Автоматизация основных технологических процессов сельскохозяйственного производства, в свою очередь, позволила увеличить производительность труда в сельском хозяйстве за пятилетие в 1,4 раза.

Республика Беларусь пытается преобразоваться в экспортоориентированную страну. Так, доля продукции агропромышленного комплекса в общем объеме экспорта увеличилась с 13,4 процента в 2010 году до 16,7 процента в 2015 году. Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Голландией, Францией, США, Бельгией и Италией Беларусь входит в число крупнейших экспортеров молочной продукции. В Беларуси производится 1,4 процента мирового объема молока, в мировом экспорте молочных продуктов доля страны составила 2,4 процента, а по сливочному маслу – около 4 процентов.

Страна официально взяла курс на ускоренную информатизацию. Так, в глобальном рейтинге Международного союза электросвязи по развитию информационно-коммуникационных технологий республика поднялась с 50-го места в 2010 году на 36-е в 2015 году, опередив все страны СНГ. По экспорту компьютерных и информационных услуг на душу населения Республика Беларусь также находится среди мировых лидеров.

15 декабря 2016 г. указом Президента А.Г. Лукашенко была утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. Главной целью развития страны на 2016–2020 гг. было определено повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.046 с.)