Парная работа (10-11 классы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парная работа (10-11 классы)



№3

Основная тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Повторение темы «Причастие»

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Карточка 1.

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Карточка 2.

 Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

 

Карточка 3.

Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

 

Карточка 4.

Прекрасная полячка так испугалась увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.

Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.

Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.

Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.

 

Карточка 5.

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…

Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Карточка 6.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.

Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.

Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.

Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.

Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

 

Карточка 7.

Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле. 

И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…

Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

 

Карточка 8.

Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.

Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

 

Карточка 9.

Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.

Так распоряжал кошевой, и все поклонились ему в пояс и не надевая шапок отправились по своим возам и таборам…

Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?

Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.

 

 

Карточка 10.

Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами. 

И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

И стали наступать они тесно на козацкиетабоыгрозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…

 

Карточка 11.

Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).

Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».

Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи!..»

Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.

Поникнул он теперь головою почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сдаётся мне, паны братья, умираю хорошею смертью…»

 

Карточка 12.

Сам Тараувидя беду его поспешил на выручку.

Уже голова другого Пысаренказавертевшись захлопала очами.

Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.

А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.

Так школьник неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим…

«Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.

 

Учитель предлагает учащимся обменяться карточками и устроить взаимопроверку.

 

Работа в группах (5 класс)

№1

При изучении темы «Текст» предлагаем дать дополнительный материал, формирующий умения анализировать тексты разных стилей речи. Способ организации работы — работа в группах.

5 групп:

Текст №1)

Отрывок из статьи:

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?

Текст № 2

Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).

Текст № 3

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц — казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)

Текст №4

… Фёдор вытащил холст на подрамнике, ящик…

Савва Ильич поднял голову:

- Федюшка, ты чего?

- Спи, спи, Ильич.

- Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?

- Хочу холст прогрунтовать.

- Время-то, вроде, не рабочее – ночное?

- К утру нужно.

- Безалаберный ты парень, вижу. К утру нужно, а не готов.

Савва Ильич стал подыматься.

- Да спи же!

- Помогу… Безалаберный, огорчаешь меня. Серьёзно к делу не относишься.

(В. Тендряков)

 

Задание (для каждой группы)

- Сначала напишите, какие стили речи вы знаете.

- Определите стиль вашего текста (Ответы: 1. Публицистический; 2. Научный; 3. Художественный; 4.Разговорный)

Задание для 2 группы:

- Прочитайте вслух ваш текст, определите какая основная мысль в тексте.

Задание для 4 группы:

- Ответьте, почему ваш текст разговорного стиля? Прочитайте ваш текст по ролям.

Задание для 1 группы:

- Почему вы отнесли ваш текст к научному стилю? Приведите аргументы из текста.

Задание для 3 группы:

- Может ли художественный текст содержать научную информацию? Как вы определили, что это художественный текст?

Задание для всех групп:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.038 с.)