Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военный совет Святослава в Доростоле
осле смерти матери своей Ольги Святослав вступил на престол. Это был мужественный и храбрый князь, любил войну и много совершил побед. Он победил Козар и заставил платить себе дань Вятичей. Затем он пошел против Дунайских Болгар, и завоевал их землю. Страна эта так понравилась Святославу, что он хотел перенести свою столицу на берега Дуная в город Переяславец. В это время в Греции был царем Иоанн Цимисхий, бывший весьма храбрым и искусным полководцем. Он потребовал, чтобы Русский князь удалился из Болгарии и, получив отказ, сам повел на него многочисленные войска. После упорной битвы Святослав должен был уступить; он заперся в крепости Доростоле, и здесь был осажден Цимисхием; между тем греческий флот запер ему выход со стороны Дуная. Русские несколько раз выступали на битву с Греками, и мужеством своим удивляли неприятелей. Нередко, побежденные превосходными силами, они обращали тыл; но шли назад медленно, закинув за плечи свои широкие щиты. В русском войске второе место после Святослава занимал богатырь Икмор. В одном сражении, когда он жестоко разил Греков, храбрейший из телохранителей Цимисхия, по имени Анема, пришпорив коня, понесся на Икмора, и одним ударом меча отрубил ему голову вместе с правой рукою. Смерть его опечалила и смутила Русских. Они отступили. На другой день Святослав собрав дружину и советовался с нею о том, что нужно предпринять. Одни говорили, что надобно выбрать темную ночь, прорваться сквозь греческие суда и спасаться бегством в отечество: другие советовали заключить мир. Но Святослав начал увещевать воинов к мужеству, напоминал их прежнюю славу, и говорил, что они должны или жить победителями или умереть с честью. Речь его одушевила дружину; она еще раз вышла в поле и вступила в отчаянный бой. Анема понесся на Святослава, и думал поразить его также, как накануне он поразил Икмора. Сильным ударом он поверг Святослава на землю; но не мог пробить кольчугу и щит. Окруженный русскими, он тут же был убит. Сражение опять кончилось отступлением русских. Они сражались пешие, и броненосная конница Димисхия давала ему большой перевес над русскими. Святослав, не видя ни откуда помощи и имея недостаток в съестных припасах, вступил в переговоры и заключил мир с Греками.
Возвращаясь после того в Киев с малочисленной дружиною и богатой добычею, Святослав погиб в битве с Печенегами, которые дожидались его у Днепровских порогов. Это было в 972 году. После Святослава остались три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк и Олег вскоре умерли, и Владимир стал княжить один.
Военный совет Святослава в Доростоле.
Крещение Руси.
VI Крещение Руси
ладимир был умный князь. Он понял, что языческие боги, которым при нем поклонялись, не настоящие боги, и решил переменить веру. Для этого он посылал послов к разным народам, чтобы узнать какая вера лучше. Послам всех больше понравилась Греческая вера. Владимир решился принять ее. В то время случилась война с Греками на Таврическом полуострове: так как русские князья владели восточною частью этого полуострова, откуда они изгнали Козар. Владимир осадил греческий город Корсунь. Греки защищались мужественно, и князь дал обещание креститься, если возьмет город. Когда же Корсунцы сдались, он послал просить у Греческих императоров Василия и Константина руку их сестры Анны, и объявил о своем намерении креститься. Обрадованные Цари поспешили прислать сестру и священников, которые немедленно окрестили Русского князя, его сыновей и дружину (988 г.). Воротившись в Киев, Владимир приказал истреблять языческие жертвенники и сокрушать идолов. Перун по его повелению был привязан к конскому хвосту и, осыпаемый палочными ударами, брошен в Днепр; народ плакал, смотря на такое поругание. Священники между тем ходили по городу и проповедывали христианство. Так как многие медлили принять новую веру, то князь поступил решительно; он велел всем Киевлянам собраться на берег Днепра, раздеться, войти в воду, и здесь торжественно был совершен над ними обряд крещения. После того Владимир посылал священников по другим русским городам крестить народ, и строил везде христианские храмы. Вместе с христианскою верою в Россию перешла и богослужебные книги на славянском языке. Христианство распространилось сначала по Великому водному пути от Киева до Новгорода и вообще по главным городам; в других же местах долго еще держалось язычество.
Особенно упорное сопротивление новая вера встретила на Севере у Славян, живших по соседству с Финнами. В Новгороде язычника подняли мятеж и были усмирены только силою оружия; после чего, так же как и Киевлян, их собрали на реку Волхов, и окрестили. Идол Перуна с таким же поруганием, как в Киеве, был брошен в Волхов. Добрыня Никитич, дядя Владимира и тысяцкий Путята, усмиряя мятеж, сожгли часть города. Отсюда сохранилась у Новгородцев поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Так совершилось крещение Руси. Церковь причислила Владимира к лику святых и наименовала его «Равноапостольным».
VII Ярослав Мудрый
осле смерти Владимира святого осталось 12 сыновей. В то время был обычай, чтобы каждый сын князя получал в наследство часть отцовской земли и свой особый город. Это называлось удельною системою. Св. Владимир еще при жизни раздал сыновьям разные города и области русского княжества: одному дал Новгород, другому – Ростов, третьему Владимир на Волыни и т. д. Самый замечательный из сыновей Владимира был Ярослав. В его княжение прославилось наше отечество; он был князь умный, храбрый, богобоязливый и справедливый; старался не столько о победах и завоеваниях, сколько о счастии своего народа. И как он знал, что нельзя быть счастливым без веры во Христа и просвещения, то старался, чтобы подданные его были истинными христианами, он велел переводить священные книги с Греческого на Славянский язык, даже списывал сам многие из них для народного употребления; заводил училища в городах своих, уговаривал отцов и матерей отдавать детей своих учиться, вызывал из иностранных государств художников для построения и украшения церквей киевских (замечательны построенные при нем храмы св. Софии в Киеве и в Новгороде). Он любил укреплять и строить города; так им построены Юрьев на севере и Ярославль на берегу Волги. Кроме того Ярослав заслужил название первого русского законодателя; он собрал все законы, по которым предки его управляли землею русскою, и приказал написать их. Это была первая книга наших законов; эта книга сохранилась до наших дней, и называется Русскою Правдою. Одним словом, слава имени Ярослава была так велика, что отдаленные государи уважали знаменитого князя русского и считали честию быть его союзниками и родственниками. Король французский, Генрих I, женился на одной из дочерей его – княжне Анне; другая дочь была за Венгерским королем, а третья – за принцем норвежским. Он умер в 1054 году, и гробница его уцелела до сих пор в Киево‑Софийском соборе. После Ярослава осталось пять сыновей, и он между ними разделил землю русскую таким образом: Киев и Новгород отдал старшему сыну Изяславу, которого прочие братья должны были почитать вместо отца; Святославу дал Черниговскую область, Всеволоду – Переяславскую, Игорю – Владимиро‑Волынскую, а Вячеславу – Смоленскую. Он заслужил в истории название Мудрого.
Ярослав Мудрый.
Поучение Владимира Мономаха.
VIII Поучение Владимира Мономаха
ыновья и внуки Ярослава Мудрого часто ссорились между собою и воевали друг с другом. Один из внуков его – Владимир Мономах, личными своими качествами и заслугами резко выдавался из всех своих родичей: он мирил враждующих, свято соблюдал свое слово; подавал пример набожности; правосудия, гостеприимства, и превосходил всех воинскою храбростью. После Ярослава это был самый лучший князь. Слава его еще увеличилась в последние годы княжения Святополка: он убедил в это время всех князей идти на жестоких Половцев, разорявших русскую землю. Владимир говорил так приятно о счастии избавить от опасности жизнь и имение своих соотечественников, о славе умереть за родину, что все князья забыли на время ссоры свои, и с благородным усердием собрали воинов в своих княжествах. Они дружно пошли на врагов, победили Половцев и заключили с ними самый выгодный мир. Всею славой этой победы, всеми выгодами этого мира, Русь была обязана Мономаху. Народ знал это, и при каждом случае старался выказать благодарность и особенную любовь к Владимиру. Любовь народа была так велика, что когда умер Святополк, то Киевляне объявили, что не хотят слышать ни о каком другом государе, кроме общего любимца всех Русских – знаменитого Мономаха. И он стал великим князем.
В назидание сыновьям Владимир Мономах написал Поучение, в котором изобразил свою неутомимую деятельность. В нем сказано, что большую часть жизни он провел вне дома, большую часть ночей спал на сырой земле; дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света вставал с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, судил людей, ездил на охоту и т. д. «Всех походов моих было 83 больших, а других маловажных не упомню. На охоте в лесах я вязал диких коней по 10 и по 20 разом; два буйвола метали меня на своих рогах, один лось бодал, а другой топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра, медведь прокусил у колена попону, лютый зверь повалил коня подо мною; много раз падал я с коня, разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, но Бог хранил меня невредимым». Убеждая детей жить в мире и согласии, он дает, между прочим, следующие наставления: «Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; жен своих любите, но не давайте им власти над собою; старого человека почитайте как отца, а молодого, как брата; строго соблюдайте правосудие и крестное целование; гостей и послов чтите, если не дарами, то питием и брашном: ибо они распускают в чужих землях и добрую, и худую славу». Он умер в 1125 году.
IX
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.013 с.) |