Рассказы для детей из Русской истории. От Рюрика до Петра I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы для детей из Русской истории. От Рюрика до Петра I



От Рюрика до Петра I

 

Дозволено цензурою. Москва, 8 ноября 1887 года.

 

I

Призвание Варягов

 

аше отечество, наша родина – Россия, слишком тысячу лет тому назад была сплошь покрыта большими лесами, и жил в ней народ, наши предки, Славяне. Откуда они пришли неизвестно. Первоначально они поселились по Дунаю; спустя долгое время от них разошлись в разные стороны племена, и каждое племя прозвалось своим особым именем. Одни из них поселились по Днепру и назвались Полянами; другие поселились в лесах по Волге и Оке и прозвали себя Древлянами; третьи заняли прибрежье озера Ильменя, где нынешний Новгород, и одни только не приняли никакого прозвища, а стали называться просто Славянами. Кроме этих племен, было много и других, разместившихся по соседству.

Славяне жили в больших деревянных избах похожих на теперешние крестьянские избы. Они делились на несколько родов, то есть на несколько больших семей, состоявших из всех близких и дальних родственников, происходивших от одного родоначальника. Родом управлял отец семейства, дед или прадед. Когда же он умирал, то его место занимал старший из родственников, которому уже повиновались и которого слушались еще при жизни покойного родоначальника, потому что, за преклонностию лет он уже при жизни поручал ему дела и семью. Для решения важных общественных дел все такие родоначальники собирались вместе на сходку, и обсуждали всякое дело, как быть лучше. Славяне были гостеприимны, добродушны и ласковы с гостями. Вначале все они были язычниками и поклонялись богу молнии, которого они называли Перуном. Занимались они охотою на зверей, рыбною ловлей, пчеловодством и земледелием. Звериные шкуры, рыбу и мед они продавали за море другим народам, отправляя все это по рекам на больших ладьях. Так по Волге и Днепру, чрез Черное море, они вели торг с Греками, а по Ильменю озеру, чрез Балтийское море, с Варягами. У некоторых славянских племен в то время были уже города, то есть большие деревни, огороженные и укрепленные деревянною стеною или забором. Так у Полян по Днепру были города, Смоленск, Изборск и Киев, а у Славян по Ильменю озеру – Новгород и Псков. Так и жили наши Славяне, и не было у них никакого правителя или князя. Но вот напали на них Варяги и стали брать дань с Новгорода. В то же время Козары наложили дань на Полян Киевских и других. Прошло года два. Надоело Новгородцам платить дань Варягам, вздумали они от них избавиться; кое‑как им удалось прогнать Варягов, и стали они по прежнему вольными, да ненадолго; как и все Славяне, не умели они уживаться в ладу между собою; начались ссоры; род восстал на род, не было правды и мира. Тогда, с горя, стали они искать чужого человека, который был бы судьею между ссорившимися и защищал бы их от нападений других народов. И отправили они послов за море к Варягам и велели сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». На это приглашение пришли к ним три брата из племени Русь, Рюрик, Синеус и Трувор, и разделили между собою землю: Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Это было в 862 году, и стала наша земля называться по имени князей Русью. Через два года оба младшие брата Рюрика умерли; Рюрик стал княжить один и посадил во все города людей из своей дружины, которые пришли с ним. Так началась Русская земля.

 

 

 

Призвание варягов.

 

Аскольд и Дир.

 

 

II

Аскольд и Дир

 

ыли у Рюрика в дружине два воина Аскольд и Дир; они не получили себе в управление городов, и отправились служить в Царьград. И пошли они по Днепру, увидели на горе город Киев, который им очень понравился. Они спросили: «Чей это город?» Им сказали, что город этот был вольный, а теперь платит дань Козарам. Они освободили город от Козар и стали в нем княжить. Но недолго Аскольд и Дир владели Киевом. В Новгороде умер Рюрик (в 879 г.) и оставил после себя малолетнего сына Игоря. Сына своего Рюрик поручил Олегу, своему родственнику. Олег и стад княжить, а Игорь до смерти Олега во всем его слушался, так что и жену ему Ольгу выбрал Олег по своей воле. Надоело Олегу жить в Новгороде; пошел он с дружиною своею вниз по Днепру и заставил попутные народы платить себе дань, и всюду поставил от себя наместников. Пришел он к Киеву, воинам велел спрятаться в ладьях, а сам назвался купцом и послал сказать Аскольду и Диру: «Мы купцы, идем к Грекам от Олега и Игоря княжича; приходите к нам». Времена тогда были простые: заезжему человеку все были рады и старались угодить ему, потому что заезжий человек бывает в разных сторонах и разносит и хорошую, и худую славу. Вышли князья Киевские к Олегу с радостию, тогда воины выскочили из ладей; Олег и сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского роду, а я князь, и вот сын Рюриков», – указал он на малолетнего Игоря. Тут воины бросились и убили Аскольда и Дира[1]. И стал после того Олег княжить в Киеве, и так как ему этот город очень полюбился, то он и назвал Киев «матерью городов Русских». Все окольные славянские племена Олег заставил платить себе дань; иные смиренно покорились ему сами, а других он принудил силою.

 

 

III

Клятва воинов Игоря Грекам

 

лег княжил в Киеве 33 года. Он прославился своими подвигами. Не довольствуясь скудною данью Славян, Олег в 907 году снарядил 2000 ладей и отправился сначала по Днепру, а затем по Черному морю на Греков; осадил главный их город Царьград, и не отступал до тех пор, пока Греческий император Лев VI заплатил ему большой выкуп. Он воротился в Киев с богатою добычею, которая состояла из золота, шелковых тканей, греческих вин и прочих товаров. Он в это время заключил с греческим императором очень выгодный договор для русских людей, торговавших в Греции; например, они могли покупать в Царьграде товары, не платя за них пошлины. За его необыкновенную удачу народ прозвал его вещим, т. е. мудрым. Самая смерть его была украшена особым преданием. Олег будто‑бы погиб от своего коня, о чем заранее предсказал ему один кудесник. Когда он пожелал взглянуть на кости своего коня и наступил ногою на череп, то в это время из черепа выползла змея, ужалила Олега в ногу и он умер.

После Олега стал княжить Игорь. Он тоже предпринимал поход на Грецию, но он не имел такого успеха, как Олег. Он тоже заключил с Греками договор, но этот договор не был так выгоден, как прежний, т. е. русские послы и купцы должны были подвергаться в Царьграде некоторым стеснениям. Цари греческие подтвердив клятвою этот договор, отправили послов в Киев, чтобы привести к такой же клятве Игоря и его воинов. Дружина княжеская состояла в то время почти из одних язычников, и они вместе с Игорем пошли на холм, где стоял идол главного их бога Перуна. Сложив на землю свои щиты, золотые кольца, обнаженные мечи и остальное оружие, они в присутствии послов произнесла следующую клятву: «Пусть мы не будем иметь помощи от Перуна и не укроют нас щиты наши, если задумаем разрушить мир с Греками; пусть будем тогда изрублены своими мечами, погибнем от собственных стрел или от другого оружия, а да будем рабами в этом веке и в будущем». Между тем крещенная Русь присягала именем христианского Бога в соборном храме Илии. Дружба и любовь с Греками, по словам договорной грамоты, должны были сохраняться до тех пор, пока сияет солнце и стоит мир, или пока хмель будет тонуть, а камень плавать на воде. Игорь со всех покоренных племен собирал дань. Для сбора этой дана князь посылал воевод, или ходил сам с своею дружиною. Во время одного из таких походов в древлянскую землю, когда у князя мало было дружины, Древляне возмутились и убили князя Игоря. Он княжил 30 лет. После него остался малолетний сын Святослав и супруга Ольга.

 

 

 

Клятва воинов Игоря Грекам.

 

Сожжение Коростеня Ольгою.

 

 

IV

Сожжение Коростеня Ольгою

 

осле Игоря княжеством управляла его супруга Ольга, потому что Святослав был еще малолетен. Прежде всего она задумала отомстить Древлянам за смерть своего мужа Игоря. Для этого она стала собирать большую дружину. Древляне же в это время прислали к Ольге послов просить ее, чтобы она вышла замуж за их князя Мала. Ольга, делая вид, что согласна на их предложение, велела выкопать большую яму и приказала своей дружине бросить в эту яму послов вместе с лодкою, на которой они приплыли; а сама, наклонившись над ямой, спрашивала: «хорошо ли вам тут?» и велела их засыпать землею. Древляне прислали к ней других послов; этих Ольга пригласила помыться в бане, и там велела запереть их и сжечь. Затем она послала сказать Древлянам, что идет к ним, и велела им выслать к ней для встречи, как можно побольше самых лучших и знатных людей. Древляне, ничего не подозревая, выслали к ней самых знатных и почетных людей. Ольга с большою дружиною встретила посланных на дороге и пригласила их отпраздновать поминки по ее покойном муже, и велела своим воинам угощать их и прислуживать им; а когда те порядком перепились, то велела своим умертвить их; после того Ольга подступила к главному городу их Коростеню и обложила его кругом. Древляне, томимые голодом и жаждою, просили мира, обещаясь заплатить большую дань.

Тогда Ольга сказала им: «не хочу обременять вас тяжкою данью, а дайте мне с каждого дома по два голубя и по два воробья, и я отступлю». Древляне обрадовались такой легкой дани, и живо собрали ей голубей и воробьев. Ольга дождалась ночи, велела привязать к ноге каждой птицы по тряпке с серой, зажгла их и пустила в город. Голуби и воробьи полетели под крыши своих домов, и весь город разом загорелся. Испуганные жители бросились вон из города, а тут дружина Ольгина убивала их и бросала обратно в огонь. Совершив такую кровавую месть над убийцами своего мужа, Ольга усмирила непокорных Древлян и обложила тяжелою данью.

Потом, подобно прежним князьям, она объезжала с дружиною подчиненные племена, творила между ними суд и получала дань. Вообще деятельность Ольги украшена многими преданиями, в которых она изображается женщиною необыкновенна хитрою, с твердым, решительным характером. Но особенно Ольга прославилась принятием христианства. Она совершила в 957 году путешествие в Грецию, где и приняла крещение.

Воспреемником ее был император Греческий Константин Багрянородный. При крещении Ольга приняла имя Елены. Скончалась она в глубокой старости.

 

 

V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.011 с.)