Шкала Эмоциональной Осознанности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала Эмоциональной Осознанности



 

А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100% эмоциональной осознанности.

 

Рис. 2. Шкала Эмоциональной Осознанности

 

Сырой, не прирученный и необъезженный, врожденный эмоциональный опыт, вероятно, является недифференцированным и хаотичным; от этого состояния в процессе эмоционального развития индивид может либо регрессировать в бесчувственное состояние, либо эволюционировать к осознанности и эмоциональной грамотности. Поместив эмоциональный хаос приблизительно в середине шкалы, я ввожу дополнительные точки континуума: Физические ощущения и Бесчувственность ниже вербального барьера, а также Дифференциацию, Причинность, Эмпатию и Интерактивность выше этой линии.

 

Бесчувственность

 

В этом состоянии онемения и анестезии, даже находясь под воздействием сильных эмоций, индивид не способен испытывать ничего, что он мог бы назвать чувствами. Однако окружающие могут не только видеть эти интенсивные эмоциональные проявления (начиная от мимики лица до изменения пигментации кожи), но и в буквальном смысле чувствовать их. Если спросить такого человека, как он себя чувствует, он, вероятно, окажется поставленным в тупик или сообщит о том, что испытывает лишь холод и онемение. Эмоции такого человека в буквальном смысле заморожены и недоступны для осознания, а сам он чувствует лишь эмоциональную пустоту, хотя и может находиться под воздействием сильных эмоций. Изредка, как правило, находясь под влиянием алкоголя или другого наркотического препарата, его наиболее сильная эмоция бесконтрольно выплескивается наружу в виде короткой острой вспышки, которая быстро снова сменяется состоянием анестезии.

 

Физические ощущения

 

На этом уровне осознанности эмоции испытываются в форме обычно сопровождающих их физических ощущений; индивид почувствует учащение сердцебиения, но не испытает страха, ощутит давление в грудной клетке, но не распознает в нем депрессии, он почувствует жар, холод, комок в желудке или звон в ушах, мурашки, стреляющую боль; ощущения эмоции без осознания самой эмоции. Люди, живущие в этом состоянии эмоциональной безграмотности, часто принимают наркотики (в том числе и находящиеся в свободной продаже, и запрещенные, и назначаемые по рецепту врача), помогающие справиться с различными физическими ощущениями, но, к несчастью, почти всегда вредные для здоровья, а то и вызывающие эффект привыкания. Избавляя человека от боли в голове или в желудке, от чувства напряженности или усталости, наркотики окончательно притупляют его осознание эмоциональных конфликтов, вызывающих эти симптомы. Однако конфликты не исчезают, и хотя неприятные ощущения могут временно утихнуть, эмоциональные проблемы остаются неразрешенными, а организм выводится из состояния равновесия употреблением наркотических препаратов, потенциально обладающих долгосрочными негативными эффектами.

 

Хаотический опыт

 

На данной стадии эмоциональной безграмотности эмоции осознаются, однако они ощущаются в виде повышения уровня внутренней энергии, которое невозможно перевести в слова, и, следовательно, испытываются в форме недифференцированной и неподдающейся анализу эмоциональной массы. Такое эмоциональное состояние вызывает особую тревогу, поскольку индивид крайне подвержен эмоциям и восприимчив к ним, однако не способен их усмирять, вербально выражать или контролировать. Соответственно, такой человек подвержен более серьезным неприятностям и находится в состоянии повышенного риска возникновения неконтролируемых эмоций, по сравнению с людьми, располагающимися ниже по шкале, чьи эмоции полностью заморожены и находятся вне их осознания. Это показывает, как вследствие антиэмоционального характера нашей культуры индивид может эффективнее функционировать, находясь на более низком уровне эмоциональной безграмотности, чем на сравнительно высоком, хотя и хаотическом уровне осознанности. На этом основании некоторые люди приходят к заключению, что эмоциональная осознанность и восприимчивость являются, по сути дела, недостатком. Данные исследований, однако, говорят о том, что развитие навыков эмоциональной грамотности и осознания эмоциональной информации ведет к росту личной эффективности и личной власти даже в нашем эмоционально безграмотном мире.

 

Вербальный барьер

 

Приложение вербальных и базирующихся на информационном подходе схем и навыков к человеческим эмоциям составляет самую сущность этого концепта. Именно по пересечении «вербальной линии», воздействие языка и способность обмениваться эмоциональной обратной связью между людьми позволяют нам развить осознание и искусство распознавания эмоций и выработать техники их эффективного выражения и управления ими. Для того чтобы преодолеть этот языковый барьер, мы должны находиться в солидарной нам среде, правдивой и дружественной к эмоциональной информации. Только в том случае, если разговоры об эмоциях приветствуются и поощряются, мы можем открыто обсуждать наши эмоции с людьми, готовыми открыто обсуждать собственные эмоции, и только в условиях свободной открытой дискуссии мы можем прийти к пониманию своих собственных чувств и чувств окружающих. Ниже вербальной линии, до того как человек начинает говорить о своих чувствах, никакая дифференциация эмоций, скорее всего, а вероятно и вообще, невозможна.

 

Дифференциация

 

Дифференциация представляет собой шаг на пути к распознаванию различных эмоций и их интенсивности, а также к обучению тому, как говорить об эмоциях с другими и самому размышлять о них. Из эмоционального хаоса мы становимся способными выделить гнев, любовь, стыд, радость или ненависть, составляющие наш запутанный эмоциональный опыт. Возможно, основным чувством окажется любовь с примесью стыда, или же наш опыт может оказаться состоящим из сильной ненависти и в равной степени интенсивного страха. Или же это могут быть гнев, страх или стыд в чистом виде.

 

Причинность

 

Движение за человеческий потенциал подарило нам большое количество информации и множество техник. Однако оно также способствовало распространению идеи о том, что люди не могут вызывать чувства в других людях. Согласно этому взгляду, мы сами ответственны за то, что мы чувствуем, и обвинение других в своих эмоциональных переживаниях является ошибкой.

Это убеждение в том, что мы не можем заставить друг друга испытывать чувства, признаваемое множеством людей за величайшее, мудрейшее и освобождающее откровение, на мой взгляд, является верхом эмоциональной безграмотности. Для любого не лишенного чувств человека совершенно очевидно, что на самом деле мы можем вызывать эмоции друг у друга. Я заметил, что это эмоционально безграмотное утверждение наиболее горячо отстаивается квалифицированными специалистами, белыми мужчинами среднего возраста. Когда я оспариваю эту точку зрения в моих группах, как правило, именно женщины со вздохом облегчения благодарят меня за то, что я возражаю против такого взгляда, и высказываю то, что они уже давно чувствовали.

Начав точно распознавать состав наших чувств, мы начинаем понимать и их причины; почему, когда мы испытываем сильную любовь или ненависть, то ощущаем и стыд. Именно здесь так важно понимать эмоциональные взаимосвязи; связи между теми эмоциями, которые мы можем вызывать в других людях, и теми, которые другие могут вызывать в нас. Мы обнаруживаем, что большинство наших эмоциональных реакций вызвано взаимодействиями с другими людьми, и начинаем осознавать, какой эффект их действия оказывают на нас. Таким путем мы можем научиться понимать, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем.

 

Эмпатия

 

По мере того как мы учимся распознавать различные эмоции, степень их интенсивности и причины, а также осознавать их тончайшую фактуру, мы начинаем воспринимать и интуитивно постигать аналогичную фактуру эмоций окружающих нас людей. Этот процесс кажется поразительным для новичка, поскольку он осуществляется как бы неким шестым чувством, которое временами пугающе напоминает ясновидение. Мы получаем эмоциональные сигналы, исходящие от других людей в буквальном смысле по отдельному эмоциональному каналу, направленному прямо в наше сознание. Находясь в состоянии эмпатии, мы не распознаем эмоции других людей аналитическим или логическим путем, не видим и не слышим их. Вместо этого мы их испытываем точно так же, как испытываем свои собственные. Исследования позволяют предположить, что эмпатия действительно является органом шестого чувства, воспринимающим эмоциональные энергии подобно тому, как глаз воспринимает свет. Эмоциональная безграмотность является следствием того, что мы перестаем развивать в себе это чувство или даже подавляем его.

На данном уровне эмоциональной грамотности мы начинаем осознавать чувства других людей. Однако это осознание не имеет особой ценности, если оно ничем не подкреплено. Лишь в обстановке сотрудничества, где люди готовы искренне обсуждать свои чувства, мы можем подтвердить наши интуитивные догадки, протестировав их на практике. Этот процесс столь необходимой обратной связи значительно повышает точность нашего эмпатического восприятия. Мы обучаемся осознавать чувства других людей, их интенсивность и причины возникновения так же ясно, как и свои собственные, благодаря постоянному их восприятию, обратной связи и корректировке. В конце концов наше эмпатическое восприятие становится более точным и надежным.

 

Интерактивность

 

Интерактивность, взаимная коммуникация и обратная связь являются в век информации желанными целями для подавляющего большинства людей. То же самое касается наших эмоций; эмоциональная интерактивность представляет собой важнейший навык эмоционально развитой личности.

Эмоции это не статичные события; они текучи, подобны химическим реакциям и развиваются постепенно, в отличие от мыслей и представлений, которые более компактны, подобны электрическим разрядам и возникают мгновенно. Эмоции сливаются между собой, ослабевают, расширяются и сжимаются в присутствии друг друга и под воздействием времени. Соответственно, осознание того, как эмоции взаимодействуют друг с другом в одном человеке, а также в ситуации общения между людьми, позволяет нам подняться на еще более высокий уровень эмоциональной компетентности.

 

 

Эмоциональная грамотность

Исходные положения

 

Аксиома 1

 

Здоровый человек является эмоционально восприимчивым и ответственным: как способным испытывать эмоции под воздействием других людей, так и ответственным за то, какое эмоциональное воздействие он сам на них оказывает.

 

Аксиома 2

 

Эмоциональная информация крайне необходима для эффективной межличностной коммуникации; без нее мы получали бы лишь половину данных, присутствующих в любом наборе транзакций.

 

Аксиома 3

 

Эффективная межличностная коммуникация крайне важна для человеческой продуктивности и личной силы.

 

 

Что мы чувствуем и почему

 

Никто не сказал еще авторитетного окончательного слова по поводу того, сколько именно существует различных эмоций; их точная классификация нуждается в дальнейшей разработке.

Достаточно очевидно, однако, что существует около десятка первичных эмоций – иными словами, эмоций, которые разительно отличаются друг от друга, – включая любовь, гнев, страх, робость, стыд, вину, гордость, печаль, надежду.

Эмоции можно разделить на позитивные и негативные. Мы определяем эмоции как позитивные либо негативные, поскольку большинство людей стремятся к первым и избегают вторых. Когда две или более первичные эмоции имеют место одновременно, они комбинируются во вторичные эмоциональные оттенки. Любовь может испытываться одновременно со стыдом или с гневом, или даже со своей противоположностью, ненавистью. Когда же примешиваются дополнительные эмоции, они порождают столь смутное переживание, что в результате возникает хаос и смятение. Зачастую ревность является таким смешением эмоций – гнева, страха, стыда, любви, сексуального желания, – которое не поддается ни нашему пониманию, ни контролю.

Эмоции также могут быть сильными или слабыми. Каждая из вышеупомянутых эмоций имеет свои сильные и слабые проявления. Например, гнев может варьироваться от едва ощутимого раздражения до слепой ярости. Стыд может варьироваться от легкого смущения до «сгорания со стыда», вызывающего в нас чувство унижения. Эмоционально безграмотные люди могут осознавать свои эмоции только тогда, когда те достигают крайне интенсивного полюса спектра.

Так, например, мужчины часто полностью не осознают мягких форм гнева и не способны говорить о них. Однако когда их гнев достигнет достаточной интенсивности, они будут выражать его и знать о том, что они его испытывают. То же самое касается осознания и способности к выражению чувства любви. Мужчины склонны испытывать и очень бурно проявлять любовь, только когда ее интенсивность достигает крайней точки спектра, однако когда любовь несколько ослабевает, они внезапно обнаруживают, что полностью утратили это чувство.

Человек, не умеющий читать, часто пугается и начинает защищаться, оправдывая свою неграмотность, или притворяется, будто понимает текст, из чувства смущения. Неграмотные люди нередко склонны принижать важность умения читать и писать, а то и вовсе становятся противниками грамотности, полностью отрицая ценность печатного слова. Такие люди часто пытаются компенсировать свою неграмотность другими способами, например, стараются вести нормальный образ жизни, никак не соприкасаясь с литературной сферой. Или же они вырабатывают различные приемы, позволяющие им выкручиваться, просто узнавая отдельные слова, но фактически не читая их. Аналогичным образом, эмоционально безграмотные люди часто стесняются своей некомпетентности и пытаются компенсировать этот недостаток логическими и рациональными методами. Они презирают эмоции как лишенные смысла и пользы, но смущаются и начинают защищаться, когда их некомпетентность обнаруживается. Они научаются реагировать на эмоциональные ситуации так, будто понимают, что происходит. И поскольку эмоциональная безграмотность представляет собою правило, а не исключение, в качестве ее сильнейшего подкрепления повсеместно функционирует антиэмоциональный консенсус.

Последствия эмоциональной безграмотности многочисленны. С одной стороны, когда эмоции не признаются, а подавляются, на поверхностном социальном уровне преобладают рациональность и логика. Межличностные взаимодействия кажутся «цивилизованными» и «взрослыми». Однако чуть скрытые этим покровом, эмоции продолжают существовать и дают о себе знать. Подавляемые, сдерживаемые эмоции искажают мышление и коммуникацию, порождают хаотическое поведение и могут вызывать физиологические симптомы, например, головную боль, боли в спине или желудке, а также такие хроническое заболевания, как астма, артрит, язвы, колиты и перенапряжение.

Когда события ранят или печалят нас, а мы не имеем возможности плакать, эта печаль может стать фундаментом нашей личности. Когда наше стремление обнимать, ласкать, целовать и восхищаться возлюбленным встречает отпор, наши сердца сжимаются. Другая крайность проявляется в том, что когда эмоции выходят из‑под контроля, жизнь становится полем нескончаемой битвы, в которой эмоциональные травмы усиливают одна другую, доводя человека до отчаяния и помешательства. Когда же эмоциональная безграмотность поселяется в коридорах власти и охватывает целые правительства, те начинают представлять для населения смертельную угрозу – угрозу войны, смерти, голода и болезней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.029 с.)