Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.



Слово «диагностика» упот­ребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической меди­цины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полу­ченных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать вто­рое значение. Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсив­ности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб. Для усвоения материала данного раздела мы будем использовать также термин «физическое развитие». Это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренни­ми факторами и жизненными условиями. Основные признаки физи­ческого развития - масса, плотность и форма тела, антропометричес­кие показатели; критериями физического развития выступают особен­ности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

  Антропометрический показатель (апг.ЬгорО5 - человек + те1гео - измерять) - объективные данные о физическом развитии, степени вы­раженности антропометрических признаков:

1) соматометрические - длина и масса тела, окружности груднойклетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;

2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкостьлегких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, разви­тие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом ока­зывают значительное влияние на органы и системы человека: сердеч­но-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нерв­ную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную. Итак, при физических нагрузках происходят из­менения в органах и системах организма. Чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо прово­дить регулярный контроль состояния организма. Виды диагностики, ее цели и задачи. Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспан­серизация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья челове­ка, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1 Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2 Оценивать эффективность применяемых средств и методов учеб­но-тренировочных занятий.

3 Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4 Установить контрольные нормативы для оценки подготовлен­ности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактичес­кой, морально-волевой и теоретической.

5 Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6 Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7 Отбирать талантливых спортсменов.

9.2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Врачебный контроль - это комплексное медицинское об­следование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследо­вание. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от ква­лификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополни­тельное. Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о до­пуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировоч­ный процесс. Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм. Основное предназначение медицинского осмотра - определить состояние здоровья студентов и рас­пределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время. Распределение по группам проводится после ком­плексного осмотра специалистами. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансе­ризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длитель­ному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляе­мая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния. Она проводится 1-2 раза в год и включают обследование физического развития по таким показа­телям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осан­ка, форма спины, ног, окружность грудной клетки, ЧСС, антропометрические показатели дыхания. Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля.

9.3 Педагогический контроль - планомерный процесс получе­ния информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколь­ко соответствует педагогическое воздействие повышению эффектив­ности учебно-тренировочных занятий. Задачи педагогического контроля:

«оценить эффективность применяемых средств и методов трени­ровки;

» выполнить план тренировки;

» установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую

подготовленность спортсменов;

» выявить динамику развития спортивных результатов и спрогно­зировать достижения отдельных спортсменов;» отобрать талантливых спортсменов. Содержание педагогического контроля:» контроль за посещаемостью занятий;» контроль за тренировочными нагрузками;» контроль за состоянием занимающихся;» контроль за техникой упражнений;» учет спортивных результатов;» контроль за поведением во время соревнований. Виды педагогического контроля:

1.Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2.Текущий - определять повседневные изменения в подготовке за­нимающихся.

3.Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором на­ходится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты раз­личают три типа состояний:

1.    Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периодавремени (состояние спортивной формы организма, уровня его трени­рованности).

2.    Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких за­нятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3.    Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физи­ческих упражнений (утомление после однократного пробегания дис­танции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование за­нимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документа­ции учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упраж­ненияминепосредственно на занятиях; тестирование различных сто­рон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной ра­ботоспособности.

 

9.4 Врачебно - педагогический контроль, его содержание. Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изме­нений, приводящих к заболеваниям. С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, про­исходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближай­ший период отдыха. Отставленный тренировочный эффект дает воз­можность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на дру­гой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировоч­ный эффект показывает те изменения в организме, которые происхо­дят на протяжении длительного периода тренировки. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показа­телям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выпол­нения упражнения.

 

9.5 Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования. Самоконтроль - регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля:

1      Расширить знания о физическом развитии.

2 Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3 Ознакомиться с простейшими доступными методиками самокон­троля.

4 Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методи­ки самоконтроля: инструментальные, визуальные. Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состо­янием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организ­ма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановле­ния умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восста­навливать функциональные возможности организма.

Дневник самоконтроля. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интен­сивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Ква­лифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на неко­торые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровитель­ных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом уп­равлять этими процессами. Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его на­рушения; аппетит характеризуется как хороший, удовлетворитель­ный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления; масса тела определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак. Оценка физического развития с помощью антропометрических из­мерений дает возможность определять уровень и особенности физи­ческого развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использова­нием специальных стандартных, проверенных инструментов. При мас­совых обследованиях измеряются рост стоя и сидя, масса тела, окруж­ность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгиба­телей кисти и другие показатели.

 

9.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Результаты самоконтроля должны регулярно регистри­роваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния ор­ганизма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продол­жительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетво­рительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния ор­ганизма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья. Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на со­стояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыха­ния: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки проис­ходит сравнительно быстро. Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно-сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) - пульс.

Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего оп­ределяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пя­того межреберья. Если во время физической нагрузки частота пульса 100- 130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130- 150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150- 170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственно для предельной нагрузки. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосу­дистой системы является уровень артериального давления (АД) У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зави­симости от возраста равняется 100-125 мм рт. ст., минимальное (диастолическое) - 65-85 мм рт. ст. при физических нагрузках макси­мальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм

рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

 

9.7. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания.

Чтобы корректировать содержание занятий по результа­там показателей самоконтроля, разработаны специальные тесты.

К примеру, при легкой нагрузке частота пульса доходит до 130 удар/минуту, при нагрузке средней тяжести - 130-150 удар/мин, предельная нагрузка - более 180 удар/мин. Опреде­лить величину нагрузки можно по тому, за какое время восстанавли­вается пульс. Так, при малой нагрузке это происходит через 5-7 мин после окончания занятий, при средней нагрузке - через 10-15 мин, а при высокой нагрузке пульс восстанавливается только через 40- 50 мин. Тренированность организма можно определить также по раз­нице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Так, разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности. Оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости лег­ких. Если после занятий жизненная емкость легких осталась без изме­нения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой рабо­той, если снизилась на 100-200 см'! - средней, на 300-500 и более тяжелой. Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания. Пост легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, поел» средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту. Определить величину нагрузки можно по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400-700 г, при большой нагрузке потеря массы составит 800 г и более), а также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая. По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5- 15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.

 

9.8. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе. После 2-3 глубоких вдохов и выдохов сделать полный вдох (80-90% максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функцио­нальная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая функциональная подготовленность. То же самое сделайте на полном выдохе. В этом упражнении средняя подготовленность у тех, кто может задержать дыхание 35-40 с, у тех, кто задерживает дыхание менее 20 с, подготовленность слабая, а те, кто задерживает дыхание более 45с, имеют хорошую подготовленность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.018 с.)