Папство в средневековой Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Папство в средневековой Европе



Михаил Маркович Шейнман

Кто такие папы римские

 

 

М. Шейнман

КТО ТАКИЕ ПАПЫ РИМСКИЕ

 

Возникновение папства

 

Христианская религия зародилась в древней Римской империи и была при своем возникновении религией рабов, религией порабощенных и угнетенных. Римская империя держалась на труде рабов. «При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства – раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину». Римское рабовладельческое государство угнетало и грабило многочисленные покоренные им народы. Не раз рабы и трудящиеся восставали против господства рабовладельцев. Крупнейшие восстания рабов происходили в Сицилии (137–132 гг. и в 104–100 гг. до христианского летосчисления), в Малой Азии (133–130 гг.). Особенно крупным было восстание под руководством Спартака (73–71 гг.). Это была настоящая война за освобождение от рабства, которая потрясла рабовладельческое общество и нанесла ему чувствительный удар. Восстания рабов кончались неудачами. «Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были онй отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление. Цепи рабства оставались нетронутыми, либо старые цепи сменялись новыми, столь же тягостными и унизительными»[1].

В таких условиях в Римской империи и зародилось христианство, вначале как секта в иудейской религии. Христианство явилось бессильным протестом рабов, бедня[2] ков и угнетенных масс против существовавшего тогда строя. По словам товарища Сталина, «…христианство считалось среди угнетенных и задавленных рабов обширнейшей Римской империи якорем спасения». Эта религия как будто давала массам выход из их тяжелого положения, обещая за все страдания на земле рай после смерти. Великий учитель пролетариата – Фридрих Энгельс об этом писал: «Но вот явилось христианство, отнеслось по‑серьезному к наградам и карам в потустороннем мире, создало небо и ад, и был найден выход, который вел страждущих и обремененных из нашей земной юдоли прямо в вечный рай»[3].

Новая религия, с ее проповедью покорности и смирения и обещанием загробного счастья, отвлекала массы от революционной борьбы и примиряла их с тяжелой действительностью. Она поэтому стала вполне приемлемой и для господствующего класса рабовладельцев. Она со временем получила распространение среди всех классов общества и создала сильную организацию, с которой императорам приходилось серьезно считаться. Вот почему государство рабовладельцев в IV в. (при императоре Константине и его приемниках) признало христианство государственной религией.

После признания христианства официальной религией фактическим главой церкви стал император. Император Константин (сам не порвавший с язычеством) созывал церковные соборы и диктовал им решения даже в вопросах вероучения.

Административная и хозяйственная власть в христианских общинах принадлежала духовенству во главе с епископом. Епископы единолично и бесконтрольно распоряжались средствами церкви и объявили себя единственными носителями «благодати» бога, толкователями его воли. Они приобрели большую власть над верующими. В обстановке всеобщей разрухи в империи могущество церкви и епископов непрерывно возрастало.

Среди епископов быстро стали выделяться епископы города Рима – столицы империи. Римское епископство сосредоточивало у себя огромные богатства, главным образом земельные. На этих землях работали полукрепостные крестьяне. Епископы Рима ссужали императора деньгами, принимали на себя сбор натуральных налогов и получили таким образом реальную экономическую и политическую власть. Уже с IV в. они стали занимать первенствующее положение среди других епископов христианской церкви. В III–IV вв. «папами» (от греческого слова «папас» – отец) назывались все христианские епископы, с V в. это название закрепилось только за римским епископом.

В 330 г. столица Римской империи была перенесена из Рима в Константинополь[4], а в 395 г. империя разделилась на Восточную (со столицей Константинополем) и Западную. Западная империя в конце Vb. под натиском варваров распалась на множество государств.

Ослабление императорской власти, а затем распад Западной империи способствовали возвышению власти римского епископа – папы. Если на Востоке главой церкви был император, а константинопольский патриарх ему подчинялся, то на Западе главой церкви стал римский папа. Правда, и папы были подвластны светским правителям (франкским, германским), но феодальная раздробленность Европы, при централизованности церковной организации, давала им возможность играть временами более или менее значительную роль.

Для оправдания притязаний римского епископа на господство над всей церковью была сочинена сказка, будто римские епископы (папы) являются преемниками апостола Петра, якобы основавшего епископство в Риме по поручению самого Христа. Власть пап не ограничилась только церковными делами: уже в VI в. они присвоили себе право контроля над действиями гражданской власти в Риме и окрестностях.

Карл Маркс отмечает, что возвышение пап как политической силы относится к концу VI в. В это время в Италию, вновь завоеванную греками‑византийцами и включенную в состав Восточноримской империи, вторглись лангобарды (германское племя) и захватили большую ее часть. «Папы занимаются интригами попеременно то с теми, то с другими» (К. Марк с). Когда же власть Византии в Италии стала ослабевать, папы стали искать себе защиты у иностранных государей, франков и т. д. Это становится их традиционным методом»[5].

В начале VIII в. папа Григорий II заключил с франкским правителем Карлом Мартеллом договор, по которому последний обязался прибыть в Италию и защищать церковь и Рим в случае нападения греков или лангобардов. Со своей стороны папа и римляне признали Мартелла своим покровителем. В 753 г. король лангобардов подступил к Риму. Папа Стефан II обратился за помощью к тогдашнему королю франков Пипину Короткому. Тот заставил Стефана помазать на царство его и двух его сыновей. Папа провозгласил Пипина королем и признал его верховенство и над Римом. Он объявив его королем «божьей милостью» и запретил франкам в будущем иметь королей из другой династии. В благодарность за религиозное освящение своей власти король помог папе против лангобардов. В 755 г. Пипин явился со своей армией в Италию и заставил лангобардов платить ему дань и уступить ряд городов. Уступленные территории, в том числе и Римскую область, Пипин отдал в 756 г. папе. Этим даром было положено начало существованию особого папского государства. По словам Маркса, тогда‑то папа и «начал вести себя, как светский князь».

Следующие за Пипином короли франков за религиозное освящение и поддержку их власти папами и церковью расширили область папских владений.

Для оправдания своих притязаний на светскую власть цапы во второй половине VIII в. сфабриковали фальшивый документ, так называемый «Константинов дар», – грамоту, будто бы данную в IV в. папе Сильвестру I императором Константином. По этой фальшивке римскому епископу предоставлялась власть, равная императорской, ему же отдан был город Рим и некоторые области, а сам Константин удалился в Константинополь. В середине IX в. папы сфабриковали новые фальшивые документы, так называемые «Исидоровы декреталии» (их называют в исторической литературе «Лжеисидоровыми»), в которых утверждается независимость пап от светской власти и необходимость подчинения всех епископов – римскому. Уже в Лжеисидоровых декреталиях утверждается непогрешимость пап – положение, окончательно принятое католической церковью как догмат лишь в 1870 г.

Политика пап, особенно начиная с XI в., была направлена к тому, чтобы освободиться от опеки императоров и даже возвыситься над ними. Они хотели самолично назначать и смещать епископов и управлять церковью во всех странах.

Папству пришлось выдержать длительную борьбу за утверждение своей власти. «Независимые» римские папы на деле были зависимы от франкских королей, от германских императоров, от римской знати. И императоры и феодальные владыки Италии возводили на папский престол своих ставленников, свергали, а то и убивали неугодных им пап. К середине XI в. установился обычай, что германский император назначал папу, а после этого его, для формы, избирали в Риме. Но вместе с усилением церкви папы стали вести борьбу за независимость от императорской власти. В конце XI в. папа Григорий VII, а затем его преемники вели борьбу с германскими императорами за первенство папской власти, за право пап назначать епископов во всех странах Западной Европы. Уже с VIII в. папы стали добиваться, чтобы выборы пап производились не римским населением (его знатью), а исключительно высшими чинами церкви – кардиналами, что в конце концов и было установлено папой Николаем II в XI в. Но и после этого решающее значение при выборах пап имели короли и императоры Европы, а также феодальные роды в самом папском государстве.

 

Римские папы вели непрерывную борьбу и против константинопольского патриарха и восточной церкви, добиваясь господства и над нею. В XI в. произошло окончательное разделение церквей на восточную (греко‑православную) и западную (римско‑католическую). Папа Лев IX потребовал от византийского императора и константинопольского патриарха передачи ему части земель, принадлежавших империи. В этих требованиях ему было отказано. Тогда представители папы, прибывшие в Константинополь, прокляли константинопольского патриарха и покинули Византию. В свою очередь византийский император созвал церковный собор, который проклял папских представителей, а папу объявил «еретиком». Собор признал невозможным дальнейшее общение восточной церкви в западной. Объяснения расхождений между обеими церквами разного рода религиозными мотивами для оправдания раскола были придуманы. Власть пап усилилась после падения Византийской империи и занятия (в 1453 г.) Константинополя турками.

В средневековой [6] Европе папское государство было феодальным, подобно всем другим государствам. Папы вели такой же роскошный и распутный образ жизни, как и князья, короли, имели свои армии, вели войны (часто лично участвовали в них). Огромные богатства папской церкви составлялись за счет феодальной эксплоатации крестьянства и населения городов, а также путем умелой эксплуатации темноты и невежества верующих. Церковь перестроила свою организацию и свое вероучение, приспособив все это к нуждам феодального общества. Она учила о божественном происхождении власти феодалов, оправдывала крепостнический гнет над крестьянскими массами и перестроила небесный Мир по образу феодального мира на земле.

 

Христовы наместники

 

Уже в IX в. церковь стала учить о непогрешимости пап. Но история папства свидетельствует совсем не о праведной жизни христовых наместников. Приведем несколько примеров.

Папа Сергий III (904–911 гг.) «…начал свою папскую деятельность тем, что распорядился задушить своих двух предшественников, насильственно свергнутых с папского престола и брошенных на пожизненное томление в тюрьму. Официально убийство было совершено «из жалости к обоим бывшим папам», ибо «моментальная смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение в темнице». Сам Сергий, представляя собою тип преступного развратника, открыто жил с… пресловутой Мароцией («Маруся»), которая и родила от него сына, ставшего впоследствии папою, под именем Иоанна XI»[10]. Богатая, влиятельная римлянка Мароция (как и ее мать Феодора) возводила на папский престол своих друзей, любовников, родных и устраивала убийства неугодных пап. Мароция организовала убийство папы Иоанна X (жившего с ее матерью Феодорой). Сын ее – папа Иоанн XI вместе с матерью был арестован своим братом Альберихом. Сын последнего Октавиан стал папой в 18 лет, под именем Иоанна XII. «Внук развратной Мароции был столь же порочен, как и его бабка, и летописцы подробно рассказывают, как Октавиан (или Иоанн XII) превратил Латеранский дворец в публичный дом, как прятались от него добродетельные женщины, сколько он имел замужних любовниц, какие устраивал оргии, как он пил за здоровье сатаны, за процветание Венеры, как он рукоположил в конюшне своего любимца в епископский сан, сколько им было продано священнических должностей и многое другое в этом роде»[11]. На этом роль семьи Мароции в истории папства не кончилась. Сын сестры Мароции (Феодоры Младшей) Кресценций велел удавить папу Бенедикта VI и посадил на папский престол своего человека – под имейем Бонифация VII (в 974 г.). В это время кроме него были еще двое пап. Тот же Кресценций в 984 г. велел замучить папу Иоанна XIV. После него папа Иоанн XV тоже находился во власти этого племянника Мароции. После смерти Иоанна XV германский император Оттон III посадил на папский престол своего человека – Григория V (в 996 г.), Кресценций же (в 997 г.) одновременно назначил папой своего ставленника под именем Иоанна XVI. Тогда (в 997 г.) Оттон появился в Риме, обезглавил Кресценция, а заодно казнил и папу Иоанна XVI. Рассказанное – лишь незначительный эпизод из истории преступлений, совершавшихся вокруг папского престола.

О нравственном облике пап французский философ XVIII в. Гольбах писал: «Мы видим, что папа Формоз объявлен после смерти еретиком, а труп его выкопан, чтобы предстать перед судом и быть выброшенным на живодерню по распоряжению его преемника. Мы видим, например, как Бонифаций VIII обманывает ночными видениями и мнимыми божественными предостережениями своего глупого предшественника, Целестина, которого он старался таким образом побудить уступить ему место. Мы видим, что Лев X открыто смеется над этой прекрасной сказкой о «Христе», которая принесла столько денег римской церкви. Такова была вера многих из этих людей, руководивших делами веры, претендовавших на верховенство над соборами, хладнокровно присуждавших еретиков к сожжению на костре…» [12].

Папа Иоанн XII был обвинен церковным собором в убийстве, святотатстве и кровосмесительстве. В XI в. одно время на папском престоле одновременно были трое пап. Германский император Генрих III предпринял поход на Италию, сместил всех троих и назначил папой одного немецкого епископа. И до этого события и после были периоды, когда за папский престол дралось несколько претендентов.

В начале XIV столетия французский король Филипп IV взял в плен папу Бонифация VIII. Новый папа – Климент V был ставленником французского короля. При нем местожительство пап было перенесено (в 1309 г.) из Рима в Авиньон (Франция), где папы были фактически в плену у французских королей. Это «вавилонское пленение» пап продолжалось до 1373 г. В 1378 г. было сразу избрано двое пап – итальянец Урбан VI и француз Климент VII. Оба они отлучили друг друга от церкви и объявили один другого антихристами. Для решения возникших споров в 1409 г. был созван церковный собор (в городе Пизе). Собор низложил бывших тогда двоих пап и избрал нового (Александра V). Низложенные не захотели подчиниться решению собора, и на папском престоле одновременно оказалось трое «непогрешимых» пап. Новый церковный собор (в городе Констанце в 1414–1418 гг.) низложил всех троих и выбрал четвертого папу (Мартина V).

В конце XV в. папский престол занял Александр VI (Борджиа). Он выделялся из среды других «непогрешимых» пап своей распутной жизнью.

Живший во второй половине XV в. секретарь римского сената С. Инфессура в своем дневнике пишет о папе Сиксте IV (был папой с 1471 г. по 1484 г.) следующее: «…12 августа, в четверг, в 5 часов ночи Сикст скончался. В этот счастливейший день всемогущий господь проявил свою силу на земле, освободив христианский народ от руки такого безбожнейшего и несправедливейшего владыки, не знавшего страха божьего и не имевшего ни малейшей склонности к водительству христианским народом, ни сострадания и милосердия, но находившегося всецело во власти беса нечестивой чувственности, жадности, страсти к роскоши и пустого тщеславия, не имея ничего другого за своей душой.

Этот папа, как всем известно и как то подтверждают факты, был любителем мальчиков и повинен в содомском грехе.

Ведь всем известно, что он делал для мальчиков, услуживавших ему в его опочивальне: он не только доставлял им подарки в несколько тысяч дукатов[13], но он осмеливался возводить их в кардинальское достоинство [14] и одарять их бенефициями [15] епископатов. А ради чего другого, как говорят, он возлюбил графа Джироламо и его родного брата францисканца Пьетро Риарио, впоследствии кардиналаСанто Систо, как не из‑за содомского греха? А что я должен сказать о сыне его цырюльника? Этот мальчик, не достигший еще двенадцати лет, был неотступно при папе Сиксте IV; он наградил его чудовищным богатством, щедрыми бенефициями и, как говорят, крупным епископатом. Затем, как рассказывают, он хотел, вопреки всем правилам и справедливости, возвести этого мальчика в кардиналы…

 

 

Церковь обожествляла пап.

Старинная католическая икона, на которой изображен один из самых распутных пап – Александр VI Борджиа (второй слева), благословляемый богом

 

Этот папа был необычайно жаден…

Между прочим, должности распродавались, невзирая на нравственную жизнь получавших бенефиции, были ли таковые хорошего или дурного поведения, достойны или недостойны должности; образованны или необразованны. Бесчисленно продавал он также кардинальские и епископские звания…

Этот папа, чтобы собрать еще больше денег, растрачиваемых им на ведение войн и на роскошную жизнь, придумал несколько новых, доселе неизвестных… должностей для продажи, назвав их турецкими именами, как‑то: страдиоты, янычары, мамелюки. Последние как должностные лица исполняли какие‑то обязанности при курии и извлекали из этого доходы…

Этот папа наложил на граждан новые налоги с пищевых продуктов… Этот папа, дабы добыть деньги во время своего папства, все время поддерживал в Риме голодное состояние. Во время жатвы он скупал во всех областях церковного государства зерновой хлеб по цене один дукат за руббио[16], а иногда еще менее того. А затем по случаю войны, которую он сам затевал в страдную пору жатвы, или в результате вывоза хлеба из Рима и его окрестностей, на основании выдаваемых им же разрешений подкупавшим его генуэзцам, он начинал продавать хлеб по четыре и пять дукатов. Точно так же он весьма часто закупал в различных местах Сицилии и у неаполитанского короля Ферранте за малую цену гнилое и прелое зерно, которое затем свозили в… городской зерновой склад, и потом распределял его бедному люду по цене не меньшей, как три дуката за руббио… Хлеб же, выпекавшийся из названного зерна, был темный, вонючий и противный. Но в силу нужды люди ели его, и по сей причине в городе происходили болезни.

Этот папа свел все наказания за различного рода преступления к денежным штрафам, так что, если кто‑либо, заслуживая быть сожженным на костре, уплатил известную сумму денег, то отпускался на свободу.

…Порок жадности настолько владел им, что, если папская палата задолжала кому‑либо какую‑нибудь сумму или он сам обещал уплатить долг, он нисколько не стыдился отказаться от этого и не сдержать своего слова. Между прочим, он отказывался от обязательств, высказанных им публично, что можно доказать многими примерами…

Этот папа был врагом всех образованных и честных людей; по душе ему были только дурные. По этому поводу было составлено, неизвестно только кем, много стихотворений, вроде следующих:

Прелюбодеи, сводники, блудницы и доносчики, Стекайтесь в Рим скорей, здесь вы будете богаты!..

Что еще можно сказать о его постоянстве? Об этом достаточно говорят заключавшиеся им соглашения: сегодня с неаполитанским королем, завтра с Венецией, затем с другими государствами. Помимо других его пороков он отличался исключительной жестокостью. В последние месяцы его жизни было два таких случая: двое солдат, стоявших на охране папского дворца, воспылали таким гневом и ненавистью друг против друга, что решили состязаться между собою до смерти, что… называется… по‑латыни дуэлью. Оба противника условились, что эта борьба произойдет между ними за городом.

Когда папа узнал об этом, то приказал, чтобы это состязание имело место на площади св. Петра, вблизи лестницы его дворца; он хотел созерцать это состязание и приказал не начинать борьбы, пока он не появится у окна. Когда он появился и увидел, что оба приготовились к состязанию, то простер руку, сотворил крестное знамение и преподал им благословение; после сего он дал им разрешение приступить к состязанию. Оба бросились друг на друга, и бились, пока один не, пал мертвым, другой же скончался от ран… Аналогичное зрелище доставляло ему постоянное удовольствие, и он не упускал случая лицезреть жестокости. Ведь мы знаем, сколько народа погибло в боях и сражениях, которые он вел за время своего папства, сколько умерло от ран, сколько женщин и девушек, вынужденных голодом, в Ферраре и во время войны против Флоренции сделалось блудницами…

…Да сохранит нас всемогущий бог от всех зол, которые причинил нам папа Сикст, и да не совершится по смерти его с нами что‑либо худшее. Аминь» [17].

 

 

«Я – папа». Французская средневековая карикатура на папу Александра VI

 

Таковы были многие из тех, кто сидел на папском престоле. Такие были не исключением, а правилом. Папский престол можно было купить за деньги, подкупив кардиналов при выборах.

Когда в 1492 г. Родриго Борджиа, будущий папа Александр VI, выставил свою кандидатуру на пост главы церкви, он получил всего 7 голосов из 23. Чтобы получить большинство, он обещал кардиналам подарки – одному богатый замок, другому доходное место, третьему деньги и т. д. При втором голосовании он был единогласно избран папой.

 

 

В Ватикане. Немецкая карикатура XVI в. на жизнь папского двора при Льве X

 

Германский император Максимилиан I в начале XVI в., во время болезни папы Юлия II, сам захотел стать папой. Ему только нужно было 300 тысяч дукатов для подкупа кардиналов. Он был настолько уверен в своем избрании, что писал своей дочери (18/IX – 1511 г.): «Я уже обрабатываю кардинальскую коллегию, и мне удастся добиться успехов, если я получу 200–300 тысяч дукатов». Письмо подписано: «Писано рукою вашего дорогого отца, будущего папы»[18]. Максимилиан не смог получить денег для подкупа кардиналов, и поэтому его затея провалилась: он не стал папой. Поскольку деньги играли огромную роль и в избрании пап, и во всей их деятельности, папы были тесно связаны с банкирскими домами, а часто и зависимы от них. Крупнейший банкирский дом Фуггеров в Германии влиял на выборы пап.

Мы говорим о папах – высшей власти церкви. Распущенность, разврат, паразитизм царили не только в Риме, в дворцах «наместника Христа», но и во всех слоях духовенства.

 

 

«Фуражировка» монастыря. Средневековая карикатура на жизнь в монастырях

 

О епископах Франции в XI в. историк Шарль Пти‑Дютайи пишет: «…аббатства, епископства и даже архиепископства оказались большей частью в руках прелатов, которые вели себя, как беспутные мелкие феодалы. Во времена Филиппа I епископом Бовэ был человек безграмотный и развратный…

Анжеран, епископ ланский, догматы веры обращал в темы для шутовства; Пон, аббат Сен‑Медарда в Суассоне, грабил свое аббатство; аббат Сен‑Дени Ив подвергал пыткам тех, кто доносил о его оргиях; Маннасей, архиепископ реймский, был человек неотесанный, больше занимавшийся охотой и разбоем, чем священнослужением… Эти скандальные прелаты в свою очередь продавали церковные должности, которыми они могли располагать, и не помышляли, конечно, требовать от священников и монахов чистоты нравов, которой у них самих не было»[19].

О нравах, царивших в монастырях Фландрии и Лотарингии, историк Пиренн пишет, что монастыри «скорее походили на феодальные резиденции, чем на монашеские обители… Немало аббатов отличалось от светских людей лишь своей тонзурой. Большинство их было женато и жило в монастырях вместе с женами и детьми, проводя свои дни в попойках и принимая участие в военных состязаниях живших поблизости рыцарей. Монахи, разумеется, следовали их примеру. Обеты бедности, послушания и целомудрия стали мертвой догмой; евангелие сделалось предметом грубых насмешек… Некоторые случаи с полной очевидностью показывают, какое варварство царило тогда среди черного духовенства. Так, например, в Лоббе аббат Эрлуин, стремившийся восстановить дисциплину и желавший продать несколько урожаев для покрытия огромных долгов, был схвачен ночью монахами, которые вырвали ему глаза и язык и бросили его замертво»[20].

 

Крестовые походы

 

В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна была облегчить империалистам подготовку войны против СССР.

Идею «крестового похода» Пий XI заимствовал из арсенала средневековья. С конца XI в. по конец XIII в. по призыву пап был организован ряд военно‑колонизационных походов на Восток, которые получили название «крестовых походов». Согласно заявлениям пап, церковных проповедников и реакционных буржуазных историков, крестовые походы устраивались будто бы в целях «освобождения гроба господня» в Иерусалиме, находившемся тогда под властью турок.

На самом же деле крестовые походы были военно‑грабительскими походами на Восток, и вовсе не борьба христиан с мусульманами, с «неверными», лежала в их основе.

В крестовых походах принимали участие различные классы тогдашнего общества: крупные феодалы (короли, князья, бароны, герцоги), стремившиеся к завоеванию новых богатых земель и к увеличению доходов, мелкие рыцари (дворяне), шедшие в крестовые походы с целью грабежа и захвата земель и крепостных крестьян. Многие из них рассчитывали за участие в походах освободиться от долгов. В крестовых походах приняли участие и массы забитого и задавленного крепостным гнетом крестьянства, положение которого тогда было исключительно тяжелым. Уходя в походы, они рассчитывали освободиться от крепостнического гнета, убежать от своих владельцев, найти свободу (крепостные, отправлявшиеся в поход, освобождались от крепостной зависимости). Крестовые походы поддерживались и субсидировались торговыми городами Италии (Венецией, Генуей и др.), рассчитывавшими с помощью крестоносцев[21] завоевать для себя торговые пути на Восток.

Крестовые походы, принесшие церкви огромные богатства, способствовали поднятию религиозного фанатизма среди населения. Папы устраивали специальные денежные сборы и ввели даже налоги на организацию крестовых походов, а имущество невернувшихся участников походов поступало в собственность церкви. Таким образом, крестовые походы, вдохновляемые и организуемые папами, поднимали политический вес папства и послужили новым источником увеличения богатств и усиления влияния церкви. Активное участие в крестовых походах принял деклассированный сброд: босяцкие и уголовные элементы, искавшие возможности пограбить.

В 1095 г. папа Урбан II на церковном соборе в Клермоне призвал христианский мир к крестовому походу на Восток.

В 1096 г. начался первый крестовый поход. Неорганизованные толпы крестьян, бандитов‑рыцарей и примкнувшего к ним уголовного сброда двинулись из Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Италии и Испании на Константинополь. Проходя через христианские государства Европы, они грабили города и селения, насильничали, вызывая к себе всеобщую ненависть.

Первые отряды крестоносцев были разбиты турками, но уже осенью 1096 г. на Восток двинулись новые отряды. Когда в 1097 г. крестоносцы добрались до Константинополя, греки‑христиане, которым крестоносцы будто бы шли помогать против «неверных» (турок), увидели, что они имеют дело со сбродом, с грубыми варварами, ищущими лишь личной наживы, и стали принимать меры против крестоносцев, пытавшихся грабить Константинополь. Оттуда крестоносцы двинулись в Малую Азию, производя по пути страшные опустошения и устраивая поголовную резню местного мусульманского населения. Только в 1099 г. крестоносцы добрались до Иерусалима и 15 июля взяли город. Христово воинство устроило в городе резню, чередовавшуюся с торжественными богослужениями. Очевидцы сообщают, что крестоносцы ходили буквально по лужам крови. Они убивали мужчин, женщин, разбивали детям головы о камни. Крестоносное воинство грабило все, что можно было грабить: дома, церкви, лавки, общественные учреждения.

 

 

Карта крестовых походов. Путь первого похода обозначен крестиками, третьего – черточками

 

Крестоносцы создали на восточном побережье Средиземного моря четыре мелких христианских государства (Иерусалимское, Антиохийское, Триполиское и Эдесское), где ввели такие же порядки, какие существовали в Европе: с господством феодалов и закрепощением крестьян (частью – пришедших крестоносцев, но главным образом – мусульман, арабов и христиан‑сирийцев). Духовенство играло в этих государствах большую политическую роль. Крестовые походы принесли церкви огромные богатства. Сильно выиграли от походов итальянские торговые города, получившие ряд торговых привилегий. Карл Маркс отмечает, что итальянские приморские государства в результате первого крестового похода «… обогатились благодаря ставшей свободной торговле с Востоком, а хорошо оплачиваемые перевозки пилигримов увеличивали их флот».

Завоевания крестоносцев были непрочны. Своими зверствами и тяжелым гнетом они вызвали ненависть не только мусульманского населения, но и вражду христиан, в частности греков. В 1144 г. турки захватили Эдесское государство крестоносцев. Папа (Евгений III) стал призывать к новому походу.

В 1147 г. начался второй крестовый поход, в 1189 г. – третий. Вслед за этим с небольшими перерывами было организовано еще пять походов. Последний – восьмой – был начат в 1270 г. Организацией новых крестовых походов господствующие классы Европы рассчитывали отвлечь внимание крестьян от обострившейся в европейских странах классовой борьбы. Угнетаемые феодалами и монастырями крестьяне поднимали восстания против угнетателей. Они жгли монастыри и феодальные замки. Чтобы отвлечь крестьян от борьбы против угнетателей, церковь стала вновь призывать к крестовому походу на Восток.

Грабительские цели дальнейших крестовых походов часто даже не прикрывались религиозными мотивами. Во время четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), организованного папой Иннокентием III, крестоносцы, по наущению венецианских купцов, стремившихся разгромить своего торгового соперника – город Константинополь, – взяли этот город (в 1204 г.). Константинополь был тогда столицей христианского (православного) государства – Византии. В Константинополе «христовы воины» устроили грабеж и резню.

Вот как историк описывает деяния крестоносцев в этом городе: «Эти три дня грабежа при зареве пожара превосходят всякое описание. По истечении многих лет, когда все уже пришло в обычный порядок, греки не могли без ужаса вспомнить о пережитых сценах. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению… В особенности нужно отметить варварское отношение латинян к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы (христианские же! – М. Ш.), крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, жгли рукописи… Епископы и аббаты монастырей впоследствии подробно описали в назидание потомству, какие святыни и как приобрели они в Константинополе. Хотя они описывали историю хищений, но называли это святым хищением…»[22]. Папа Иннокентий III молчаливо одобрил эти преступления. По словам Маркса, «папа, выразив для приличия свое негодование, дает в конце концов отпущение этому скотству и гнусностям «пилигримов»[23].

Так действовали крестоносцы, армия, призванная римским папой для «освобождения гроба господня»!

 

 

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. Фреска XVI в.

 

Не менее позорным для папства был крестовый поход детей. В 1212 г. около 30 тысяч детей, обманутых и ослепленных религиозным фанатизмом, двинулись из Франции «освобождать Иерусалим» (в 1187 г. он был вновь завоеван турками). Вскоре отправились из Германии еще 20 тысяч детей. Большинство из них погибло в пути, многие были проданы в рабство.

История крестовых походов показывает, что и в прошлом церковь и господствующие классы прикрывали свои корыстные цели религиозными лозунгами.

Объективно крестовые походы способствовали усилению торговых связей с Востоком и ознакомлению европейцев с восточной культурой.

Папы устраивали «крестовые походы» не только против мусульманских стран, но и против стран христианских, которые по тем или иным мотивам вызывали гнев римских владык. Так, в XIII в. они организовали кровавые походы против богатых городов Южной Франции и разорили их. Папы устраивали походы крестоносных банд и против славянских народов в целях их завоевания и заодно – для распространения среди них католицизма.

 

Святейшая инквизиция

 

В истории католической церкви и папства одной из наиболее мрачных страниц является создание специального судилища – инквизиции для борьбы с врагами церкви. Это учреждение прославилось невероятной жестокостью. Попытки современных защитников церкви представить инквизицию как «заблуждение» не выдерживают критики: учреждение, существовавшее почти во всех странах Европы на протяжении шести столетий, не может считаться «заблуждением».

Каждая религия проповедует нетерпимость к другой. Иудейская и христианская библия призывает убивать «язычников», подобно тому, как коран мусульман зовет к священной войне с «неверными». Там, где церковь приобретает большую политическую власть, она свою нетерпимость к инаковерующим проявляет в форме гонений и преследований. Особой жестокостью отличалась в этом деле католическая церковь. Об этом свидетельствует вся история инквизиции.

Инквизиция была создана папами еще в XII в.; в XIII в. она перешла в ведение монашеского ордена доминиканцев. Это страшное судилище действовало посредством запугивания, террора, сыска, применяло невероятные пытки и сжигало свои жертвы на кострах. Сотни тысяч человек в разных странах Европы (позже – и в колониях) пали жертвой кровавых попов. Главой этого страшного судилища был «наместник бога на земле» – папа римский. Инквизиция была создана для борьбы с «еретиками», т. е. с отступниками от веры. Но под «ересью» церковь и господствующие классы понимали не только отступничество от религии, но прежде всего – всякое вольнодумство, революционное движение, научную мысль. Инквизиция была кровавым орудием господствующих классов против народных масс, против науки и прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.074 с.)