Особенности построения содержания рабочих программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения содержания рабочих программ



по отдельным учебным предметам в условиях ФГОС основного общего образования [1]

 

Рабочая программа по учебному предмету является проектом содержания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает решение, что отобрать для предъявления учащимся в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности. Отсюда технология конструирования учебной информации — процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами (что и в каком объеме из задаваемой информации должны усвоить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает.

В содержании учебного предмета (курса) выделяются два вида учебного материала: базовый (опорный материал), освоение которого обеспечивает достижение уровня образовательных результатов «выпускник научится», и углубляющий (расширяющий, дополняющий, пропедевтический) материал, соответствующий уровню образовательных результатов «выпускник получит возможность научиться».

В технологическом отношении принципиальное значение имеет проблема структурирования учебного материала. Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных блоками дидактического материала, представляющего собой систему объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и предназначенных для использования в учебной деятельности.

Поскольку учебная деятельность рассматривается как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал в рабочей программе по учебному предмету допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему учебных задач. Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.

Примерной формой описания в рабочей программе содержания учебного предмета, курса в виде системы учебно – познавательных и учебно – практических задач, в которых фиксируется содержание планируемых результатов в виде обобщенных способов действий с учебным материалом может служить следующая матрица:

Наименование темы (раздела) учебного предмета (курса):

Таблица 1

Возможный вариант представления содержания тем учебного предмета

 

Элемент содержания учебного материала Планируемый результат в виде обобщенных способов действий
1. Общенаучные и базовые для данной области знания Умения и навыки, способствующие освоению систематических знаний
2. Метапредметные знания, знания, дополняющие, углубляющие и расширяющие базовый учебный материал Навыки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
3. Проблемные вопросы, относящиеся как изучаемой области научного знания, так и соответствующей сфере общественной практики Способы постановки и решения проблем Способы применения усвоенных способов действия (предметных и метапредметных) к реальным жизненным ситуациям
4. Ценностно-смысловые установки Ценности, смыслы, убеждения, нравственно — этические оценки, относящиеся как к предметным, так и метапредметным знаниям и умениям

 

Далее прописываются используемые при изучении данной темы (раздела):

- формы сотрудничества: организация учебной работы в парах, малых группах;

- формы коммуникации: создание письменных, устных, гипертекстов текстов, высказываний, суждений с заданными параметрами;

- формы самоорганизации образовательной деятельности: планирование, распределение обязанностей, коррекция, контроль качества выполнения работы;

- формы рефлексии: самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности;

- формы использования ИКТ: работа в виртуальных учебных средах, с интерактивным оборудованием, с различными прикладными.

Рабочие программы учебных предметов (курсов) обязательно должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности[2], что предполагает наличие различных вариантов тематического планирования. Одни из возможных вариантов с распределением универсальных учебных действий по темам учебного предмета (курса) может иметь следующий вид.

Таблица 2

Возможный вариант тематического планирования

№ урока

Тема урока

Тип урока

Основ

ные понятия

Предметный резуль

тат

Универсальные учебные действия

Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
                 

 

Второй вариант (с выделением в качестве отдельного пункта характеристики деятельности учащихся) представлен в Конструкторе.

 

Раздел 2. Примерная структура рабочей программы отдельного учебного предмета (курса, модуля)

Программа учебного предмета (курса) включает следующие компоненты:

1. Титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации, отметка об утверждении программы, название предметной области, название учебного предмета (курса), разработчик программы.

2. Пояснительная записка:


 2.1. Цели реализации программы:


Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

2.2. Задачами реализации программы учебного предмета формулируются исходя из общих задач освоения содержания основного общего образования:

1) обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

2) создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;

3) создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально- профессиональных ориентаций;

4) включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

5) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;


6) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

7) знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

8) формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

9) овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

10) понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.007 с.)