На 2014-2015 уч. год
Дополнения и изменения
| Дата утверждения дополнений
и изменений,
номер протокола заседания кафедры
|
Обновлен перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики (Приложение 1).
| 13 мая 2014 г., протокол № 8
|
Дополнения и изменения к программе преддипломной практики
На 2015-2016 уч. год
Дополнения и изменения
| Дата утверждения дополнений
и изменений,
номер протокола заседания кафедры
|
Обновлен перечень учебной литературы, необходимой для проведения практики (Приложение 2).
| 14 мая 2015 г., протокол № 5
|
Цель и задачи практики, способ и формы ее проведения
Целью преддипломной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), приобретение практических навыков профессиональной деятельности, а также сбор материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.
Основными задачами преддипломной практики являются:
– овладение и получение обучающимися профессионального опыта, проверка их готовности к самостоятельной трудовой деятельности;
– закрепление полученных в ходе обучения практических навыков, необходимых при решении конкретных профессиональных задач в сфере экономики;
– углубленное изучение и анализ актуальных вопросов экономики, управления, организации деятельности хозяйствующих субъектов и её нормативно-правового обеспечения;
– сбор и обобщение практического материала, отражающего деятельность хозяйствующих субъектов в разрезе темы выпускной квалификационной работы;
– проведение самостоятельных расчетов и анализ социально-экономических показателей деятельности;
– приобретение навыков проведения научных исследований, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра экономики;
– приобретение опыта адаптации в трудовом коллективе.
Способ проведения преддипломной практики – выездная, на базе коммерческих (финансовых и нефинансовых) организаций г. Волжского и г. Волгограда. Проводится в форме практической деятельности обучающихся под непосредственным руководством и контролем руководителя преддипломной практики от организации и методического руководителя практики от учебного заведения.
Формы проведения практики:
– контактная работа обучающихся с преподавателем (установочная и итоговая конференции; консультации руководителя практики);
– самостоятельная работа обучающихся (изучение учебной литературы, электронных библиотечных ресурсов, работа с документацией исследуемого предприятия, выполнение письменного отчета о прохождении практики).
Требования к студентам:
Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должны обладать студенты, приступая к выполнению преддипломной практики, формируется на предшествующих практике этапах обучения в системе высшего образования.
Преддипломная практика является завершающим этапом формирования квалифицированного экономиста, готового к осуществлению расчетно-экономической; аналитической, научно-исследовательской; организационно-управленческой и педагогической профессиональной деятельности.
Учебные задачи практики
В результате прохождения преддипломной практики обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы – общекультурных и профессиональных компетенций:
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции)
| Планируемые результаты обучения при прохождении практики
|
знание
| код
| умение
| код
| владение
| код
|
Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7)
| основных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами
| З1
| организовать работу малого коллектива, рабочей группы
| У1
| навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении
| В1
|
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
| закономерностей развития природы, общества и мышления
| З2
| применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
| У2
| навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений
| В2
|
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)
| роли, функций и задач экономиста в современной организации
| З3
| ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
| У3
| владения методами повышения профессиональной компетентности
| В3
|
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)
| современных видов и источников экономической, социальной, управленческой информации
| З4
| осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
| У4
| современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
| В4
|
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)
| способов хранения и переработки информации, используемого при этом программного обеспечения, интернет-технологий, корпоративных информационных система и баз данных
| З5
| осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
| У5
| современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
| В5
|
Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15)
| норм безопасности производства и защиты персонала предприятий
| З6
| ориентироваться в системе законодательства, регламентирующих нормы безопасности производства и защиты персонала
| У6
| методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
| В6
|
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1)
| состава и содержания экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне
| З7
| анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| У7
| методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей
| В7
|
Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)
| основ построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне
| З8
| рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели
| У8
| современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных на микроуровне
| В8
|
Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)
| состава и содержания стандартов, определяющих различные сферы деятельности деятельность организации
| З9
| составлять экономические планы деятельности организаций, рассчитывать предусмотренные ими показатели в соответствии с принятыми в организации стандартами
| У9
| навыками самостоятельной работы расчета показателей деятельности организации в соответствии с принятыми в ней стандартами
| В9
|
Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
| целей, задач и приоритетов развития современной организации
| З10
| осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| У10
| современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
| В10
|
Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5)
| методологией математических, эконометрических и статистических исследований
| З11
| осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
| У11
| современной методикой построения эконометрических моделей
| В11
|
Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6)
| методов построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов
| З12
| рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели
| У12
| методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей
| В12
|
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7)
| назначения, структуры и содержания финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности организаций
| З13
| использовать информацию, полученную в результате анализа информации, содержащейся в отчетности организаций, и принимать на этой основе эффективные управленческие решения
| У13
| навыками критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений
| В13
|
Способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8)
| отечественных и зарубежных источников статистических данных о социально-экономических процессах и явлениях на микро- и макроуровне
| З14
| анализировать и выявлять тенденции развития социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| У14
| современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне
| В14
|
Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)
| основ построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне
| З15
| представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи
| У15
| современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
| В15
|
Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10)
| видов и содержания современных технических средств и информационных технологий
| З16
| осуществлять выбор технических средств и информационных технологий, необходимых для эффективного решения аналитических и исследовательских задач
| У16
| методами решения аналитических и исследовательских задач на основе применения современных технических средств и информационных технологий
| В16
|
Способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11)
| принципов организации и обеспечения эффективного взаимодействия в малой группе
| З17
| ставить цели и формулировать задачи деятельности малой группы
| У17
| навыками реализации конкретного экономического проекта и оценки деловых качеств членов малой группы, отбираемых для его выполнения
| В17
|
Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12)
| принципов и методов организации деловых коммуникаций
| З18
| осуществлять выбор технических средств и информационных технологий, которые могут быть использованы для решения коммуникативных задач
| У18
| методами разработки и реализации деловых коммуникаций с использованием технических средств и информационных технологий
| В18
|
Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
| критериев социально-экономической эффективности экономических процессов
| З19
| выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
| У19
| навыками принятия эффективных управленческих решений
| В19
|
3. Место практики в структуре образовательной программы
Преддипломная практика входит в блок учебных и производственных практик (Б5) в составе учебного плана основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), по профилю «Финансы и кредит».
Прохождение преддипломной практики базируется на изучении дисциплин: «Информационные системы в экономике», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент», «Экономика организаций (предприятий)», «Экономический анализ», «Финансово-экономические расчеты», «Инвестиции», «Страхование», «Ценообразование», «Оценка бизнеса», «Банковское дело».