Перечень рассматриваемых вопросов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень рассматриваемых вопросов



Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности сочинения по картине как вида сочинения-описания.

2. Использование средств художественной выразительности в сочинении-описании.

Тезаурус

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является природа.

Список литературы

Обязательная литература:

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5 – 7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Для чего мы пишем сочинения? Чтобы развить свою речь, научиться передавать мысли, чувства другим людям как можно точнее. Написать хорошее сочинение, как и любой текст, не так-то просто!

Наверняка у вас бывало, что вы рассказываете другу о чём-то важном, а он вас совсем не понимает или, что ещё хуже, понимает неправильно. Почему так получается? Значит, вы выбрали не те слова, или плохо построили предложения, или скучно рассказываете.

Такое может произойти и с письменным текстом. Если плохо его построить или подобрать не самые точные слова, то ваше сочинение развалится!

2. Сегодня мы подготовимся к сочинению по картине. Что это значит? Вам нужно словами описать то, что изобразил художник. Перевести с языка красок на язык слов. Как это можно сделать? Для начала нужно определить, к какому жанру относится картина. Если на картине изображён человек или группа людей, мы назовём это портретом. Если картина изображает природу, то это пейзаж. Если на полотне неодушевлённые предметы (например, ваза с фруктами), то это натюрморт. Это самые крупные жанры живописи.

3. Внимательно посмотрите на картину. Ответьте на вопросы:

Что изображено на переднем плане картины?

На заднем плане?

 Можно ли выделить значимые детали?

Какие краски использует художник, какие цвета и оттенки преобладают?

Постарайтесь ответить на вопрос, почему художник дал своему произведению такое название.

Не забудьте написать о своих впечатлениях от картины. Может быть, вы видели похожий пейзаж? Или эта сцена напомнила вам эпизод из жизни?

3. Составьте план сочинения. Во вступлении обязательно нужно назвать автора картины, год создания, название. В основной части опишите то, что изображено на полотне, используйте известные вам средства художественной выразительности: сравнения, синонимы, эпитеты, метафоры, олицетворения. В заключении расскажите о своих чувствах, вызванных картиной. Может быть, вы захотите процитировать подходящее стихотворение или высказывание. Перечитайте вашу работу, уберите лишние слова, повторы, исправьте ошибки.

4. Давайте разберём подробнее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

Рассмотрите картину, ответьте на вопросы, предложенные выше.

5. Выполните задания из Тренировочного модуля

5.1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Для описания красок пейзажа Вам понадобятся разнообразные синонимы. Подберите их.

1. Голубой, белый, чёрный, серый;

2. Серебристый, белоснежный, угольный, бирюзовый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Подберём такие пары. Серебристый может быть синонимом и белого, и серого, но так как среди вариантов есть слово белоснежный, то серебристый в данном случае будет парой к слову серый, белоснежный синонимом белого. Угольный (то есть чёрный как уголь) – синоним чёрного, а бирюзовый (от названия минерала бирюза, который может быть разных оттенков синего и зелёного) синоним голубого.

Правильный ответ:

Серый – серебристый, белый – белоснежный, чёрный – угольный, голубой – бирюзовый.

I. Работа по теме урока.

― Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами... Что вы видите?

― Для того, чтобы рассказать о том, что вы увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание? (Описание ― это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)

― С какими видами описаний вы уже знакомы? (Описание картины, предмета, человека)

― О каком описании идёт речь, когда мы говорим о внутреннем убранстве комнаты? (Описание интерьера)

― Что такое интерьер? (Интерьер (от фр. "внутренний") ― это внутреннее наполнение помещения, которое отвечает за его красоту и обеспечивает человеку комфортные условия жизни). Интерьер бывает двух видов: общественный (театр, концертный зал) и жилой)

― Прослушайте отрывок из воспоминаний современников и подумайте кому может принадлежать описываемая комната: «В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне ― подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую [он] использовал для укрепления руки. На полу ― большой ковер, почти во всю комнату».

― Догадались, кому принадлежит кабинет? (А.С. Пушкину)

― Как обстановка кабинета характеризует А.С. Пушкина?

― Чего достигает автор воспоминания, подчеркивая соотношение могучей фигуры поэта и его кабинета? (Кабинет несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)

― От чего зависит характер интерьера? (От эпохи, назначения, увлечения хозяина, сословия)

II. Работа с репродукцией.

― Рассмотрите картину М.К. Финогеновой «Светлый день», проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.

― Какое настроение вызывает у вас картина?

― Какие краски использует художник?

― Что изображено на картине?

― Что находится в центре комнаты? Что рядом?

― Есть ли в комнате окна? Сколько их? Какие они?

― Есть ли на окнах занавески? Какого они цвета?

― Какого цвета полы?

― Что можно сказать о хозяйке этой комнаты?

― Попробуйте составить устное описание интерьера по плану:

1. Передний план картины:

а) стол (форма, размер, предметы, расположенные на столе);

б) кресла, диван;

в) пол.

2. Задний план картины:

а) шторы (цвет, материал);

б) окна (количество, вид из окон).

3. Потолок.

4. Краски картины.

― Почему же картина названа «Светлый день»?

Текст №3. Комната брата.

Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.

― Что хотел подчеркнуть автор в описании?

― Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?

―  Какие выводы мы можем сделать, проанализировав 3 текста описания интерьера? (Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение. Тогда всем, кто прочтет описание, станет понятен вкус, привычки, что-то новое о человеке, который описывал комнату).

Моя комната.

Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная.

От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул.

В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз.

Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ―диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами.

На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги.

Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно.

VI. Самостоятельная работа над составлением текста.

Самостоятельная работа учащихся над сочинением на тему «Комната, в которой я живу» (сначала в черновике, консультация учителя).

 

              _____? класс описание природы

Урок 3. Подготовка к сочинению- описания зимней природы.

Тема: Подготовка к сочинению – описанию на тему «Зимний пейзаж».

Цели урока.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, постеры с зимними зарисовками, аудиозаписи звуков природы и произведений А. Вивальди и Г.Свиридова, раздаточный материал /распечатанные тексты/, цветные магниты, жетоны.

Эпиграф урока.

Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой (К.Паустовский).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Постановка целей урока.

Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию по теме «Зимний пейзаж», учиться наблюдать, сравнивать, красиво излагать свои мысли.

3. Вступительное слово учителя.

В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы и снег. Проснёшься утром, посмотришь в кусочек окошка, не зарисованный морозом, и подумаешь: «Какое великолепие!»

Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Люди по-разному воспринимают зиму. В хрониках VIII века со слов англосаксонца записано: «Злая явилась Зима с торчащею мёрзлою щетиной».

У русского поэта Н.Заболоцкого есть такие строки: «Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь»…

Слово - это драгоценность, надо умело использовать его, чтобы оно засверкало, поэтому мы в течение урока будем складывать в свой сундучок слова, которыми будем описывать зиму.

 

Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/. Попробуем расшифровать слово, используя слова, начинающиеся буквами З И М А /подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. Какая она?

Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая.

Колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея.

А какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово снег?

Белый, блестящий, необыкновенный, переливчатый, сказочный, новогодний, пушистый, мягкий…

4. Актуализация знаний.

- Чтобы нам была ясна цель нашей работы, давайте вспомним, какие типы речи нам известны.

Слайд (типы речи).

5. Словарная работа.

- Что такое пейзаж?

Слайд (Словарь иностранных слов.-16-е изд., испр.- М.: Рус. яз.,1988.-624стр.)

6. Рассматривание картин.

Художники не могли не заметить, как удивительна зима. Перед вами работы молодых художников «Зимний пейзаж» И.Михайлова, «Зимняя сказка» С. Пивторака, Н. П. Крымова «Зимний вечер». Они признаются в своей любви к зиме.

- А каким видят снег художники?

Слайд. Картина М.Иваненко «Зима в тиши деревни».

- Какое впечатление от картины вы получили? Словесное рисование зимнего пейзажа. (Как приятно зимними вечерами проводить время за чашечкой чая рядом с мамой и папой! За окном метель, а дома тепло и уютно! Ведь семья – это самое сокровенное в нашей жизни!)

7. Моделирование текста.

Слайд. Картина «Зимний пейзаж» И. Михайлова.

Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного нам помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Вот они и помогут нам в моделировании текста.

Творческое задание: распространить предложения средствами художественной выразительности. Какая из команд справится? Какой получился текст?

- А как зима представлена в произведениях композиторов?

8. Прослушивание музыкальных произведений.

 «Вальс» Г.Свиридова из к/ф «Метель».

- Как тема зимы звучит в этом произведении? Какая она?

Опишите свои впечатления. (Ответы детей)

9. Работа над сочинением-описанием.

Теперь напишем пейзажную зарисовку на тему, которая окажется вам ближе:

Иней всюду.

Падающая снежинка.

Морозный вечер.

Тихо в зимнем парке.

Зимой в нашем дворе.

10. Заслушивание ответов детей.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

 

Какие знания приобрели? Какие задания вызвали интерес?

Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком?

Жетоны- снежинки.

У каждого есть право отдать жетон тому ученику, который, по вашему мнению, его заслужил. Таким же правом обладаю и я. Посчитаем количество жетончиков.

_____? класс Описание внешности

Целеполагание

Поставим цели урока и его задачи.

Далее проводится диалог с классом:

- Ребята, что такое портрет.

- Назовите основные элементы описания внешности.

Далее беседа с классом:

- Что будем описывать, если речь идет о внешности.

Работа над структурой описания внешности

Рассмотрим структуру описания внешности человека:

- Общий облик человека: возраст, фигура, поза.

- Ситуация, в которой находится человек.

- Одежда человека.

- Выражение лица.

Описание внешности используется в тексте как одно из средств характеристики героя (персонажа). Сегодня нам предстоит описать внешность человека по картине оренбургского художника Александра Ивановича Овчинникова.

Но сначала давайте рассмотрим на картины известных художников, как они описывали внешности и выражали отношение к изображенному. Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи (демонстрация видеоэкскурсии).

На что вы обратили внимание во внешности человека?

(Обсуждение просмотренного)

Беседа по картине.

- Что вы видите на картине?

- Что описано детально, а что штрихами?.

- Привлекает ли ваше внимание лицо женщины?

- Что вы думаете о характере женщины?

- Какова ее поза, что она держит в руках?

- Что привлекает вас в облике героини?

- Какой фон выбрал автор, какую цветовую гамму?

- Понравилась ли вам картина?

- Удалось ли автору передать свое отношение?

- В какой манере и стиле выполнена картина?

 

Итог. На картине нарисована женщина, она сидит, на коленях лежит книга. Художник словно не закончил картину, хорошо прописано лицо, поза, но мы видим, что руки выписаны мазками.

Словарная работа.

Самостоятельная работа над текстом-описанием. Заслушивание сочинений учащихся.

Подведение итогов урока

___________?класс Описание труда и трудовых процессов

Урок 5. Сочинение – описание процесса труда и трудовых действий на основе краеведческого материала (Кардаиловская игрушка)

Сообщение ученика.

Промыслы оренбургского казачества – это результат традиционно-бытового уклада жизни казаков и профессиональной воинской культуры. Как нигде установившийся порядок в экономической и общественной жизни военно-служилого сословия оказывали воздействие на повседневную жизнь казачьей семьи. Оба этих компонента влияли друг на друга. На протяжении многовековой истории сформировались воинские традиции, обычаи, казачий промысел, элементы повседневного быта.

Историк казачьей культуры, писатель, краевед, художник Валерий Бешенцев создал свою авторскую военную игрушку, наполнив ее исторической правдой и знанием народной традиции глиняной скульптуры. Он очень точно понял природу народного декоративного бытового искусства. Сегодня его игрушку, поражающую простотой и выразительностью называют «кардаиловской». Сам Валерий Бешенцев проживает в с. Илек Оренбургской области, и промыслом занимается вся его семья, жена Галина, двое детей.

Сегодня мы познакомимся с казачьим промыслом – игрушкой, и с тем как она делается.

Рассматривание игрушки. (Фотография или демонстрация образцов)

- Рассмотрим фигурки казаков, созданные Валерием Бешенцевым.

 

 

 

 

- Понравилась ли вас игрушка? Опишите ваши первые впечатления. (Ответы учащихся)

- Что воплощает в игрушке мастер? Почему она относится к казачьему промыслу?

- Что привлекло ваше внимание?

- Заметили ли какую- то особенность в передаче фигуры казаков? (Как вылеплены руки, ноги не разделены)

- Кого напоминает вам фигура казака? (Стойкий оловянный солдатик)

- В какой манере лепки выполнены фигурки лошади? Вспомните, на какую игрушку похожи фигурки казаков (Выполнены в стиле дымковской игрушки)

- В какой цветовой гамме выполнены игрушки? (Преобладает белый, синий цвет, красно-коричневый цвет лошади)

- Из чего сделана игрушка?

- Из глины.

- Кто знает, как делается глиняная игрушка? Что можено рассказать о процессе действий (Ответы детей)

- Давайте дадим слово самому автору, который описывает процесс создания игрушки.

Учитель раздает листки с текстом интервью. (Можно поставить видеозапись.)

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности сочинения по картине как вида сочинения-описания.

2. Использование средств художественной выразительности в сочинении-описании.

Тезаурус

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является природа.

Список литературы

Обязательная литература:

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5 – 7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Для чего мы пишем сочинения? Чтобы развить свою речь, научиться передавать мысли, чувства другим людям как можно точнее. Написать хорошее сочинение, как и любой текст, не так-то просто!

Наверняка у вас бывало, что вы рассказываете другу о чём-то важном, а он вас совсем не понимает или, что ещё хуже, понимает неправильно. Почему так получается? Значит, вы выбрали не те слова, или плохо построили предложения, или скучно рассказываете.

Такое может произойти и с письменным текстом. Если плохо его построить или подобрать не самые точные слова, то ваше сочинение развалится!

2. Сегодня мы подготовимся к сочинению по картине. Что это значит? Вам нужно словами описать то, что изобразил художник. Перевести с языка красок на язык слов. Как это можно сделать? Для начала нужно определить, к какому жанру относится картина. Если на картине изображён человек или группа людей, мы назовём это портретом. Если картина изображает природу, то это пейзаж. Если на полотне неодушевлённые предметы (например, ваза с фруктами), то это натюрморт. Это самые крупные жанры живописи.

3. Внимательно посмотрите на картину. Ответьте на вопросы:

Что изображено на переднем плане картины?

На заднем плане?

 Можно ли выделить значимые детали?

Какие краски использует художник, какие цвета и оттенки преобладают?

Постарайтесь ответить на вопрос, почему художник дал своему произведению такое название.

Не забудьте написать о своих впечатлениях от картины. Может быть, вы видели похожий пейзаж? Или эта сцена напомнила вам эпизод из жизни?

3. Составьте план сочинения. Во вступлении обязательно нужно назвать автора картины, год создания, название. В основной части опишите то, что изображено на полотне, используйте известные вам средства художественной выразительности: сравнения, синонимы, эпитеты, метафоры, олицетворения. В заключении расскажите о своих чувствах, вызванных картиной. Может быть, вы захотите процитировать подходящее стихотворение или высказывание. Перечитайте вашу работу, уберите лишние слова, повторы, исправьте ошибки.

4. Давайте разберём подробнее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

Рассмотрите картину, ответьте на вопросы, предложенные выше.

5. Выполните задания из Тренировочного модуля

5.1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Для описания красок пейзажа Вам понадобятся разнообразные синонимы. Подберите их.

1. Голубой, белый, чёрный, серый;

2. Серебристый, белоснежный, угольный, бирюзовый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Подберём такие пары. Серебристый может быть синонимом и белого, и серого, но так как среди вариантов есть слово белоснежный, то серебристый в данном случае будет парой к слову серый, белоснежный синонимом белого. Угольный (то есть чёрный как уголь) – синоним чёрного, а бирюзовый (от названия минерала бирюза, который может быть разных оттенков синего и зелёного) синоним голубого.

Правильный ответ:

Серый – серебристый, белый – белоснежный, чёрный – угольный, голубой – бирюзовый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.124 с.)