Этапы обучения решению задач на движение: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы обучения решению задач на движение:



Практическое занятие

Тема: «Задачи на движение».

1. Какую подготовительную работу, по вашему мнению, целесообразно провести перед введением типовых задач на движение? Какие методические приемы может использовать учитель при разъяснении младшим школьникам понятия «скорость движения» и ознакомлении их с зависимостями между величинами скорость, время, расстояние? С какой целью при решении простых задач на движение используется прием составления и решения обратных задач? (В ответе используйте материал статьи В.Н. Рудницкой «Формирование у школьников понятия «скорость». //Начальная школа 1993 № 1.)

Задачи на движение являются наиболее сложным объектом для решения, что объясняется следующими фактами:

a) уч-ся впервые на практическом уровне рассматривают понятие «векторной величины», то есть скорость - путь, пройденный за единицу времени в определенном направлении, таким образом, предметом осознания становится такое понятие, как «направление движения» и способы его фиксации;

b) задачи на движение предполагают сформированность некоторых общих умений уч-ся на достаточно высоком уровне, однако зачастую реальный уровень не соответствует предполагаемому;

c) решение задач на движение требует и определенного уровня развития абстрактного мышления, так как ограничены возможности решения задач на практическом и предметном уровне и графическим методом;

d) сложные ситуации не всегда позволяют непосредственно использовать правила, формулы, лежащие в основе решения задач.

Задачи, связанные с движением или задачи с величинами: скорость, время, расстояние, рассматриваются в 3 классе.

Подготовительная работа к решению задач предусматривает обобщение представлений детей о движении, знакомство с новой величиной "скорость", раскрытие связей между величинами: скоростью, временем, расстоянием.

С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдения в условиях класса, где движения будут демонстрировать сами дети. На экскурсии и во время работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг друга. Так, одно тело может двигаться быстрее, медленнее, может остановиться, может двигаться по прямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут в противоположных, либо приближаясь одно к другому. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса, надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком, место (пункт отправления, встречи, прибытия) обозначают либо точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо черточкой, либо флажком; направление движения указывают стрелками.

Встречное движение двух тел указывается, изображается так:

А.______________________________________. В

Здесь отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти 2 тела до встречи, - место встречи, точки А, В - пункты выхода тел, стрелки - направления движения.

Важным результатом ознакомления учащихся с простыми задачами на движение в одном направлении является усвоение простейших формул, связывающих такие величины, как скорость, время и расстояние (v, t, s).

Таким образом, специфика этих задач обуславливается введением такой величины, как скорость движения, а также использованием при их решении схем, которые отражают не отношения между величинами, а процесс движения и во многом облегчают поиск решения.

Этапы обучения составления и решения обратной задачи:

I. Подготовительная работа к введению приема:

II. Проверка решения под руководством учителя.

III. Усвоение способа проверки и самостоятельное его использование.

Введение обратных задач на движение позволяет детям самостоятельно найти решение, поскольку задача нового вида будет получена из задачи, уже решенной детьми.

 

Составьте всевозможные простые и составные задачи на движение. М4М ч.2 с.10-11. Какова, по вашему мнению, цель урока, проводимого по этим страницам учебника? Опишите организацию деятельности учащихся при решении этих задач, используя приемы: выбор схемы, постановка или выбор вопроса к данному условию, условие с недостающими данными и др.

 

М4М, ч.2, стр.10

М4М, ч. 2, стр.11

По данным картинкам предлагается составить задачи, представим некоторые из них:

Практическое занятие

Тема: «Задачи на движение».

1. Какую подготовительную работу, по вашему мнению, целесообразно провести перед введением типовых задач на движение? Какие методические приемы может использовать учитель при разъяснении младшим школьникам понятия «скорость движения» и ознакомлении их с зависимостями между величинами скорость, время, расстояние? С какой целью при решении простых задач на движение используется прием составления и решения обратных задач? (В ответе используйте материал статьи В.Н. Рудницкой «Формирование у школьников понятия «скорость». //Начальная школа 1993 № 1.)

Задачи на движение являются наиболее сложным объектом для решения, что объясняется следующими фактами:

a) уч-ся впервые на практическом уровне рассматривают понятие «векторной величины», то есть скорость - путь, пройденный за единицу времени в определенном направлении, таким образом, предметом осознания становится такое понятие, как «направление движения» и способы его фиксации;

b) задачи на движение предполагают сформированность некоторых общих умений уч-ся на достаточно высоком уровне, однако зачастую реальный уровень не соответствует предполагаемому;

c) решение задач на движение требует и определенного уровня развития абстрактного мышления, так как ограничены возможности решения задач на практическом и предметном уровне и графическим методом;

d) сложные ситуации не всегда позволяют непосредственно использовать правила, формулы, лежащие в основе решения задач.

Этапы обучения решению задач на движение:

I. Подготовительный этап.

Цели:

1) овладение приемом моделирования;

2) уточнение имеющихся представлений о времени и расстоянии, формирование представлений о скорости;

3) осознание взаимосвязи между величинами в процессе решения простых задач.

Методические приемы:

a) воспроизведение различного рода движения уч-ся;

b) анализ иллюстраций;

c) соотнесение текста задачи и предложенной схемы движения 35 составление схемы по предложенной задаче с дальнейшим преобразованием;

• наблюдение за движением транспорта;

• предметное воспроизведение ситуации.

Теперь подробнее рассмотрим подготовительный этап:

В 3 классе продолжается работа по формированию у учащихся умения решать как простые, так и составные текстовые задачи различных видов.

За предшествующие годы обучения дети научились решать простые задачи разных видов, а также составные задачи в 2-3 действия. Для закрепления умения решать эти задачи, их надо предлагать в течение года для самостоятельного решения устно или с записью. При этом для развития учащихся весьма полезны упражнения творческого характера:

· составление задач учащимися и их решение;

· преобразование данных задач и их решение;

· сравнение задач и их решение;

· сравнение решений задач.

Включая такие упражнения, важно соблюдать дифференцированный подход, учитывая разную степень готовности учащихся к их выполнению. Вводятся новые виды простых и составных задач. В методике работы по решению каждого их них предусматриваются определенные этапы. Сначала идет подготовка к введению задач нового вида, которая сводится к выполнению специальных упражнений, предусмотренных в учебнике или составленных учителем. Далее идет ознакомление с решением задач нового вида. В дальнейшем ведется работа по совершенствованию умения решать задачи рассмотренного вида. Как правило, на этом этапе ученики решают задачи самостоятельно устно или с записью решения, при этом используют различные формы записи: отдельными действиями с пояснением в утвердительной форме или вопросительной форме, а также без пояснений, в виде выражения.

 

Также эффективны различные упражнения творческого характера. Очень важно научить детей выполнять проверку решения задач новых видов.

К новым видам простых задач относятся задачи на увеличение (уменьшение) данного числа или значения величины на несколько единиц или в несколько раз, сформулированные в косвенной форме, задачи на вычисление времени; задачи, с помощью которых раскрывается связь между величинами: скорость, время, расстояние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.01 с.)