Предмет экономической теории, методы, функции. 2)Уровни экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономической теории, методы, функции. 2)Уровни экономического анализа.



Предмет экономической теории, методы, функции. 2)Уровни экономического анализа.

1)Экономика - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления ресурсов, имеющих многоцелевое назначение — продуктов, благ и услуг.

Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация.

Движущей силой человеческого общества являются потребности — объективно существующие за­просы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.

Потребность — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жиз­недеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, на­правленную на устранение возникшего несоответствия.

физиологические (в еде, питье и т.д.);

в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.

в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.)

в приобретении определенного социального статуса (в при­знании, одобрении)

в самовыражении личности (в реализации способностей)

Экономические блага.

долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

 взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

1 материальные и нематериальные
2 общественные и частные
3 прямые и косвенные

Материальные блага результат функционирования матери­ального производства (промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства и т.д.): это здания, машины, продукты питания одежда, спортивные товары, бытовая техника и т.д.

Нематериальные блага (услуги) блага, существующие в форме деятельности; обучение, лечение, транспортное, бытовое, ком­мунальное обслуживание населения и т.д. Принципиальное отли­чие нематериальных благ от материальных состоит в том, что по­треблению материальных благ предшествует процесс их создания; эти два процесса разделены как во времени, так и в пространстве. Производство услугестьв то же время их потребление, т.е. временного разрыва здесь, как правило, нет.

Общественные блага блага, находящиеся в общем, коллек­тивном потреблении: национальная оборона, охрана общественного порядка, службы санитарно-эпидемиологического контроля, уличное освещение и т.д. Отличительными чертами общественных благ яв­ляются неизбирательность и неисключаемость их из потребления.

Экономические ресурсы, классификация

1 Земля.2 Труд.3 Интенсивность труда.4 Производительность труда.5 Капитал

Физический капитал(это и есть экономический ресурс) – запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.

Денежный капитал (не является экономически ресурсом) – пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общественное производство. Стадии общественного производства.

Общественное Производство

- процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства. состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

 Стадии

5. Общественное воспроизводство и его типы

Общественное воспроизводство – непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и производственных отношений. Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс производства. В экономике постоянно наблюдается циклический круговорот продукции, товаров, услуг в виде воспроизводственных процессов.

Свойства

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

Предельная полезность

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

 К неценовым факторам относят:

Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

 К другим неценовым факторам предложения относят:

Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.

Классификация рынков.

1. По сфере общественного производства:

1. рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

2. рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

2. По характеру конечного использования:

1. рынок товаров производственного назначения;

2. рынок товаров потребительского назначения.

3. По сроку использования:

1. рынок товаров долговременного пользования;

2. рынок товаров краткосрочного пользования;

3. рынок товаров одноразового пользования.

4. По территориальному охвату:

1. мировой;

2. внутренний;

3. региональный.

5. По соотношению продавцов и покупателей:

1. рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения);

2. рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением;

3. олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

4. рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

6. По объему реализации:

1. основной рынок, где реализуется основная часть товаров;

2. дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара;

3. выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения

 

 

Конкуренция и ее виды.

 

Конкуренция– борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4. Продавцы действуют независимо друг от друга;

5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Классификация рынков труда

 

Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев. По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ).

 

По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

 

По критерию соотношения спроса и предложения труда — равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда.

 

По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.

 

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д.

 

В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.

 

Оплата труда

1. Как мы видели, размер оплаты труда зависит от величины стоимости жизненных средств, расходуемых на воспроизвод­ство рабочей силы.

2. Важную роль в увеличении заработка играет уровень квали­фикации работников. Иначе говоря, здесь сказывается размер ин­вестиций в «человеческий капитал».

3. Значительно влияет на величину вознаграждения за труд уровень производительности труда, достаточно высокий в по­следние десятилетия за счет внедрения достижений научно-тех­нической революции. Вполне естественно, что на передовых в технологическом отношении предприятиях возрастает объем про­изводимой продукции, улучшается ее качество, а работники воз­награждаются большими заработками.

4. На величину оплаты труда во многом влияют национальные различия в степени развитости экономических и социальных ус­ловий жизни в разных странах. Эти различия зависят в конечном счете от научно-технического уровня производства и эффектив­ности труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого об­щественно нормального качества жизни и иных факторов. Это наглядно видно из таблицы.

Понятие внешних эффектов.

Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:
- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.
- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.

Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.

Дефлятор ВНП, индексы цен.

Макроэкономические показатели могут измеряться в ценах текущего года или постоянных ценах (ценах какого-либо базового года). В первом случае они имеют номинальное выражение, во втором — реальное. Между реальными и номинальными величинами могут быть существенные расхождения в связи с применением уровня цен.

Номинальный ВНП — это ВНП, измеренный в текущих ценах. Его динамика может быть вызвана как изменением объема производства, так и общего уровня цен.

Реальный ВНП — это ВНП измеренный в постоянный ценах (ценах базисного периода). В отличии от номинального внп, на него измерение не влияет рыночная конъюнктура.

Для выявления реального изменения объема национального производства с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение номинального ВНП к реальному. Дефлятор ВНП — это наиболее общий показатель, учитывающийся для измерения уровня инфляции в стране.

Наиболее простой метод инфлирования и дефлирования внутреннего национального продукта — деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / индекс цен данного года

Безработица и ее виды

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет. Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности)

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики

Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий;

Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Инфляция и ее виды

Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции: Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

45.Методы измерения инфляции. Причины инфляции. 1) Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

ИЦ0 — индекс цен предыдущего года (например, 1999),

ИЦ1 — индекс цен текущего года (например, 2000).

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

2) Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

 

 

46. социально-экономические последствия инфляции и безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

Социально-экономические последствия безработицы:

1) не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены.

2) снижаются налоговые поступления.

3) снижается уровень жизни семьи безработного.

4) ухудшается психологическое состояние безработного, возрастает конфликтность.

5) происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения, в обществе нарастает социальное напряжение. 6)при циклической безработице из-за продолжительных периодов бездействия теряется квалификация работников.

Закон А. Оукена гласит: "Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на. 1%, то отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5%".

 

Потреблению

Экономическая теория рассматривает совокупное потребление в виде суммарных денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Эти расходы представляют собой основную (примерно 2/3) часть совокупного спроса, оставшаяся 1/3 приходится на инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт. Совокупное сбережение -- это суммарный отложённый спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем.

Основным фактором, оказывающим влияние на уровень совокупного потребления С и совокупного сбережения S, является доход населения. Располагаемый доход DI (доход после уплаты налогов) распадается на потребление С и сбережение S, поэтому, изучая причины, изменяющие уровень потребления, мы одновременно исследуем и факторы воздействия на сбережение, и наоборот.

DI = С + S,

С = DI - S.

Приведенные формулы наглядно демонстрируют взаимосвязь располагаемого дохода, потребления и сбережений. Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережение. При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Минимальный уровень потребления существует всегда.

Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению АРС:

АРС = С/DI.

Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережению возрастает. Подобно тому как потребление и сбережение в сумме дают располагаемый доход, сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице:

АРС + АРS= 1.

С изменением дохода доли потребления и сбережений меняются и с экономической точки зрения важно знать величину их изменений (предельную величину) в ответ на изменения в доходе. Изменение величины потребления вследствие изменения в доходе называется предельной склонностью к потреблению:

МРС = (Изменение в потре6лении)/(Изменение в доходе).

Таким образом, если при увеличении доходов населения на 100 млрд. руб. из них 80 млрд. руб. ушло на потребление, то

МРС = 80/100 = 0,8;

МРС + МРS = 0,8 + 0,2 = 1.

Изучение динамики фактических данных позволило Дж.М. Кейнсу вывести четыре правила совокупного потребления:

1) потребление определяется функцией располагаемого дохода:

С = С1 + МРС* DI,

где С1 -- автономное постоянное потребление, учитывающее влияние процентной ставки и инфляционных ожиданий;

2) прирост потребления не превышает прироста располагаемого дохода, т.е. 0 < МРС < 1;

3) по мере роста располагаемого дохода совокупное потребление будет падать, так как домохозяйства увеличивают накопления. Это означает, что будет падать средняя склонность к потреблению, а предельная склонность будет меньше средней;

4) с ростом располагаемого дохода будет уменьшаться и предельная склонность к потреблению, т.е. темпы прироста потребления начнут снижаться с определенного уровня располагаемого дохода.

В дальнейшем теория Дж.М.Кейнса была развита неокейнсианцами, которые с помощью анализа статистических данных установили, что функция потребления имеет три вида:

1) для краткосрочного периода

С = 47,6 + 0,73 DI.

Формула выведена на основе статистических данных и характеризует взаимосвязь потребления и располагаемого дохода на протяжении короткого периода времени;

2) для долгосрочного периода

С = 0,86 DI.

Формула показывает, что на протяжении длительного периода времени автономное потребление стремится к нулю и потребление почти полностью определяется располагаемым доходом;

3) подоходная функция рассматривает зависимость потребления и располагаемого дохода не во времени, а по группам населения, объединенным определенным уровнем доходов. Анализ потребления домохозяйств свидетельствует о том, что люди с очень низким доходом живут за счет сбережений или в долг, а домохозяйства с высоким доходом сберегают до 40 % своего дохода. Чем выше располагаемый доход, тем относительно меньше тратится на потребление и больше на накопление.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

Виды налогов:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина. Этот вид налогов устанавливается федеральным законодательством и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налог.2)элементы налога.

1)Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный

законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и

в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня

и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,

которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются

плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны

использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

2)Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

59. Налоговая система, принципы построения. Кривая Лаффера

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Функции налогов:

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная. При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная – при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.

Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налоги на сделки с недвижимостью, ценными бумагами, акцизы и пр.

С точки зрения налогообложения, налоги подразделяются на:

1. Фиксированные (твердые) налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении.

2. Пропорциональные налоги предполагают одинаковые доли изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы. В РФ пропорциональным является налог на доходы ф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.172 с.)