Знание и его роль в обществе: история 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знание и его роль в обществе: история



Долгое время знание было привилегией узкого круга мудрецов или посвященных. Тайна была принципом организации этих обществ знания, скрытого от непосвященных. Это относится и к небольшим коллективам египетских жрецов, и к средневековым сообществам ученых, концентрировавшихся вокруг университетов, и в определенной степени к ученым сообществам XIX в., представлявшим собой закрытые для непосвященных клубы единомышленников. В промышленности также формировались закрытые для внешних глаз сообщества технологического знания. Своими корнями они уходили в Средневековье, когда ремесленник тщательно оберегал свои секреты от потенциальных конкурентов.

Широкий обмен знаниями, прежде всего в гуманитарной сфере, начался с эпохи Просвещения, когда принципы демократии и открытости способствовали распространению идей универсальности, свободы и равенства. Распространение знаний посредством книги – сначала рукописной, а затем печатной – так же, как и распространение всеобщего школьного и университетского образования, сопровождали эту историческую эволюцию.

Любое общество, в том числе общество Древнего Египта, Древнего Рима, основывается на знаниях. Сегодня, в начале XXI в., мы говорим об обществе, основанном на знаниях, подразумевая революционные процессы ускорения обмена знаниями и информацией. В этот обмен втягиваются все больше людей, так что практически каждый занятый скоро будет участвовать в процессе обработки и использования знаний и информации в процессе создания новых знаний.

Понятие «общество знания», впервые использованное в 1969 г. ведущим специалистом в области менеджмента П. Друкером, получило детальное развитие в 1990‑х гг. Это понятие возникло почти одновременно с понятием экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний. В настоящее время распространение новых технологий и появление Интернета дают новые шансы для расширения общественного пространства знания. Но и новые революционные технологии являются лишь средством создания общества знания. Бурный рост сетей сам по себе был бы недостаточен, чтобы заложить основы общества знания. В основе общества знания лежит возможность находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний.

 

 

Информационные ресурсы

 

В экономике любой развитой страны или региона обладание информацией определяет темпы любого улучшения, продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Иными словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги – катализатором и фактором социально‑экономического развития всего общества. Информация – ресурс развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Главная особенность экономики, основанной на знаниях, заключается в том, что эта экономика использует информационные ресурсы, которые обладают специфическими чертами, отличающими их от традиционных ресурсов (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Свойства традиционных и информационных ресурсов

 

Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как информационные – нематериальными потоками и запасами. Кроме того, ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, их ценность уменьшается, иногда до нуля. Ценность знаний увеличивается в зависимости от того, насколько полно они используются (насколько полно разделяются между производителем и покупателем, а также обществом). Этим они отличаются от основных фондов, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.

Обычные традиционные ресурсы представляют собой частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другими. Информационные ресурсы чаще всего выступают как общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другими. Иначе говоря, знания, информация неотчуждаемы. По мере того как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по‑новому осмыслить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.

Широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в экономике, основанной на знаниях, является авторское право. Оно переводит интеллектуальный продукт из состояния общественного блага в состояние частного блага, заставляя потребителей оплачивать затраты на создание и распространение этого продукта. В то же время если не вводить искусственные ограничения, связанные с отношениями собственности в экономике, основанной на знаниях, то почти все знания, которые можно кодифицировать (закрепить на каком‑либо носителе – бумаге, диске, кассете и пр.), являются общественным благом. В отдельных случаях компании могут препятствовать внешнему распространению знаний, особенно тогда, когда такое распространение может подорвать конкурентное преимущество компании.

Традиционные ресурсы носят преимущественно ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, не ограничены. Ярким примером неограниченного информационного ресурса может служить Интернет.

Традиционные ресурсы тиражируются, как правило, с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля. При этом затраты на производство первого экземпляра, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна. В связи с этим особое значение в новой экономике приобретают хранение, систематизация и эффективное использование уже накопленной информации с тем, чтобы от каждого элемента знаний получить максимум вновь созданной стоимости и полезного эффекта.

В рыночной экономике распространители знаний активно используют дискриминационные цены [1], которые проявляются при продаже массовых программных продуктов. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, они не могут продать максимальное количество копий. Стремление продать больше естественно, тем более что процесс копирования практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Устанавливая цены в зависимости от времени покупки, юридического статуса покупателя (коммерческая организация, правительственная структура, университет), степени обслуживания самого продукта (система совершенствования программного обеспечения, подписка, пакетное обслуживание), можно обеспечить более полное удовлетворение потребностей в знаниях и информации.

Дискриминационные цены в традиционной экономике часто используются монополистами для того, чтобы получить прибыль большую, чем при использовании единых цен для всех покупателей. Именно по дискриминационным ценам реализуются такие продукты, как билеты на зрелищные мероприятия (концерты, спортивные состязания) или авиационный транспорт. Распродажи товаров перед праздниками и в конце сезона – еще один пример дискриминационных цен. В экономике, основанной на знаниях, дискриминационные цены приобретают характер всеобщего явления. Они характерны для программного обеспечения персональных компьютеров, аудио‑и видеопродукции, консалтинговых услуг и пр.

Использование информационных ресурсов характеризуется эффектом сетевого взаимодействия. Многие единицы современной техники (компьютеры, факсы, телефоны) работают совместно в рамках разветвленной сети. Сети характеризуются положительным внешним эффектом (экстерналией)[2]. В обычных условиях ценность каждого аппарата или устройства определяется его индивидуальными свойствами и практически не зависит от того, насколько распространены аналогичные аппараты. В случае с сетью это не так.

Чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каждого аппарата. Это становится понятным на примере с телефонной сетью. Чем больше абонентов в сети, т. е. чем больше людей и организаций, кому можно позвонить, тем больше ценность каждого телефонного аппарата. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все владельцы аппаратов заинтересованы в расширении сети и получают прирост эффекта от такого расширения. Чем больше размер сети, тем привлекательнее присоединение к ней. Этот же эффект проявляется и в компьютерных сетях. Так, чем больше узлов в Интернете, тем лучше (это касается и многих видов программного обеспечения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.01 с.)