Александр Лукич Гапоненко Тамара Михайловна Орлова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Лукич Гапоненко Тамара Михайловна Орлова



Александр Лукич Гапоненко Тамара Михайловна Орлова

Управление знаниями. Как превратить знания в капитал

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2572615

«Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова.»: Эксмо; Москва; 2008

ISBN 978‑5‑699‑26534‑3

Аннотация

 

Впервые в отечественной учебной литературе рассматриваются процессы, связанные с управлением знаниями, а также особенности экономики, основанной на знаниях. Раскрываются методы выявления, сохранения и эффективного использования знаний, дается классификация знаний, анализируются их экономические свойства.

Подробно освещаются такие темы, как интеллектуальный капитал организации; организационная культура, ориентированная на обмен знаниями; информационный и коммуникационный менеджмент; формирование обучающейся организации.

Главы учебника дополнены практическими кейсами, которые отражают картину современной практики управления знаниями как за рубежом, так и в нашей стране.

Для слушателей программ МВА, преподавателей, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также для тех, кого интересуют проблемы современного бизнеса и развития экономики, основанной на знаниях.

Серия «Полный курс МВА» подготовлена издательством «Эксмо» совместно с Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» (Институт)

 

Александр Лукич Гапоненко, Тамара Михайловна Орлова

Управление знаниями. Как превратить знания в капитал

 

Вместо предисловия

 

Человек – это истина мира, венец.

Знает это не каждый, а только мудрец.

О. Хайям

 

На протяжении всей истории человечества знания были важным фактором его интеллектуального и экономического развития. Однако именно в последние годы знания становятся «пропуском в лидеры» для стран, регионов и организаций. Многие компании в поисках новых конкурентных преимуществ все чаще обращают свой взор на знания. Изменяются факторы развития экономики стран и регионов. Все большее значение среди них приобретают факторы инноваций и распространения новых знаний. Рынок знаний постепенно начинает играть главную роль, опережая в развитии рынок материальных товаров.

Экономика как наука все меньше изучает отношения между людьми в процессе производства и потребления вещественных товаров, становясь экономикой знаний, в фокусе которой – особенности производства и потребления знаний в полезной деятельности людей. Изменения происходят и в науке управления. Она переключается с производственного процесса на другие, которые имеют прямое отношение к знаниям: инновационный процесс, хранение знаний в электронных системах и их дальнейшее использование, обмен знаниями, обучение персонала, формирование бренда и имиджа компании и др.

Как эффективно управлять знаниями? Ответ на этот вопрос заботит не только ученых и менеджеров передовых компаний, но и широкую общественность, активно участвующую в процессах, овладевающую инструментами, с помощью которых знания создаются, распространяются и используются.

Новые закономерности и тенденции требуют теоретического осмысления и соответствующего учета в современной управленческой практике. Не случайно в последние годы появилось множество научной литературы, в которой рассматриваются вопросы управления знаниями. Среди первых отечественных публикаций, посвященных вопросам управления знаниями и экономике, основанной на знаниях, – работы С. М. Климова «Интеллектуальные ресурсы организации» и «Интеллектуальные ресурсы общества». В 2003 г. коллектив авторов Российской академии государственной службы при Президенте РФ представил книгу «Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации». В том же году выходят первая в России монография «Управление знаниями» Б. З. Мильнера, фундаментальная работа А. Н. Козырева и В. Л. Макарова «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности», а также учебное пособие «Экономика знаний», подготовленное петербургскими учеными В. В. Глуховым, С. Б. Коробко и Т. В. Марининой. Существенную помощь в исследовании темы знаний оказал ежегодный доклад Программы развития ООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (2004). Заметный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку внесла книга Г. Б. Клейнера и В. Л. Макарова «Микроэкономика знаний», вышедшая в 2007 г.

Настоящее издание – один из первых отечественных учебников, раскрывающих методы управления знаниями. Значительное место отведено понятию «экономика, основанная на знаниях». Без его уяснения невозможно рассматривать вопросы прикладного характера: классификацию знаний, экономические свойства знаний, формирование и использование интеллектуального капитала, а также факторы и предпосылки развития экономики, основанной на знаниях.

Один из разделов книги посвящен интеллектуальному капиталу. Понятие интеллектуального капитала как капитализированного знания позволяет перейти к экономической оценке знаний, которыми располагает организация. К важнейшим задачам управления знаниями в организации относится использование интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности.

Управление знаниями предполагает интеграцию различных управленческих концепций. Это и информационный менеджмент (какие информационные системы следует внедрять в конкретной организации), и коммуникационный менеджмент (как, по поводу чего и какими средствами следует поддерживать коммуникацию между сотрудниками, а также между сотрудниками и внешней средой), и управление интеллектуальной собственностью (в том числе патентами и лицензиями, которыми обладает организация), и современные формы организации (управленческие команды, сообщества профессионалов, оболочечные корпорации, стратегические альянсы). Все это нашло свое отражение в соответствующих главах учебника.

Настоящее издание подготовлено для МВА. Программы МВА отличаются от программ высшей школы тем, что быстрее улавливают современные тенденции развития теории и практики менеджмента. Практически все главы расширены за счет специальных информационных врезок, своеобразных кейсов: они раскрывают картину современной практики управления знаниями как за рубежом, так и в нашей стране.

Направленность учебника на MBA вовсе не исключает его использования студентами экономических специальностей, обучающихся в рамках курсов «Стратегическое управление» и «Инновационный менеджмент». Пока что управление знаниями в качестве самостоятельной учебной дисциплины не входит в образовательные стандарты высшей школы. Однако недалек тот час, когда теория экономики, основанной на знаниях, а также технологии воспроизводства интеллектуального капитала и управления знаниями станут обязательной частью учебных программ в российских высших образовательных учреждениях.

Управление знаниями – молодая дисциплина. Не все термины и понятия, используемые в настоящем издании, трактуются однозначно. Это требует от читателя критического подхода к тексту изучаемым темам и предполагает самостоятельное изучение дополнительных источников.

Чем книга, которую вы держите в руках, отличается от других книг, рассматривающих проблемы управления знаниями? Авторское понимание задач управления знаниями основывается на интуитивистском подходе. В отличие от технологического (в котором знания рассматриваются преимущественно как точная информация по данной проблеме, обработанная с помощью вычислительной техники), этот подход базируется на убеждении, что истинные носители знаний – люди. Основной задачей современной организации становится выявление, сохранение и эффективное использование знаний людей. Иными словами, в качестве объекта управления знаниями выступают не столько документы или таблицы‑классификаторы, сколько люди и отношения между ними. Отсюда значительная часть методов, используемых в управлении знаниями, базируется на достижениях не только в области информационных технологий, но и в менеджменте, психологии, социологии, культурологии. На первый план выходят организационная культура, ориентированная на обмен знаниями; формирование лидерства; коммуникативные и имиджевые технологии и т. д.

Мы признательны всем тем, кто прямо или косвенно имел отношение к исследованиям, положенным в основу настоящего издания. Прежде всего мы благодарим наших коллег – преподавателей кафедры менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, особенно основателя кафедры и ее безусловного авторитета Рэма Александровича Белоусова. Его личный пример самоотверженности, работоспособности и научного долголетия помог нам довести начатое дело до конца.

Мы благодарны признанным специалистам в сфере экономики знания и управления знаниями: Георгию Борисовичу Клейнеру, Валерию Леонидовичу Макарову, Олегу Николаевичу Мельникову, Борису Захаровичу Мильнеру. Общение с ними помогло существенно прояснить суть многих проблем. Особые слова благодарности Станиславу Леонидовичу Савину, ректору Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, за постоянную поддержку, а также возможность реализовать курс «Управление знаниями» в стенах этого образовательного учреждения.

Мы также благодарны нашим ученикам, аспирантам, которые сделали управление знаниями сначала темой своих диссертационных исследований, а затем стали внедрять в своих организациях отдельные элементы управления знаниями. Это Владимир Владимирович Балакшин (ССТР), Дмитрий Владимирович Александров (кондитерская фабрика «Русский шоколад»), Сергей Владимирович Тишкин (финансово‑промышленная группа «Технологии энергосбережения»), Александр Олегович Захаров (МЖК «Росинка»), Олег Геннадьевич и Марина Евгеньевна Аванесовы («Омела холдинг»), Александр Аркадьевич Заранкин («Квартстрой»), Владимир Гаврилович Старовойтов (муниципальное образование «Киржачский район») и многие другие. Отдельное спасибо Оганесу Ваганяну, первому читателю рукописи, за замечания и помощь в ее подготовке.

При подготовке рукописи к изданию мы получили неоценимую поддержку от руководителя группы бизнес‑литературы издательства «Эксмо» Марины Владиславовны Трушковой.

Наконец мы хотим поблагодарить за терпение и понимание наших близких – Маргариту Коняеву и Аркадия Виницкого, которые со страхом ждут следующих аналогичных проектов.

 

А. Гапоненко,

Т. Орлова

 

Май, 2008 г.

 

Часть I

Глава 1

Информационные ресурсы

 

В экономике любой развитой страны или региона обладание информацией определяет темпы любого улучшения, продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Иными словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги – катализатором и фактором социально‑экономического развития всего общества. Информация – ресурс развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Главная особенность экономики, основанной на знаниях, заключается в том, что эта экономика использует информационные ресурсы, которые обладают специфическими чертами, отличающими их от традиционных ресурсов (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Свойства традиционных и информационных ресурсов

 

Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как информационные – нематериальными потоками и запасами. Кроме того, ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, их ценность уменьшается, иногда до нуля. Ценность знаний увеличивается в зависимости от того, насколько полно они используются (насколько полно разделяются между производителем и покупателем, а также обществом). Этим они отличаются от основных фондов, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.

Обычные традиционные ресурсы представляют собой частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другими. Информационные ресурсы чаще всего выступают как общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другими. Иначе говоря, знания, информация неотчуждаемы. По мере того как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по‑новому осмыслить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.

Широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в экономике, основанной на знаниях, является авторское право. Оно переводит интеллектуальный продукт из состояния общественного блага в состояние частного блага, заставляя потребителей оплачивать затраты на создание и распространение этого продукта. В то же время если не вводить искусственные ограничения, связанные с отношениями собственности в экономике, основанной на знаниях, то почти все знания, которые можно кодифицировать (закрепить на каком‑либо носителе – бумаге, диске, кассете и пр.), являются общественным благом. В отдельных случаях компании могут препятствовать внешнему распространению знаний, особенно тогда, когда такое распространение может подорвать конкурентное преимущество компании.

Традиционные ресурсы носят преимущественно ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, не ограничены. Ярким примером неограниченного информационного ресурса может служить Интернет.

Традиционные ресурсы тиражируются, как правило, с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля. При этом затраты на производство первого экземпляра, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна. В связи с этим особое значение в новой экономике приобретают хранение, систематизация и эффективное использование уже накопленной информации с тем, чтобы от каждого элемента знаний получить максимум вновь созданной стоимости и полезного эффекта.

В рыночной экономике распространители знаний активно используют дискриминационные цены [1], которые проявляются при продаже массовых программных продуктов. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, они не могут продать максимальное количество копий. Стремление продать больше естественно, тем более что процесс копирования практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Устанавливая цены в зависимости от времени покупки, юридического статуса покупателя (коммерческая организация, правительственная структура, университет), степени обслуживания самого продукта (система совершенствования программного обеспечения, подписка, пакетное обслуживание), можно обеспечить более полное удовлетворение потребностей в знаниях и информации.

Дискриминационные цены в традиционной экономике часто используются монополистами для того, чтобы получить прибыль большую, чем при использовании единых цен для всех покупателей. Именно по дискриминационным ценам реализуются такие продукты, как билеты на зрелищные мероприятия (концерты, спортивные состязания) или авиационный транспорт. Распродажи товаров перед праздниками и в конце сезона – еще один пример дискриминационных цен. В экономике, основанной на знаниях, дискриминационные цены приобретают характер всеобщего явления. Они характерны для программного обеспечения персональных компьютеров, аудио‑и видеопродукции, консалтинговых услуг и пр.

Использование информационных ресурсов характеризуется эффектом сетевого взаимодействия. Многие единицы современной техники (компьютеры, факсы, телефоны) работают совместно в рамках разветвленной сети. Сети характеризуются положительным внешним эффектом (экстерналией)[2]. В обычных условиях ценность каждого аппарата или устройства определяется его индивидуальными свойствами и практически не зависит от того, насколько распространены аналогичные аппараты. В случае с сетью это не так.

Чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каждого аппарата. Это становится понятным на примере с телефонной сетью. Чем больше абонентов в сети, т. е. чем больше людей и организаций, кому можно позвонить, тем больше ценность каждого телефонного аппарата. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все владельцы аппаратов заинтересованы в расширении сети и получают прирост эффекта от такого расширения. Чем больше размер сети, тем привлекательнее присоединение к ней. Этот же эффект проявляется и в компьютерных сетях. Так, чем больше узлов в Интернете, тем лучше (это касается и многих видов программного обеспечения).

 

Воспроизводство

 

Именно на постиндустриальной стадии развития происходит становление и развитие экономики, основанной на знаниях. Происходит не просто увеличение удельного веса занятых в сфере услуг, а меняются многие характеристики общественного воспроизводства.

Способность национальной экономики абсорбировать знание и производительно его использовать будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Сегодня бедные страны отличаются от богатых прежде всего тем, что у них меньше знаний, а затем уже меньше капитала. Открытость экономики, которая дает возможность получить эффект от товарного экспорта, импорта капитала и прямых инвестиций, а также открытость общества для импорта знаний, идей и информации и способность экономики продуктивно их использовать – вот что определяет успешное социально‑экономическое развитие.

 

Знание становится основным условием производства и доминирующим средством достижения социально‑экономических результатов. Традиционные факторы (земля, труд и капитал) приобретают в современной экономике второстепенное значение.

 

Изменяется макроэкономическая структура производства. Многие отрасли экономики характеризуются тем, что процесс производства в них во все большей мере основывается на знании. Так, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств новых химических соединений, а также новых способов тестирования новых лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги – примеры отраслей, которые производят и передают информацию. Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).

Наука становится важнейшим фактором современного производства и благосостояния населения страны. При этом определенная часть науки становится относительно самостоятельной, обособленной отраслью, производящей самостоятельный продукт.

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями, а также информационными и коммуникационными технологиями. Это неверно. Сами по себе высокотехнологичные отрасли играют незначительную роль в современной экономике. Например, в США доля высокотехнологичных промышленных отраслей в ВВП составляет 15,8 %, при этом доля промышленности в ВВП – лишь 18,5 %. Поэтому непосредственный вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП – менее 3 %.

Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. То же самое относится и к знаниям. Главное в экономике, основанной на знаниях, – не столько создать новое знание, сколько продуктивно его использовать. В качестве иллюстрации можно привести отнюдь не наукоемкую отрасль – рыболовство. В ней используются многие современные знания, связанные с гидроакустикой и радиолокацией, современными навигационными приборами и спутниковыми системами, новыми материалами для сетей и одежды рыбаков, а также с программным обеспечением, позволяющим точнее определять местонахождение косяков рыбы. В этой отрасли используются достижения других наукоемких отраслей, которые, в свою очередь, есть результат современных исследований и разработок многочисленных научных центров.

Одна из значительных статей американского экспорта в последние годы – экспорт фильмов и телевизионных программ, который превысил экспорт в авиакосмической и автомобильной отраслях. Сборы от проката только голливудских фильмов составляют 30 млрд долл. в год. Эта отрасль продолжает динамично развиваться благодаря новым технологиям распространения телевизионных программ через спутниковые каналы связи и распространению телевизоров в мире.

В экономике, основанной на знаниях, изменяется структура занятых. В составе работающего населения все больший удельный вес занимают работники интеллектуального труда. Работник, чтобы соответствовать современным требованиям, должен обладать способностью к обучению и переквалификации. Многочисленные исследования показали, что работник, обладающий более высоким уровнем базового образования, намного восприимчивее к новым знаниям, отличается большими творческими возможностями. Во многих развитых странах мира увеличивается среднее время, которое люди отводят образованию. При этом затраты на специальное образование все чаще берут на себя работодатели.

В развитых экономиках многих стран увеличивается удельный вес занятых, работающих в творческом ключе. В частности, в США каждый шестой из числа работающих имеет свой бизнес, т. е. работает не по найму. Из четырех новых рабочих мест одно занимает руководитель фирмы или работающий не по найму. Эта доля более чем вдвое превышает ту, которая была 10 лет назад, и продолжает расти. При этом уровень занятости в 1 тыс. крупнейших американских компаний в последнее десятилетие снижался.

Таким образом, экономика, основанная на знаниях, – это не только новая структура производства, но и новая структура занятых и новое качество занятости. На место безликой рабочей силы приходят знатоки своего дела, менеджеры, профессионалы высококвалифицированных услуг. Увеличивающийся удельный вес профессиональной занятости становится существенной характеристикой экономического развития. По прогнозам, занятость в управлении организациями, в сфере услуг бизнесу, а также количество занятых специалистов‑техников и специалистов‑технологов будет увеличиваться опережающими темпами.

Сегодня в развитых странах непосредственное воздействие на материальный предмет труда осуществляют не 9/10, как это было в условиях индустриальной экономики, а менее 1/3 работников. Основная же часть человеческой активности представляет собой деятельность по переработке информации и знаний. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого технический и экономический прогресс становится практически недостижимой задачей вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию.

Все более значительное место в современном мире занимает деятельность, основывающаяся на знаниях, и эта тенденция усиливается. В США на информационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копировальную и вычислительную технику) идет более 50 % всех инвестиций в оборудование. Основные инвестиции идут не на оборудование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает процесс создания, передачи и переработки информации и знаний.

 

И труд, и капитал используются преимущественно в производстве новых знаний. Следовательно, основная часть добавленной стоимости создается именно там. Этот вывод дает возможность по‑новому посмотреть на многие факты современной экономической жизни и проанализировать тенденции экономического развития.

 

 

Фирмы

 

Современные фирмы сильно отличаются от фирм прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот капитал, а информация, знания, то, что называется интеллектуальным капиталом. Большая часть стоимости многих продуктов создается не столько на стадии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта, научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ (НИОКР), планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание, т. е. те виды деятельности, которые непосредственно связаны с генерированием, трансформацией и использованием знаний. Характерная черта современного производства – наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации рассматриваются не только как основные факторы создания добавленной стоимости, но и как факторы конкурентоспособности и экономического развития организаций и целых регионов и стран.

Переход к новому состоянию общества, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, изменения не столько на макроуровне, сколько на микроуровне определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяются структура себестоимости всех материальных продуктов, конкурентные стратегии, содержание экономической практики.

Современное производство – это прежде всего использование знаний, таланта, опыта персонала. Все больший удельный вес среди занятых на производстве занимают инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Все в меньшей мере современное производство основывается на непосредственном материально‑вещественном воздействии. Это особенно отчетливо просматривается в наукоемких отраслях. Во всех коммерческих организациях эффект достигается в основном в результате применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Меняется суть деятельности коммерческих организаций. Главное – не просто произвести что‑то, а произвести, продать, ответить на новый технологический вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и общества.

 

Экономика, основанная на знаниях, характеризуется тем, что организации в ней становятся все более инновационными, при этом предметом инноваций выступают не только продукты и технологии, но и способы организации процесса производства и способы взаимодействия с потребителями.

 

 

Образование

 

Экономику, основанную на знаниях, характеризует наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан, развивали их способности адаптироваться к меняющимся требованиям, а также содействовали международному признанию квалификаций и степеней, присужденных образовательными учреждениями в отдельных странах.

Затраты на обучение неуклонно растут. Увеличивается время, расходуемое на подготовку и переподготовку работников, повышение их квалификации, что требует применения новых технологий обучения, таких, например, как дистанционное образование.

Поскольку знания в отличие от материальных ценностей неотделимы от человека, в обществе, основанном на знаниях, происходит нивелирование прежних социальных различий. Вместе с тем наблюдается нарождение нового вида социального расслоения, основанного не на классовых, а на интеллектуальных отличиях. Поэтому социальной проблемой является обеспечение равного доступа к качественному образованию.

В странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы растет доля работников с высшим образованием. Доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 г. возросла с 22 до 41 %, а к 2008‑му году приблизилась к 50 %. Но даже при таком значительном росте доля работников с высшим образованием оказывается недостаточной для удовлетворения растущего спроса на квалифицированных специалистов.

В экономической и социологической литературе последних лет получила распространение концепция обучающегося общества, в котором приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением начального образования (во времени). Смысл этой концепции заключается в том, что каждому в течение жизни приходится решать различные задачи, поэтому необходимо продолжать учебу всю жизнь. Кроме того, в обществе, основанном на знании, важнее научиться учиться. Образовательная концепция была практически одновременно выдвинута и в докладе «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра», подготовленном в 1972 г. Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию под председательством Э. Фора. В докладе отмечается, что образование более не является ни привилегией какой‑либо элиты, ни фактом принадлежности к какой‑либо возрастной категории. Оно скорее всего относится ко всему сообществу и к продолжительности существования индивидуума. В то время когда старые модели ставятся под сомнение из‑за происходящих изменений и когда обучение на практике и способность к инновациям приобретают все большее значение, когнитивная динамика наших обществ стала важнейшей задачей. Модель обучения распространилась далеко за пределы мира учителей, проникла в поры экономической и социальной жизни. Образовательная, обучающаяся составляющая в любой организации будет усиливаться вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет. Развитие этой модели совпадает с развитием инноваций во всех сферах человеческой деятельности.

В инновационных обществах спрос на знания будет инициировать постоянную переквалификацию. Сегодня диплом является подтверждением прежде всего социальной квалификации. Не исключено, что в дипломах появится срок действия с тем, чтобы отвечать постоянной потребности в новых компетенциях. Образование на протяжении всей жизни может стать ответом на все возрастающую нестабильность в сфере занятости и профессий. Оно должно развивать способность человека к смене специальности в течение жизни, адаптировать его к социальным и экономическим изменениям. Способность к новаторству, динамика познания становятся приоритетными в успешном развитии и любой организации, и общества. Очевидно, что любая организация (коммерческая или некоммерческая) должна укреплять именно свое «обучающее измерение».

Важный аспект изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке – это короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Именно «жизненный цикл» диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации. В странах ОЭСР традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и ограниченного промежутка времени для получения первой степени после окончания средней школы или для прохождения курса аспирантуры до начала профессиональной деятельности, постепенно заменяется моделью непрерывного образования. Концепция непрерывного обучения для всех, принятая в 1996 г. министрами образования стран ОЭСР, исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки как опоры для развития на основе знаний. Ожидается, что выпускники вузов будут периодически возвращаться в систему высшего образования для того, чтобы приобретать, учиться применять, а также обновлять знания и навыки, необходимые им в профессиональной деятельности. Непрерывное образование скорее подразумевает обновление знаний и повышение образованности, которые необходимы для повышения уровня индивидуальной квалификации и для того, чтобы не отставать от внедрения новых продуктов и услуг.

 

Выводы

 

Экономика, основанная на знаниях, представляет собой закономерный результат развития производительных сил в ходе научнотехнического прогресса, обусловливающего рост роли знаний и информации в создании благ. Экономику, основанную на знаниях, отличают следующие основные признаки:

• знание становится одним из основных факторов производства и одним из ее основных продуктов;

• информация превращается в ключевой ресурс, а электронные информационные технологии формируют основу ее технологического уклада;

• интеллектуальные и творческие способности человека становятся основой богатства как для индивидуумов, так и для организаций и стран;

• удельный вес занятых интеллектуальным трудом увеличивается;

• увеличивается количество занятых в третичном секторе и соответственно уменьшается относительное количество занятых в первичном и вторичном секторах;

• в рамках организаций вся деятельность реорганизуется таким образом, что происходит постоянный обмен знаниями между работниками.

Экономическое развитие многих стран сопровождается изменением структуры общественного производства. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы.

Информационные ресурсы легко тиражируются, их ценность в процессе использования не уменьшается, а увеличивается; для них характерны дискриминационные цены и положительные внешние эффекты. Они являются, как правило, общественным благом, а в ряде случаев, когда задействованы в сетях, обладают повышающейся предельной полезностью.

 

 

Социальный капитал

 

Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Сенека

 

• Концепция социального капитала.

• Доверие.

• Инвестиции в социальный капитал организации.

 

Доверие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.09 с.)