Формирование Правительства РФ, структура федеральных органов исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование Правительства РФ, структура федеральных органов исполнительной власти



 

Одним из основных конституционных изменений стал новый порядок формирования Правительства РФ.

В соответствии с новой редакцией ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. До настоящего времени он назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Отметим, что из текста Конституции не явствует, в чём состоит практическая разница между утверждением и согласием. И то и другое решения принимаются Государственной Думой путём голосования. Возможно, формулировка "назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой" подразумевает отсутствие у Президента права не назначить утверждённого кандидата. Однако прямым текстом это в ст. 111 Конституции не зафиксировано (в отличие от ч. 3 ст. 112, регулирующей порядок назначения заместителей Председателя Правительства и федеральных министров). Вероятно, ответ на данный вопрос будет выработан в ходе практической реализации данной нормы, возможно, в процессе толкования Конституции РФ Конституционным Судом.

Важная поправка внесена в ч. 4 ст.111 Конституции. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства. В этом случае заместители Председателя и федеральные министры, утверждаемые в должности Государственной Думой, назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства (ч. 5 ст. 112). При этом Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Ранее эта норма носила императивный характер: "распускает Государственную Думу и назначает новые выборы". Новая редакция предоставляет главе государства большую свободу для политического маневра.

 

Изменен порядок утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти. До настоящего момента каждый вновь назначенный Председатель Правительства РФ в течение недели представлял Президенту предложения по их структуре. Теперь же согласно новому п. "б.1" ст. 83 и новой редакции ч. 1 ст. 112 Конституции РФ вновь назначенный Председатель Правительства не представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти в случае, если предыдущий Председатель Правительства освобожден от должности Президентом.

Появление этой новеллы связано с тем, что в силу новой редакции п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент вправе освободить Председателя Правительства от должности. Ранее подобного специального полномочия Президента в Конституции зафиксировано не было (он был вправе отправить в отставку только Правительство целиком). Право Президента освободить от должности персонально Председателя Правительства было предусмотрено в ст. 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", впрочем, согласно той же статье освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. Иначе говоря, практической разницы между отставкой Правительства и освобождением от должности его Председателя почти не существовало. Теперь же в подобной ситуации утверждать новую структуру федеральных органов исполнительной власти не нужно, вновь назначенный Председатель Правительства будет продолжать работу в рамках существующей структуры.

Здесь стоит ещё отметить, что новая ч. 4.1 ст. 117 Конституции РФ предполагает возможность добровольной отставки Председателя Правительства. Однако в этом случае новый Председатель правительства должен представить Президенту предложения по новой структуре.

 

Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В течение недели Дума принимает решение по представленным кандидатурам. Члены Правительства, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ. Президент не вправе отказать в назначении на должность утверждённых Думой кандидатов.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент вправе назначить из их числа соответствующих членов Правительства. Если после трехкратного отклонения Думой представленных кандидатов более одной трети должностей членов Правительства, утверждаемых Думой, остаются вакантными, Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. При этом члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства (ч.ч. 2-5 ст. 112 Конституции).

Иной порядок назначения на должность предусмотрен для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.

 

Председатель Правительства РФ, его заместитель, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. В случае освобождения от должности Президентом или отставки Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, федерального министра Президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения (ч.ч. 4.1, 5 ст. 117).

 

Изменена редакция ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, предоставляющей Председателю Правительства право поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В соответствии с пока ещё действующей редакцией данной нормы в случае отказа в доверии Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Новая редакция оставляет за Президентом такое право, однако не обязывает его принимать одно из этих решений. Но если Правительство в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент должен будет отправить Правительство в отставку или распустить Думу и назначить выборы.

 

В соответствии с новой ч. 6 ст. 117 Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в следующих случаях:

- в течение года после избрания Государственной Думы (ч. 3 ст. 109);

- в период с момента выдвижения Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109);

- в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 109);

- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109);

- в течение года после назначения Председателя Правительства РФ в соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ (после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур).

 

Полномочия Правительства РФ

 

Существенной правке подверглась ст. 114 Конституции РФ, определяющая компетенцию Правительства. Впрочем, нужно отметить, что в форме новых полномочий Правительства в Конституцию, по сути дела, включены нормы, определяющие важнейшие направления и цели социально-экономической, культурной, экологической политики государства, устанавливающие дополнительные социальные гарантии и обязательства государства перед гражданами и даже нравственные ориентиры общества.

Так, к новым полномочиям Правительства РФ относятся:

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

- обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала;

- обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

- осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;

- осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

- содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;

- обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

- создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.009 с.)