Полномочия и порядок работы палат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия и порядок работы палат



 

Из ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, определяющей случаи, когда палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания, исключены заслушивание посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств. Впрочем, стоит отметить, что за весь период действия Конституции РФ палаты ни разу не собирались на совместное заседание по указанным поводам. Теперь политическая традиция получила нормативное закрепление - единственным поводом для созыва совместного заседания остается заслушивание посланий Президента Российской Федерации.

 

Изменения в статьях, определяющих полномочия Совета Федерации и Государственной Думы, в основном связаны с изменением правового статуса Президента РФ, новым порядком формирования Правительства РФ, высших судебных органов и руководящего состава прокуратуры. Так, к полномочиям Совета Федерации добавилось лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а к полномочиям Государственной Думы - выдвижение соответствующего обвинения (п. "е" ч. 1 ст. 102, п. "з" ч. 1 ст. 103 Конституции).

 

В соответствии с новой редакцией п. "а" ч. 1 ст. 103 Государственная Дума утверждает по представлению Президента РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ. Ранее эта норма была сформулирована иначе - Дума давала согласие на назначение Председателя Правительства. Впрочем, в чём именно состоит практическая разница между утверждением и дачей согласия на назначение, пока не вполне очевидно.

Абсолютно новым полномочием Государственной Думы (п. "а.1" ч. 1 ст. 103) является утверждение представленных Председателем Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением министров ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, и общественной безопасности, которые назначаются Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации (п. "д.1" ст. 83).

Соответственно, новым полномочием Совета Федерации в силу п. "к" ч. 1 ст. 102 Конституции является проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

 

Получили закрепление на конституционном уровне уже предусмотренные федеральными конституционными законами полномочия Совета Федерации назначать на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, а также Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ (п. "ж" ч. 1 ст. 102).

Пунктом "л" ч. 1 ст. 102 предусмотрено право Совета Федерации прекращать по представлению Президента полномочий председателей, заместителей председателя и судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Ранее подобными полномочиями верхняя палата парламента не обладала.

 

Лишился Совет Федерации возможности назначать и освобождать от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей. Теперь он лишь проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам указанных должностных лиц, а также по кандидатурам прокуроров субъектов федерации и приравненных к ним прокуроров ("з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

В то же время новым пунктом "м" ч. 1 ст. 102 Конституции Совету Федерации предоставлено право заслушивать ежегодные доклады Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

 

В свою очередь Государственная Дума получила право заслушивать ежегодные отчеты Центрального банка Российской Федерации (п. "г.1" ч. 1 ст. 103).

 

Своеобразная рокировка произошла в порядке формирования Счетной палаты. До настоящего времени Председатель Счётной палаты назначался и освобождался от должности Государственной Думой, а его заместитель - Советом Федерации, теперь же, наоборот, Председателя назначает и освобождает от должности Совет Федерации, а заместителя - Государственная Дума (п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

 

В пункт "е" ч. 1 ст. 103, устанавливающий полномочие Государственной Думы по назначению на должность и освобождению от должности Уполномоченного по правам человека, дополнен требованиями, предъявляемыми к этому должностному лицу, аналогичными требованиям, предъявляемым к иным упоминаемым в Конституции должностным лицам. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

 

Новая ст. 103.1 Конституции РФ впервые с 1993 г. вводит в текст основного закона понятие парламентского контроля (ранее в п. 5 ст. 101 Конституции упоминалось только о контроле за исполнением федерального бюджета, для чего образовывалась Счетная палата). В соответствии с данной статьёй Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

 

Законодательный процесс

 

Важная новелла появилась в конституционном регулировании законодательного процесса.

Пункт "а" новой части 5.1 ст. 125 Конституции наделяет Президента РФ правом обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции, а также законов, принятых палатами Федерального Собрания, но ещё не подписанных Президентом. Соответствующие дополнения внесены также в ч. 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ.

Напомним, что ч. 3 ст. 107 позволяет Президенту РФ отклонить принятый федеральный закон (президентское вето). В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы, Президент обязан в течение семи дней подписать его. В силу ч. 2 ст. 108 Конституции Президент в течение четырнадцати дней обязан подписать принятый федеральный конституционный закон (в отношении федеральных конституционных законов правом вето Президент не обладает).

Теперь названные статьи дополнены нормами, согласно которым Президент в течение названных сроков (семь дней для обычного федерального закона и четырнадцать дней для федерального конституционного закона) вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, который он должен подписать. При этом срок для подписания закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. Если Конституционный Суд подтвердит конституционность принятого закона, Президент подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционности закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Фактически данными поправками вводится новая стадия законодательного процесса - предварительный конституционный контроль. Нельзя не отметить и определённое расширение полномочий Президента в законодательном процессе. При этом срок для рассмотрения Конституционным Судом президентского запроса Конституция не определяет. Впрочем, полагаем, он будет определён в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)