Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское учение К.Маркса и Ф.Энгельса (этапы развития и основные идеи)
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) - создатели и творцы диалектико-материалистической философии. Эта философия логически следует из главного философского открытия Маркса - материалистического понимания истории (исторического материализма) и диалектического материализма, разрабатываемого Энгельсом. Преодолевая идеализм гегелевской философии и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений - диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию развития и диалектический метод познания, опирающийся на анализ и согласование противоречий (тезис - антитезис - синтез). Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии - диалектического материализма. В качестве первичной в нём признается диалектически (противоречиво) развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в "диалектике понятий", то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится "диалектическое движение действительного мира". Другими словами, в "диалектике понятий" отражается "диалектика вещей". Материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, "поставлена на ноги", ибо прежде, отмечает Энгельса, "она стояла на голове" (т.е. теперь природа и история предшествуют логике, бытие предшествует сознанию, а у Гегеля было наоборот). Освобожденная от "идеалистических оболочек", она стала методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления. Маркс и Энгельс отдавали приоритет бытию, материи, почему их учение и называется материализмом (историческим и диалектическим). Как полагает Энгельс, основная задача исторического материализма состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с "материалистическим основанием" и перестроить ее соответственно этому основанию". С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием науки об обществе является практика как общественная преобразующая деятельность людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно - экономических отношениях между людьми. Все эти факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их общественной жизни.
Суть своих философских воззрений Маркс наиболее полно и вместе с тем в концентрированной форме изложил в Предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859 г). В общественном производстве своей жизни, писал Маркс, люди вступают в определенные общественные отношения объективно, независимо от своей воли или желания. Эти отношения и составляют основу (базис) общества, над которым "надстраиваются" и государство, и другие политико-юридические образования. Особенно важно понять, что из общественного (материального) производства рождаются все уровни, все формы, все проявления сознания. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание (экономика определяет идеологию и политику). Поэтому человеческая история есть естественно-исторический процесс: ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, т.е. пока достигнутый уровень производственных отношений дает еще возможность развиваться в его лоне материальным производительным силам. Но если производственные отношения уже исчерпали себя, если они тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они будут в корне изменены, перестроены (наступает эпоха социальной революции, в результате которой происходит смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической). Первичность бытия по отношению к сознанию не означает принижения роли последнего. Сознание - не пассивное отражение мира, а его могущественный творческий преобразователь. Исторический материализм лишь указывает на конечный источник общественного развития (на диалектику производительных сил и производственных отношений), как и на конечный источник происхождения идей (сознания).
Свою философию Маркс и Энгельс рассматривал поэтому не как свод готовых истин, а как "руководство к действию", имея в виду под таким "действием" революционное преобразование общества, а главным субъектом современной им антибуржуазной революции считали пролетариат (промышленный рабочий класс). Коммунистическая революция должна завершить собою "предысторию" человечества и открыть, ознаменовать начало подлинной его истории, которая уже не будет знать классовых, а затем и иных (национальных, расовых и пр.) противоречий. На высших ступенях социального (теперь уже коммунистического) развития произойдет радикальная переоценка общественных ценностей: общественное богатство будет определяться не рабочим временем (как при любом товарном производстве), а временем свободным - остающимся за пределами материального производства, т.е. подлинно человеческим творчеством. Из всех богатств будет главным всестороннее развитие человека. Таков гуманистический пафос философии, получившей в дальнейшем название "марксистская философия" (марксизм).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 2500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.) |