Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игорь седорук: «если ничего не делать – ничего не будет»
Игорь Седорук – самый известный фотограф в белорусском городе Кобрин. Его специализация – детская фотография и свадебные торжества.
– Игорь, существует мнение, что в крупных городах начинать свое дело легче. – Город, в котором я живу, совсем небольшой, всего пятьдесят тысяч населения. Но считаю свое дело успешным.
– С чего началось ваше увлечение фотографией и когда появились первые мысли о возможности заработать на своем хобби? – Начинал я как детский фотограф. К тому времени, когда созрело решение попытаться заработать на хобби, я фотографировал три с половиной месяца. У меня сложилась достаточно тяжелая финансовая ситуация, вопрос встал ребром: необходимо зарабатывать деньги и обеспечивать семью. Я работал в театре кукол заведующим литературной частью, но в связи с обстоятельствами, от меня не зависящими, пришлось уволиться. Тогда я вспомнил свою бывшую профессию – журналиста, пришел в районную газету и предложил сотрудничество. Вакантной должности корреспондента на тот момент в газете не оказалось. Зато предложили должность фотокорреспондента, хотя фотоаппарата до этого момента я в руках не держал. Но редактор успокоил, сказав, что только оформят фотокором, а я буду писать заметки, статьи, интервью, фотографирование же – так, постольку‑поскольку. Через день‑другой вызывает редактор и дает список, что нужно отснять. Я попытался напомнить о договоренности, а он: «Все, забудь, держи фотоаппарат, на что нажимать, покажут коллеги, – и вперед!» Скажу откровенно и честно, те фотографии, которые я приносил вначале, были такие, что ответственный секретарь, посмотрев, в номер их ставить не стала. Говорит, мол, в другой раз лучше сделаешь. Так прошел день, второй, третий, прошла вторая неделя. Я почувствовал себя очень некомфортно – не соответствовал должности. И тут сыграло обычное мужское самолюбие. Я поставил перед собой цель: снимать через пару месяцев лучше своих коллег. Немного отступления: есть такой тренинг, он один из самых главных, которые я проходил в своей жизни. Так и называется – «Стиль жизни». И в этом тренинге было задание: попросить коллег указать на наиболее сильные и слабые стороны вашей личности. И вот когда я задал эти вопросы коллегам, они назвали меня очень целеустремленным.
Признаться, так о себе я не думал. Но суть в том, что действительно через два месяца коллеги приходили ко мне и спрашивали, что и как сделать в «Фотошопе», чтобы получилось интересней, как лучше снять. И вот тут‑то и напомнил о себе опыт интернет‑торговли. Сначала я торговал компакт‑дисками – в то время, когда они были очень популярны. Потом переключился на DVD. А потом моя торговля закончилась не слишком оптимистично из‑за моих же ошибок, и ее пришлось свернуть. И до сих пор я выплачиваю долг государству. Но жилка предпринимательская всегда присутствовала! И после съемок по заданию редакции – на производстве, в школе, в колхозе – я стал предлагать моделям сделать классные снимки, но уже распечатанные на бумаге: деньги небольшие, зато память. Так к моему скромному заработку журналиста добавились разовые заработки фотографа. В эти три месяца было очень много работы над собой. Внутренней работы с осознанием, кто я, зачем я, каково мое место в мире. Как раз в это время я и проходил этот тренинг – «Стиль жизни». Знаете, некоторые говорят про себя: я – белорусский литератор. Или: я – драматург. Или: я – прозаик. Вот у меня никогда не было мысли, что я – фотограф.
– И чем Вам помог тренинг «Стиль жизни»? – Благодаря этому тренингу человек все глубже зарывается, закапывается в себя и, по сути, изымает из себя все свои истинные желания. Там было такое потрясающее упражнение: на полном автомате, не задумываясь, нужно написать сто, двести или даже триста своих желаний. Я написал, что хочу фотографировать маленьких детей, заниматься детской съемкой. То есть получилось спонтанное желание. Я задавал себе вопрос: «Зачем тебе это?» И нашел на него ответ. Работая в газете, я постоянно фотографировал разных людей, совершенно чужой мир. Занятие же детской, семейной съемкой позволяет показать внутренний мир человека. Я занялся детской фотосъемкой параллельно с работой в газете. Понимая, что на новое увлечение у меня не так много времени, старался использовать все возможности. Например, иду из редакции вечером. Лето еще, июль‑август, хорошее время. Дорога проходит через парк, а вечером там всегда мамочки с колясками, детвора на качелях. Я останавливался, фотографировал, завязывался разговор. И иногда люди говорили, что хотят купить у меня получившиеся фотографии.
Как только пошли первые заработки, пошел в налоговую и заплатил: у нас в Белоруссии можно платить ставку единого налога как физическое лицо. Дальше после занятия мастер‑группы Антона Монина мы с ним продумали систему работы уличного фотографа. Начиная с того, что на мне должен быть бейджик с моей фотографией, фамилией, и вплоть до того, чем должна была заканчиваться моя съемка.
– Создание Антоном Мониным такой системы как‑то помогла Вам в Вашем деле? – До этого у меня не было никакой клиентской базы, и с того же лета я начал ее собирать, включая туда данные о всех людях, которым я делал снимки: номера телефонов, адреса, обычные и электронные.
– И тут появились конкуренты… С ними не было хлопот? – Всегда есть люди, которые занимаются той же деятельностью, и они вроде как наши конкуренты. Но конкурент всегда может стать коллегой, потому что при нормальном отношении, варясь в одном котле, всегда можно найти общий язык. Когда ты открыт, когда ты идешь им навстречу, конкуренты всегда могут и подсказать, и посоветовать, можно осуществлять совместные проекты. Одна из таких «конкурентов» подсказала мне дорогу в интернет. Однажды мы шли по городу с девушкой‑фотографом. Она спросила, почему у меня нет аккаунтов в социальных сетях – на Одноклассниках, ВКонтакте. И посоветовала мне их сделать, сказав, что там я обязательно найду клиентов. Так я создал свои группы и действительно нашел свою целевую аудиторию. Теперь у меня есть свой блог. Как оказалось, фотографу без него трудно существовать. Он, правда, не очень активно пополняется. Не так быстро, не так активно, как хотелось бы. Это в мой пассив можно записать. И обновлять нужно активней, и рассылка будет нужна. Форма рассылки есть, но саму рассылку пока не делаю. А ведь она – прямое обращение к своей аудитории.
– Когда стали появляться постоянные клиенты? – Я еще продолжал работать в редакции, когда ко мне стали обращаться с вопросом, не снимаю ли я свадьбы. Я сначала настороженно относился к этим предложениям: свадьбы – это такая огромная ответственность. Поэтому поначалу не соглашался их снимать. А потом ко мне обратилась однокурсница с просьбой быть фотографом на свадьбе ее сына. И ей отказать я не мог. К тому же я понял, что это прекрасная возможность получить фото для своего свадебного портфолио. Я согласился, но денег не взял, поскольку это была моя первая свадебная съемка.
– Как первый блин – удался или по пословице? – Без хвастовства: съемка оказалась удачной. Свадьба была в Минске, и жених, молодой парень, сказал, что фотографии просто замечательные. Ребята остались очень довольны. И таким образом у меня начался свадебный период: за первый свой сезон я отснял двенадцать свадеб. И это дало мне уверенность, толчок для дальнейшего роста.
– Есть какие‑то нюансы в работе фотографа, о которых мало кто говорит? – Хочется сказать о юридическом моменте: обязательно заключайте договор. Там должно быть очень четко прописано, что вы как фотограф должны будете отдать по результатам съемки диск, фотографии, фотокниги, фотохолсты. Должна быть указана конкретная сумма.
– А с детской съемкой как у Вас обстояли дела все это время? – В парке у нас есть детский центр «Кеша». Программы у них хорошие, а фотографа не было. Поначалу я решил, что, работая в детском центре, за клиентами бегать будет не нужно – сами ведь идут. Но ожидания не всегда совпадают с действительностью. И все же считаю этот период успешным. Я научился вести переговоры, научился уговаривать клиентов. И с точки зрения профессиональной тоже: фотографируя там, я получал опыт съемки в сложных условиях, когда мало пространства, мало света. Заказов было немного, но они были.
– Опыт Антона Монина Вам чем‑то помогал? – Да, я в сложные моменты всегда обращался к Антону. И тогда он подсказал, что, когда клиента фактически нет, потенциально он есть: люди же заказывают утренники, поздравительные программы. И в какой‑то момент меня начали узнавать как фотографа, работающего в детском центре.
– Это начали работать личные связи? – Да, личные связи действительно решают очень многое. Мне очень хотелось снимать в детских садах. А начало было положено тоже благодаря личным связям. Я когда‑то писал репортаж о садике, естественно, познакомился с заведующей, оставил свои координаты. Потом пришел уже не как журналист, а как фотограф и просто попросил одну группу на пробу. Договорился, что принесу снимки, и, если родители захотят, они их купят. Заранее денег не брал. После первой группы я отснял еще четыре, и отказов от фотографий было минимум процента два.
– Вы никогда не берете деньги до съемки? – Если я в детских садах работаю – да, я предварительно денег не беру. Возможно, в этом есть риск. Но опыт подсказывает, что он минимален. Опять же, сразу возникает доверие к фотографу – понятно, что он не просто решил денег легко заработать, а отвечает за то, что делает.
– В какой момент своей деятельности Вы перестали работать в редакции и решили зарабатывать своим увлечением? – Я принял решение уволиться, когда у меня начались съемки в детских садах. Первое время волновался, конечно. Избавиться от волнения помогла система маленьких шагов, когда каждый день делаешь хотя бы что‑то: пост разместил в сетях или в блоге, новую запись добавил, фото обновил, клиенту позвонил. И уже под плиту волнения как бы маленькую подпорочку поставил.
– Вы не думали открыть обучающие курсы? – От Антона я впервые услышал: хотите расти в чем бы то ни было – начинайте обучать других. Сначала я думал: как это, сам еще мало знаешь – и других учить? Но это очень важно – учиться самому, вкладывать в себя деньги. И обучать других. Учеников у меня нет, но потребность делиться опытом есть – например, встретиться с коллегами, рассказать то новое, что я узнал. А сомнения в своем профессионализме были. Буквально после каждой съемки. Это будет всегда, потому что, если вы растете, у вас появляется понимание, что где‑то можно было сделать лучше, иначе. Если есть привычка анализировать, вы видите свои ошибки. И здесь я могу дать совет: если опускаются руки, во‑первых, надо всегда помнить о том, что такие моменты в любом случае будут. Во‑вторых, временно переключитесь на другую деятельность, тогда проще увидеть ошибку и сделать выводы. Банально, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
– Игорь, что бы Вы могли посоветовать своим начинающим коллегам? – Надо всегда помнить одну мудрость (подсказана Антоном Мониным). Мы всегда затрачиваем одни и те же усилия. Пример банальный: продаем бутылку пива, ящик пива и вагон пива, затрачивая на это одни и те же усилия. А прибыль от бутылки пива, от ящика и от вагона совершенно несоизмеримы. То же самое и с фотоуслугами, и с рукоделием. Вы тратите усилия, но одну и ту же вещь можно продать за доллар, за десять либо за тысячу пятьсот. А усилия, с некоторыми нюансами, вы затратите одни и те же. Другое дело – как найти клиента, который готов платить за товар или услугу не доллар, а полторы тысячи. И тут нужно выстраивать систему – с головы. Всегда нужно знать, кому мы продаем. Нужно видеть этого человека, этого клиента, эту организацию. Нужно брать лист и составлять портрет своего клиента: кто он, чем занимается, какие проблемы его волнуют, что он читает, в каких ресторанах или кафе обедает и т. д. И еще совет: если чувствуете, что это не ваш клиент, не ваш человек, не тот, с кем бы вам хотелось бы иметь дело, лучше отказаться от работы. Потому что затраченные усилия в этом случае всегда будут больше стоимости вашей работы. В этом случае включается такой закон: если вы отказали клиенту, который вам не очень симпатичен, после него обязательно появится во всех отношениях хороший клиент. И еще, когда вы выставляете фотографии в блогах или в социальных сетях, не забывайте ставить на них знак копирайта, помещать свои данные на фотографию. Потому что когда вы увидите свою фотографию, гуляющую по сети и безымянную, сложно доказать свои авторские права. И это не очень приятно.
– Если подвести кратко итоги, какие выводы Вы сделали, начав зарабатывать на своем хобби? – Если вы чего то хотите, вы этого добьетесь. Главное – начните. Делайте маленькие, просто малюсенькие шажки, но в том направлении, которое выбрали. Если ничего не делать, ничего не будет.
Беритесь за то, что вы никогда делали. Не бойтесь. Только начав это делать, вы поймете и свои прежние ошибки, и свою силу тоже поймете. И самое главное – всегда во всем нужно видеть только хорошее.
ОТ АВТОРОВ Это интервью с Игорем мы записали больше года назад. В этом году мы решили съездить в Белоруссию. Решение возникло спонтанно – просто была не очень загруженная неделя, а до братской страны на машине часов 8… Да и есть что посмотреть по дороге. Разумеется, мы тут же вспомнили про Игоря. Так само собой родилось решение проехать Белоруссию «насквозь» – от Полоцка до Бреста, остановившись в Минске и Витебске. А родной город Игоря расположен всего в 30 километрах от Бреста. Решение очевидно? Так Игорь стал еще и нашим фотографом – он провел замечательную репортажную фотосессию в Бресте и Минске… Но это уже другая история. А пока у вас есть возможность посмотреть еще одно интервью с Игорем «Два года спустя.». Очень показательно как он описывает свои падения. Да! У него произошел непременный откат, с которым он справился благодаря системе «Дело для Денег и Души».
Интервью вы найдете здесь: http://delo1000.ru/kniga2015
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.034 с.) |