Особенности текстов для итогового изложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности текстов для итогового изложения



Оглавление

1.     Особенности текстов для итогового изложения. 2

2.     Особенности проведения итогового изложения. 12

3.     Методика подготовки к итоговому изложению.. 13

3.1. Общие методические подходы к обучению изложению.. 13

3.2. Особенности специальной методики подготовки к итоговому изложению глухих и слабослышащих обучающихся. 17

4.     Анализ работ участников итогового изложения. 23

4.1. Примеры работ участников итогового изложения с комментариями. 23

4.2. Выводы по итогам перепроверки итоговых изложений. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43

Приложение 1. Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения 43

Приложение 2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 43

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых изложений 45

 


 

Потеря

Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мертв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим еще дышал. Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

 Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это все равно что хоронить живого.

Данный текст является сочетанием повествования, рассуждения. Трудности восприятия текста глухими и слабослышащими участниками итогового изложения заключаются в том, что текст имеет глубокий философский подтекст, композиция текста осложняется переключением авторского повествования на внутреннюю речь персонажа.

В тексте множество бессоюзных сложных предложений, что затрудняет о глухим и слабослышащим участникам итогового изложения устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета.

4. Смысловая завершенность.

Тексты должны представлять собой не отрывки, а фрагменты литературных произведений, завершенные в смысловом отношении.

5.  Повествовательный характер текстов, наличие в них ярко выраженного сюжета.

Тексты должны иметь повествовательный характер, однако могут содержать в соответствии с программными требованиями элементы описания и рассуждения (но эти элементы не должны быть основными).

Приведенный ниже текст не соответствует специфике итогового изложения, так как перегружен описаниями и имеет ослабленный сюжет.

Белые березы

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде 

Уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. Чего искал — сам не ведал.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира.     

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в избах в зеленой пене березового листа.

В середине зеленого вороха сидела и вязала веники бабушка. Видно у нее только голову. Лицо у бабушки умиротворенное, она даже напевает что-то потихоньку, будто в березовой, чуть повядшей и оттого особенно духовитой листве утонули и суровость ее, и тревожная озабоченность.

Веники поднимали на чердак и сарай, вешали попарно на жерди, на перекладины — где только можно уцепить веники, там и вешали. Всю зиму гуляло по чердаку и сараю ветреное, пряное лето. Потому и любили мы, ребятишки, здесь играть.

Ах, как славно пахнет береза!

(По В.П.Астафьеву)

 

Текст «Белые березы» имеет коммуникативную направленность, содержит субъективное восприятие автором окружающей действительности, носит характер дневниковых записей, осложнен диалектной лексикой, а также малоупотребительной лексикой, что не соответствует особенностям глухих и слабослышащих участников итогового изложения (в силу ограниченности их жизненного и речевого опыта). В содержании текста автор четко не определяет и не формулирует проблему, на которую обучающиеся с особенностями восприятия словесной речи, могли бы опереться при написании изложения.

6. Доступность смыслов текста.

Тексты должны быть понятны обучающимся, не содержать излишне сложного философского или психологического подтекста, не должны строиться на излишне запутанном сюжете, им не должна быть присуща внутренняя ироничность. Фрагменты текстов должны быть взяты из произведений, написанных привычным для обучающихся стилем.

В соответствии с этим требованием не может быть использован, например, фрагмент текста Ю.Бондарева.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

 

7. Адаптация текстов под учебную задачу.

Исходные тексты должны быть адаптированы к целям итогового изложения, учитывать особенности его участников. Тексты для изложений могут быть существенно сокращены, в них устраняется «авторская» пунктуация, упрощается синтаксис и лексика (в частности устраняются звуковые образы, слова, употребленные в переносном значении) и т.д.

8.  Отсутствие в текстах развернутых диалогов и монологов.

Развернутые диалоги или монологи не должны быть доминирующими элементами текста (но тексты могут содержать небольшие диалоги или отдельные реплики персонажей)

Неудачен для целей проведения итогового изложения фрагмент рассказа Т. Тэсс «Добрые зерна» (ниже приведен фрагмент рассказа).

 

Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку. Он был маленького роста и поэтому казался младше всех других.

—Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.

— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.

— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво.

— Нарисуй, — согласилась учительница.

Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

— Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? — спросил он.

— Объясни, пожалуйста, что это такое, — сказала учительница с интересом,

— Синяя птица, — сказал мальчик очень серьезно.

— Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик спустя какой-то срок снова поднял руку.

9. Соответствие текстов определенному объему.

Тексты содержат не менее 300 слов, но не более 380 слов. Такой объем позволяет написать подробное изложение за отведенное для этого время и обеспечивает равные условия для участников.

 

Ниже приведены образцы текстов, соответствующих всем требованиям, предъявляемым к текстам для итогового изложения.

Они корректны и адекватны ситуации контроля, принадлежат отечественным писателям. В основу текстов положены положительные нравственные ориентиры: они откликаются на темы, связанные с добротой, отзывчивостью, любовью к человеку и природе. Тексты соответствуют возрастным особенностям выпускников, понятны им, при этом не примитивны по мысли. Тексты обладают смысловой завершенностью, ярко выраженным повествовательным сюжетом. В них нет развернутых диалогов и монологов. Тексты соответствует установленному объему.

 

КОСТЯ

Костя всегда зевал на уроках. Учительница была уверена, что зевает он от скуки. Однажды он принёс в класс пучок тонких прутиков, поставил их в банку с водой. Он объяснил, что это ветки багульника, который непременно зацветёт. Ребята ему не поверили, но Костя каждый день менял воду в банке и терпеливо ждал. Однажды багульник зацвёл светло-лиловыми цветами. Теперь все ученики толпились у окна, старались уловить тонкий аромат.

Учительница решила присмотреться к своему ученику, понять, почему он зевает на уроке. Она обратила внимание на то, что каждый раз, когда заканчивался последний урок, Костя вскакивал с места и выбегал из класса.

Его видели на улице с рыжей собакой, а через некоторое время встречали с другой, с короткой шерстью. А позднее он вёл на поводке чёрного пса. Никто по-настоящему не знал, что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте. Поэтому однажды учительница, как следопыт, пошла вслед за Костей.

Костя добежал до своего дома, исчез в подъезде и через пять минут появился снова. За это время он успел проглотить свой обед и прихватить с собой хлеб и остатки обеда. Учительница поспешила за ним. Костя нырнул в переулок, скрылся в парадном. Вскоре мальчик вышел на улицу с собакой. От радости она всё хотела лизнуть Костю в щеку или в нос. Они бегали, догоняя друг друга. А потом шли домой, где их встречал старый человек с костылем. Учительнице стало ясно, что Костя помогал старику выгулять собаку.

Потом мальчик дошёл до дома с балконом, где Костю ждал другой пёс. Когда появился Костя, глаза собаки загорелись радостью. Мальчик достал еду, завёрнутую в газету. Пёс жадно ел, а когда собачий обед закончился, Костя прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Оказывается, пса бросили хозяева.

После выгула этого пса Костя заспешил дальше. В соседнем доме его ждала такса, которую тоже некому было выгуливать. Учительница поняла, что Костя кормил и выгуливал разных собак, поддерживал в них веру в человека.

На другой день в конце последнего урока сначала он зевал, а потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Тогда учительница склонилась над спящим мальчиком, легонько потрясла его за плечо и сказала: «Тебе пора!» Костя вскочил, схватил портфель и в следующее мгновение скрылся за дверью.

(По Ю. Яковлеву)

(358 слов)

ПОДАРОК

 Кирилл вернулся из Италии в родной город, поднялся по каменной лестнице на площадь, огляделся. Прежде лестница казалась крутой, а площадь – большой, теперь всё сжалось, вросло в землю.

Кирилл прожил в родном городе до двадцати лет, окончил художественное училище. Его тётя была единственным родным человеком, она выходила и вырастила его. Он шёл к ней, в их родной дом. На пороге его встретила сильно постаревшая худенькая тётя, она счастливо улыбалась… Кирилл оглядел комнату. Всё было как прежде: диван с выпирающими пружинами, буфет со слониками.

Кирилл сразу решил поделиться с тётей своими успехами: он показал журнал, на обложке которого был его портрет. Тётя обняла его и заплакала от радости. Ведь итальянцы с восторгом приняли её племянника, молодого художника Кирилла Найдёнова.

На Кирилла нахлынули воспоминания: он вспомнил, что диплом об окончании училища ему дали из жалости к его старенькой тёте. Учился он плохо, то и дело убегал с уроков. В училище у него сложилась репутация хотя и одарённого, но совершенно безнадёжного ученика. Но тётя в него верила и хлопотала, чтобы его не отчислили. Перелом наступил на третьем курсе. Кирилл влюбился, и вместе с любовью вдруг открылась его душа для искусства. Тётя была счастлива, что её Кирилл взялся за ум.

Кирилл взглянул в свой раскрытый чемодан и с ужасом понял, что там не было для тёти подарка. Ему сделалось душно от собственной позорной забывчивости. Сердце Кирилла сжалось от сознания собственной неблагодарности, невольного предательства и нежной любви к старушке. Кирилл взглянул на себя в зеркало, и ему стало мучительно стыдно. Столько подарков он хвастливо раздал, а о самом родном человеке не подумал! Перед глазами Кирилла теснились лица московских друзей и подружек по ремеслу. Многие были весёлые и талантливые, но, в сущности, им не было до него никакого дела. Только для тёти он был родной, единственный, только она на всём белом свете могла заплакать от радости за него...

Утром Кирилл стал пораньше и пошёл в универмаг. Там он купил три метра хорошей шерстяной ткани и помчался домой, чтобы успеть вернуться до прихода тёти. Он положил свёрток в чемодан. А когда тётя вернулась из магазина, он виновато объяснил ей, что вчера забыл отдать привезённый ей подарок.

(По В. Михальскому)

(348 слов)

 

МАЛЕНЬКИЙ ТЮЛЕНЬ

Однажды довелось мне плыть на ледоколе из Архангельска. Я сидел на особой площадке с биноклем и осматривал льдины.

Вдруг на одной из льдин недалеко от берега я увидел маленького тюленя. Видимо, с его мамой произошла беда. Тюленёнок был жёлтого цвета, совсем крохотный, ему было несколько дней от роду. Всё в нём было маленькое: головка, тельце, шейка... Но удивительней всего были его глаза. Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слёзы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.

В тех краях живут люди суровые. Всю жизнь охотятся, рыбу ловят. Не только в тихую погоду, но и в шторм бесстрашно ходят по морю на маленьких лодках. Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. А тут вдруг всем тяжело как-то, неловко на сердце стало. Решили тюленёнка в избу взять погреться.

Как ни жалели его моряки, а пришлось бы неминуемо погибнуть тюленёнку без матери. Некогда было заниматься с ним, надо было дело делать. Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася, сахару принёс, табаку, ватрушек свежих, молока... Он взял тюленёнка в школу, в живой уголок.

Всю зиму ухаживали ребята за зверьком. Кормили его сперва молоком, а потом, когда подрос, стали рыбу давать. Ко всем он относился хорошо, доверчиво, никого не дичился, но среди всех ребят особенно отличал одного Васю. А когда наступила весна и сошёл лед, поднялся в школе спор. Одни предлагали тюленёнка в зоопарк отправить, другие хотели его выпустить на волю. Спорили, спорили и решили всё-таки выпустить тюленёнка в море.

Пустили его на берег к самой воде, а он ничего не понимает, забыл всё. Облило его раз волной, другой раз обдало, вдруг он понял что-то, ластами, хвостом забил и погрузился в воду. Потом он выбрался на глубокое место и нырнул. Показался он снова уже далеко – чёрной точкой. Долго эта точка на одном месте покачивалась, и всем казалось, что тюленёнок на берег смотрит, прощается с ребятами.

(По Ю. Казакову)

(322 слова)

ГАЙДАР И ЕГО КОМАНДА

Писатель Аркадий Гайдар легко откликался на чужую беду. Людей, которые нуждались в его помощи, было много.

 По соседству с писателем жила маленькая девочка Маруся. Её отец погиб на войне. Девочка долго болела и не могла ходить. Из окошка ей виделся только узенький кусочек синего или серого неба. Гайдар навещал девочку, приносил ей конфеты и игрушки.

Неподалёку в большом сером доме жил старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, потому что плохо видел. Аркадий Гайдар часто заходил к писателю и читал ему новые книги.

В соседнем переулке жил друг Гайдара. Когда-то они вместе воевали. В одном из боёв друг получил серьёзное ранение и теперь мог работать только переплётчиком. Он очень хорошо, но медленно переплетал книги. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетённые книги по заказчикам.

Словом, забот у Гайдара было много…

Однажды зимой я остался ночевать у Гайдара, потому что рано утром нам вместе нужно было уехать за город. В восемь часов вечера в комнату влетел футбольный мяч и разбил двойное стекло.

Гайдар подошёл к окну и понял, что дворовая команда испугана: футболисты переживали потерю мяча, и им было стыдно за разбитое стекло. Какой хозяин разбитых стёкол отдаст мяч обратно?

Но Гайдар просто сказал: «Зима! А вы что делаете? Коньки надо покупать! Клюшки! В хоккей играть!» Затем поднял с пола мяч и кинул его ребятам, которые дружно благодарили Гайдара.

Гайдар заткнул разбитое окошко подушками, но спать было холодно. Утром мы отменили поездку и решили идти пить чай в какую-нибудь тёплую столовую.

Выйдя из дома на улицу, мы сразу попали в толпу ребят. Они играли в казаки-разбойники. Гайдар сказал ребятам, что все мальчишки почему-то играют в разбойников, а надо бы им играть в хороших людей.

Капитан Гришка поинтересовался, что это за игра. Гайдар рассказал о больной девочке Марусе и предложил её навестить, но сначала купить ей в магазине булок и пряников. Так и поступили.

Месяца два спустя мы с Гайдаром пришли на каток. На льду тренировалась наша команда. Новенькие клюшки мелькали в руках ребят. Не было на льду только Гришки. На вопрос Гайдара, где же капитан, ребята ответили, что он пошёл навестить Марусю, а вечером к ней зайдут другие ребята...

 (По Б.А. Емельянову)

(353 слова)

 

Примеры работ участников итогового изложения с комментариями

Форма итогового изложения является доступной для обучающихся ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, что подтверждено результатами перепроверки: большинству участников итогового изложения удалось интерпретировать сюжет предложенного текста. Отмечаются положительные тенденции в результатах работ.

Ниже приведены исходные тексты для итогового изложения, примеры работ его участников и комментарий к ним с использованием критериев оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Изложения приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

ХЛЕБ

После войны в Ленинграде жилось голодно, и мы всей семьей отправились на бабушкину родину в деревню. Но и там было очень трудно с продуктами.

Однажды к нам в гости приехал наш родственник Егор, который жил на самом краю деревни и надолго уходил в горы пасти овец. В доме сразу запахло хлебом, от вида четырёх душистых белых караваев закружилась голова. Егор жалостливо смотрел на то, как я ем вкусно пахнущий ломоть хлеба, и говорил, что ему жалко нас, переживших блокаду. От Егора шёл густой запах овец. Я был пятилетним глупым ребёнком. Скривившись, я вдруг бестактно заметил, что в доме почему-то стало противно пахнуть овцами! Егор смутился и суетливо заторопился домой.

Я грыз хрустящую хлебную корочку, тонул зубами в мякише, чувствуя щеками его тепло. И только потом, когда от сытости стали смыкаться веки, я удивился, почему это после ухода дяди Егора ни мама, ни бабушка не общаются со мной. Бабушка мыла посуду, мама ходила по комнате, потом остановилась около меня и сказала, что Егор в степи под градом и снегом круглый год один следит за овцами, у него своих пятеро голодных ребятишек, а он нам хлеб привёз. Глядя на взволнованных бабушку и маму, я понял весь ужас совершённого мною. Мне захотелось немедленно пойти и попросить у Егора прощения.

Я вышел на улицу. Было уже совсем темно. Идти надо было оврагом, где темень лежала огромным чернильным пятном. От страха я плакал, но шёл. Возвращаться домой с позором было нельзя.

Как во сне перешёл я овраг и подошёл к избе Егора. Огня в окне не было, я не знал, что делать дальше, но вдруг осветилась дверь бани, и я увидел Егора. Я бросился к нему со словами: «Дядя Егор, прости меня!»

За всю мою жизнь я не испытывал большего раскаяния, чем в тот момент. Дядя схватил меня, укутал, поцеловал, а потом отвёл домой.

Были у нас с Егором потом и праздники, и изобильные столы, и весёлые рыбалки, но навсегда осталось у меня чувство вины перед тем, кто дал мне хлеб…

(По Б. Алмазову)

(326 слов)

Изложение № 1

После войны в Ленинграде жилось голодно, и мы всей семьей отправились на бабушкину родину, в деревню. Там тоже было трудно с продуктами. Однажды к нам в гости заглянул Егор, наш родственник, который жил в деревни. В доме сразу запахло хлебом. От вида четырех караваев у меня кружилась голова. Егор жалостливо смотрел как я грызу корку хлеба. От Егора шел запах овец, которых он пас, чтобы прокормить свою семью. Я сразу сказал об этом ему и он поспешил домой. Но после ухода его, мне показалось, что ни бабушка, ни мама не желают разговаривать со мной. Я понял, что очень некрасиво поступил по отношению к Егору и решил исправить свою ошибку, ведь у него было пятеро детей, а он привозил нам хлеб. На улице было холодно, но я помчался к нему домой. Когда я дошел до его дома, не было видно света. Было очень темно. Оглядевшись, я заметил свет в бане. Я побежал туда с криком: «Дядя Егор, прости меня!» Егор вышел навстречу, окутал меня, поцеловал и отвез домой. Такого большого раскаяния я никогда не испытывал. После были и праздники с Егором, и накрытые столы, весёлые рыбалки, но всегда оставалось у меня чувство вины перед тем, кто дал мне хлеб.

(198 слов)

Комментарий

Изложение участника № 1 соответствует Требованию № 1 «Объем итогового изложения», несмотря на то, что в нем количество слов меньше 250 слов, рекомендованных в 2018/19 учебном году, но больше нижней границы в 150 слов. В изложении 198 слов.

Изложение соответствует Требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового изложения». Изложение написано самостоятельно, о чем свидетельствуют особенности языкового оформления, интерпретации содержательной информации текста, лаконичность изложения.

По критерию № 1 «Содержание изложения» поставлен зачет, так как обучающийся точно передал смысл исходного текста, отразив все перечисленные важные для его восприятия микротемы.

По критерию № 2 «Логичность изложения». В изложении последовательно и логично раскрыты микротемы, отражена главная мысль исходного текста. Существенным недочетом является отсутствие абзацного членения. Несмотря на это эксперты сочли возможным поставить «зачет».

По критерию № 3 «Использование элементов стиля исходного текста» поставлен «зачет», так как в нем сохранены отдельные элементы стиля исходного текста: «жилось голодно», «бабушкину родину», «каравай», «весёлые рыбалки», «испытывал раскаяние перед тем, кто дал мне хлеб».

По критерию № 4 «Качество письменной речи» может быть поставлен зачет. Участник итогового изложения показал свое умение выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. Участник использует распространенные предложения с разнотипной синтаксической структурой, использует слова категории состояния «темно», «не было видно», эмоциональной окраски «некрасиво поступил», «жалостливо».

По критерию № 5 «Грамотность» может быть поставлен зачет. Изложение написано в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка. Выявлены следующие ошибки: орфографическая ошибка в употреблении падежной формы существительного с предлогом «в деревни»; речевая ошибка в фонетическом искажении глагола «окутать» вместо «укутать», что не влияет на контекст и речевую ситуацию, позволяющую восстановить семантику слова; пунктуационные ошибки: отсутствие запятых между частями сложного предложения «…смотрел как я грызу…», «…сказал об этом и он поспешил…».

Изложение оценено положительно – «зачет».

 

ОРЛЫ

Вы знаете, как орлица выбирает орла? Она даёт сложное задание.

      Орлица берёт в клюв веточку, поднимается на большую высоту
и с этой веточкой кружится в небе. Вокруг орлицы начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит за орлами. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем передаёт её орлице. Она вновь бросает ветку. Всё повторяется много раз. Орлица выбирает того орла, который не ошибается.

Затем они высоко на скале вьют гнездо из жёстких прутьев и выстилают его пухом и перьями, вырванными из себя. В такое мягкое и тёплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Когда появляются беспомощные орлята, родители заслоняют их крыльями от дождя и палящего солнца, носят им пищу. Наконец, наступает момент,
когда родители начинают подросших орлят учить летать.

Орёл садится на край гнезда и колотит по нему крыльями, чтобы выбить все перья и пух и сделать гнездо неудобным. Орлица в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики её видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, оберегали,
а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.

И тогда птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, ещё ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец падает в пропасть. И тут орёл, который ловил когда-то веточки, стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять
на скалу, и всё повторяется. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов
ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылья, попадая в поток воздуха. Он начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба.

                                                                                                                (По М. Волынцу)

(349 слов)

Изложение № 2

Мало кто знает, как орлица подбирает себе в пару самца-орла. Она задаёт претендентам на свое сердце непростую задачу. Орлица, поднявшись на большую высоту с веточкой в клюве, кружится в небе. Вокруг нее начинают свой танец орлы. Это завораживающее зрелище. В какой-то момент орлица бросает ветку вниз и наблюдает, как какой-нибудь орел не дает ей коснуться земли, подхватывая ветку на лету. Затем орел отдает ветку орлице, и все повторяется снова и снова, много раз. Выбор орлицы падает на орла, который безошибочно, долго выполняя все элементы этой сложной любовной игры.

Наступает черед постройки и обустройства гнезда. Пара вьет его из жестких, гибких прутьев и выстилает собственным пухом и перьями. Гнездо готово, и ничто не мешает рождению потомства. Орлица откладывает яйца. С появлением птенцов забот у родителей прибавилось: они носят орлятам пищу, укрывают их от непогоды и палящего солнца своими крыльями. Проходит время и наступает момент обучения подрастающего молодняка главному навыку этой красивой гордой птицы-полету. Орлят готовят к покорению неба.

Усевшись на край гнезда, орел, отец, сильно бьет по нему крыльями, стараясь выбить пух и перья, устилавшие стены и дно жилища, делая его неудобным. В это время орлица-мать, добыв прежде рыбу, садится неподалеку от гнезда в поле зрения птенцов и начинает есть. Птенцы обескуражены: ведь раньше было не так, а теперь мать не донесла угощение. Что случилось? Где забота и опека? Почему гнездо из теплого и уютного превратилось в такое холодное и чужое, и что произошло с родителями: они неделятся пищей.

Инстинкт берет вверх над нерешительностью, и птенцы потихоньку ползут к краю гнезда. Один из орлят, неуклюже переваливаясь, выпадает из гнезда, построенного на вершине скалы. Вот-вот разобьётся орленок, но отец зорко наблюдает, готовый в любой момент подстраховать и спасти. Он как стрела летит и подхватывает птенца себе на спину недав разбиться.

Затем орел поднимает птенца также на своей спине обратно в изменившееся гнездо, и все повторяется снова. Орлята падают, а отец их ловит. И ни один птенец не разбивается. В какой-то момент орленок начинает двигаться так, как не двигался раньше: он расправляет свои крылья на ветру, попадая в поток воздуха. Потом начинает летать. Научившегося летать орленка родители берут с собой на охоту, показывают места, где водится рыба.

(363 слова)

Комментарий

Изложение № 2, написанное участником допускного изложения, соответствует Требованию № 1 «Объем итогового изложения», несмотря на то что в нем количество слов больше рекомендованных 250-350 слов. В изложении 363 слова.

Изложение соответствует Требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового изложения». Изложение написано самостоятельно, о чем свидетельствуют особенности языкового оформления, различные синонимические конструкции: «С появлением птенцов», «укрывают их от непогоды», интерпретации содержательной информации текста: «наступает момент обучения подрастающего молодняка главному навыку».

 Оценка «зачет».

По критерию № 1 «Содержание изложения» может быть поставлен «зачет». Изложение является полным, в нем точно передан смысл прочитанного текста. Поставлен «зачет».

По критерию № 2 «Логичность изложения» может быть поставлен «зачет». Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, в работе нет нарушений абзацного членения текста

Оценка «зачет».

По критерию № 3 «Использование элементов стиля исходного текста» поставлен зачет, так как сохранены отдельные элементы стиля исходного текста. Поставлен «зачет».

По критерию № 4 «Качество письменной речи» может быть поставлен зачет. Участник допускного изложения показал свое умение выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные синтаксические конструкции: «Усевшись на край гнезда», «стараясь выбить пух и перья, устилавшие стены и дно жилища, делая его неудобным», умение интонировать письменную речь, используя различные по цели высказывания предложения: «Что случилось? Где забота и опека?». Поставлен «зачет».

По критерию № 5 «Грамотность» может быть поставлен зачет, так как количество ошибок не превышает 10-ти на 100 слов. Работа в целом показывает достаточный уровень грамматического оформления. Имеются речевые ошибки: употребление слов в иной стилевой окраске: «элементы этой сложной любовной игры», «изменившееся гнездо», «стены и дно жилища», ошибка в образовании фразеологизма: «брать вверх»; неуместное употребление наречия «также»; грамматическая ошибка в построении сложного предложения с деепричастным оборотом: «Выбор орлицы падает на орла, который безошибочно, долго выполняя все элементы этой сложной любовной игры»; смысловая ошибка «не донесла угощение»; орфографические ошибки: правописание НЕ с деепричастиями: «недав», глаголами «неделятся», правописание сочетаний с однословными приложениями, следующими за определяемым словом: «орел, отец» (замена дефиса на запятую); пунктуационные ошибки: «что произошло с родителями, они не делятся пищей» - замена двоеточия (после первой части сложного бессоюзного предложения следует пояснение того, о чем идет речь в первой части) запятой. Ошибки, допущенные в изложении, не являются грубыми.

Изложение заслуживает оценки «зачет».

 

ЛЕСНОЙ ХОЗЯИН

Однажды я оказался в лесу перед самым дождём. Каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать долгожданную каплю дождя. Я шёл по лесу и увидел необыкновенную ёлку. Нижние её сучки, соприкоснувшись с землёй, выпустили корешки и прицепились к земле… Так под ёлкой получился шалашик. Я уселся в этот шалаш, чтобы переждать приближающийся дождь. Вдруг замечаю, что недалеко от меня пылает большое дерево. Быстро схватил я валяющиеся ветки, собрал их в веник и принялся бить по горящему месту. Мало-помалу я затушил пожар раньше, чем пламя пережгло кору дерева. Теперь оно было вне опасности.

Я посмотрел вокруг. Место вокруг дерева не было обожжено костром, коров тут не пасли и не могло быть пастухов, на которых валят вину за пожары. Я догадался, что смолу на дереве поджёг какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Мне стало ясно, что мальчишка, когда загорелась смола, увидел меня и скрылся в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто продолжаю свой путь, я удалился с места пожара, но, пройдя несколько шагов, возвратился на старое место и затаился. Недолго мне пришлось ждать. Из-за куста вышел белокурый мальчик лет семи. Он враждебно посмотрел в сторону просеки, туда, куда я удалился. Как настоящий хозяин леса, он заложил обе руки в карманы и стал разглядывать место пожара. Вслед за ним из кустов вышла девочка, которой мальчик деловито толковал о том, как было бы здорово, если бы не помешал случайный прохожий: посмотрели бы, как сгорело дерево. Я вышел из укромного места и решил поговорить с ребятами.

Я показал им, как все растения ждут дождя: листья на деревьях, каждая травинка. Даже заячья капустка забралась на пень, чтобы быстрее всех захватить первые капли долгожданной влаги. 

Тут пошёл дождь, мы скрылись в моём шалашике под ёлкой.

Я предложил детям вглядеться в лес. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, уселся над самым шалашом, под веткой устроился зяблик, пришёл ёжик.

Я просил ребят постараться понять, что лес живой и ну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.111 с.)