Модуль по цитологии (модуль I ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль по цитологии (модуль I ).



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

к практическим занятиям по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов на весенний семестр 2018-2019 учебный год

Модуль по цитологии (модуль I).

Занятие №1.

Введение в курс Гистологии, эмбриологии, цитологии.

Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма). Воспроизведение клеток.

 

К занятию студенты должны иметь:

1. Альбомы для рисования или черчения, тетрадь для лекций, тетрадь для самостоятельной работы.

2. Набор цветных карандашей.

 

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

 

Контрольные вопросы:

К первому занятию необходимо повторить правила работы с микроскопом (ранее изучаемые в курсе биологии) и выучить следующие вопросы:

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

6. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

7. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

8. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

9. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №1:

1.Зарисовать в альбом для практических занятий различные виды межклеточных контактов с указанием их структурных элементов и функций:

а). Простые.

б). Сложные:

1. запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

2. заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

3. коммуникационные (обменные ) – щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

 

2. Зарисовать с полным описанием в тетрадьорганеллы цитоплазмы и компоненты опорно-двигательной системы клетки:

1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №2:

 - зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;

- зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.;

- оплодотворение – определение и этапы.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

Модуль по эмбриологии (модуль II).

Занятие №2.

Введение в общую эмбриологию.

Занятие №3.

Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

Занятие №4.

Эпителиальные ткани.

Контрольные вопросы:

1. Возникновение тканей на основе дифференциации клеток эмбриональных зачатков. Механизмы гистогенеза: индукция, деление, детерминация, миграция, дифференцировка, интеграция и др. (Р. Шпеманн, В. Ру и др.).

2. Ткани как один из уровней организации живого. Определение. Классификация тканей. Роль Р. Келликера, Ф. Лейдига, А.А. Заварзина, Н.Г. Хлопина в создании классификации тканей. Пределы изменчивости тканей. Значение гистологии для медицины. Современные представления о дифферонах, «тканевых мозаиках».

3. Закономерности возникновения и эволюции тканей. Теории параллелизма А.А. Заварзина и дивергентной эволюции Н.Г. Хлопина, их синтез на современном уровне развития. Восстановительные способности тканей, типы физиологической регенерации. Репаративная регенерация.

4. Общая морфофункциональная характеристика эпителиальных тканей.

5. Морфофункциональная характеристика многослойных эпителиев.

6. Классификация эпителиальных тканей. Классификация многослойных эпителиев: морфофункциональная, онтофилогенетическая.

7. Морфофункциональная характеристика и дифферонный принцип организации многослойного плоского ороговевающего эпителия. Кератинизация. Источники и ход эмбрионального развития.

8. Морфофункциональная характеристика и дифферонный принцип организации многослойного плоского неороговевающего эпителия. Источники и ход эмбрионального развития.

9. Морфофункциональная характеристика и дифферонный принцип организации переходного эпителия. Источники и ход эмбрионального развития.

10. Физиологическая и репаративная регенерация многослойных эпителиев.

11. Общая морфофункциональная характеристика однослойных эпителиев.

12. Классификация однослойных эпителиев: морфофункциональная и онтофилогенетическая.

13. Морфофункциональная характеристика и дифферонный принцип организации однослойного однорядного призматического эпителия. Источники и ход эмбрионального развития.

14. Морфофункциональная характеристика и дифферонный принцип организации однослойного многорядного призматического мерцательного эпителия эпителия. Источники и ход эмбрионального развития.

15. Физиологическая и репаративная регенерация однослойных эпителиев.

16. Морфофункциональная характеристика железистого эпителия. Источники развития. Цитофизиологическая характеристика секреторного процесса. Типы секреции. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в биосинтезе веществ в клетках, и органелл, участвующих в процессах выведения веществ из клеток. Экзокринные железы: классификация по строению и функции, строение, регенерация. Включения цитоплазмы: понятие, классификация, химическая и морфофункциональная характеристика.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №5:

1. Необходимо в альбом для практических занятий зарисовать цветными карандашами схему постэмбрионального гемопоэза с обозначением клеток гемопоэтического дифферона.

2. Законспектировать в альбом для практических занятий технику приготовления мазка крови, окрашивания мазка крови, подсчёта лейкоцитарной формулы. Подсчитать лейкоцитарную формулу в мазке крови.

Занятие №5.

Гемопоэз и его регуляция.

Контрольные вопросы:

1. Мезенхима, её производные (морфофункциональная характеристика, пути развития).

2. Общая характеристика опорно-трофических тканей, их классификация, источники развития, функциональное значение, регенерация.

3. Понятие о системе крови и её тканевых компонентах. Характеристика крови как ткани. Формула крови. Возрастные изменения.

4. Эритроциты, их количество, размеры, форма, строение, химический состав, продолжительность жизни. Ретикулоциты.

5. Кровяные пластинки (тромбоциты), их количество, размеры, строение, функции, продолжительность жизни.

6. Общая морфофункциональная характеристика лейкоцитов. Классификация и особенности строения в зависимости от степени зрелости. Лейкоцитарная формула. Её возрастные особенности.

7.  Зернистые лейкоциты (гранулоциты), их разновидность, количество, размеры, строение и функции, продолжительность жизни.

8. Незернистые лейкоциты (агранулоциты), их разновидность, количество, размеры, функции, продолжительность жизни. Понятие о Т- и В-лимфоцитах.

9. Лимфа.

10. Гемопоэз. Понятие о стволовых и полустволовых клетках, дифферонах. Понятие о жизненном цикле клеток и его этапах. Морфофункциональная характеристика гемопоэтических клеток разной степени зрелости в составе дифферона.

11. Этапы кроветворения в эмбриональном и постэмбриональном периодах развития и их биологическое значение.

12. Взаимоотношение стромальных и кроветворных элементов. Морфофункциональные свойства полипотентной стволовой клетки крови («самоподдержание», «хоминг-эффект» и др.). Способ, позволяющий изучать стволовые клетки крови. Вклад А.А. Максимова в развитие учения о кроветворении.

13. Эритроцитопоэз, тромбоцитопоэз в эмбриональный и постнатальный периоды онтогенеза.

14. Лейкоцитопоэз в эмбриональный и постнатальный периоды онтогенеза.

 

 

Занятие №6.

Соединительные ткани:

Занятие№7.

Занятие №8.

Занятие №9.

Контрольные точки:

1. Тестовый контроль.

2. Аттестация практических навыков студентов по работе с микроскопом и по диагностике гистологических препаратов из всех тем общей гистологии.

3. Собеседование со студентами по билетам, составленным из вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, а также вынесенных на самостоятельное изучение.

 

В конце модуля «Общая гистология» высчитывается средний балл и на его основе выводится среднеарифметический показатель – текущий рейтинг модуля (Pm). Полученный среднеарифметический текущий рейтинг модуля по таблице переводится в 70-балльную систему, так как Pm максимально составляет 70 баллов. Набранный по итогам модуля «Общая гистология» балл сообщается в деканат.

Обязательная самостоятельная работа во внеаудиторное время к занятию 10 по теме: « Нервные окончания».

Необходимо в альбом для практических занятий зарисовать цветными карандашами таблицы:

Таблица №14. Свободные нервные окончания в эпителии. Зарисовать.

Таблица №15. Осязательные эпителиоциты Меркеля. Зарисовать.

Таблица №18. Осязательное тельце Мейснера. Зарисовать.

Таблица №19. Пластинчатое тельце Фатера-Пачини.

Таблица №21. Нервно-мышечное веретено. Зарисовать.

Таблица 31а. Двигательное нервное окончание (моторная бляшка). Зарисовать.

 

Занятие №10.

Головной мозг.

Контрольные вопросы:

1. Общая морфофункциональная характеристика органов нервной системы. Источники развития нервной системы, ход эмбрионального развития.

2. Нервные окончания: понятие, классификация, строение рецепторных нервных окончаний.

3. Эффекторные нервные окончания (классификация, строение, механизм функционирования).

4. Синапсы: понятие, строение, механизм передачи нервного импульса в синапса. Классификация синапсов.

5. Чувствительные нервные узлы (спинномозговые и черепные). Морфофункциональная характеристика, положение узлов в рефлекторной дуге.

6. Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Развитие. Строение серого и белого вещества; нейронный состав. Чувствительные и двигательные пути спинного мозга как примеры рефлекторных дуг. Собственный аппарат рефлекторной деятельности спинного мозга (эволюционные и морфофункциональные аспекты).

7. Мозжечок. Строение и функциональная характеристика. Нейронный состав коры мозжечка, глиоциты. Межнейронные связи.

8. Головной мозг. Общая морфофункциональная характеристика больших полушарий. Эмбриогенез. Нейронная организация коры больших полушарий. Понятие о колонках. Научный вклад Хьюбеля и Визеля в разработку концепции о модульной организации нейронов высших центров нервной системы. Миелоархитектоника коры больших полушарий.

 

Обязательная самостоятельная работа во внеаудиторное время к занятию 1 осеннего семестра по теме: « Вегетативная нервная система».

 

Необходимо в альбом для практических занятий зарисовать цветными карандашами таблицы:

              «Нейронный состав вегетативного ганглия»

              «Рефлекторные дуги вегетативного отдела нервной системы»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

к практическим занятиям по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов на весенний семестр 2018-2019 учебный год

Модуль по цитологии (модуль I).

Занятие №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.025 с.)