Основные проблемы макроэкономической политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы макроэкономической политики



В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ

• Рассмотрите вопрос о целесообразности государственного
воздействия на экономику

• Ответите на вопрос о соотношении нормативной
и дискреционной монетарной политики

• Проанализируете вопрос о денежно-кредитной политике
иентрального банка и нулевой инфляции

• Рассмотрите вопрос о бездефицитном бюджете

• Ответите на вопрос о необходимости стимулирования
сбережений и изменений налогового законодательства

Открыв любую американскую газету, вы наверняка найдете в ней статью политика
экономиста или журналиста, призывающую к изменению экономической политики.
Причем в одной и той же газете, нередко на той же полосе встречаются абсолютно
взаимоисключающие обращения ко всем ветвям экономической власти. От прези-
дента требуют либо сократить расходы правительства и уменьшить бюджетный де-
фицит, либо навсегда забыть о проблемах бюджета. ФРС либо должна снизить про-
центные ставки, чтобы стимулировать рост экономики, либо повысить их, не допуская
повышения темпов инфляции. Конгресс или просто обязан осуществлять налоговую
реформу, направленную на ускорение экономического роста, или должен направить
основные усилия к более справедливому распределению доходов. В политических
дебатах экономическим вопросам принадлежит одно из важнейших мест.

В предыдущих главах мы рассмотрели инструменты экономического анализа экономи-
ки как единого целого и методы политического воздействия на нее. В заключительной
главе мы рассмотрим доводы «за» и «против» различных вариантов макроэкономической
политики. Основа нашего обсуждения — знания, которые вы приобрели при изучении
курса экономике. Опираясь на них, вы самостоятельно решите, какой из сторон вы отдаете
свой голос, или, по крайней мере, оцените сложность политикоэкономического выбора.

Экономическая роль государства

Мы рассмотрели, что изменения совокупного спроса и совокупного предложения
могут привести к краткосрочным колебаниям в объеме производства и уровне заня-


___________________________________________ Часть 13. Итоговые размышления

тости (гл. 31-33). Мы увидели, что инструменты монетарной и финансово-бюджетной
политики позволяют воздействовать на совокупный спрос и, соответственно, эко-
номические флуктуации. Но даже если политики имеют возможность воздей-
ствовать на краткосрочные экономические колебания, означает ли это, что aim должны
«вмешиваться» в экономику? Насколько целесообразно использование политических
инструментов для стабилизации цикла деловой активности?

Доводы «за» стабилизацию экономики

Естественное развитие экономики сопровождается флуктуациями. Если домашние
хозяйства и фирмы пессимистически оценивают экономические перспективы, они
сокращают расходы, что ведет к уменьшению совокупного спроса на товары и услу-
ги. Сокращение совокупного спроса, в свою очередь, обусловливает снижение объемов
производства товаров и услуг. Фирмы увольняют рабочих, соответственно возрастает
уровень безработицы, а реальный ВВП и другие показатели доходов снижаются.
Возрастание уровня безработицы и уменьшение доходов приводят к еще большему
скепсису в оценке населением перспектив экономики и возрастанию пессимизма,
явившегося первоначальным толчком к экономическому спаду.

Рецессия означает бесполезную растрату экономических ресурсов. Безработ-
ные предпочли бы иметь постоянную работу, владельцы компаний желали бы про-
изводить товары и услуги. Макроэкономическая теория подсказывает политикам,
что они имеют возможность смягчить последствия экономических флуктуации.
Направляя экономику «против ветра», денежно-кредитная и финансово-бюджет-
ная политика позволяют стабилизировать совокупный спрос, а следовательно, и
объем производства, и уровень занятости. Если уровень совокупного спроса не
позволяет экономике «выйти» на полную занятость, политики должны повышать
расходы правительства, уменьшать налоги и увеличивать предложение денег. Ког-
да совокупный спрос избыточен, что ведет к повышению риска возрастания тем-
пов инфляции, политики должны сокращать правительственные расходы, увеличи-
вать налоги и уменьшать предложение денег. Макроэкономические инструменты
денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленные на устойчи-
вый экономический рост, приносят пользу каждому члену общества.

Аргументы «против» государственного воздействия
на экономику

Инструменты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики теоретически
позволяют стабилизировать экономическое развитие, однако практическая реали-
зация имеющихся возможностей связана с преодолением значительных трудностей.

Одна из проблем состоит в том, что монетарная и финансово-бюджетная поли-
тика оказывают воздействие на экономику со значительным запозданием. Измене-
ние процентных ставок влияет на уровень расходов, особенно инвестиций.
Но многие домашние хозяйства и фирмы заранее составляют планы расходов.
Для того чтобы изменение процентных ставок оказало воздействие на совокупный
спрос на товары и услуги, требуется время. Результаты многих исследований ука-
зывают на то, что совокупный спрос отзывается на изменения монетарной полити-
ки в лучшем случае по прошествии шести месяцев.

Постоянное запаздывание финансово-бюджетной политики связано с длительно-
стью политического процесса внесений изменений в правительственные расходы и


Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики


751


 


налоги. Соответствующие американские законы проходят через комитеты Конгрес-
са, Конгресс, Сенат и поступают на подпись президенту. Чтобы внести предложение,
принять и реализовать изменения в финансово-бюджетной политике, требуются годы.

Наличие значительных временных лагов предполагает, что политики, преследу-
ющие цель стабилизации экономики, ориентируются не на реальные экономические
условия, а на прогнозы состояния экономики. К сожалению, экономическое про-
гнозирование чрезвычайно неточно, частично потому, что макроэкономика доста-
точно «грубая» наука, частично в связи с непредсказуемостью шоковых изменений,
вызывающих флуктуации экономики. Итак, принимая решение об изменениях де-
нежно-кредитной или финансово-бюджетной политики, политики должны полагать-
ся на предположения о будущих экономических условиях.

Однако слишком часто государственные деятели, ответственные за экономи-
ческую политику, ведут себя прямо противоположным образом. С момента начала
политической акции и к тому времени, когда начинает сказываться воздействие
принятых мер, экономическая ситуация может несколько раз измениться. Государ-
ственное регулирование зачастую не только не сглаживает колебания экономики,
но, напротив, «раскачивает лодку». Некоторые экономисты утверждают, что многие
экономические флуктуации, включая Великую депрессию 1930-х гг. — были резуль-
татом дестабилизирующих воздействий государства.

Одно из первых правил хорошего доктора гласит: «Не навреди больному», ибо че-
ловеческий организм обладает естественными ресурсами восстановления. При неопре-
деленном диагнозе врачу лучше всего оставить больного в покое, так как его вмеша-
тельство в отсутствие надежной информации о ходе болезни абсолютно нежелательно.

То же самое можно сказать и о лечении «больной» экономики. Устранение
экономических флуктуации — несомненное благо, однако достижение поставлен-
ной цели при данных ограничениях макроэкономических знаний и непредсказуе-
мости событий в мире положительно нереально. Политики должны крайне осторожно
обращаться к грубым «рычагам» денежно-кредитной и финансово-бюджетной поли-
тики и удовлетвориться пониманием того, что их вмешательство не обернулось
куда большими бедами.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Объясните причины
запаздывания монетар-
ной и финансово-
бюджетной политики.
Почему при выборе
между активной и
пассивной экономиче-
ской политикой такое
значение имеет времен-
ной ла'г?


Нормативная и дискреционная
денежно-кредитная политика

Ответственность за осуществление денежно-кредитной политики в американской
экономике возложена на Комитет по операциям на открытом рынке ФРС, заседа-
ния которого проводятся примерно каждые шесть недель (гл. 27). Основываясь
на текущей оценке ситуации и прогнозах ее развития, комитет принимает решение
об уровне процентной ставки в краткосрочном периоде, в соответствии с кото-
рым ФРС изменяет предложение денег.

Действия Комитета по операциям на открытом рынке (ФКООР) в вопросах
проведения денежной политики отличаются особой осторожностью, так как феде-
ральные законы о ФРС определяют ее цели весьма расплывчато, а о способах их
достижения не упоминается вовсе, за исключением указания «поступать правильно».

Некоторые экономисты весьма критически относятся к такому положению.
Второй вопрос экономической политики заключается в том, должна ли монетарная
политика ФРС осуществляться в соответствии с установленными правилами или
денежным властям следует предоставить свободу действий.


__________________________________________________ Часть 13. Итоговые размышления

Доводы «за» нормативную денежно-кредитную политику

Дискреционная, «свободная» денежно-кредитная политика чревата двумя пробле-
мами. Первая заключается в том, что «отпущенная на волю» денежных властей
монетарная политика означает повышение риска некомпетентных действий и зло-
употреблений в жизненно важной сфере. Политика поддержания гражданского
порядка, к примеру, основывается на строгих правилах ее осуществления, что
минимизирует возможный ущерб злоупотреблений властью. Но когда общество
наделяет Центральный банк полномочиями для поддержания экономического по-
рядка, оно не дает ему конкретных указаний, следовательно, его руководство наде-
ляется практически неограниченной свободой действий.

В качестве примера злоупотребления властью можно привести использование
денежной политики Центрального банка с целью оказания влияния на итоги выбо-
ров. Предположим, что результаты президентских выборов определяются, главным
образом, экономическими условиями во время предвыборной кампании. Руководи-
тели Центрального банка, симпатизирующие действующему президенту, имеют воз-
можность осуществлять в этот период экспансионистскую монетарную политику,
стимулируя производство и занятость, так как они прекрасно понимают, что неизбеж-
ный впоследствии рост цен проявит себя «во всей красе» только после завершения
кампании. Итак, в той степени, в которой представители Центрального банка считают
себя союзниками политиков, свобода их действий выражается в экономических флук-
туациях, приуроченных к датам выборов. Экономисты называют период таких коле-
баний политическим циклом деловой активности.

Вторая, более сложная проблема денежно-кредитной политики связана с регу-
лированием уровня инфляции. Представителям Центрального банка известно, что
в долгосрочном периоде выбор между инфляцией и безработицей отсутствует, но
они объявляют о стремлении добиться нулевого роста цен. Однако достижение
стабильности цен вряд ли осуществимо практически. Почему? Возможно, потому,
что как только у субъектов экономики формируются определенные представле-
ния об уровне ожидаемой инфляции, политики оказываются перед выбором меж-
ду инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Весьма соблазнительно
отказаться от заявлений о ценовой стабильности, чтобы достичь более низкого
уровня безработицы. Данное противоречие между словом (заявления политиков
о предполагаемых действиях) и делом (реальные действия) называется непосле-
довательной во времени политикой.
Так как политики часто ведут себя непос-
ледовательно, субъекты экономики весьма скептически относятся к заявлениям
представителей Центрального банка о его намерениях сократить уровень инфля-
ции. Следовательно, инфляционные ожидания всегда превышают декларируемый
политиками уровень. Высокие инфляционные ожидания, в свою очередь, сдвига-
ют в краткосрочном периоде кривую Филлипса вверх, и политический выбор
между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде становится менее бла-
гоприятным.

Один из способов устранения проблем, вызванных политикой здравого смысла, —
введение жестких правил, регулирующих политику Центрального банка. Предпо-
ложим, что Конгресс США принял закон, обязывающий ФРС увеличивать пред-
ложение денег точно на 3 % в год. (Почему на 3 %? Потому что средние темпы
роста реального ВВП составляют именно 3 % в год, соответственно возрастает и
спрос на деньги. Рост денежной массы на 3 % обеспечивает необходимую стабиль-
ность цен в долгосрочном периоде.) Такой закон гарантировал бы общество
от некомпетентных действий и злоупотребления властью со стороны ФРС и лик-
видировал бы саму возможность существования цикла политической деловой


Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики


753


активности. Кроме того, данный закон обеспечил бы последовательность и преем-
ственность экономической политики. Повысилось бы доверие субъектов экономи-
ки к заявлениям ФРС об антиинфляционной политике, так как денежные власти
были бы обязаны ограничивать предложение денег. Низкий уровень инфляцион-
ных ожиданий привел бы к сдвигу краткосрочной кривой Филлипса вниз, и выбор
между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде стал бы более благо-
приятным.

Возможно введение и других правил монетарной политики. К примеру, более
активное правило может требовать, чтобы ФРС увеличивала предложение денег
на 1 % в ответ на каждый процент превышения безработицей естественного уров-
ня. Итак, принятие Центральным банком обязательств по выполнению некоторых
правил защитило бы общество от некомпетентности, злоупотреблений властью и
непоследовательности при проведении денежной политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.013 с.)