Изменения в государственных закупках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в государственных закупках



Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно
непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса. Предположим, к при-
меру, что Министерство обороны США размещает заказ на $ 20 млрд на новые
истребители в компании McDonell-Douglas, крупнейшем исполнителе военных за-
казов. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что по-
буждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Так
как McDonell-Douglas — субъект американской экономики, увеличение спроса
на выпускаемую ею продукцию отражается в увеличении совокупного спроса
на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.

Вправо, но на какую величину? Первое, что приходит в голову, — кривая
совокупного спроса сместится вправо в точности на те же самые $ 20 млрд.
Оказывается, однако, что самая первая мысль далеко не всегда самая верная.
Существуют два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдви-


70


Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


га совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вслед-
ствие первого из них — эффекта мультипликатора — сдвиг совокупного спроса
может оказаться большим, чем $20 млрд. Вследствие второго — эффекта вытес-
нения — смещение совокупного спроса может быть меньшим. Далее мы обсудим
каждый из этих эффектов.


Э фект

м»льтипликатора—

добавочный сдвиг
кривой совокупного
спроса, возникающий
в случаях, когда
экспансионистская
бюджетная политика
приводит к увеличе-
нию доходов субъек-
тов экономики,
а следовательно, и
возрастанию потре-
бительских расходов.


Эффект мультипликатора

Когда правительство принимает решение о приобретении у компании McDonell-
Douglas
новых истребителей на $ 20 млрд, непосредственный эффект повышения
объема спроса, предъявляемого правительством США, — рост занятости и прибы-
лей исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и
прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов за-
ключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные
закупки продукции компании McDonell-Douglas ведут к повышению спроса дру-
гих фирм. Поскольку каждый доллар, израсходованный американским правитель-
ством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на
доллар, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультиплика-
тора
в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Посколь-
ку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее
количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли
обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, нали-
цо положительная обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрас-
танию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если
сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении количества товаров
и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем
первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государствен-
ных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рис. 32.6. Увеличение правитель-
ственных закупок на $ 20 млрд первоначально перемещает кривую совокупного


 



Рис. 32.6

ЭФФЕКТ

МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Увеличение государ-
ственных закупок на
$ 20 млрд может
привести к сдвигу
кривой совокупного
спроса вправо больше
чем на $ 20 млрд.
Эффект мультиплика-
тора возникает потому,
что увеличение сово-
купного дохода стиму-
лирует дополнительные
расходы потребителей.


1. Увеличение государственных закупок

на $20 млрд первоначально ведет к соотаетствующему

возрастанию совокупного спроса...


if a 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика


709


 


Узелок на память


 

Второе изменение потребления = MPC2 х $ 20 млрд
Третье изменение потребления = MPC3 х $ 20 млрд


 


: P МУЛА ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ГОСУДАР-
СТВЕННЫХ ЗАКУПОК

-.ото алгебры, доступной даже старшекласснику сред-
z: колы, позволит нам вывести формулу для численно-
; сражения эффекта мультипликатора, возникающего
т^ствие возрастания потребительских расходов.
- - -:нон переменной в этой формуле является предель-
.
- :клонностпь к потреблению (MPC) — та часть при-
._гния дохода, которую домашнее хозяйство направляет
":требление, а не на сбережения. Предположим, что
: тральная склонность к потреблению равна З/д. Это
-гчает, что с каждого очередного доллара, заработан-
": домашним хозяйством, последнее сберегает 25 цен-
= и расходует 75 центов. Если MPC равно З/д, при
■учении McDonell-Douglas правительственного кон-
■: -кта на $ 20 млрд, потребительские расходы рабочих
владельцев компании увеличиваются на З/4 x $ 20
'zz. то есть на $ 15 млрд.
Чтобы измерить суммарный эффект, который оказы-
■-.-- на совокупный спрос увеличение государственных
-•:;. пок, мы проанализируем отдельные этапы процесса,
~:>оый начинается, когда правительство принимает ре-
_т-:ие о финансировании закупок ($20 млрд). На эту
-т сумму возрастают доходы (заработки и прибыли).
• неличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению
-:-ребительских расходов на MPC х $ 20 млрд. Сле-
;:зательно, возрастают доходы рабочих и владельцев
лирм-производителей потребительских товаров. Второе
зеличение доходов означает новое повышение потреби-
тельских расходов на MPC х (MPC х $ 20 млрд). Эти
"г вращения доходов вследствие обратной связи про-
л: лжаются и далее.

Чтобы найти суммарный эффект правительственных
: исходов в отношении спроса на товары и услуги, мы
::-;ладываем все приращения:
изменение государственных закупок = $ 20 млрд
"ервое изменение потребления =МРС х $ 20 млрд


Общее изменение спроса = (1 + MPC + MPC2 + + MPC3 +
+
...) х $ 20 млрд.

Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых.
Мы говорим, что мультипликатор государственных за-
купок равен:

Мультипликатор = 1 + MPC + MPC2 + MPC3 +....

Данный мультипликатор дает нам значение спроса
на товары и услуги, порождаемого каждым долларом го-
сударственных закупок.

Чтобы упростить выражение, вспомним из школьно-
го курса математики, что мы имеем дело с бесконечной
геометрической прогрессией. Если ее знаменатель поло-
жителен и меньше 1, то есть 0 < X < 1, прогрессия явля-
ется бесконечно убывающей, и

1 + X + X2 + X3 +... - 1/(1 - X).

В нашем случае X = MPC. Таким образом,

Мультипликатор = 1/(1 - MPC).

(Из определения предельной склонности к потребле-
нию следует, что 0 <
= MPC < = /. При 0 < MPC < 1
бесконечная геометрическая прогрессия со знаменате-
лем MPC является бесконечно убывающей. При MPC = 0
(весь вновь полученный доход сберегается) и MPC
= /
(весь вновь полученный доход потребляется) выраже-
ние для мультипликатора также формально верно.
(Ибо в первом случае рост доходов вследствие увеличе-
ния государственных закупок не приводит к дальней-
шему увеличению совокупного спроса, поэтому муль-
типликатор
= /, а во втором случае рост доходов,
вызванный увеличением государственных закупок, при-
водит к бесконечному возрастанию совокупного спро-
са, поэтому мультипликатор =
со. — Прим. перев.)

Например, если MPC = 3/4. мультипликатор госу-
дарственных закупок равен 1/(1 - 3/4), то есть равня-
ется 4. В этом случае $ 20 млрд государственных за-
купок порождают $ 80 млрд спроса на товары и услуги.


;проса вправо из AD1 к AD2 ровно на $ 20 млрд. Но когда потребители реагируют
:-:а этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещает-
ся еще дальше, к AD3.

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских
оасходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны
инвестиций. Например, McD'onell-Douglas могла бы в ответ на повышенный спрос
на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или
строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны
правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах.
Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда назы-
вается инвестиционным акселератором.


Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика


711


 


(а) Рынок денег


Предложение
денег


Процентная
ставка


2.... а возрастание
расходов - к повышению
спроса на деньги...


3.... вследствие

Чего изменяется

Равновеснвя

Процентная

Объем денежной
массы


Объем, установ-
ленный Федеральной
резервной системой


ставка...

(б) Кривая совокупного спроса

4.... что, в свою очередь,
частично компенсирует
первоначально повышение
совокупного спроса

Уровень
цен

1. Увеличение
государственных
закупок ведет
к повышению
совокупного спросе...

О                                                                     Объем выпуска

ются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипли-
катора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и,
соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заим-
ствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытесне-
ния). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытес-
нения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем
вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемого
изменением налогообложения, — представления домашних хозяйств об устойчивости
изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокра-
щении налогов на домашние хозяйства на $ 1000. Принимая решение об использовании
этих $ 1000, домашние хозяйства должны задаться вопросом: как долго они могут рас-
считывать на дополнительный доход? Если домашние хозяйства ожидают долгосроч-
ного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную
прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расхо-
ды. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на сово-
купный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогооб-


Рис. 32.7

ЭФФЕКТ
ВЫТЕСНЕНИЯ
На графике (а)
представлен рынок
денег. Когда государ-
ство увеличивает
закупки товаров и
услуг, повышение
доходов производи-
телей ведет к возрас-
танию спроса на
деньги с MD1 до MD2
и росту процентной
ставки с г, до гг.
График (б) иллюстри-
рует воздействие
увеличения государ-
ственных закупок на
совокупный спрос.
Первоначальное
воздействие увеличе-
ния государственных
закупок выражается
в сдвиге кривой
совокупного спроса
от ДО, до AD2. Однако
вследствие того, что
процентная ставка
есть стоимость
заимствований, ее
увеличение приводит
к уменьшению
объема спроса на
товары и услуги,
особенно на инвести-
ционные товары.
Вытеснение инвести-
ций частично компен-
сирует воздействие
бюджетной экспансии
на совокупный спрос.
В конечном итоге,
кривая совокупного
спроса смещается
только до AD3.


712


Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


 


Узелок на память

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

До сих пор в нашем обсуждении финансово-бюджетной
политики мы делали упор на то, как изменения объема го-
сударственных закупок и налогообложения воздействуют
на объем спроса на товары и услуги. Большинство эконо-
мистов полагают, что краткосрочные макроэкономические
эффекты финансово-бюджетной политики проявляются
прежде всего через совокупный спрос. Однако финансо-
во-бюджетная политика потенциально может воздейство-
вать и на объем предложения товаров и услуг.

Один из Десяти принципов экономике гласит, что
человек реагирует на стимулы (гл. 1). Когда правитель-
ство принимает решение о снижении ставки налогов, ко-
личество центов, остающихся на руках у работника из
каждого заработанного им доллара, увеличивается, так
что его стимулы к производству товаров и услуг повыша-
ются. В результате, при каждом данном уровне цен объем
предлагаемых товаров и услуг возрастает, что выражает-
ся в сдвиге кривой совокупного предложения вправо.


Некоторые экономисты, так называемые сторонники эко-
номики предложения,
утверждают, что влияние сокра-
щения налогов на совокупное предложение весьма зна-
чительно. Настолько велико, что снижение налоговых
ставок непременно приведет к увеличению налоговых
поступлений. Большинство экономистов, однако, скеп-
тически относятся к подобным идеям.

Аналогично изменениям в налогообложении увеличе-
ние или сокращение государственных расходов потенци-
ально может воздействовать на совокупное предложение.
Предположим, к примеру, что правительство увеличивает
расходы на содержание инфраструктуры, например на
строительство дорог. Дороги используются частным биз-
несом для обеспечения поставок клиентам; увеличение чис-
ла дорог означает повышение продуктивности частного
бизнеса. Следовательно, когда правительство принимает
решение о дополнительном финансировании дорожно-
го строительства, количество товаров и услуг, предла-
гаемых при каждом данном уровне цен увеличивается и
кривая совокупного предложения сдвигается вправо.
Однако данный эффект в отношении совокупного пред-
ложения, видимо, более важен в долгосрочном, нежели
краткосрочном периоде, так как требуется некоторое вре-
мя на строительство новых путей сообщения.


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Предположим, что
правительство сокра-
щает расходы на
дорожное строитель-
ство на $ 10 млрд.
В каком направлении
сдвинется кривая
совокупного спроса?
Почему смещение
может превышать
$ 10 млрд? Почему оно
может быть меньшим?


ложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам
незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае вли-
яние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

Рассмотрим следующий пример. В 1992 г. избирательная кампания президента
США совпала с затяжным экономическим спадом. Действующий президент
Джордж Буш, стремившийся одним выстрелом убить «двух зайцев», объявил
о сокращении подоходного налога на заработную плату. Однако так как установ-
ленная законом ставка подоходного налога не изменилась, каждый доллар, остав-
шийся на руках у населения вследствие сокращения удержаний в 1992 г., означал
дополнительные налоговые выплаты 15 апреля 1993 г., когда должны были быть
представлены налоговые декларации на 1992 г. Таким образом, «сокращение на-
логов по Джорджу Бушу» фактически представляло собой краткосрочную ссуду,
предоставленную правительством населению. Неудивительно, что воздействие та-
кой политики на потребительские расходы и совокупный спрос было относительно
небольшим.


Экономическая политика стабилизации экономики

Мы рассмотрели возможные воздействия денежно-кредитной и финансово-бюджет-
ной политики правительства на совокупный спрос на товары и услуги в экономике.
Наши теоретические выводы поднимают важный политический вопрос: насколько
необходимо использование этих инструментов управления совокупным спросом для
стабилизации экономики? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?


Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика

Доводы «за» активную стабилизационную политику

Вернемся к вопросу, которым начинается эта глава. Если президент и Конгресс
США принимают решение о сокращении правительственных расходов, направлен-
ное на уменьшение бюджетного дефицита, в чем должна заключаться реакция
ФРС? Нам известно, что расходы правительства — одна из детерминант положе-
ния кривой совокупного спроса. Когда правительство сокращает расходы, сово-
купный спрос будет снижаться, что приведет к уменьшению объемов производ-
ства и повышению уровня безработицы в краткосрочном периоде. Если ФРС
стремится предотвратить неблагоприятные последствия финансово-бюджетной по-
литики, она предпринимает действия, направленные на расширение совокупного
спроса, увеличивая предложение денег. Денежная экспансия ведет к снижению
процентных ставок и стимулирует потребительские и инвестиционные расходы.
Адекватная монетарная политика позволяет не допустить снижения объема сово-
купного спроса на товары и услуги.

Примерно так рассуждают члены Комитета по операциям на открытом рынке
ФРС. Они знают, что денежно-кредитная политика — важная детерминанта сово-
купного спроса. Им известно о существовании и других факторов, включая фи-
нансово-бюджетную политику, определяемую президентом и Конгрессом, поэтому
ФКООР с неослабным вниманием следит за ходом политических дискуссий.

Изменение денежно-кредитной политики в ответ на корректировку финансово-
бюджетной — пример более общего явления: использование инструментов госу-
дарственного регулирования для стабилизации совокупного спроса, а значит, про-
изводства и занятости. Обеспечение экономической стабильности — основная
цель политики правительства США. К примеру, Закон о занятости 1946 г. гласит,
что «Федеральное правительство проводит политику, направленную на... и на
нем лежит ответственность за... обеспечение полной занятости и производ-
ства». По сути дела, правительство назначило самое себя ответственным за крат-
косрочные макроэкономические показатели.

Из Закона о занятости следуют два вывода. Первый заключается в том, что
действия правительства не должны приводить к колебаниям экономики. Так, боль-
шинство экономистов считают, что государство должно избегать резких внезап-
ных изменений денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, так как
подобного рода действия могут с высокой вероятностью вызвать флуктуации
совокупного спроса. Если подобные изменения неизбежны, существенно важно,
чтобы политики, ответственные за реализацию денежно-кредитной и финансово-
бюджетной политики, отдавали себе полный отчет в действиях друг друга и
адекватно реагировали на происходящие изменения.

Второй, более претенциозный вывод, следующий из Закона о занятости, заключа-
ется в том, что для стабилизации совокупного спроса правительство должно пред-
принимать определенные действия в ответ на изменения положения в частном
секторе экономики. Очевидно, его авторы находились под влиянием идей Дж. Кей-
нса. Мы упоминали, что «Общая теория занятости, процента и денег» — одна из
наиболее известных книг, когда-либо написанных на экономическую тему. В ней
Дж. Кейнс подчеркнул ключевую роль совокупного спроса в объяснении краткос-
рочных экономических колебаний и призвал правительства активно стимулировать
его в тех случаях, когда совокупный спрос оказывается недостаточным для сохра-
нения производства на уровне полной занятости.

Дж. Кейнс (и его многочисленные последователи) утверждал, что колебания
совокупного спроса вызваны в значительной степени иррациональными волнами
пессимизма и оптимизма. Для обозначения этих произвольных изменений во взгля-


__________________ Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде

дах людей он использовал термин стадное чувство (animal spirits). Захлестну-
тые волной пессимизма домашние хозяйства снижают потребительские расходы, а
фирмы — инвестиционные, в результате чего совокупный спрос и объем производ-
ства сокращаются, а уровень безработицы повышается. Напротив, на гребне волны
оптимизма домашние хозяйства и фирмы увеличивают расходы, что ведет к повы-
шению совокупного спроса, объема производства и степени инфляционного давле-
ния. Заметьте, что эти изменения во взглядах в некоторой степени подпитывают
сами себя.

В принципе правительство имеет возможность регулировать денежно-кредит-
ную и финансово-бюджетную политику соответственно волнам оптимизма и пес-
симизма и, таким образом, стабилизировать совокупный спрос. Например, когда
субъекты экономики настроены чрезмерно пессимистически, ФРС может увели-
чить предложение денег; когда они не в меру благодушны — ограничивать его.
Уильям Мартин, один из бывших председателей ФРС, так описывал подобные взгля-
ды на денежно-кредитную политику: «Работа ФРС заключается в том, чтобы убрать
чашу с пуншем именно в тот момент, когда вечеринка набрала обороты».

Практикум

Кейнсианцы в Белом доме

Отвечая на вопрос репортера о том, почему он отстаивал сокращение налогов,
президент Дж. Кеннеди ответил: «Чтобы стимулировать экономику. Разве вы не
помните текст на странице 101 учебника по экономике?» Политика Дж. Кеннеди
была основана на анализе налогов, который мы изложили в этой главе. Своей
задачей он видел увеличение совокупного спроса с целью стимулирования
производства и занятости. Дж. Кеннеди полагался на команду экономиче-
ских советников, в которую входили такие видные ученые, как Джеймс To-
бин и Роберт Солоу, впоследствии удостоенные Нобелевской премии за
вклад в экономическую науку. Будучи студентами, в 1940-е гг. они изучали
«Общую теорию» Дж. Кейнса, которая вышла в свет несколькими годами
ранее. Предлагая президенту сократить налоги, экономические советники пре-
творяли в жизнь идеи Дж. Кейнса.

Хотя изменения в налогообложении могут оказывать мощное воздействие на
совокупный спрос, они сопровождаются побочными эффектами. В частности,
изменяя стимулы, налоги влияют на совокупное предложение товаров и услуг. Так,
Дж. Кеннеди предлагал ввести инвестиционные налоговые льготы для фирм, осу-
ществляющих новые капиталовложения. Высокий уровень инвестиций не только
немедленно стимулировал бы совокупный спрос, но через некоторое время привел
бы к увеличению производительности экономики. Таким образом, краткосрочная
цель увеличения производства посредством воздействия на совокупный спрос была
в то же время и долгосрочной целью увеличения производства посредством высо-
кого совокупного предложения. И действительно, когда предложенное Дж. Кенне-
ди сокращение налогов приобрело в 1964 г. законную силу, США вступили в
период устойчивого экономического роста.

Многие американские государственные деятели время от времени предлагают
использовать финансово-бюджетную политику как инструмент управления сово-
купным спросом. В свое время президент Дж. Буш попытался ускорить выход
экономики из спада путем снижения налоговых удержаний. Аналогично од-
ним из первых предложений президента У. Клинтона оказался «стимулиру-


лава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика

ющий пакет» увеличения правительственных расходов, который позволил бы
экономике восстановиться после рецессии. Однако его планам не суждено
было сбыться, так как многие члены Конгресса (и многие экономисты) по-
лагали, что президент У. Клинтон выступил со своим предложением слиш-
ком поздно. Кроме того, конгрессмены пришли к выводу, что сокращение
бюджетного дефицита с целью стимулирования долгосрочного экономиче-
ского роста задача более важная, нежели краткосрочное увеличение сово-
купного спроса.

Аргументы «против» активной
стабилизационной политики

Некоторые экономисты утверждают, что правительство должно использовать
денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику только для достижения
долгосрочных целей, таких как экономический рост и низкая инфляция, а
с краткосрочными колебаниями экономика справится самостоятельно. Они до-
пускают, что государственное регулирование теоретически позволяет стабили-
зировать экономику, но выражают глубокие сомнения в его практической
ценности.

Основной аргумент против активной денежно-кредитной и фискальной полити-
ки — неизбежное запаздывание осуществляемых мероприятий, так называемый
временной лаг. Да, мероприятия денежно-кредитной политики ведут к изменению
процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие на инвестиционные
расходы. Однако инвестиционные планы большинства фирм рассчитаны далеко
вперед. Следовательно, для достижения какого-либо эффекта в отношении произ-
водства и занятости (предполагающего корректировку планов субъектов эконо-
мики) требуется минимум полгода, а иногда — несколько лет. Критики стабилиза-
ционной политики утверждают, что вследствие временного лага ФРС должна
оставить попытки «точной настройки» экономики. Они утверждают, что ФРС
обречена на постоянные опоздания, и, в конечном итоге, ее действия есть скорее
причина экономических флуктуации, а не лекарство от них. Критики отстаивают
необходимость пассивной денежно-кредитной политики, например низкий устойчи-
вый рост предложения денег.

Финансово-бюджетная политика также запаздывает, но, в отличие от денежно-
кредитной политики, ее отставание в значительной степени может быть отнесено
на счет политического процесса. В США решение об изменениях в правитель-
ственных расходах и налогообложении должно быть одобрено комиссиями Пала-
ты представителей и Сената, затем обеими палатами Конгресса и, наконец, подписа-
ны президентом. Этот процесс может длиться месяцы, а то и годы. Пока они
пройдут все инстанции и будут готовы к исполнению, экономические условия
могут полностью измениться.

Проблема временных лагов в денежно-кредитной и финансово-бюджетной по-
литике отчасти связана с уровнем точности экономических прогнозов. Если бы
экономисты обладали возможностью точно предсказывать перспективы развития
экономики хотя бы на год вперед, применение инструментов денежно-кредитной и
финансово-бюджетной политики вряд ли вызывало бы возражение, даже с учетом
временных лагов. Однако рецессия и депрессия наступают без предварительного
предупреждения. Единственно верная, на наш взгляд, политика — решение эконо-
мических проблем по мере их возникновения.


716


Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.069 с.)