Факторы индивидуального предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы индивидуального предложения



Представьте, что вы управляете компанией «Радость студента», которая произво-
дит и продает мороженое. Что определяет количество мороженого, которое вы
хотите произвести и продать? Вот некоторые возможные ответы.


96


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 



Мероприятия, непременные
, на предотвращение курения,
сдвигают кривую спросе влево


Налог, который приводит
к возрастанию цены сигерет


Рис. 4.4

СДВИГ КРИВОЙ
СПРОСА И
ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ
КРИВОЙ

Если предупрежде-
ния на пачках сигарет
убеждают курильщи-
ков ограничить
ежедневное количе-
ство сигарет, кривая
спроса на сигареты
сдвигается влево.
На графике (а) кривая
спроса сдвигается
из положения D1 в
положение D2. При
цене $ 2 за пачку
объем спроса
снижается с 20 до
10 сигарет в день, что
отражается в его
перемещении из
точки А в точку В.
Если правительство
повышает налог на
сигареты и их цена
увеличивается, мы
наблюдаем движение
спроса в другую точку
кривой. На графике
(б) при увеличении
цены с $ 2 до $ 4
объем спроса
уменьшается с
20 до 12 сигарет в
день, что отражается
в его перемещении
из точки А в точку С.


(а) Сдвиг кривой спроса

Цена

пачки

сигарет

$2,00

0

Цена

пачки

сигарет


(б) Движение вдоль криаой спроса


20      Количество

выкуренных

за день сигарет


 



0


20      Количество

выкуренных

за день сигарет


 


Объем
предложения

количество любых
товаров или услуг,
которое продавцы
желают и имеют
возможность продать.


Цена. Один из определяющих объем предложения мороженого факторов — его
цена. В тех случаях, когда на мороженое устанавливается высокая цена, рентабель-
ность производства увеличивается и его предложение возрастает. Ваша компания
переходит на работу в две смены, вы покупаете новое оборудование и нанимаете до-
полнительных рабочих. Напротив, в случае установления низких цен на продукцию
доходность бизнеса снижается и вы сокращаете производство мороженого. Возмож-
но, вы даже захотите выйти из дела, и ваш объем предложения сократится до нуля.


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


97


 


Так как увеличение цены ведет к росту объема предложения и его уменьшению
при снижении цены, мы говорим, что объем предложения прямо пропорционален
цене товара. Зависимость между ценой и объемом предложения называют зако-
ном предложения:
при прочих равных условиях увеличение цены товара ведет к
росту его предложения.

Цены на ресурсы. Для производства мороженого компания «Радость студента»
использует различные ресурсы: молоко, сахар, добавки, производственное оборудо-
вание, здание и труд рабочих. Когда цена одного или нескольких ресурсов возра-
стает, производство становится менее прибыльным и фирма предлагает меньше
мороженого. Если цены на ресурсы значительно выросли, возможно, вам придется
закрыть фирму, а значит, ваше предложение сократится до нуля. Таким образом,
предлагаемое количество товара обратно пропорционально цене используемых для
его производства ресурсов.

Технология. Технология превращения ресурсов в мороженое — еще одна детер-
минанта объема предложения. Внедрение автоматизированной производственной
линии, например, привело бы к снижению затрат труда и издержек фирмы и увели-
чению объема предложения мороженого.

Ожидания. Предложение мороженого в настоящее время, возможно, зависит от
ваших ожиданий, связанных с будущим. Например, если вы считаете, что вскоре
цена мороженого возрастет, вы уменьшите поставки и увеличите запасы готовой
продукции.


Закон
предложения

при прочих равных
условиях объем
предложения товара
возрастает при
увеличении
его цены.


 


Расписание предложения и кривая предложения

Рассмотрим, как влияет на объем предложения изменение цены продукции при
постоянных ценах на ресурсы, неизменной технологии и стабильных ожиданиях.
В табл. 4.4 представлено предложение продавца мороженого Бена при разных
ценах на его товар. Если мороженое стоит меньше одного доллара, Бен свертывает
предложение до нуля. По мере увеличения цены он предлагает все большее количе-
ство мороженого. Такого рода таблицы называют расписанием предложения.

На рис. 4.5 отражена зависимость между объемом предложения мороженого
и его ценой. Кривая, отражающая зависимость между ценой товара и объемом его
предложения, называется кривой предложения. Кривая направлена вверх, посколь-
ку ceteris paribus более высокая цена означает больший объем предложения.


Расписание
предложения

таблица, в которой
отражена зависимость
между ценой на
товар и его предла-
гаемым количеством.

Кривая
предложения

график, отражающий
зависимость между
ценой товара
и объемам его
предложения.


 


 

ЦЕНА СТАКАНЧИКА ЧИСЛО ПРЕДЛАГАЕМЫХ
МОРОЖЕНОГО, В $ СТАКАНЧИКОВ МОРОЖЕНОГО
0,00 0
0,50 0
1,00 1
1,50 2
2,00 3
2,50 4
3,00 5

Таблица 4.4

РАСПИСАНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

БЕНА


4 Зак. № 524


98


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


Рыночное предложение против индивидуального

Как рыночный спрос является суммой спроса всех покупателей, рыночное предло-
жение — совокупность предложений всех продавцов. В табл. 4.5 приведены дан-
ные о предложении двух производителей мороженого — Бена и Джерри при
каждой возможной цене. Рыночное предложение — сумма этих индивидуальных
предложений.

Объем рыночного предложения зависит от факторов, которые определяют пред-
ложение отдельных продавцов: цены товара, цен на ресурсы, используемые для
производства товара, уровня технологий и ожиданий, а кроме того, от количества
поставщиков. (Если Бен или Джерри выйдут из дела, объем предложения мороже-
ного на рынке снизится.) Расписание предложения (табл. 4.5) показывает измене-
ние объема предложения при изменении цены, когда другие детерминирующие его
переменные считаются постоянными.


Рис. 4.5

КРИВАЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕНА
Кривая предложения,
построенная по
данным табл. 4.4,
показывает
зависимость объема
предложения товара
от изменений его
цены. Так как более
высокая цена ведет
к увеличению объема
предложения,
кривая предложения
направлена вверх.


Цена

стаканчика

мороженого

$3,00

2,50

2,00

1,50

1,00

0,50


О   123456789 10 11 12 Количество

стаканчиков
мороженого


Таблица 4.5

РАСПИСАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
И РЫНОЧНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЙ


 

ЦЕНА СТАКАНЧИКА МОРОЖЕНОГО, В $ БЕН ДЖЕРРИ РЫНОК
0 0 +   0 = 0
0,50 0 0 0
1,00 1 0 1
1,50 2 2 4
2,00 3 4 7
2,50 4 6 10
3,00 5 8 13

Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


99


На рис. 4.6 представлены кривые предложения, построенные по данным табл. 4.5.
Как и в случае кривой спроса, для того чтобы получить кривую рыночного предло-
жения, мы суммируем кривые индивидуального предложения по горизонтали. То есть,
чтобы найти общий объем предложения при каждой возможной цене, мы суммируем
индивидуальные предложения по горизонтальной оси индивидуальных кривых спро-
са. Кривая рыночного спроса отражает изменение общего объема предложения в
соответствии с изменением цены товара.

Сдвиги кривой предложения


Предположим, что падает цена на сахар. Как это изменение повлияет на предложе-
ние мороженого? Так как сахар используется в производстве мороженого, паде-
ние цены на этот продукт ведет к повышению прибыли производителей и увеличению
предложения мороженого: при каждой возможной цене продавцы стремятся уве-
личить производство. Таким образом, кривая предложения мороженого сдвигается
вправо.

Изменение любого, за исключением цены товара, фактора, определяющего пред-
ложение, приводит к сдвигу кривой предложения. Любое изменение, которое ведет
к увеличению объема предложения при каждой возможной цене, сдвигает кривую
предложения вправо; любое изменение, которое уменьшает объем предложения
при каждой возможной цене, приводит к смещению кривой предложения влево
(рис. 4.7).

В табл. 4.6 приведены переменные, определяющие объем предложения на рынке
и их воздействие на кривую предложения. Кривая предложения отражает измене-
ние объема предложения товара, при изменении его цены, при условии, что про-
чие факторы, определяющие предложение, считаются константами. Изменение
неценовых факторов предложения приводит к сдвигу кривой предложения.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Перечислите факторы
предложения пиццы.
Приведите пример
данных о предложении
пиццы и отобразите
кривую предложения на
графике. Приведите
пример факторов,
изменение которых
приводит к сдвигу
кривой предложения.
Приведет ли к сдвигу
кривой предложения
изменение цены на
пиццу?


Спрос и предложение

Мы проанализировали спрос и предложение по отдельности. Давайте объединим
их и рассмотрим, как их взаимодействие определяет количество проданного на
рынке товара и его цену.


 

ПЕРЕМЕННЫЕ, ВЛИЯЮЩИЕ  
НА ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цена Движение вдоль кривой предложения
Цены на ресурсы Сдвиг кривой предложения
Технология Сдвиг кривой предложения
Ожидания Сдвиг кривой предложения
Количество продовцов Сдвиг кривой предложения

Таблица 4.6

ФАКТОРЫ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


100


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 



Цена
стаканчика
мороже-
ного
$з,00

2,50

2,00

1,50

1,00

0,50

Цена
стаканчика
мороже-
ного
$3,00

2,50

2,00

1,50

1,00

0,50


Предложение Бена


+


Предложение Джерри


 


0  123456789 10 11 12 Количество

стаканчиков
мороженого


0 12345678 9 10 11 12 Количество

стаканчиков
мороженого


Равновесие


Равновесие

ситуация, в которой
уравновешиваются
спрос и предложение.

Цена равновесия

цена, уравновешива-
ющая спрос и пред-
ложение.

Равновесный
объем

объем предложения
и объем спроса
в условиях, когда
цена уравновешивает
спрос и предложение.

Избыточное
предложение

ситуация, когда объем
предложения превы-
шает объем спроса
на товар.


На рис. 4.8 объединены кривые рыночного предложения и рыночного спроса.
Заметьте, что они имеют только одну точку пересечения, которую принято называть
рыночным равновесием. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется
ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара —
равновесным объемом. В нашем случае равновесная цена составляет $ 2 за ста-
канчик, а равновесный объем — 7 стаканчиков мороженого.

Словарь определяет слово «равновесие» как ситуацию, в которой уравновешива-
ются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равно-
весие. При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают
и имеют возможность приобрести, в точности соответствует объему, который про-
давцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют
ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка: поку-
патели приобрели все, что они желали купить, а продавцы реализовали все товары,
которые они стремились продать.

Действия покупателей и продавцов естественным образом движут рынок
к равновесию спроса и предложения. Чтобы убедиться в справедливости данного
тезиса, рассмотрим, что происходит, когда рыночная цена не равна равновесной цене.

Предположим, что рыночная цена больше равновесной цены (график рис. 4.9 (а)).
При цене $ 2,50 за стаканчик объем предложения товара (10 стаканчиков) превы-
шает объем спроса (4 стаканчика). Образуется излишек товара: установившаяся
цена не позволяет поставщикам продать все, что они хотели, а ситуация называется
избыточным предложением. Продавцы мороженого обнаруживают, что в морозиль-
ных камерах накопились излишки готовой продукции, которую они желали бы, но не
имеют возможности реализовать. Они отвечают на избыточное предложение сни-
жением цен, которые продолжают падение до тех пор, пока рынок не приходит в со-
стояние равновесия.


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


101


 




Цена

стаканчика

мороженого

$3,00


Рыночное предложение


Рис. 4.6

РЫНОЧНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КАК СУММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Мы получаем кривую
рыночного предложе-
ния, суммируя кривые
индивидуального
спроса по горизонта-
ли. При цене $ 3 Бен
предлагает 3 стакан-
чика мороженого, а
Джерри — 4 стаканчи-
ка. Объем рыночного
предложения составля-
ет 7 стаканчиков.


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011121314 1516171819 Количество
(=3 + 4)                                    стаканчиков

мороженого



Цена

стаканчика

мороженого

0


Количество
стаканчиков
мороженого


Рис. 4.7

СДВИГИ КРИВОЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Любое изменение,
которое ведет
к увеличению
предложения при
каждой возможной
цене, сдвигает
кривую предложения
вправо. Любое
изменение, которое
ведет к уменьшению
предложения при
каждой возможной
цене, сдвигает
кривую предложения
влево.


02


Час ть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок.



Рис. 4.8

РАВНОВЕСИЕ
СПРОСА

И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Равновесие — точка
пересечения кривых
спроса и предложения.
При цене равновесия
объем предложения
равен объему спроса.
В нашем случае
равновесие достигается
при цене $ 2:
предлагается 7 стакан-
чиков мороженого и
предъявляется спрос
на 7 стаканчиков
мороженого.


0   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количество

стаканчиков
мороженого


Неудовлетворенный
спрос

ситуация, когда объем
спроса превышает
объем предложения.

Закон спроса
и предложения

утверждает, что цена
любого товара
изменяется, чтобы
привести спрос и
предложение товара
в состояние равно-
весия.


Предположим, что установившаяся рыночная цена ($ 1,50 за стаканчик) — ниже
цены равновесия (график (6) рис. 4.9) иллюстрирует ситуацию неудовлетворенно-
го рыночного спроса. Так как рыночная цена $ 1,50 меньше равновесной цены, объем
спроса (10 стаканчиков) превышает объемпредложения (4 стаканчика). Поскольку
большое число покупателей желали бы приобрести ограниченное количество моро-
женого, поставщики, используя ситуацию дефицита, поднимают цену. В обоих случа-
ях изменение цены подталкивает рынок к равновесию спроса и предложения.

Предположим, что установившаяся рыночная цена ($ 1,50 за стаканчик) —
ниже цены равновесия (рис. 4.9 (б)). Спрос на товар превышает предложение.
На рынке складывается ситуация дефицита товара: покупатели не имеют возмож-
ности купить то количество товара, которое они желали бы, при текущей цене.
Возникает неудовлетворенный спрос (дефицит), когда покупателям приходится
простаивать в длинных очередях, ожидая возможности приобрести желанные ста-
канчики с мороженым, которых явно не хватает. Огромные покупательские массы
гоняются за ограниченным количеством товара, и продавцы отвечают на неудов-
летворенный спрос повышением цен, сохраняя уровень предложения. Как только
цена повышается, начинается движение рынка к равновесию.

Таким образом, совокупность действий множества продавцов и покупателей ав-
томатически подталкивает рыночную цену к равновесной цене. Как только на
рынке устанавливается равновесие, покупателей и продавцов охватывает чувство
удовлетворения, исчезает давление на цену и сверху и снизу. Скорость, с которой
устанавливается равновесие, определяется рынком и тем, как быстро изменяются
цены. На большинстве свободных рынков ситуации избыточного предложения
и неудовлетворенного спроса — явления временные, поскольку цены, очевидно,
стремятся к равновесному уровню. Данный феномен настолько всеобъемлющ, что
иногда его называют законом спроса и предложения: цена любого товара стре-
мится достичь такого уровня, когда предложение товара и спрос на товар
уравновешиваются.


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


103


 


(а) Избыточное предложение

Цена

стаканчика

Предложение


мороженого

$2,50

2,00

0                       4            7           10                Количество

Объем                    Объем                    стаканчиков

спроса                    предложения          мороженого

(б) Неудовлетворенный спрос

Цена

стаканчика

$2,00


1,50


мороженого


Рис. 4.9

НЕРАВНОВЕСНАЯ
РЫНОЧНАЯ
СИТУАЦИЯ
График (а) иллюстри-
рует избыточное
рыночное предложе-
ние. Так как рыночная
цена $ 2,50 превыша-
ет цену равновесия,
объем предложения
(10 стаканчиков)
превышает объем
спроса (4 стаканчика).
Поставщики пытаются
увеличить продажи
с помощью снижения
цены стаканчика
мороженого, что
сдвигает цену
к точке равновесия.
График (б) иллюстри-
рует ситуацию не-
удовлетворенного
рыночного спроса.
Так как рыночная
цена $ 1,50 меньше
равновесной цены,
объем спроса
(10 стаканчиков)
превышает объем
предложения
(4 стаканчика).
Поскольку большое
число покупателей
желали бы приобре-
сти ограниченное
количество мороже-
ного, поставщики,
используя ситуацию
дефицита, поднимают
цену. В обоих случаях
изменение цены
подталкивает рынок
к равновесию спроса
и предложения.


0                       4            7           10                 Количество

Объем                        Объем             стаканчиков

предложения               спроса             мороженого


104


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 



 


Анализ изменений равновесия. Три шага

Мы рассмотрели, как взаимодействие спроса и предложения определяет равнове-
сие рынка, которое, в свою очередь, детерминирует цену и количество производи-
мого и приобретаемого товара. Конечно, равновесная цена и объем продукции
зависят от положения кривых спроса и предложения. Когда какое-то событие
приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восста-
навливается на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого
и нового равновесия называют сравнительной статикой.

Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает
в себя три шага. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое
событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых.
Во-вторых, мы определяем направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих,
мы используем график с кривыми спроса и предложения, который облегчает нам
понимание влияния сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приоб-
ретаемого товара. Последовательность этих шагов представлена в табл. 4.7. Да-
вайте рассмотрим применение этого метода в отношении различных событий,
которые могут повлиять на ситуацию на рынке мороженого.

Пример: изменение спроса. Предположим, что стоит жаркое лето. Как
установившаяся погода влияет на рынок мороженого?

1. Жаркая погода воздействует на спрос; изменяются вкусы людей по отношению

к мороженому. То есть количество мороженого, которое желали бы купить
люди при каждой возможной цене, увеличивается. Кривая предложения не из-
меняется, поскольку погода не оказывает прямого влияния на фирмы-произво-
дители мороженого.

2. Так как жаркая погода приводит к тому, что желание людей приобрести мороже-
ное возрастает, кривая спроса сдвигается вправо. Кривая спроса на мороженое


Таблица 4.7

ТРИ ШАГА

СРАВНИТЕЛЬНОЙ

СТАТИКИ


 

1. Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих
  кривых).
2. Определение направления сдвига кривой.
3. Использование графика кривых спроса и предложения и анализ влияния сдвига
  на рыночное равновесие.

Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


105


смещается из положенияО, в положениеD2 (рис. 4.10). Сдвиг демонстрирует,
что требуемое количество мороженого при каждой возможной цене возрастает.
3. Возрастание спроса повышает цену равновесия с $ 2,00 до $ 2,50, а равновес-
ный объем — с 7 до 10 стаканчиков (рис. 4.10). Другими словами, жаркая
погода привела к возрастанию цены мороженого и количества проданного
мороженого.


Сдвиги кривых и движение вдоль кривых. Заметьте, что, когда жаркая погода
увеличивает цены на мороженое, количество мороженого, которое предлагают фир-
мы, возрастает, хотя кривая предложения не изменяется. В этом случае экономис-
ты говорят, что происходит увеличение «объема предложения», а не изменение
«предложения».

Под «предложением» понимается положение кривой предложения, в то время
как под «объемом предложения» — количество поставщиков, предлагающих про-
дукт. В этом примере предложение не изменяется, потому что погода не сказыва-
ется на желании компаний изменить предложение при каждой возможной цене.
Напротив, жаркая погода приводит к изменению желаний потребителей приобрести
определенное число стаканчиков мороженого при каждой возможной цене и, сле-
довательно, к сдвигу кривой спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены
равновесия и, соответственно, возрастанию объема предложения, то есть движению
вдоль кривой предложения.

В общем, сдвиг кривой предложения называется изменением предложения, а сдвиг
кривой спроса называется изменением спроса. Движение вдоль фиксированной
кривой предложения называется изменением объема предложения, а движение
вдоль фиксированной кривой спроса — изменением объема спроса.

Пример: изменение предложения. Предположим, что в следующем году, опять-
таки летом землетрясение привело к тому, что несколько фабрик мороженого
прекратили работу. Как данное событие повлияет на рынок мороженого?


Рис. 4.10

ВЛИЯНИЕ
ВОЗРАСТАНИЯ
СПРОСА

НА РАВНОВЕСИЕ
Событие, которое
приводит к увеличе-
нию объем спроса
при каждой возмож-
ной цене, приводит к
сдвигу кривой спроса
вправо. Цена равнове-
сия и равновесный
объем возрастают.
В нашем случае
необычно жаркое
лето приводит к
тому, что покупатели
желали бы приобре-
тать больше моро-
женого. Кривая
спроса сдвигается из
положения D1 в
положение D2, что
ведет к увеличению
цены равновесия
с $2,00 до $ 2,50, а
равновесный объем
товара возрастает
с 7 до 10 стаканчиков.


106


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 


Рис. 4.11

ВЛИЯНИЕ
СОКРАЩЕНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НА РАВНОВЕСИЕ
Событие, которое
уменьшает объем
предложения при
каждой возможной
цене, приводит к
смещению кривой
предложения влево.
Цена равновесия
растет, а равновесный
объем уменьшается.
В нашем случае
землетрясение
приводит к тому, что
продавцы предлагают
меньшее количество
мороженого. Кривая
предложения двига-
ется из положения S1
в положение S2, что
приводит к увеличе-
нию цены равновесия
с $ 2,00 до $ 2,50, а
равновесный объем
уменьшится
с 7 до 4 стаканчиков.


 

1. Землетрясение воздействует на кривую предложения. Количество продавцов
уменьшается, что приводит к изменению объема производства и предложения
мороженого при каждой возможной цене. Кривая спроса неизменна, поскольку
землетрясение не влияет на объем мороженого, которое желали бы приобрести
домашние хозяйства.

2. Кривая предложения сдвигается влево, так как снижается общее количество
компаний, желающих и способных предложить мороженое при каждой возмож-
ной цене. Уменьшение предложения приводит к сдвигу кривой предложения из
положения 5, в положение S2 (рис. 4.11).

3. Смещение кривой предложения увеличивает цену равновесия с $ 2,00 до
$ 2,50; равновесный объем уменьшается с 7 до 4 стаканчиков. В результате
землетрясения цена мороженого растет, а проданное количество мороженого
уменьшается.

Пример: одновременное изменение спроса и предложения. Теперь пред-
положим, что стоит жаркая погода и одновременно происходит землетрясение.
Анализируя это сочетание событий, мы еще раз делаем три шага.

1. Мы приходим к выводу, что смещаются и кривая спроса и кривая предложе-
ния. Жаркая погода приводит к сдвигу кривой спроса, поскольку изменяется
объем мороженого, которое домашние хозяйства желали бы приобрести при
каждой возможной цене. В то же время землетрясение детерминирует смеще-
ние кривой предложения, поскольку изменяется количество мороженого, кото-
рое желали бы продать фирмы при каждой возможной цене.

2. Кривые сдвигаются в том же направлении, что и в нашем предыдущем ана-
лизе: кривая спроса смещается вправо, кривая предложения — влево
(рис. 4.12).


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


107


 





 


 


*Два доллара...


...и семьдесят пять центов».


 


3. В зависимости от относительного размера сдвигов спроса и предложения воз-
можны два варианта развития событий (рис. 4.12), но равновесная цена увели-
чивается в обоих случаях. На графике (а) существенно увеличивается спрос, а
предложение уменьшается незначительно, равновесный объем также увеличива-
ется. Напротив, на графике (б) предложение значительно уменьшается, а спрос
возрастает на существенно меньшую величину, равновесный объем сокращает-
ся. Таким образом, произошедшие события определенно увеличивают цену мо-
роженого, но их влияние на объем его продаж неоднозначно.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Проанализируйте
развитие событий на
рынке пиццы в случае,
когда возрастает цена
на помидоры. Рассмот-
рите ситуацию на
рынке пиццы в случае,
когда уменьшается цена
на гамбургеры.


Заключение: цены и распределение ресурсов



Мы проанализировали взаимодействие спроса и предложения на рынке одного
товара — мороженого. Полученные нами выводы применимы и к рынкам других
товаров. Любая ваша покупка есть ваш личный вклад в величину спроса на
конкретный товар. Если вы заняты поисками работы — вы участвуете в предложе-
нии труда. Так как спрос и предложение распространенные экономические фено-
мены, модель спроса и предложения — прекрасный аналитический инструмент,
которым мы будем постоянно пользоваться и в следующих главах.

Один из Десяти принципов экономике, о которых говорилось в гл. 1, гласит, что
рынки обычно представляют прекрасный способ организации экономической дея-
тельности. Пока мы не имеем оснований оценить результаты функционирования
рынков, так как только-только начали рассматривать их работу. В любой экономи-
ческой системе ограниченные ресурсы распределяются на конкурирующие цели.
В рыночной экономике такое распределение происходит под воздействием сил спро-
са и предложения, когда их взаимодействие определяет уровень цен на многие
товары и услуги; а цены, в свою очередь, являются сигналами, детерминирующими
объем и направления ресурсных потоков.

Рассмотрим, к примеру, распределение такого ресурса, как полоса пляжа. Так
как площадь прибрежной полосы ограниченна, далеко не каждый желающий имеет
возможность наслаждаться роскошью жизни на побережье. Кто получает этот
ресурс? Тот, кто имеет желание и возможность заплатить за него. Цена на земель-


108


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 


Количество
стаканчиков
мороженого


Рис. 4.12

СДВИГИ СПРОСА
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В рассматриваемом
случае мы наблюдаем
одновременное
увеличение спроса
и уменьшение
предложения.
Возможны два
результата. На
графике (а) цена
равновесия увеличи-
вается с P1 до P2, а
равновесный объем
возрастает с Q1 до Q2.
На графике (б) цена
равновесия увели-
чивается с P1 до P2,
а равновесный объем
уменьшается с O1 до O2.


(а) Цена возрастает, равновесный объем увеличивается

Цена

стаканчика

мороженого


(б) Цена увеличивается, равновесный объем уменьшается



Значительное

уменьшение

предложения


Количество
стаканчиков
мороженого


 


ные участки на побережье будет изменяться до тех пор, пока объем спроса на них
не будет полностью соответствовать объему предложения. В рыночной экономике
цены — важнейшая часть механизма рационального распределения ресурсов.

Аналогичным образом цены определяют, кому производить каждый товар
и в каком количестве. Рассмотрим, к примеру, фермерскую деятельность. Так как


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


109


 


Новости

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
И ЦЕНА НА БУМАГУ

Предлагаемая вашему вниманию статья
живописует развитие рынка бумаги. Про-
читав ее, попытайтесь определить сдвиги
кривой спроса и кривой предложения.
Будьте внимательны, не перепутайте сдви-
ги кривых с движением вдоль кривой.

ЦЕЛЛЮЛОЗНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Джерри Аккерман

Взгляните на цены в газетном киоске
или на ваш пакет из бакалейного мага-
зина — наглядные свидетельства все-
мирного экономического процесса:
растущий спрос на бумагу привел к уве-
личению цен на нее почти до рекордного
уровня.

Ни один вид бумаги не остался в сто-
роне от него. Папиросная бумага, офис-
ная бумага, газетная бумага, даже сырье
для производства картона — все се-
годня на 25-40% дороже, чем в начале
1994 г., и ожидается, что рост цен на
этом не остановится.

«Производители заявляют, что дан-
ная тенденция сохранится в течение
ближайших полутора лет», — утверж-
дает Эдвард Розенблум, президент
Empire Paper Co., компании-дистрибь-
ютера офисной бумаги из Бостона.


Если покупатели супермаркетов хо-
тят получить бумажный, а не пластико-
вый пакет, они вынуждены просить
продавцов об особой услуге, админист-
рация учреждений пытается ограничить
доступ сотрудников к копировальным
аппаратам, печатники предпринимают
дополнительные усилия, чтобы умень-
шить отходы бумаги и снизить цены для
потребителей. Газеты просто урезают
большие статьи, чтобы избежать повы-
шения цен из-за увеличения стоимости
газетной бумаги.

Неудивительно, что производители
бумаги счастливы. Они считают, что их
отрасль в течение нескольких лет спада
терпела незаслуженные убытки. Вирд-
жил Нортон из торговой организации
American Forest and Paper Association
считает, что бумажная промышленность
получает прибыль только последние три
года из 14 лет...

Повышение цен пришло на смену
длившемуся пять лет глубокому эконо-
мическому спаду, который, по словам
лидеров отрасли, оказался самым тяже-
лым из известных им кризисов. Сокра-
щение рекламных площадей привело к
повсеместному уменьшению объемов пе-
чатных изданий, а сокращение объемов
продаж потребительских товаров —
к уменьшению производства упаковоч-
ных материалов.

Но производители бумаги, вдохнов-
ленные бумом 1980-х гг., не желали
остановить ввод новых производствен-
ных мощностей, призванных удовлетво-


рить ожидаемое увеличение спроса.
По данным American Forest and Paper
Association,
в 1990-1991 гг. в США
были введены в действие пять громад-
ных комплексов по производству га-
зетной бумаги, строительство которых
обошлось в $2 млрд., а производ-
ственные мощности возросли на 9,5 %.
То же и в Канаде; а ведь эти две стра-
ны дают 75 % мирового объема произ-
водства газетной бумаги.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.202 с.)