Конкуренция : совершенная и несовершенная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция : совершенная и несовершенная



Предположим, что перед нами рынок, на котором царит совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция на рынке определяется двумя основными характерис-
тиками: 1) все предлагаемые продавцами товары примерно одинаковы, и 2) поку-


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения


8!


 


пателеи и продавцов так много, что ни один покупатель или продавец не в силах
повлиять на рыночную цену. Поскольку при совершенной конкуренции покупате-
ли и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют
принимающими цену.

В реальной жизни под определение совершенной конкуренции прекрасно подхо-
дят такие рынки, как рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают зерно, а
миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупа-
тель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность.

Тем не менее на рынках многих товаров и услуг конкуренция несовершенна.
На некоторых рынках есть только один продавец, который и устанавливает цену.
Такой продавец называется монополистом. Им может быть, например, телевизион-
ная кабельная компания небольшого городка или городского района, ведь ее теле-
зрители не имеют возможности обратиться к другому поставщику.

На некоторых рынках — несколько продавцов, которые далеко не всегда на-
строены на агрессивную конкуренцию. Такой тип рынка называется олигополией.
Например, если авиаперевозки между двумя крупными городами осуществляют
две-три компании, они попытаются избежать конкуренции, чтобы удержать цены на
билеты на высоком уровне.

На некоторых рынках многие продавцы предлагают несколько различающиеся по
своим характеристикам товары, а значит, у каждого поставщика есть возможность
установить определенную цену. Такой рынок называют рынком монополистической
конкуренции.
Пример — производство программного обеспечения. Рынок предлага-
ет нам множество конкурирующих текстовых редакторов, но каждая программа отли-
чается от всех остальных по своим свойствам и имеет определенную цену.

Несмотря на разнообразие типов рынков, мы начнем их изучение с рынка со-
вершенной конкуренции, анализ которого не представляет особых затруднений.
Более того, так как большинство рынков характеризуются некоторой степенью
конкуренции, многие из уроков, которые мы получим, изучая спрос и предложе-
ние в условиях совершенной конкуренции, мы используем в анализе более слож-
ных рынков.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Что такое рынок?
Что означает, что
рынок является
конкурентным?


Спрос

Мы начинаем изучение рынков с поведения покупателей и рассмотрим, что опреде-
ляет объем спроса на любой товар, то есть количество товара, которое потребители
желают и могут приобрести. Давайте еще раз вспомним о мороженом.

Факторы спроса


Рассмотрим ваш спрос на мороженое. Почему вы каждый месяц приобретаете опре-
деленное количество мороженого, какие факторы влияют на ваше решение?

Цена. Если цена на упаковку мороженого увеличится до $ 20, вы, очевидно, огра-
ничите его покупки, возможно, компенсируете желание съесть что-нибудь холод-
ненькое замороженным йогуртом. Если цена на упаковку мороженого упадет до
20 центов, вы позволите себе не одну, а две-три порции в день. Уровень спроса
уменьшается, когда растет цена, и увеличивается, когда цена падает; принято гово-
рить, что объем спроса обратно пропорционален цене товара. Зависимость между


Объем спроса -

количество
товара, которое
покупатели
желают и могут
приобрести.


90


Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 


Закон спроса

гласит, что при
прочих равных
условиях, когда
цена товара растет,
объем спроса умень-
шается.

Нормальный
товар

товар, объем спроса
на который при
прочих равных усло-
виях возрастает при
увеличении дохода.

Низший товар

товар, объем спроса
на который при
прочих равных
условиях возрастает
при уменьшении
доходов
потребителей.

Взаимозаменяющие
товары
(субституты)

два товара, для
которых увеличение
цены одного ведет
к возрастанию
спроса на другой.

Взаимодополняю-
щие товары

два товара, для
которых увеличение
цены на один приво-
дит к снижению
спроса на другой.


ценой и объемом спроса справедлива для большинства товаров, фактически она
настолько всеобъемлюща, что экономисты называют ее законом спроса: при про-
чих равных условиях, когда цена на товар возрастает, объем спроса на товар
уменьшается.

Доход. Как отразится на предъявляемом вами спросе на мороженое потеря вами
работы? Весьма вероятно, что он снизится. Уменьшение дохода ведет к сокра-
щению и ваших расходов: очевидно, что вам придется ограничить себя в по-
треблении некоторых, а скорее всего большинства, товаров. Когда при снижении
доходов потребителей спрос на товар уменьшается, такой товар называют нор-
мальным товаром.

Кроме нормальных, на рынке присутствуют и товары, спрос на которые растет,
несмотря на то что доходы потребителей снижаются. Такие товары называют низ-
шими товарами.
Пример низшего товара — поездки на автобусе. Если ваши дохо-
ды снижаются, вы откладываете покупку автомобиля, прекращаете пользоваться
услугами такси и начинаете изучать маршруты городских автобусов.

Цены на взаимосвязанные товары. Предположим, что цена на замороженный
йогурт снижается. Закон спроса говорит, что вы, вероятно, увеличите его закупки.
В то же время вы, скорее всего, будете покупать меньше мороженого. Так как мороже-
ное и замороженный йогурт относятся к классу холодных, сладких, кремообразньгх
десертов, они удовлетворяют схожие потребности. Если снижение цены одного товара
ведет к уменьшению спроса на другой товар, оба товара называют взаимозаменяю-
щими (субститутами).
Другие пары товаров-субститутов составляют хот-доги и гам-
бургеры, свитера и теплые рубашки, билеты в кинотеатр и видеокассеты.

Предположим, что снижается цена на фруктовые сиропы. В соответствии с
законом спроса вы будете покупать больше фруктовых сиропов. А поскольку вы
предпочитаете потреблять их вместе с мороженым, вы будете покупать больше
мороженого. Когда уменьшение цены одного товара ведет к повышению спроса на
другой товар, такие товары называют взаимодополняющими. Другие пары взаимо-
дополняющих товаров образуют бензин и автомобили, компьютеры и программное
обеспечение, горные лыжи и билеты на подъемники.

Вкусы. Самый очевидный фактор вашего спроса — ваши вкусы. Если вам нра-
вится мороженое, вы покупаете его в огромных количествах. Обычно экономисты
даже не пытаются объяснить вкусы людей, так как предпочтения формируются
под воздействием исторических и психологических факторов, исследование кото-
рых — за пределами предмета экономике. Тем не менее экономисты изучают
последствия изменения вкусов.

Ожидания. Ожидания будущего могут повлиять на ваш текущий спрос на товары
и услуги. Например, если вы ожидаете получить в следующем месяце в дополне-
ние к стипендии денежный перевод от родителей, вы, возможно, не откажете себе в
использовании некоторой части текущих сбережений на мороженое. Если вы узна-
ли, что с завтрашнего дня цены на мороженое понизятся, сегодня вы, вероятно,
купите его несколько меньше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.008 с.)